Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Предыдущие фрагменты:
-
Словенцы – первый из славянских народов, принявших веру во Христа
-
Начало Польского государства и крещение Польши. Часть 3. Первое столетие Польской Церкви
Начало обращения венгров к вере во Христа
В 974 году Геза был крещен с именем Стефан бенедиктинцем Бруно, которого сам папа хиротонисал в епископа Венгрии. В правление Гезы в Паннонхалме был основан бенедиктинский монастырь с храмом, посвященным святителю Мартину Турскому, родиной которого была Паннония. В Трансильванию миссионеры прибывали в основном из империи ромеев, они вводили в местных церквах византийский обряд, в то время как миссионеры, приглашенные Гезой из Германии, проповедовали в Подунавье и придерживались латинского обряда. Cоздаваемая под покровительством великого князя Венгерская церковь зависела напрямую от папы. Крещение Геза принял, очевидно, по политическим мотивам, оно едва ли было следствием искреннего обращения к вере во Христа. Имея, пока он был язычником, помимо старшей супруги Шарольты, дочери дьюлы Трансильвании, как и ее отец, крещенной по византийскому обряду, еще несколько жен, Геза не захотел расстаться со своим гаремом и после крещения. Более того, он продолжал приносить жертвы национальным богам мадьярского народа, который в его правление в массе своей оставался языческим. На упреки со стороны епископа по этому поводу монарх отвечал с не скрываемым цинизмом, что он достаточно богат, чтобы жертвовать и старым богам, и новому Богу.
Крещение Геза принял по политическим мотивам, оно едва ли было следствием искреннего обращения к вере во Христа
В мифологии мадьяр существовало три мира: верхний, в котором пребывают боги: Иштен, верховный бог, создавший мир не без помощи Эрдёги (дьявола), Иштенанья (мать Иштена), бог войны Хадур, бог ветра Селкирай; срединный мир, где живут люди, а также орисаоки (гиганты, обитающие в горах), тёрпеки (карлики) и маноки (эльфы); и подземный мир, куда нисходят грешники после смерти и где царствует Эрдёга. В центре мира растет древо жизни; его корни в подземном мире, ствол – в срединном мире людей, а крона – в верхнем мире богов; небесный свод имеет вид шатра, а звезды – это дырки в шатре.
Епископ Мерзебургский Титмар дал Гезе своеобразную характеристику, удивительную по своей снисходительности. По его словам,
он «был весьма жесток; многих людей убил он в приступе внезапной ярости. Когда он стал христианином, то для упрочения новой веры весьма сурово обходился с теми подданными, кто ей противился, и таким образом, пылая рвением к Богу, смыл старый свой грех. Принося жертвы и всемогущему Богу и прочим лживым богам, он, будучи обвинён в этом своим епископом, отвечал, что, поступая так, стал сильным и богатым»1.
Зато Титмар не находит оправдания жестокости супруги Гезы Шарольты, которую он называет иначе – усвоенным ей комплиментарным прозвищем:
«жена его, носившая славянское имя Белекнегини, что значит “прекрасная госпожа”, пила сверх меры и, совершая однажды путь на коне, подобно воину, убила в порыве сильного гнева некоего мужа. Лучше бы её порочная рука касалась веретена, а сумасбродный дух укрощался бы терпением»2.
Епископ Дьерский Хартвик, живший на рубеже XI и XII веков, писал:
«Гейза… установил правило, согласно которому всем христианам, желающим войти в его владения, должны быть оказаны гостеприимство и безопасность. Он разрешил священнослужителям и монахам посещать его присутствие; он предложил им охотно слушать и порадовал их прорастанием семени истинной веры, посеянного в саду его сердца»3.
Режим гостеприимства для иностранцев-христиан введен был Гезой не только по причине его обращения, но и потому, что он нуждался в тяжелой кавалерии для успешных войн, в то время как мадьярское войско представляло собой легкую конницу, которой европейские армии научились давать отпор, что и было блестящим образом продемонстрировано в сражении на берегу Леха. Он приглашал на службу немецких рыцарей, а также норманнов, хорватов и болгар. Но когда после смерти императора Оттона II в Германии разразилась междоусобица, Геза не преминул воспользоваться ею, и в 983 году его войско, включая и тяжелую кавалерию, состоявшую в основном из наемных швабских рыцарей, вторглось в Баварию и штурмом захватило крепость Мельк – Австрия, где расположен этот город ныне, входила тогда в состав Баварского герцогства. В 991 году венгров вытеснили оттуда, а в 996 году был заключен договор между Генрихом Баварским и Гезой Венгерским, по которому граница между их владениями проходила по реке Лейте: в эпоху двуединой монархии Габсбургов австрийские владения назывались Цислейтанией, а венгерские Транслейтанией.
Договор между двумя правителями был скреплен династическим браком: сын Гезы и Шарольты Вайк, в крещении Стефан, или по-венгерски Иштван, женился на дочери герцога Баварии Генриха IV. Неизвестно, кто был матерью или матерями дочерей Гезы – Шарольта или другие его жены, но известно, за кого они вышли замуж: старшая Юдифь – за Болеслава Польского, Маргарита – за Гавриила Романа Болгарского, Илона – за дожа Венеции Оттона Орсеоло и Гизела – за венгерского магната Самуила Абу, впоследствии учинившего мятеж.
Незадолго до смерти Геза, сославшись на пример христианских монархов Европы, потребовал от князей и других вельмож Венгерского государства поклясться в верности его сыну Вайку, когда тот по праву старшинства в роде, а не в соответствии со старинным лествичным порядком престолонаследия унаследует отцовский престол, и это его требование было выполнено. Надьфейендел Геза скончался в 997 году.
Правление короля Венгрии святого Стефана
Ему наследовал его единственный сын Вайк. Время его рождения в точности не известно: но логический диапазон предполагаемой даты охватывает годы от 969-го до 980-го. В самом начале правления ему пришлось вступить в вооруженную борьбу с двоюродным дядей Коппанем, князем Шомодя и Бихара, дружина которого состояла из язычников. С помощью рыцарей, присланных его тестем герцогом Баварии Генрихом, Коппань был разбит и погиб в битве под Веспремом, после чего его тело было четвертовано и для устрашения потенциальных противнков Вайка по частям развешано на стенах крепостей Веспрема, Дьёра, Фехервара и Дьюлафехервара. В венгерской историографии не раз повторявшиеся попытки Арпадовичей свергнуть своих правящих племянников, к которым престол переходил по праву майората вопреки старинному лествичному порядку, получили название «синдрома Коппаня».
В праздник Рождества Христова, 25 декабря 1000 года, а по другим сведениям, 1 января 1001 года, в Секешфехерваре Вайк, в крещении Иштван, или Стефан, был увенчан королевской короной легатом папы Сильвестра II Астриком. Эта корона стала затем почитаться как священная реликвия, которой короновали королей Венгрии в течение многих веков.
Корона Стефана стала почитаться как священная реликвия, которой короновали королей Венгрии в течение многих веков
Став королем, Иштван продолжил политику отца, направленную на укрепление централизованного государства. В 1003 году он изгнал из страны правившего в Трансильвании на началах автономии своего дядю по матери Дьюлу Младшего, который нашел прибежище у правителя Польши Болеслава Храброго. Дьюла был, в отличие от Копаня, не язычником, а христианином, но придерживался распространенного в христианских общинах Трансильвании византийского обряда. Позже такой же участи подвергся князь Баната Айтон, тоже, в отличие от Иштвана, христианин византийского обряда, противившийся внедрению в его княжестве латинского обряда. В 1008 году королевской власти были подчинены ранее полунезависимые «черные» венгры, в которых большинство историков видит кабаров – потомков хазар, присоединившихся к мадьярам.
При монархе действовал совещательный орган – королевский совет, состоявший из высокопоставленных сановников, включая и высших клириков; первенство в совете принадлежало палатину, совмещавшему обязанности главы правительства и верховного судьи, но высшей судебной властью обладал король, который мог отменить любое судебное постановление. С целью укрепления центральной власти Иштван упразднил деление мадьярского народа на 8 племен, не упразднив при этом родовых общин. Вместо племен введено было территориальное деление – 32 комитата, или жупы – название, которое заимствовано было у местного славянского населения, а к нему в свою очередь перешло от господствовавших ранее над ними аваров. Назначаемые и смещаемые королем начальники комитатов, или жуп, назывались ишпанами – от жупанов Великой Моравии. Они обладали административными и судебными полномочиями, обнаруживая близкое подобие графам Карла Великого; со временем они, как и графы франков, сделали свою должность наследственной и превратили управляемые области в вассальные владения. Ишпаны обладали судебными, полицейскими, фискальными и военными полномочиями, опираясь в управлении комитатами на содействие местных магнатов и землевладельцев-воинов, иными словами, на формирующийся феодальный элемент, в состав которого, помимо мадьяр, входили и подвергшиеся мадьяризации потомки местной славянской или валашской знати. Резиденции ишпанов находились в замках, расположенных внутри старых городов либо стоявших изолированно; вокруг них со временем вырастали новые городские поселения. В русле вестернизации венгерского общества потомки прежних племенных вождей стали титуловаться герцогами, а ишпаны – графами.
Финансировались ишпаны и вся администрация комитата за счет трети от денежных и натуральных налогов, остальные две трети сборов переправлялись в королевскую казну. Налоговые платежи составляли десятину доходов податных лиц, в число которых не входили придворные сановники, чиновники из королевской канцелярии, ишпаны и состоявшие на их службе лица, клирики и воины. При Иштване началась чеканка венгерских серебряных монет с легендами STEPHANUS REX («Стефан король») и REGIA CIVITAS («королевский град»), имевших хождение и за пределами Венгерского государства. Первый король Венгрии отменил в своей стране рабство. При нем составлено было два законодательных сборника, оба на латинском языке.
В стране был установлен порядок, относительно безопасный как для ее жителей, так и для иностранцев, среди которых было много не только наемных рыцарей, купцов, но и паломников, шедших из стран Запада через Венгрию поклониться святыням Иерусалима, Константинополя и других городов христианского Востока, состоявших под властью ромеев или мусульман. Монах из Бургундии Рауль Глабер писал:
«В это время кто следовал из Италии и Галлии ко гробу Господню, стремились, оставив прежний, привычный путь, проходивший по морям, следовать по стране короля Стефана. Он сделал путь безопасным для всех, приветствуя всех, кого он встречал, и нагружая неисчислимым количеством подарков. Под влиянием такого любезного приёма и дворяне, и простолюдины в несчётном количестве шли в Иерусалим»4.
При Стефане произошло массовое обращение мадьяр, ставших в первой половине XI века христианским народом
В отличие от отца, крестившегося, но едва ли ставшего сознательным христианином, Стефан был искренне и деятельно благочестивым правителем. Он прилагал усилия к просвещению своего народа светом Евангелия: при нем произошло массовое обращение мадьяр, ставших в первой половине XI века христианским народом. Папа Сильвестр даровал Стефану вместе с короной титул апостолического короля. Ему предоставлена была власть автономного управления церквами своей страны, включая инвеституру.
В Венгрии учреждены были епархии, из которых две с кафедрами в Эстергоме и Калоче имели статус архиепископий. Первенство принадлежало Эстергомской архиепископии, которую занял венгр Домокош. Архиепископу Эстергома предоставлено было право впредь совершать коронацию венгерских королей, но местом коронации стала базилика столичного Секешфехервара, в которой находилась и королевская усыпальница. Коронация королевы совершалась в Веспреме. В отличие от церквей Чехии и Польши, Венгерская церковь не зависела от архиепископов Германской империи. Кафедры других епархий находились в Дьёре, Веспреме, Пече, Эгере, Чанаде, Бихаре и Дьюлафехерваре. Административным аппаратом правящих епископов служили капитулы – собрания клириков кафедральных соборов.
Содействуя успеху христианской миссии в своей стране, Стефан установил порядок, чтобы на 10 деревень приходилась одна церковь; большая часть из них построена была в его правление. Король по примеру других христианских государств Запада установил десятину в пользу церкви и, будучи верховным собственником всей земли королевства, совершал многочисленные земельные пожалования церковным учреждениям. Под его покровительством были основаны бенедиктинские монастыри в Залаваре, в Пече и в Баконьбеле. При кафедральных соборах и монастырях устраивались школы для местных детей, где непременно изучали, помимо закона Божия, латинский язык, так что выпускники таких школ впоследствии могли становиться клириками.
Одним из самых деятельных подвижников на ниве христианского просвещения мадьяр был епископ Чанадский Геллерт. По происхождению он принадлежал к венецианской аристократии, один из его родственников был дожем. Образование Геллерт получил в родном городе, где он принял постриг, и затем в Болонье. В 1015 году, будучи аббатом бенедиктинского монастыря святого Георгия (Сан-Джорджо Маджоре), он отправился в паломничество в Иерусалим. Добраться до Святой Земли паломникам не удалось из-за шторма, но по пути Геллерт познакомился с венгерским аббатом, который пригласил его в свою страну. Приглашение было принято, и с 1020 года до конца своей жизни Геллерт подвизался в Венгрии, где он был принят королем, поручившим ему устраивать монастырские школы и преподавать в них, строить храмы. Король попросил чужестранного аббата стать наставником и учителем его сына Имре (Эмерика), и Геллерт взялся за это ответственное дело – воспитание наследника престола. Правда, Имре не взошел на престол отца: в 30 лет, еще при жизни Иштвана, на охоте в Трансильвании он стал жертвой нападения разъяренного кабана. В Хильдесхеймских анналах он именуется герцогом Руси. Возможно, что этот титул связан каким-то образом с пребыванием на службе венгерского короля русских воинов-наемников. В 1030 году Геллерт был поставлен епископом Чанадским. В 1038 году после смерти Стефана в Венгрии вспыхнул мятеж язычников. Епископ Геллерт был схвачен язычниками, его поместили в бочку, утыканную гвоздями, и пустили ее под гору. Эта гора, расположенная в Будапеште, носит имя мученика Геллерта.
В 1015 году венгры воевали в союзе с ромеями против болгар, участвуя во взятии Охрида. Затем, когда правитель Польши Болеслав захватил север Словакии, Иштвану пришлось воевать с поляками, которых ему удалось изгнать из бассейна реки Моравы. Король Венгрии поддерживал добрые отношения с императором Генрихом II, но в 1030 году правивший в Германии император Конрад II оказал поддержку врагам Стефана в Венгрии, которые стремились к реваншу язычества, направив на помощь мятежникам своих рыцарей. Опираясь на христиан в аристократии и народе, Стефан разгромил врагов вначале на территории своей страны, а затем и окончательно у стен Вены, так что, когда в 1031 году с Конрадом заключен был мир, тому пришлось уступить Венгрии территорию, расположенную между реками Лейта и Фиша. Установлению дружественных отношений Венгрии с соседями способствовали династические браки: сестра Стефана была выдана замуж за дожа Венеции Оттона Орсеоло, а его двоюродный брат Ласло (Владислав) Лысый женился на дочери Крестителя Руси святого Владимира Премиславе.
В 2000 году имя святого Стефана было внесено в святцы Поместных Церквей, включая и Русскую Православную Церковь
Король Венгрии Стефан скончался 15 августа 1038 года, оставив свою страну государством, которое безраздельно доминировало в обширном регионе Карпат. Его останки погребли в посвященной Пречистой Деве базилике в Секешфехерваре. Папа Григорий VII в 1083 году совершил канонизацию короля Стефана вместе с его сыном Эмериком и убиенным язычниками епископом Геллертом. В 2000 году имя святого Стефана было внесено в месяцеслов Константинопольского Патриархата, а затем и в святцы других Поместных Церквей, включая и Русскую Православную Церковь.
Венгрия в правление преемников святого Стефана
Святой Стефан пережил своих рано умерших детей. Венгерскую корону наследовал его племянник по сестре сын венецианского дожа Петр Орсеоло, родившийся около 1010 года. Против него еще при жизни Стефана, когда Петр был объявлен наследником, выступил двоюродный брат Стефана Вазул (Василий). Заговор был сорван, и Вазул подвергся ослеплению, по некоторым источникам – по приказу не короля, но его супруги Гизелы. Продолжая политику святого Стефана, король Петр основывал монастыри, построил базилику в Пече, учредил епископскую кафедру в Ваце. В первые годы правления Петр проводил антигерманскую политику: в 1039 году венгры воевали с Баварией, а в следующем году Петр помог герцогу Богемии Бржетиславу в его борьбе за независимость с императором Генрихом III.
Потом внешнеполитический курс короля резко поменялся. Он стал искать сближения с Германией. В Венгрию прибыло много его земляков итальянцев, а также немцев, которые уже и раньше в не малом числе нанимались на службу к королю Стефану. По словам средневекового венгерского хрониста Шимона Кезаи, в окружении Петра
«разбушевались немцы и латиняне, захватившие и с презрением пожиравшие богатства королевства… Укрепления, замки, должности королевства были изъяты у венгров и переданы немцам или латинянам. Кроме того, Пётр проявил свою развратную сущность, вместе с прихлебателями яростно нападая на жен и дочерей венгров везде, где бы только ни проезжал со свитой. Никто в то время не мог быть спокоен за сохранение целомудрия жен или дочерей»5.
Наводнение страны иностранцами вызвало недовольство у мадьяр, особенно тех из них, кто привержен был старой языческой религии, принадлежавших к низовой части населения страны. Вспыхнуло восстание, которое возглавил муж сестры Стефана Гизелы местный венгерский магнат Самуил Абу, даром что сам он был, конечно, крещен. В 1041 году Петр Орсеоло был свергнут, и на престол взошел Самуил, в правление которого стали чинить расправу над былыми сановниками: Самуил дал волю возведшей его на трон бедноте, жаждавшей мести высшему сословию, к тому же в народной массе оставалось еще немало язычников, так что в этом противоборстве присутствовал и элемент религиозной вражды.
События, происходившие в соседней Венгрии, вызвали озабоченность в Германии, правитель которой Генрих III вступил в войну с Самуилом. В 1044 году тот был разбит армией противника, лишен власти и казнен. На престол возвратился Петр Орсеоло, который в благодарность за оказанную ему помощь признал себя вассалом императора, передав свое позолоченное копье Генриху III как своему сюзерену. Утрата национальной независимости вызвала массовое возмущение в разных слоях общества: в народе и в среде знати, у христиан и язычников. Вновь вспыхнуло восстание. В Венгрию по приглашению епископа Геллерта возвратились сыновья казненного Вазулы: Андраш (Андрей), Бела и Левенте, которые после убийства их отца бежали в Киев, где пользовались гостеприимством князя Ярослава Мудрого, на дочери которого Анастасии женился Андраш. Началась гражданская война, в ходе которой Петр потерпел поражение, был схвачен и казнен по приказу Андраша, по другой версии, – ослеплен и вскоре после этого, в 1046 году, умер в заточении, не выдержав мучительных болей, а по третьей версии, сообщаемой Козьмой Пражским, наименее достоверной, Петр прожил до 1059 года и даже незадолго до смерти, около 1055 года, вступил в брак.
Укрепившись во власти, король Андраш объявил языческие обряды и жертвоприношения вне закона
Андраш Белый родился около 1015 года. 15 лет он провел вместе со своими братьями в изгнании: в Богемии, Польше и, наконец, при дворе Ярослава Мудрого в Киеве. Когда он возвратился на родину, там среди участников восстания против Петра Орсеоло доминировала языческая партия, которая организовывала убийства священников и монахов. В этой ситуации Андраш выбрал не простую линию в разгоревшейся на его родине смуте: при поддержке восставших свергнуть Петра, избавить страну от германского засилия, а затем дать отпор языческой партии, восстановить привилегии христианской Церкви и водворить в стране мир и прядок. Петр Орсеоло, как уже сказано, был свергнут. Осенью 1047 года Андрей был коронован в Секешфехерваре тремя оставшимися в живых венгерскими епископами. Андраша предпочли его старшему брату Левенте, который оказался приверженцем язычества. Младшему брату Беле Андраш предоставил в автономное управление треть территории Венгрии. Укрепившись во власти, король Андраш объявил языческие обряды и жертвоприношения вне закона.
Император Генрих III безуспешно пытался вновь подчинить себе Венгрию. В 1050 году он развернул военные действия против нее, но вторжение немцев было отбито. В следующем году немецкие рыцари осадили Пресбург (Братиславу). Папа Лев IX инициировал мирные переговоры, которые завершились уходом немцев от стен Пресбурга и заключением мира. Вернуть Венгрию в состав империи не удалось.
Когда в 1054 году Запад отпал от Православия, Венгерская церковь, в которой доминировал латинский обряд и которая признавала над собой папскую юрисдикцию, оказалась в лоне католичества, но король Андраш терпимо относился к тем венгерским общинам, которые придерживались византийского обряда и после раскола остались православными. Так, он основал в Тихани на берегу Балатона монастырь, в котором в употреблении был византийский обряд, а также православный монастырь в окрестностях Вышеграда.
В 1053 году у Андраша и Анастасии родился сын, крещенный с именем Соломон. Когда ребенку исполнилось 4 года, отец провозгласил его своим наследником. В сентябре 1057 года мальчик был помолвлен с Юдифью, сестрой императора Генриха IV, наследовавшего престол своего отца Генриха III. Бела в стремлении к овладению престолом после тяжело больного брата, вопреки установленному еще их дедом Гезой майорату, бежал в Польшу, а затем развязал гражданскую войну, в которой одержал победу. Раненный в решающей битве близ Тисы Андраш с остатками разбитого войска отступил в сторону Германии, но был настигнут преследующими у Визельбурга, и там его шатер был затоптан конницей брата. Умирающего, его доставили в королевское имение в Зирце, где он скончался. Сразу после его смерти, 6 декабря 1060 года, Бела был коронован в Секешфехерваре королевской короной.