Сайт «Православие.Ru» продолжает публикацию фрагментов книги церковного историка и канониста протоиерея Владислава Цыпина «История Европы дохристианской и христианской».
Предыдущие фрагменты:
- Словенцы – первый из славянских народов, принявших веру во Христа
- Хорватия в эпоху ее обращения к вере во Христа
- Начало Польского государства и крещение Польши. Часть 3. Первое столетие Польской Церкви
- Начало Польского государства и крещение Польши. Часть 2. От Болеслава Храброго до Казимира Восстановителя
- Начало Польского государства и крещение Польши. Часть 1. Князь Мешко I
Венгры на пути в центральную Европу
Одна из трех ветвей угро-финских народов, кроме финноязычных этносов и саами, – это угры. В наше время – это малочисленные народности Западной Сибири ханты и манси, которых в прошлом у нас называли остяками и вогулами, а также венгры, или мадьяры. Их общая прародина – Урал. Мадьяры, как они сами себя называют, или венгры, как в разных вариациях этого слова обозначают их на других языках, производя этот экзоним от «оногуров» – подвергшегося тюркизации угорского по происхождению племени, – имеют тесное языковое родство с обитающим ныне в Западной Сибири народом манси. Предки мадьяр, угры, оставались в середине I тысячелетия в лесостепной зоне южного Урала, на территории современной Башкирии.
Своим образом жизни, а потому отчасти и нравами мадьяры были ближе к тюркоязычным скотоводам – кочевникам и полукочевникам
Своим образом жизни, а потому отчасти и нравами мадьяры были ближе к тюркоязычным скотоводам – кочевникам и полукочевникам, чем к родственным им финноязычным племенам. В результате тесных разновременных контактов мадьяр с тюркоязычными ордами
«…в венгерском языке, в отличие от терминов рыболовства, сходных с ханто-мансийскими, значительное число терминов скотоводства – тюркские. На этом основании, – пишет М. И Артамонов, – полагают, что венгры вышли из среды лесных охотничье-рыболовецких племен, воспринявших тюркскую скотоводческую культуру»[1].
Поэтому и исторический путь этого народа, окончательно обосновавшегося в самом центре Европы, до его христианизации шел параллельными путями с историей древних аваров, болгар, а также кипчаков или печенегов.
В южном Предуралье часть угров – те племена, которые обитали в степной зоне, – подверглась тюркизации в результате тесных контактов с обосновавшимися там выходцами с Востока хуннами, или гуннами. В V столетии гунны двинувшись на запад, увлекли с собой племена угроязычных хуннугуров и сарагуров, известных в русских летописях под именем «белых угров», а также тюркизированных кутригуров и утригуров, впоследствии составивших тюркоязычный народ болгар. Оказавшись в тюркоязычной среде, сарагуры и хуннугуры со временем также были частично ассимилированы ею, а частично вошли впоследствии в состав собственно венгерского, или мадьярского этноса, привнеся в его язык заимствования из аланского, или осетинского языка, которые были усвоены ими в результате тесных контактов с этим народом в степях Северного Кавказа, где они на время обосновались.
Но основная масса мадьяр, известных в источниках как уроги, притом что в их собственном этнониме имеется не случайное созвучие с названием самой близкой им по языку и происхождению малочисленной сибирской народности манси, в VII столетии, как уже было сказано, оставалась на изначальном месте своего обитания – в Башкирии, население которой впоследствии было тюркизировано. В арабских источниках мадьяры нередко именуются башкирами – баджгард. Изначально этноним «башкиры», вероятно, принадлежал одному из мадьярских племен Предуралья, а позже был усвоен тюркоязычными пришельцами и тюркизированным остаточным мадьярским населением южного Предуралья. Средневековые путешественники Рубрук и Плано Карпини, побывавшие в Башкирии на пути в столицу монгольской орды в середине XIII века, называют эту страну Великой Венгрией. И уже в новое время «два башкирских племени носили имена Еней и Юрмат, полностью соответствующие названиям венгерских племен Ене и Дьярма периода переселения их в Венгрию»[2].
В VI веке, более определенно в 560-е гг., мадьяры были побеждены и покорены тюркютами и вошли в состав тюркютского эля как данники. После разделения эля на две части они оказались в границах Западнотюркютского каганата. Не раз они восставали против своих поработителей, терпели поражения, но около середины VII столетия мадьяры вернули себе свободу, хотя временами хазары принуждали их платить им дань.
На образ жизни, быт и хозяйство мадьяр VIII века и начала следующего столетия – кануна их миграции на запад – проливают свет находки, сделанные в ходе археологических раскопок могильника, расположенного близ города Стерлитамака. В нем были погребены воины. Найденные там артефакты –
«сабли, боевые топоры, наконечники стрел, стремена… не отличаются от вещей того же времени, распространенных у всех кочевых и полукочевых народов Евразии. Зато здесь находится своеобразная керамика в виде грубых круглодонных сосудов, украшенных рядами вдавлений, вовсе не свойственная аланским и тюркским погребениям и генетически восходящая к формам, характерным для местного населения с глубокой древности. Этот могильник оставлен не аланами и не тюрками, а народом финно-угорского круга, к которому принадлежали и мадьяры»[3].
Предки современных венгров подверглись агрессии со стороны печенегов и двинулись в свой далекий путь на запад, в среднее Подунавье
На рубеже VIII и IX века предки современных венгров подверглись агрессии со стороны обитавших к востоку от них печенегов и двинулись в свой далекий путь на запад, в среднее Подунавье, в пушту – притягательный магнит для кочевых народов Евразии из-за своих роскошных пастбищ. Эта миграция шла с остановками и заняла три четверти столетия. В ходе миграции мадьяры входили в контакт с тюркоязычными хазарами.
Поменяв в древности лесную зону на степь, став скотоводами и кочевниками, они образом жизни теснее сблизились с тюркоязычными народами. Интенсивные контакты с гуннами и другими тюркоязычными народами повлияли на их язык, включивший в себя множество тюркизмов, особенно что касается скотоводческой и пастушеской терминологии. Соприкоснувшись с мадьярами, ромеи заметили в их образе жизни и хозяйственной деятельности, в военной тактике, в нравах и обычаях черты, напоминавшие древних гуннов, аваров, тюркютов, с которыми связаны своим происхождением хазары. Так, на мадьяр был перенесен этноним покоривших и обложивших их данью во второй половине VI века тюркютов турки, под которым они чаще всего упоминаются в византийских источниках, иногда с уточнением – «западные турки». Побежденные тюркютами, мадьяры стали их данниками. От Тюркютского эля господство над мадьярами перешло к преемственно связанному с ним Хазарскому каганату, но время от времени мадьяры добивались полной независимости от хазар, а когда они ее утрачивали, бремя данничества не было особенно тяжким.
Толчком к переселению мадьяр в составе семи племен (ньек, мéдьер, кюрт-дьáрмат, тáрьян, éно, кер, кéси) из Предуралья на запад на рубеже VIII и IX столетий послужила агрессия со стороны печенегов. Маршрут переселения с остановками, которые могли продолжаться годами, вел по заволжским степям с переправой через Волгу в ее нижнем течении – между Саратовом и Волгоградом, и привел их затем в начале IX века в бассейн Дона. Название речки Токай, протекающей по Тамбовской и Воронежской области и впадающей в Елань, которая в свою очередь является левым притоком Дона в его среднем течении, служит вероятным гидронимическим следом затянувшегося пребывания в этой местности мадьяр.
Когда в Хазарском каганате вспыхнуло восстание против Обадьи, захватившего верховную власть, и заодно против реформы, сделавшей иудаизм государственной религией, данники хазар мадьяры вступили в борьбу на стороне мятежников. Обадья и его сторонники призвали на помощь печенегов и гузов, которые ударили в спину мадьярам. Перипетии этой войны неизвестны, однако известен ее результат: мятеж был подавлен, но три хазарских рода присоединились к мадьярам, составив среди них еще одно – восьмое, первоначально тюркоязычное племя кабар, со временем усвоившее язык мадьяр и со своей стороны обогатившее его собственной лексикой в дополнение к тем тюркизмам, которые уже раньше вошли в венгерский словарь. Константин Порфирогенет считал кабаров более храбрым народом, чем мадьяры, потому что они первыми идут в бой, но, как заметил М. И. Артамонов,
«он ошибается, считая, что передовое место в бою кабары заслужили своей храбростью. Гунны, авары и уйгуры имели обыкновение посылать в бой перед собою отряды из подвластных племен. Вероятно, и венгры обращались с кабарами не как с единоплеменниками, а рассматривали их в качестве подвластного племени»[4].
В 820-е гг. мадьяры (венгры) заняли территорию, расположенную между Доном и Днепром в их нижнем течении
Поражение восставших хазар побудило их союзников мадьяр в конце 820-х гг. подвинуться дальше на запад и занять территорию, расположенную между Доном и Днепром в их нижнем течении. В эту пору самым влиятельным из мадьярских племенных вождей был Леведий, который, можно предполагать, возглавлял многочисленное и сильное племя. Возможно, что с его именем связано известное из сочинения Константина Порфирогенета «Об административном устройстве империи» название страны, где обосновались мадьяры, Леведия или Лебедия, этимологически оно не имеет отношения к названию благородной перелетной птицы, хотя такую версию происхождения топонима можно обнаружить в параисторических публикациях. Границу кочевий мадьяр в пределах этой страны можно на основании имеющихся в источниках сведений представить лишь самым приблизительным образом, но она располагалась к северо-западу от Хазарского каганата, зависимость от которого была восстановлена некоторое время спустя после того, как подавлен был мятеж против Обадии, а на севере она не доходила до поселений северян и полян. Кочевья печенегов отделяли Леведию от побережья Азовского и Черного моря.
Константин Порфирогенет писал, что в Леведии мадьяры остановились на три года, откочевав затем на правый берег Днепра и заняв территорию до устья Дуная, которую он назвал Ателькузой. Столь краткое пребывание в степях между Доном и Днепром само по себе представляется вполне возможным, но в таком случае могло ли оно дать название стране, тем более если оно происходит от имени племенного вождя одной из кочевых орд, которые во множестве побывали в этом регионе. Пытаясь поправить сведения императора Константина о пребывании мадьяр в Леведии, одни историки находят в его тексте ошибку переписчиков и предлагают читать вместо 3-х 30 лет, 33 года и даже 300 лет. М. И. Артамонов, напротив, полагает, что и 3 года – это слишком много и что
«по всей видимости, Константин Багрянородный в своем рассказе о мадьярах приводит два разных сообщения об одном и том же событии, не сумев разобраться в информации, идущей из разных источников. Местом действия обоих сообщений является одна и та же область, но в одном случае названная Леведией, а в другом – Ателькузой»[5].
Аргументом в пользу такой версии служит у него «наименование реки, находившейся в Леведии – Хингулос, которое легко отожествляется с именем правого притока низового Днепра Ингулом»[6].
И все же, признавая проблематичность вопроса о времени пребывания мадьяр в Леведии, не следовало бы снимать проблему столь радикальным образом, как это делает лучший из знатоков хазарской, но не мадьярской истории М. И. Артамонов. Не будет ли надежнее держаться той версии, которая предлагается Константином Порфирогенетом, хотя и не современником Леведия, но писавшим свою книгу чрез сотню, а не тысячу с лишним лет после описываемого им исторического эпизода, писателя исключительно аккуратного в деталях и имевшего в своем распоряжении компетентных помощников: информаторов, хронистов, а также не дошедшие до нас манускрипты разнородного содержания. Предположим, что упомянутый им топоним «Леведия» имел в свое время эфемерный характер, так что для его появления достаточным оказалось трехлетнее пребывание в обозначенном им регионе орды во главе с вождем, давшим имя стране, которое зафиксировал Константин Порфирогенет, и от него оно было заимствовано историками нового времени, не став, однако, устойчивым на века топонимом.
Возобновление вассальных отношений мадьяр с хазарами последовало за заключением брака между Леведием и знатной хазарской невестой
Возобновление вассальных отношений мадьяр с Хазарским каганатом последовало за заключением брака между Леведием и знатной хазарской невестой, возможно, состоявшей в родстве с самим Обадией, о чем сообщает Константин Порфирогенет, не приводя даты этого события. Известно только, что
«около 860 г., по свидетельству жития Константина (Кирилла), венгерский вспомогательный отряд участвовал вместе с хазарами в усмирении какого-то непокорного города в Крыму. Этот отряд был встречен Константином Философом на пути к хазарам»[7].
В правление Леведия мадьяры под натиском печенегов откочевали дальше на запад, в страну, которую Константин Порфирогенет называет Ателькузой (по-венгерски –Этелькез, что значит междуречье). Она простиралась в степях Причерноморья от нижнего Днепра до Днестра, соприкасаясь на севере с землями полян, древлян и волынян, и с ареалом уличей и тиверцев на западе. По сведениям, содержащимся в сочинениях арабских писателей,
«мадьяры кочевали с места на место в поисках пастбищ для скота. Зимы они проводят возле рек, занимаясь рыболовством… Мадьяры господствовали над соседними славянами, налагая на них тяжелые подати и обращаясь с ними, как с рабами. Они часто делали набеги на славян и русь, захватывали пленных и продавали их в рабство в Византию»[8].
Согласно рассказу Константина Порфирогенета, хазарский царь вызвал в столицу каганата Леведия, прислав за ним корабли, которые должны были доставить его через Черное море, значит, путь по суше был перекрыт, вероятней всего, печенегами. Царь, или бек предложил Леведию стать архонтом, князем мадьярского народа, признавая верховенство хазарских кагана и бека. Леведий отклонил эту честь, сославшись на свою глубокую старость и бездетность, и «вместо себя указал в качестве возможных кандидатов… Алмуция или его сына Арпада». Было решено назначить князем Арпада, «как более достойного, известного своим умом, дельными советами и храбростью. Арпад по обычаю, вероятно заимствованному из Византии, был поднят на щит и провозглашен мадьярским князем»[9], собственно кендер-каганом. В Хазарском каганате этот титул считался следующим по чести после бека – царя. Событие это произошло около 890 года. Арпад стал родоначальником династии, которая правила затем в Венгрии не одно столетие.
У самих мадьяр вторым после кендер-кагана правителем был дьюла, или гилас. Кендер командовал войском, насчитывавшим в пору пребывания мадьяр в Ателькузе 20 тысяч воинов, а дьюле принадлежала административная и судебная власть. Константин Порфирогенет упоминает среди начальствующих у мадьяр чинов еще и кархана, которого ставит на следующее место после гиласа – дьюлы. Гилас и кархан
«ограничивали власть верховного князя, являясь одновременно вождями отдельных племен, составлявших мадьярскую федерацию. Отсутствие развитой единоличной княжеской власти у мадьяр доказывается еще и тем обстоятельством, что византийские императоры адресовали свои послания не главному вождю, князю, а вождям мадьяр»[10].
Народ воинственный, мадьяры совершали дальние грабительские походы. Христианские монархи Запада вступали в союз с ними, осуществляя свои политические цели. Так, в 862 или 863 году мадьяры вторглись в государство франков как союзники князя Великой Моравии святого Ростислава, с которым воевали король восточных франков Людовик II Немецкий и болгарский князь святой Борис. В ходе этой войны они добрались до берегов Эльбы. В 881 году они появились в окрестностях Вены как союзники преемника Ростислава Святополка. В 892 году мадьяры вместе с войском короля франков Арнульфа воевали против князя Моравии Святополка. В 894 году они совершили еще один поход в центральную Европу – в Паннонию, куда вскоре им суждено было переселиться.
Между тем, в 890 году империя ромеев в очередной раз вступила в войну с Болгарией, потерпев в ней поражение. Император Лев Мудрый не смирился с поражением, стремясь к реваншу, и с этой целью в 894 году обратился к правителям мадьяр кенде Арпаду и дьюле Курсану с просьбой о помощи. Просьба ромейских послов была уважена. На ромейских судах мадьярских воинов под командованием сына Арпада Левенте переправили на правый берег Дуная, и там они напали на города и селения болгар, подвергая их опустошению и пожарам, грабя и убивая их жителей. Навстречу мадьярам выступило войско во главе с царем Симеоном, но оно было разбито. Развивая наступление, мадьяры дошли до болгарской столицы Преславы, захватив множество пленников. Заключив унизительный мир с мадьярами, Симеон обдумывал план отмщения и ради этого вступил в союз с враждебными мадьярам печенегами. Дождавшись момента, когда мадьярские воины отправились в очередной грабительский поход, печенеги в 895 году напали на беззащитные жилища мадьяр и перерезали оставшихся в них стариков и старух, захватив в плен молодых женщин и детей.
Мадьяры на завоеванной ими «родине». Венгерское королевство
Когда мадьярские воины возвратились в свои поселения, они, в потрясении от увиденной катастрофы, решили переселиться на новое место, на запад, подальше от издавна враждебных им печенегов. Переправившись через Велецкий перевал в Карпатах, они осенью 895 года остановились в долине верхней Тиссы в Паннонии. Это был мадьярский авангард. Разделенные на восемь племен, мадьяры переселялись не все сразу и не все одним маршрутом. Во всяком случае в «Повести временных лет» под 6406 (898) годом помещено такое сообщение:
«Идоша Угре мимо Киева горою, иже ся зоветь Угорьское, и пришедше к Днепру, сташа вежами, беша бо ходящи аки се половцы»[11].
Когда мадьярские воины возвратились в свои поселения, они, в потрясении от увиденной катастрофы, решили переселиться на новое место
Судя по хронологической привязке, это был уже последний отряд мадьярских переселенцев в Закарпатье. Правда, М. И. Артамонов, интерпретируя эту летописную запись, находит ее относящейся не к переселению мадьяр, а к одному из их более ранних походов:
«Скорее всего у киевлян жили смутные воспоминания об одном из набегов мадьяр на Русь, о которых сообщают арабские писатели. Эти воспоминания летописец и присоединил к рассказу о передвижении венгров за Карпаты»[12].
Но летописец корректно в согласии с другими и уже многочисленными источниками, рассказывает о последующих передвижениях угров – мадьяр:
«И устремишася черес горы великыя, иже прозвашася горы Угорьскыя, и почаша воевати на живущая ту. Сѣдяху бо ту преже словене и волохове… Посем же угре прогнаша волохы, и наслѣдиша землю ту, и сѣдоша съ словеньми, покоривше я под ся. И оттолѣ прозвася земля Угорьска»[13], – что позволяет доверять летописцу и в отношении приведенной им даты остановки мадьяр около Киева на их пути на запад.
Кратчайший маршрут из Ателькузы в Паннонию проходит не через Киев, но по разным и не известным нам соображениям его могло избрать то мадьярское племя, чьи кочевья располагались на севере Ателькузы, к югу от Киева, в бассейне реки Рось.
Поселившись в верховьях Тиссы, мадьяры развернули экспансию, овладевая шаг за шагом новыми территориями. Пришли они не в безлюдную пустыню, а в земли, населенные в основном славянскими племенами, входившими в состав Великой Моравии, и влахами в Трансильвании. Основной удар приняла на себя Моравия. После смерти Моравского князя Святополка в 894 году в его стране вспыхнули династические распри, подрывавшие силы государства. Последний правитель Великой Моравии Моймир II сопротивлялся захватчикам, но безуспешно. Он пал в битве с мадьярами в 906 году, и его гибель стала концом существования независимой Моравии. Страна была окончательно завоевана пришельцами. Захвачены были и регионы на севере Балкан, ранее входившие в состав Болгарии. В короткое время до середины X века мадьяры овладели бассейном Дуная в его среднем течении – территорией современных Венгрии, Словакии, чешской Моравии, Закарпатской Руси, Марамуреша, Буковины, Трансильвании, Баната, Воеводины, Хорватии. Этот период в национальной венгерской историографии получил парадоксальное название «Honfoglalás», что значит «завоевание родины». Резиденцией предводителя мадьяр, обосновавшихся в Придунавье, стал древний римский город Альба Цивитас (Белый город, по-венгерски Секешфехервар). По словам хрониста XIII века Шимона Кезаи, венгры «как только переправившись через Дунай пришли в Паннонию, сам вождь Арпад разбил свой шатер там, где сейчас Фехервар стоит»[14].
Первой заботой переселенцев стало обзаведение новыми женами, взамен погибших или захваченных в плен печенегами. С этой целью они совершали набеги на расположенные на их новой «родине» и в ее окрестностях поселения славян и романоязычных «влахов». Предметом разбойничьей охоты были в основном девушки и замужние женщины, молодые и средних лет, отцов, мужей и братьев которых убивали, чтобы не перегружать обоз, реже обращали в рабство и продавали на невольничьих рынках, наверно, через посредников. Пленниц, упорно противившихся замужеству за убийц близких родственников, либо предавали смерти, либо обращали в рабство. Новые семьи, которые возникали у мадьяр, бывали и моногамными, и полигамными. В таких семьях рождались дети, многие из них умирали, но другие выживали и становились мадьярами.
Расовый тип венгров радикально изменился в сравнении с тем, какой имели их предки
В Паннонию переселилось, вероятно, не более 30 тысяч одиноких воинов-мужчин. Два поколения спустя к середине X века мадьярский, или, если воспользоваться привычным для нас экзонимом, венгерский народ, насчитывал уже до полумиллиона человек, все были уже смешанного происхождения, но языком общения у них служил мадьярский, пополнявшийся лексикой порабощенных народов и захваченных жен, в основном происходивших на первых порах из славянских племен центральной Европы, а впоследствии из всех стран Запада. Поэтому расовый тип венгров радикально изменился в сравнении с тем, какой имели их предки, так что ныне они отличаются генетически от родственных им по языку финнов больше, чем от славянских, германских и романских народов, и обнаруживают особую близость с болгарами.
Сотни тысяч славян и в меньшем числе влахов, а также потомков славянизированных и романизованных авар и, возможно, также гуннов составили другую половину населения завоеванной страны. Принудительной ассимиляции они не подвергались, поэтому под властью мадьяр сохранили свое этническое лицо покоренные завоевателями словаки, закарпатские русины, сербы Воеводины, хорваты и влахи Трансильвании и Марамуреша, но шел процесс культурной интеграции завоевателей с покоренными народами. Белобородская археологическая культура X и XI веков, ареал которой охватывает территорию современной Венгрии, южной Словакии, Трансильвании, Воеводины и Хорватии, представляет синтез культур кочевников мадьяр и покоренных ими оседлых народов. Переселившись в центр Европы, ставший их «завоеванной родиной», мадьяры порвали узы вассальной зависимости от далекой и клонившейся уже к своему закату Хазарии, обретя полный суверенитет.
В 904 году, со смертью дьюлы Курсана, закончился период диархии, или дуумвирата. В стране остался один правитель Арпад, переживший своего соправителя Курсана на 3 года и скончавшийся в 907 году. На завоеванной родине он носил титул надьфейеделя, который в переводах обозначают как «великий князь» – именно так переводили на венгерский язык титул русских великих князей. Ограниченность полномочий надьфейеделя обусловлена была тем обстоятельством, что мадьяры сохранили родоплеменной строй, представлявший своеобразную конфедерацию из 8 племен, каждое из которых обладало изрядной самостоятельностью и часто совершало воинские походы в одиночку либо совместно с другими, но не со всеми вместе племенами. В свою очередь эти племена состояли из 108 родов, разделенных на патронимии, а те уже на нуклеарные, малые семьи. Родоплеменная структура мадьярского общества не обозначала ни первобытного социального равенства, ни родового владения имуществом. Обрабатываемая земля находилась в общинной собственности патронимии или рода, но хотя под влиянием славянского окружения мадьяры постепенно втягивались в земледелие, оно долго еще не становилось у них, как у оседлых народов, главным видом хозяйства. Основные средства существования добывались, как и встарь, скотоводством, а скот принадлежал уже нуклеарной семье, или, говоря точнее, – ее главе. Семьи различались по богатству, по родовой знатности своих глав, но все взрослые мадьяры до наступления старости были воинами, все имели право участвовать в родовых и племенных собраниях с правом голоса, и в этом отношении были равны. Политических прав не имели, однако автохтоны завоеванных стран – славяне и влахи, кроме тех, что подверглись ассимиляции, а также проживавшие в городах Венгрии иностранцы, чаще всего из купцов – хазар и левантийцев иудейского, реже христианского и мусульманского исповедания, и, конечно, рабы.
Источником обогащения мадьяр служил грабеж покоренных народов и добыча, которую приносили походы
Источником обогащения мадьяр служил грабеж покоренных народов и добыча, которую приносили походы. Их диапазон, расширяясь, охватил к середине X столетия всю континентальную христианскую Европу, на жителей которой набеги язычников-венгров наводили такой же ужаc, как и нападения северных варваров норманнов: «От стрел венгерских спаси нас, Боже» – молились в церквах Западной Европы. Набеги мадьяр, кочевников азиатского происхождения, подобных которым жители Центральной и Западной Европы не видели со времен разгрома аварского каганата, производили на них завораживающее и парализующее впечатление:
«Малорослые, с тремя косичками на бритой голове, одетые в звериные шкуры, на маленьких, но выносливых лошадях, мадьяры одним своим видом… наводили панику на своих врагов. …Выступая в поход, мадьяры высылали вперед разведку, во время стоянок окружали лагерь стражею. При столкновении с неприятелем они осыпали его тучей стрел, а затем стремительно налетали, стараясь… рассеять строй врагов. Когда это не удавалось, они обращались в притворное бегство, а затем вновь нападали на рассыпавшихся во время преследования неприятелей и принуждали их в свою очередь… искать спасения в бегстве. …Перед сражением они всегда выделяли резерв, который вступал в дело в критический момент боя и обеспечивал окончательную победу. Они неутомимо преследовали разбитого неприятеля, не давая никому пощады»[15].
В 899 году мадьяры разгромили войско короля Италии Беренгара в сражении на берегу Бренты и вернулись на обретенную ими родину с богатой добычей. В 900 году они совершили успешный поход в Баварию, на следующий год – в Каринтию, в том же 901 и затем еще в 904 году конница Арпада наводила ужас на жителей Италии. По словам Ж. Ле Гоффа,
«жителям западных стран венгры напоминали гуннов. Тот же конный образ жизни, то же совершенство стрельбы из лука, та же жестокость… Начиная с 899 года, венгры совершили разрушительные набеги на венецианскую область, Ломбардию, Баварию, Швабию. В начале X века они покончили с Великоморавским государством»[16].
С 907 по 947 год после смерти отца, возможно, павшего вместе со старшими сыновьями в сражении у стен Братиславы, в котором мадьяры одержали победу, правил младший сын Арпада Жолт, или Золтан. В первый период его правления, номинального, поскольку в 907 году ему исполнилось 11 лет, совершены были походы на германские земли, в 920-е годы – в Италию. В 922 году всадники Жолта домчались до итальянского юга – до Апулии, грабя, убивая и захватывая в плен местных жителей, в особенности женщин, предназначенных для умножения мадьярского народа, в 924 году они сожгли столицу Итальянского королевства Павию, в 926 году осадили Рим, в те же годы мадьяры опустошали Бургундию и Прованс. В 933 году они двинулись на юго-восток Балкан, вторглись в империю ромеев и дошли до Константинополя, в 935 году совершили грабительский поход на запад, добравшись до побережья Атлантического океана в Аквитании и снова подвергли грабежам, и не один раз, Италию. В 941 году, перебравшись через Пиренейские горы, грабили города и села христианской Испании, а когда в 944 году они повторили испанский поход, то там получили отпор со стороны мусульман. В ходе набегов мадьярам случалось терпеть поражения: в 933 году на берегу реки Унстут их разбили немецкие рыцари под командованием короля Генриха Птицелова, в 941 году они потерпели поражение под Римом, но это были редкие удачи христианского Запада в противостоянии пришельцам с Востока. Как правило, при очевидном преимуществе западных войск над отрядами мадьяр их легкая конница легко ускользала от преследования со стороны тяжелой рыцарской кавалерии и, отступая, не несла ощутимых потерь. Историки насчитывают до 50 набегов мадьяр на христианские страны Европы.
В 947 году Золтан отрекся от престола – не известно, было это отречение добровольным или принудительным, но власть перешла тогда к его племяннику Файсу, внуку Арпада от его сына Юташа. В Венгрии, как и в Древней Руси, действовал лествичный порядок престолонаследия – от старшего брата к младшему, а в отсутствии таковых к племяннику – старшему сыну старшего брата. В 949 году Золтан умер. Родословная первых династических правителей Венгрии представлена в сочинении императора Константина Порфирогенета «Об управлении империей»:
«У Арпада, великого князя турок, было четверо сыновей: первый – Таркацу [Таркачу] (Тархош); второй – Елекх [Елек] (Юлло); третий – Ютоца [Юточа] (Юташ) и четвёртый – Залта [Золта] (Жольт). Известно также, что старший сын Арпада Таркацу родил Тебеля [Тевела]; другой сын Елекх родил Эзелеха [Эзеля]; третий сын Ютоца родил Фалици [Фаличи] (Файса), который сейчас княжит; четвёртый сын Залта родил Таксия (Такшоня)»[17].
Ближайшим западным соседом Венгрии и главным объектом грабительских набегов было королевство восточных франков, или Германия
Ближайшим западным соседом Венгрии и главным объектом грабительских набегов было королевство восточных франков, или Германия, которая обладала очевидным превосходством в демографических, экономических и даже военных ресурсах, так что успехи мадьяр в этом противоборстве объяснялись их исключительной храбростью, внезапностью нападений и своеобразной военной тактикой – маневренностью, недостижимой для тяжелой рыцарской кавалерии, но потенциально Германия представляла собой угрозу самому существованию Венгерского государства на завоеванной родине. Поэтому в 940-е годы усилия венгерской дипломатии направлены были на сближение с империей ромеев, которая в прошлом значительно меньше пострадала от мадьярских набегов и дипломатические контакты с которой имели давнюю историю, еще со времени пребывания мадьяр в Ателькузе.
В 948 году в Константинополь прибыло венгерское посольство во главе с Вульчу, носившего титул харка или карха, считавшийся в ту пору третьим по достоинству после надьфейенделя и дьюлы. В середине X века дьюла, подчинявшийся надьфейенделю – великому князю, командовал всеми вооруженными силами мадьяр, харка был правителем и командующим войсками Трансдунавии, в основном Трансильвании, а кендер правил на левобережье Дуная. О ходе переговоров и их результатах в источниках нет сведений. Скорее всего, судя по дальнейшему развитию событий, никакими конкретными обязательствами со стороны имперских властей они не завершились, но из Константинополя Вульчу возвратился христианином, крещенным по византийскому обряду. В 950 году в Венгрию прибыло посольство от ромеев, и тогда же крещен был и сам великий князь Файс. За крещением правителей, однако, не последовало массового обращения мадьяр.
В правление Файса произошло поворотное событие в истории Венгрии и всего христианского Запада. В 954 году многочисленное войско мадьяр под командованием Вульчу вторглось в Баварию и взяло в осаду город Аугсбург. На помощь осажденным король Оттон Саксонский повел свою армию и в сражении на берегу реки Лех, состоявшемся 10 августа 955 года, мадьяры было наголову разбиты. Погиб харка Вульчу, полегло большинство воинов. Взятые в плен военачальники были по приказу короля повешены. В битве участвовали лучшие воинские силы Венгрии; их массовое уничтожение подорвало военную мощь мадьярского народа. Надьфейендель Файс не участвовал в этой катастрофической битве, но после нее он либо вынужден был оставить престол, либо даже был убит.
Его преемником стал сын предыдущего великого князя Золтана Такшонь. Последствием поражения и разгрома стало затухание грабительских порывов у мадьяр. Разбойничьи нападения на соседей стали совершаться реже, и они были переориентированы геополитически. Страны Запада избавились от постоянной угрозы со стороны мадьяр. Такшонь стремился жить в мире с Германией, зато в 959 году его войска начали войну с ромеями, обвинив Константинополь в отказе от уплаты дани – империя откупалась от нападений варваров подарками, которые получатели их считали данью и прекращение их выдачи рассматривали как casus belli. Мадьяры осадили Константинополь, грабя его окрестности, но взять его штурмом не пытались и ушли восвояси, как делали это и встарь, с награбленной добычей. В 965 году царь Болгарии Петр заключил союзный договор с Такшонем, открыв свою страну мадьярской коннице для прохода через нее в направлении на столицу ромеев. Союзником Такшоня в войне против империи стал русский князь Святослав. К союзу врагов империи присоединились и печенеги. Но в 971 году союзники потерпели поражение от ромеев в сражении под Аркадиополем.
В следующем 972 году Такшонь умер. На венгерский престол взошел его сын Геза, вопреки установившемуся у мадьяр лествичному порядку престолонаследия, в подражание принятому в западных государствах майорату, то есть на основании старшинства в роде, когда приоритет имеет старший сын наследодателя перед его братьями. Нарушение традиции вызвало протесты и противодействие со стороны обойденных старших кузенов и приверженцев старины из числа некоторых племенных вождей, а также родовой аристократии. Но, опираясь на своих сторонников и верное ему войско, Геза подавил сопротивление, расправившись с противниками, отчего прозван был Верешкезю – Кровавые Руки. В конце правления Гезы в Венгрии осталось лишь три князя, сохранивших автономный статус: Коппань, князь Шомодя и Бихара, который должен был, если бы соблюдался лествичный порядок престолонаследия, стать преемником Такшоня, правитель Трансильвании двоюродный брат супруги Гезы Шаролты Дьюла Младший – он так именуется в источниках – похоже, что его титул «дьюла» стал чем-то вроде его личного имени, и Айтонь, которому принадлежали земли между Дунаем и Марошем.
В правление Гезы сделан был решительный шаг в преобразовании рыхлой конфедерации племен в централизованное государство. Из primus inter pares, первого среди равных племенных вождей, или князей, и носителей высших чинов Венгрии (дьюла, харка, кендер) надьфейендель Геза стал суверенным монархом, перенеся свою резиденцию из Секешфехервара в Эстергом, защищенный крепостными стенами, Дунаем и окружающими город лесистыми горами. До прихода мадьяр он назывался по-славянски Стрегом. При переносе резиденции великого князя столичного статуса не лишен был и Секешфехервар, на латинском языке именовавшийся уже не Альба Цивитас, а Альба Регия.
Сближение между двумя империями, Ромейской и Германской, сузило пространство для политических маневров Венгрии
Сближение между двумя империями, Ромейской и Германской, сузило пространство для политических маневров Венгрии. В 973 году в Кведлинбурге был заключен мирный договор Венгрии с Оттоном Великим, победителем мадьяр в сражении на Лехе. В соответствии с ним Геза запретил своим подданным впредь совершать грабительские походы, так называемые kalandozások, которые в XIX веке стали предметом патриотической гордости романтической венгерской историографии и поэзии, и взимать дань с соседей, которую те платили мадьярам, чтобы избежать их нападений на свои страны. Этот акт Гезы, коренной причиной которого стала национальная катастрофа на Лехе, послужил толчком к переломному процессу в жизни мадьяр – из полукочевников и завоевателей разбойников они стали оседлым народом, в хозяйстве которых значительно выросла доля земледелия, развивавшееся под преобладающим влиянием коренного славянского населения, отражением чего служит заимствованная лексика в венгерском языке: kolasz (колос), széna (сено), káposta (капуста), szliva (слива), kasza (коса), gereblye (грабли).