'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }
![]() |
Год начался тревожно, как по Писанию: ужасные явления, землетрясения по местам, смятения и войны… и море «восшумело и возмутилось»… Словом, налицо «начало болезней».
И мы с тревогой следим за последними новостями, обсуждаем их, ужасаемся, но не замечаем, как чужая беда, боль становятся частью глобального шоу. Тема апокалипсиса давно стала ходовым брендом в индустрии развлечений, чем-то отличным от подлинного содержания этого важного слова. Ведь слово «апокалипсис» переводится как «откровение» – это то, что открыто Богом для нашего вразумления, для того, чтобы мы трезвились, помня об истинной цели земной жизни, о необходимости достижении единства с Богом.
Понятие апокалипсиса у нас стойко ассоциируется со страшными, катастрофическими событиями мирового масштаба. И все мы знаем о внешних признаках приближения вселенской катастрофы. Много о них говорим, обсуждаем это. Но есть и другие, куда более важные, сокровенные признаки. Господь говорит, что в последние времена «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь». А апостол Павел добавляет – точно про нас, – что люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы… Вот на что нам надо обращать внимание, вот чего страшиться больше землетрясений, цунами и радиации…
Мы живем в эпоху глобального изменения климата. Я говорю не о погоде – пусть этим занимаются метеорологи. Речь идет о катастрофическом изменении человеческой природы. Кто-то возразит, что со времен грехопадения как раз ничего не изменилось ни в человеке, ни в человечестве в целом. Но это, увы, не так. Иначе не было бы Вселенского потопа и гибели Содома и Гоморры – этих горьких примеров массовой и катастрофической деградации со всеми вытекающими последствиями. Природа человека и общества в целом «удобопреклонна ко греху», по слову святых отцов, и в наше время это особенно очевидно. И подлинный апокалипсис тихо и незаметно происходит в наших сердцах, только масштаб его не достиг той критической точки, когда стихии, разгоревшись, разрушатся, и земля и все дела на ней сгорят. Дух Христов уходит из нашей жизни, а водворяется прочно иной, страшный, сатанинский дух корысти, прагматизма, распущенности, равнодушия и беспредельного самолюбия. Пожалуйста, вот живые примеры из недавних встреч.
Он не может нормально ходить, а только передвигается, едва семеня, очень медленно, иногда останавливается и не может тронуться с места. Стоит, переминаясь с ноги на ногу, точно собираясь духом. Молчаливый, сосредоточенный человек. Я пару раз предложил помощь, но он вежливо отказался. Видно, как для него важно это личное преодоление. Он приходит в храм в любую погоду: летом в жару, когда плавится асфальт, и осенью в беспробудную слякоть, зимой в гололед (особенно опасный в его положении) и в весеннюю распутицу. Он идет и идет в храм, как будто восходя на свою незримую Голгофу. И только на днях я узнал мимоходом его историю.
Толковый, работящий мужик, заботливый отец и верный муж, он еще недавно вел напряженную, полноценную жизнь, но вот – заболел. Что-то у него случилось с суставами, так что он теперь едва может передвигаться. А дальше произошло то, во что даже в наше бездушное время трудно поверить. Жена с тещей выгнали его из дома… просто так, ни за что… потому что заболел и стал обузой. Выписали… И он не стал судиться с ними. Захотел потерпеть напраслину ради Христа, понести свой крест. Теща с женой воспитывают его 11-летнего сына так, что он стыдится отца. А тот переносит все смиренно и просто, никого не осуждая, говоря, что сын, повзрослев, станет, может быть, думать иначе…
Его приютил нищий сосед в облупленной мазанке с прохудившейся кровлей и рассохшимися рамами. А рядом – в обнесенном каменным забором добротном коттедже осталась жена, которая его бросила, и те, кого он до сих пор по изумительному незлобию продолжает считать родными.
Иногда ему нечего есть. И тогда приметливые и сердобольные бабульки собирают ему в пакетик масло, крупу, консервы и хлебушек – что придется. И он этому искренне рад, благодарит от сердца Бога и бабушек…
А вот другая история, тоже из недавних. Подошла ко мне со слезами женщина. Я слушал ее, и мне казалось, что я попал в какой-то кошмарный сон. Женщина эта – супруга состоятельного господина. Они прожили в законном браке немало лет, и вот оказалось, что женщина больна онкологически и лечение будет стоить немалых средств. Тогда муж пошел к врачу и выяснил, каковы шансы на выздоровление. Врач честно признался, что незначительные, потому что болезнь запущена. Тогда муж сказал жене: «Дорогая, прости, но я не могу на тебя тратиться… это не рентабельно. Ты пойми: шансов, что ты поправишься, очень мало, а я потеряю все». Женщина, рассказывая это, рыдала взахлеб, и я не находил слов для ее утешения. Я только понимал, что апокалипсис уже наступает. Здесь и сейчас.
И опять же кто-то скажет: так было всегда! Да, всегда пребывали в мире и подлость, и равнодушие, и корысть. Но если использовать актуальную терминологию, то «уровень радиации» был иной. Не критический. А сейчас он не то чтобы «предельно допустимый», а уже давно «смертельно опасный». Мы так боимся радиации, столько говорим о ней, особенно сейчас, но не замечаем, что концентрация «частиц греха» в воздухе давно превышает допустимые нормы. Но опасности мы не чувствуем, потому что перестали слышать голос собственной совести, этот «счетчик Гейгера», заботливо вложенный Богом в душу каждого человека. А все потому, что совесть, постоянно и сознательно попираемая, перестает быть слышима, она заглушается привычкой греха и беззаконной жизнью.
Мы страшимся всевозможных катастроф, но Господь говорит: «Не бойтесь убивающих тело». Страдания и даже сама смерть могут стать горнилом для доброй души, так что она, подобно очищенному золоту, достигнет Царствия Божиего. Но когда утрачен Дух Христов, когда душа обнажена от благодати – тогда она еще здесь, на земле, живет в преддверии вечной смерти, и нужно быть тугим на сердце, чтобы этого не чувствовать. Вот в этом-то и состоит главная беда, предвестие апокалипсиса – в нашем бесчувствии. В утрате понимания того, что на самом деле есть добро и благо. В самозабвенном упоении страстями, в поиске наслаждений, комфорта, довольства и успеха во что бы то ни стало, вопреки духовным и нравственным нормам. В тотальной порабощенности греху, в страстной зависимости.
Вообще зависимость в наше время не узкопсихиатрический термин, а диагноз общества, не то чтобы потерявшего веру, а отрекшегося от ее силы – образом жизни, утратой традиций и нравственных норм. Верят сейчас почти все, но эта вера туманная, ни к чему не обязывающая, вера «на всякий случай». И, самое печальное, эта вера не только не противостоит множеству зависимостей, а и подстраивается под них так, чтобы не нужно было ничего менять в своей жизни. Так возникает бесконечное множество «страстных» вер: вер, содействующих бизнесу, льстящих похоти, властолюбию, самолюбию и гордыни… Кроме зависимостей, очевидно губительных и социально опасных, таких как алкоголизм, наркомания, лихоимство, есть зависимости менее маргинальные, если можно так выразиться, но от того не менее опасные как для самого человека, так и для общества. Это все тот же блуд, который распространяется со скоростью губительного поветрия. Говорю «губительного» совсем не метафорически. Сколько семей рушится, оставляя детей если не круглыми, то полусиротами, калеча их души, формируя с детства больное, искаженное представление о семье, об отношениях мужчины и женщины. Молодежь, не зная пределов, развращает, калечит в каком-то неистовстве собственные души, не понимая, что со временем придется пожинать горькие плоды собственного безумия. Потому что «возмездие за грех – смерть», разложение души, и изменить действие этого закона может только глубокое и искреннее покаяние. И к покаянию этому еще нужно прийти.
Есть зависимости, которые с точки зрения современного мира решительно считаются добродетелями, но с точки зрения православной веры не менее губительны и опасны для души, чем страсти «грубые». И именно своей видимостью добра эти страсти и зависимости и опасны. Опасность их в том, что они губят душу, лишают ее жизни духовной, уводят от Бога, если можно так сказать, более незаметно.
К этим «незаметным» страстям можно отнести страсть успеха, благополучия, когда человек во главу своей жизни ставит достижение статуса в обществе, карьерный рост, достаток и успех. Все эти одержимости, именуемые порой «здоровой амбициозностью», на самом деле уводят человека от понимания подлинной цели и ценности человеческой жизни, делают его рабом одной из опаснейших страстей – гордости – и ее производных – самолюбия и честолюбия. Самый «успешный» человек может быть в то же время в полном смысле духовным мертвецом, именно в силу ослепления собственной благополучностью и самодостаточностью; он может погибнуть для Царствия Божиего, всю жизнь прослужив собственной самости. Такой человек часто становится не способен увидеть свой грех, покаяться в нем – а это и есть верный признак духовной смерти.
Я приводил примеры поразительного бездушия в отношении близких людей. Но есть и противоположная, «душевная» страсть, которая губит миллионы людей, незаметно для них самих. Я говорю о «заботах житейских», которыми абсолютное большинство крещеных людей оправдывают отсутствие сознательной христианской жизни.
Господь говорит: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Вот как удивительно получается: Христос такое, казалось бы, естественное и даже положительное дело, как заботы житейские, приравнивает к смертным грехам чревоугодия и пьянства. Почему так? А потому, что в бесконечных житейских заботах человеку как раз и легче всего забыть о Боге, о душе и даже о совести, прикрывая самые постыдные грехи: хищничества, обмана, воровства, корысти, безбожия – «благими» заботами о своей семье и о своих близких. Вот в этом и состоит главная опасность этой «тихой страсти». В том, что она губит души незаметно, но совершенно несомненно. Более того, горькому пьянице или обжоре легче осознать свой грех, покаяться в нем, чем «заботливому семьянину», который будет оправдывать самые страшные грехи «высокими целями». Вспомните фильм «Крестный отец» – ведь там именно все и было изначально построено на этой «доброй» идее семейственности. Страшно сказать, но и семья, заботы житейские могут стать идолом, влекущим человека в погибель. Вот почему Господь говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин меня» (Мф. 10: 37).
Любовь к семье, заботы о ней, труд и карьера, зарабатывание денег – все это хорошо и правильно, но только в том случае, если человек не забывает о главном своем призвании – жить в согласии с Богом. Если все свои помышления, слова и поступки добрый семьянин сверяет не с мнением этого больного мира, а с законом Божиим. Это единственное основание для полноценной, радостной, здоровой и свободной жизни.
В Писании говорится: «Господь есть Дух; а где Дух Господень – там свобода» (2 Кор. 3: 17). Вот формула истиной свободы, которая должна быть начертана у нас в сердцах, так чтобы во всей многосложности жизни мы, прежде всего, заботились о том, чтобы оставаться причастниками Духа Христова, поступали бы по-христиански. И хотя такое поведение, такой образ жизни может противоречить принятым в современном обществе нормам и даже добавлять проблем в жизни человека, но в конечном итоге сам человек останется в высшем выигрыше – в выигрыше подлинной, высшей свободы, свободы сопричастности Божией правде, красоте и любви. И это вовсе не абстрактные понятия, а высшая реальность, по отношению к которой мы и строим всю свою жизнь.
Когда случается катастрофа, в обществе начинаются всевозможные проверки, мониторинги, тестирования… Люди стремятся обезопасить себя, предупредить беду. И это вполне естественно. Но почему же мы игнорируем совет Того, Кто знает, как на самом деле избежать всех этих бедствий?!
«Бодрствуйте и молитесь», – говорит Господь. Бодрствовать значит не дать себя обольстить духу времени, жить по закону Божиему, думать, говорить и поступать в трепетном сознании Его присутствия.
И молиться нам нужно не только вычитывая положенное количество слов, а живым сердцем, с болью, надеждой и верой обращаясь к живому всемогущему Богу.
Тревожные новости приходят из Страны восходящего солнца, и как тут не вспомнить, что Фукусима переводится с японского как Остров счастья. И, может быть, страшная трагедия последних недель – это еще одно напоминание всем нам, живущим на земле, что счастье без веры – как дом, построенный на песке. Что технологический рай может легко обернуться техногенным адом. Просто потому, что высшее счастье – это согласие с Богом, и Царство Его внутри нас есть. Только нужно его найти.
29 марта 2011 г.
Рассылка выходит два раза в неделю:
Простите меня за многословие. Еще раз спасибо за статью.
Алексей, простите, что не ответил на Ваш вопрос сразу. Вы спрашиваете, где можно познакомиться с моим личным опытом противостояния духу века сего. Поверьте, что мой личный опыт совсем не заслуживает внимания, зато есть богатый опыт святых отцов, из которого каждый может почерпнуть для себя много полезного. Впрочем, встретиться и поговорить можно. Я служу в Симферопольском храме Трёх Святителей (ул. Гоголя, 16).
Помоги Вам Господи!
".....Дела службы не суетность: это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг… Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете.
…От деловых людей, к каким вы принадлежите, нельзя того же требовать, как от людей-сидяк. Главною их заботою должно быть то, чтобы не допускать неправых чувств при делании дел, и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратит дела в молитву.
Кто в семье живёт, тому и спасение от семейных добродетелей.
Вы напрасно беспокоитесь, что иногда крик малютки отрывает вас от молитвы, как будто от дела Божия к делу, чуждому Бога. И то, и другое - Божие дело. Богу приятно, когда детки Его к нему устремляют очи свои в молитве… но не менее Ему приятно, когда одни любимые детки заботливо спешат присмотреть за другими Его же детками."
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).
"Есть у нас поверье, и чуть ли не всеобщее, что как скоро займёмся чем-либо по дому или вне его, то выступаем из области дел Божеских и Богу угодных. Оттого когда породится желание жить богоугодно или зайдёт речь о том, то обыкновенно с этим сопрягают мысль, что уж коли так, то беги из общества, беги из дома в пустыню, в лес. Между тем и то, и другое не так. Дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, - суть Богом определённые дела и исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божеских.
Вы хотите помнить Господа, забывая о делах житейских. Но житейские дела лезут в сознание и память о Господе вытесняют. А вам следует, наоборот, о житейских делах хлопотать, но как о Господнем поручении и как пред Господом...."
Спаси Господи!
Да, утратив Дух Христов, мы уподобляемся ветви, не приносящей плода, которую Садовник отсекает.
Представьте себе (хоть на мгновение), что и я - одна из тех "добрых, отзывчивых, добродушных" и пр. Почему бы и нет? Ну так эти мои добродетели - ничто, мерзость перед Богом. Вот и все, что я хотела сказать. Лесть лукава.
P.S. Господа модераторы! Убирая некоторые комментарии, вы оставляете другие повисать в воздухе.
Ja,, draga braco i sestre Rusi verujem da je Bog hteo da zaustavi Japan i da oni kao idolo-poklonicki narod jesu golema opasnost za Rusiju pa je Bog po svojoj promisli dopustio da budu oslabljeni i tako da ne mogu da ostavre svoje sionisticke ciljeve u rusiji. Rusi ce da pobede rat ali ce to biti teske borbe zbog nafte i zlata na severu, no molicemo se Presvetoj Bogorodici i Svetom Serafimu Sarovskom i sve ce biti dobro i Bogu Hristu jedinome nasem tvorcu i roditelju ugodno.
Ирина, у меня складывается такое ощущение, что живущие в предверии апокалипсиса и выискивающие мерзость запустения будут очень разочарованы если антихрист не придет, а апокалипсис не наступит.
Представляете, всю жизнь прожить, готовиться к худшему, видеть во всем проявления зла и отступления, даже людскую отзывчивость принимать за влияние лютого миродержца, готовится к исповедничеству... а апокалипсиа все нет и нет, антихрист как назло все неидет, задерживается где-то.
Еще раз повторю, люди не такие, какими вы их представляете, большинство отзывчивые, жертвенные, добродушные, просто поставлены зачастую в условия в которых эти свойства души приходится прятать. А если отзывчивость людская будет для вас мерзостью, то этих качеств Вы в людях неувидите и общатся с ними несможете. И люди от Вас отойдут, т.к. общаться с Вами будет совершенно невозможно и помощи у Вас никто непопросит.
Вы определите для себя, кого Вы в людях видите, Христа или Антихриста? Чъего пришествия ждете, Христа или Антихриста?
Спаси Господи и помилуй нас, дай нам силы избавиться от этих страстишек и страстей!
Спаси Господи о.Димитрий!
Все православным ангела хранителя и с воскресным днем!
Галина, я так понял, что Вы крещёный человек, и сердце Ваше расположено к жизни христианской, значит нужно прийти в храм, покаяться, причаститься и начать жить по-христиански. Бояться ни храма, ни священника не надо. Жизнь сложна и всякое в ней бывает, но Господь об одном кающемся грешнике радуется больше, чем о 99 праведниках.
Помоги Вам Господи!
У меня теща была онкологической больной, попала в больницу в Самаре на последней стадии, в это время стала верующей и после операции через несколько лет ее даже сняли с учета как онкологическую больную. Знакомый батюшка часто приезжал, исповедовал и причащал ее (проблемы с ногами - ходить не могла) и через 8 лет после операции "стрельнули" метастазы. После этого прожила еще два года, регулярно причащаясь, и соборуясь дома. Врачи регулярно посещали и удивлялись, что живет до сих пор. Она молодец очень мужественно переносила страшные боли и не роптала на Бога. В день смерти причастилась и тихонько умерла. Вот такая история
Насчет себя: У нас с мужем денег на дорогостоящее лечение нет, так что я лично предпочту семейный бюджет не тратить, так как детей еще четверо и они никому кроме отца и меня не нужны. По-крайней мере это я сейчас так думаю, может что потом и перемениться перед лицом болезни. Но не хотелось бы. Знаю примеры, когда лечение не помогло, а оставшиеся по миру пошли в итоге, так как все потратили на врачей.
Ну Вы не забивайте свою голову и не отчаивайтесь. Идите смело в церковь и все раскажите, никто вас не казнит. Это в исламе, при "отречении", Вас если уж не казнят, то заклеймят позором точно, а у Христа нет призрения, он весь Любовь и Всепрощение. Самое главное не ругайтесь с мужем, берегите брак, детей растите в любви и в вере во Христа. Если нужна будет в чем-то моя помощь, пишите rustamdrug@mail.ru
P.S. Читайте Новый Завет, каждый день читайте и все будет хорошо!
Хоть я и не священник, но все же попытаюсь Вам ответить, может быть, эта информация Вам пригодится.
Сам по себе никах (мусульманский обряд бракосочетания) не означает перемену веры (мужчина-мусульманин, даже "строго соблюдающий", имеет право жениться на женщине-христианке или иудейке, причем от женщины в этом случае не требуется обязательно принимать ислам). Если Вы во время никаха (или в какое-либо другое время) не произносили шахаду (формулу исповедания ислама - "нет Бога, кроме Бога [Аллаха], а Мухаммед - пророк Божий", в разных вариациях), то Вы никак не можете считаться "обратившейся в ислам". Ходите в храм, читайте Евангелие, изучайте свою веру (христианство), исповедуйтесь, причащайтесь - Бог в помощь! Может быть, с Божьей помощью, и остальные члены Вашей семьи через Вашу веру придут ко Христу.
Замечаю, что в послежнее время все реже захожу на сайт "православие". Хоть бы какая нибудь сочувствующая, ободряющая статья, дающая надежду хоть на что то лучшее. Нет, понял почему незахожу, очередную порцию уныния получать нехочется, на работе хватает.
"Тема апокалипсиса давно стала ходовым брендом в индустрии развлечений, чем-то отличным от подлинного содержания этого важного слова."
И сами незаметили как внесли свою скромную лепту в раскрутку этого "бренда".
А я Вам скажу, наблюдая за людьми по работе, что люди не такие как Вы их себе представляете. Много добрых и много отзывчивых, а вот примера им для подражания никто не дает, все хотят словами к Богу привести.
А с этим высказыванием как соотнести: "как можешь Бога любить которого невидишь, когда ближнего нелюбишь которого видишь"
Такое ощущение после Вашей статьи отец Дмитрий, что семья это некое препятствие для истинного христианина на пути к Богу
Вам можно позавидовать, что не сталкивались с этим. Не знаете ничего толком и не хотите знать, а советы прямо как старец даете.
"А если женщине предложили какие-то дорогостоящие новшества, так ведь все равно эффективность лечения рака такая низкая, что не стоит и надеяться".
То есть муж прав, получается... Может, это он и пишет) или "тролль".
И хорошо бы послушать в таких случаях вторую сторону, потому что люди склонны всегда выгораживать себя и обвинять других.
Елена (которая советует онкобольной пересмотреть жизнь, а не жаловаться на мужа), извините, Вы, наверное, не в своем уме... слишком много читали ответов на чужие вопросы. Вы серьезно пишете?
Спасибо за статью. Так всё верно и так страшно. Насколько неотвратимо происходящее? В Православных храмах с каждым годом народу прибавляется, в минувшее воскресенье битком набитый храм причащался почти полностью, четыре Чаши вынесли. За пределами Храма совершенно иную картину видишь, да и слышишь. И уже перестаешь сомневаться, что к пропасти катимся, причем с полным комфортом - климатконтролем и подушками безопасности. Есть ли шанс? И какая роль и судьба уготованы Православным странам? Очень не хочется впадать в апокалиптическую панику, но ведь и многое очевидно. Спаси Господи!
монастырям, а у меня семья! Отец Дмитрий, у меня семь внуков,я их беру с собой в монастырь,детки загорятся,они любят ездить со мной.Ни одной утренней не пропустят,все напоминают: бабушка не забудь разбудить.Вы знаете в монастыре они начинаются очень рано. А вернутся домой,начинается прежняя жизнь. Что делать,как им помочь? Не давно младший зять спрашивает: Вы думаете и в правду,что дети когда вырастут,они будут ходить в церков? Только ответьте правду. Я и ответила,незнаю,так как они живую в семьях,где не молятся,но пройдет время,и когда им будет трудно,они вспомнят,как им было хорошо,когда они ездили с бабушкой в монастырь. Простите меня грешную, я все это пишу,может кто прочитает, и не повторит моих ошибок, и не будет жить беспечно. Ведь за все прийдется платить, да и перед Богом чем оправдаемся? Простите, и помолитесь за рабу Божию Марию и её семью. Спаси вас Господи!
Мне настолько понравилась Ваша статья, что я дерзнула ее разместить в блоге на Фонтанка.ру, соблюдая Ваше авторское право и со ссылкой на цитируемую статью, чтобы люди, не бывающие на православных сайтах, смогли ее прочитать и задуматься, но прочитав комментарии, очень пожалела об этом, т.к. люди не поняли, а порой и извратили зерно истины, мне очень жаль. И Вы меня простите.
"Проза жизни" как раз и страшна. Примеры особые здесь не нужны. Просто человек живёт, решая свои земные проблемы, погружаясь в них с головой и перестаёт задумываться о Боге, о вере, о вечности... Вот это и есть "тихая смерть души", самое страшное. Есть очень простые, минимальные условия христианской жизни. Прежде всего, конечно, надо любить Бога, но ещё - знать свою веру (уметь объяснить во что и как я верю), читать Новый Завет и стараться исполнять Христовы заповеди, исповедоваться и причащаться хотя бы несколько раз в году, молиться дома (и в церкви, в воскресные дни), стараться соблюдать посты.
Если всего этого нет, то возникает вопрос: а из чего следует, что я христианин? Я верю? Но вера без дел мертва есть. Кроме веры и любви к Богу должен быть ещё и христианский образ жизни. Поэтому Господь и говорит: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14, 15).
Искренняя... Побольше бы таких
С искренним пожеланием Божией помощи в Вашем Служении.
Наталия.
Здесь приводятся пограничные примеры. Мне нужны обычные житейские, чтоб не впадать в крайности, иначе я не пойму.
Спаси Бог!