Тихий апокалипсис

'); //'" width='+pic_width+' height='+pic_height } }

Загрузить увеличенное изображение. 451 x 644 px. Размер файла 269414 b.

Год начался тревожно, как по Писанию: ужасные явления, землетрясения по местам, смятения и войны… и море «восшумело и возмутилось»… Словом, налицо «начало болезней».

И мы с тревогой следим за последними новостями, обсуждаем их, ужасаемся, но не замечаем, как чужая беда, боль становятся частью глобального шоу. Тема апокалипсиса давно стала ходовым брендом в индустрии развлечений, чем-то отличным от подлинного содержания этого важного слова. Ведь слово «апокалипсис» переводится как «откровение» – это то, что открыто Богом для нашего вразумления, для того, чтобы мы трезвились, помня об истинной цели земной жизни, о необходимости достижении единства с Богом.

Понятие апокалипсиса у нас стойко ассоциируется со страшными, катастрофическими событиями мирового масштаба. И все мы знаем о внешних признаках приближения вселенской катастрофы. Много о них говорим, обсуждаем это. Но есть и другие, куда более важные, сокровенные признаки. Господь говорит, что в последние времена «по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь». А апостол Павел добавляет – точно про нас, – что люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы… Вот на что нам надо обращать внимание, вот чего страшиться больше землетрясений, цунами и радиации…

Мы живем в эпоху глобального изменения климата. Я говорю не о погоде – пусть этим занимаются метеорологи. Речь идет о катастрофическом изменении человеческой природы. Кто-то возразит, что со времен грехопадения как раз ничего не изменилось ни в человеке, ни в человечестве в целом. Но это, увы, не так. Иначе не было бы Вселенского потопа и гибели Содома и Гоморры – этих горьких примеров массовой и катастрофической деградации со всеми вытекающими последствиями. Природа человека и общества в целом «удобопреклонна ко греху», по слову святых отцов, и в наше время это особенно очевидно. И подлинный апокалипсис тихо и незаметно происходит в наших сердцах, только масштаб его не достиг той критической точки, когда стихии, разгоревшись, разрушатся, и земля и все дела на ней сгорят. Дух Христов уходит из нашей жизни, а водворяется прочно иной, страшный, сатанинский дух корысти, прагматизма, распущенности, равнодушия и беспредельного самолюбия. Пожалуйста, вот живые примеры из недавних встреч.

Он не может нормально ходить, а только передвигается, едва семеня, очень медленно, иногда останавливается и не может тронуться с места. Стоит, переминаясь с ноги на ногу, точно собираясь духом. Молчаливый, сосредоточенный человек. Я пару раз предложил помощь, но он вежливо отказался. Видно, как для него важно это личное преодоление. Он приходит в храм в любую погоду: летом в жару, когда плавится асфальт, и осенью в беспробудную слякоть, зимой в гололед (особенно опасный в его положении) и в весеннюю распутицу. Он идет и идет в храм, как будто восходя на свою незримую Голгофу. И только на днях я узнал мимоходом его историю.

Толковый, работящий мужик, заботливый отец и верный муж, он еще недавно вел напряженную, полноценную жизнь, но вот – заболел. Что-то у него случилось с суставами, так что он теперь едва может передвигаться. А дальше произошло то, во что даже в наше бездушное время трудно поверить. Жена с тещей выгнали его из дома… просто так, ни за что… потому что заболел и стал обузой. Выписали… И он не стал судиться с ними. Захотел потерпеть напраслину ради Христа, понести свой крест. Теща с женой воспитывают его 11-летнего сына так, что он стыдится отца. А тот переносит все смиренно и просто, никого не осуждая, говоря, что сын, повзрослев, станет, может быть, думать иначе…

Его приютил нищий сосед в облупленной мазанке с прохудившейся кровлей и рассохшимися рамами. А рядом – в обнесенном каменным забором добротном коттедже осталась жена, которая его бросила, и те, кого он до сих пор по изумительному незлобию продолжает считать родными.

Иногда ему нечего есть. И тогда приметливые и сердобольные бабульки собирают ему в пакетик масло, крупу, консервы и хлебушек – что придется. И он этому искренне рад, благодарит от сердца Бога и бабушек…

А вот другая история, тоже из недавних. Подошла ко мне со слезами женщина. Я слушал ее, и мне казалось, что я попал в какой-то кошмарный сон. Женщина эта – супруга состоятельного господина. Они прожили в законном браке немало лет, и вот оказалось, что женщина больна онкологически и лечение будет стоить немалых средств. Тогда муж пошел к врачу и выяснил, каковы шансы на выздоровление. Врач честно признался, что незначительные, потому что болезнь запущена. Тогда муж сказал жене: «Дорогая, прости, но я не могу на тебя тратиться… это не рентабельно. Ты пойми: шансов, что ты поправишься, очень мало, а я потеряю все». Женщина, рассказывая это, рыдала взахлеб, и я не находил слов для ее утешения. Я только понимал, что апокалипсис уже наступает. Здесь и сейчас.

И опять же кто-то скажет: так было всегда! Да, всегда пребывали в мире и подлость, и равнодушие, и корысть. Но если использовать актуальную терминологию, то «уровень радиации» был иной. Не критический. А сейчас он не то чтобы «предельно допустимый», а уже давно «смертельно опасный». Мы так боимся радиации, столько говорим о ней, особенно сейчас, но не замечаем, что концентрация «частиц греха» в воздухе давно превышает допустимые нормы. Но опасности мы не чувствуем, потому что перестали слышать голос собственной совести, этот «счетчик Гейгера», заботливо вложенный Богом в душу каждого человека. А все потому, что совесть, постоянно и сознательно попираемая, перестает быть слышима, она заглушается привычкой греха и беззаконной жизнью.

Мы страшимся всевозможных катастроф, но Господь говорит: «Не бойтесь убивающих тело». Страдания и даже сама смерть могут стать горнилом для доброй души, так что она, подобно очищенному золоту, достигнет Царствия Божиего. Но когда утрачен Дух Христов, когда душа обнажена от благодати – тогда она еще здесь, на земле, живет в преддверии вечной смерти, и нужно быть тугим на сердце, чтобы этого не чувствовать. Вот в этом-то и состоит главная беда, предвестие апокалипсиса – в нашем бесчувствии. В утрате понимания того, что на самом деле есть добро и благо. В самозабвенном упоении страстями, в поиске наслаждений, комфорта, довольства и успеха во что бы то ни стало, вопреки духовным и нравственным нормам. В тотальной порабощенности греху, в страстной зависимости.

Вообще зависимость в наше время не узкопсихиатрический термин, а диагноз общества, не то чтобы потерявшего веру, а отрекшегося от ее силы – образом жизни, утратой традиций и нравственных норм. Верят сейчас почти все, но эта вера туманная, ни к чему не обязывающая, вера «на всякий случай». И, самое печальное, эта вера не только не противостоит множеству зависимостей, а и подстраивается под них так, чтобы не нужно было ничего менять в своей жизни. Так возникает бесконечное множество «страстных» вер: вер, содействующих бизнесу, льстящих похоти, властолюбию, самолюбию и гордыни… Кроме зависимостей, очевидно губительных и социально опасных, таких как алкоголизм, наркомания, лихоимство, есть зависимости менее маргинальные, если можно так выразиться, но от того не менее опасные как для самого человека, так и для общества. Это все тот же блуд, который распространяется со скоростью губительного поветрия. Говорю «губительного» совсем не метафорически. Сколько семей рушится, оставляя детей если не круглыми, то полусиротами, калеча их души, формируя с детства больное, искаженное представление о семье, об отношениях мужчины и женщины. Молодежь, не зная пределов, развращает, калечит в каком-то неистовстве собственные души, не понимая, что со временем придется пожинать горькие плоды собственного безумия. Потому что «возмездие за грех – смерть», разложение души, и изменить действие этого закона может только глубокое и искреннее покаяние. И к покаянию этому еще нужно прийти.

Есть зависимости, которые с точки зрения современного мира решительно считаются добродетелями, но с точки зрения православной веры не менее губительны и опасны для души, чем страсти «грубые». И именно своей видимостью добра эти страсти и зависимости и опасны. Опасность их в том, что они губят душу, лишают ее жизни духовной, уводят от Бога, если можно так сказать, более незаметно.

К этим «незаметным» страстям можно отнести страсть успеха, благополучия, когда человек во главу своей жизни ставит достижение статуса в обществе, карьерный рост, достаток и успех. Все эти одержимости, именуемые порой «здоровой амбициозностью», на самом деле уводят человека от понимания подлинной цели и ценности человеческой жизни, делают его рабом одной из опаснейших страстей – гордости – и ее производных – самолюбия и честолюбия. Самый «успешный» человек может быть в то же время в полном смысле духовным мертвецом, именно в силу ослепления собственной благополучностью и самодостаточностью; он может погибнуть для Царствия Божиего, всю жизнь прослужив собственной самости. Такой человек часто становится не способен увидеть свой грех, покаяться в нем – а это и есть верный признак духовной смерти.

Я приводил примеры поразительного бездушия в отношении близких людей. Но есть и противоположная, «душевная» страсть, которая губит миллионы людей, незаметно для них самих. Я говорю о «заботах житейских», которыми абсолютное большинство крещеных людей оправдывают отсутствие сознательной христианской жизни.

Господь говорит: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Вот как удивительно получается: Христос такое, казалось бы, естественное и даже положительное дело, как заботы житейские, приравнивает к смертным грехам чревоугодия и пьянства. Почему так? А потому, что в бесконечных житейских заботах человеку как раз и легче всего забыть о Боге, о душе и даже о совести, прикрывая самые постыдные грехи: хищничества, обмана, воровства, корысти, безбожия – «благими» заботами о своей семье и о своих близких. Вот в этом и состоит главная опасность этой «тихой страсти». В том, что она губит души незаметно, но совершенно несомненно. Более того, горькому пьянице или обжоре легче осознать свой грех, покаяться в нем, чем «заботливому семьянину», который будет оправдывать самые страшные грехи «высокими целями». Вспомните фильм «Крестный отец» – ведь там именно все и было изначально построено на этой «доброй» идее семейственности. Страшно сказать, но и семья, заботы житейские могут стать идолом, влекущим человека в погибель. Вот почему Господь говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин меня» (Мф. 10: 37).

Любовь к семье, заботы о ней, труд и карьера, зарабатывание денег – все это хорошо и правильно, но только в том случае, если человек не забывает о главном своем призвании – жить в согласии с Богом. Если все свои помышления, слова и поступки добрый семьянин сверяет не с мнением этого больного мира, а с законом Божиим. Это единственное основание для полноценной, радостной, здоровой и свободной жизни.

В Писании говорится: «Господь есть Дух; а где Дух Господень – там свобода» (2 Кор. 3: 17). Вот формула истиной свободы, которая должна быть начертана у нас в сердцах, так чтобы во всей многосложности жизни мы, прежде всего, заботились о том, чтобы оставаться причастниками Духа Христова, поступали бы по-христиански. И хотя такое поведение, такой образ жизни может противоречить принятым в современном обществе нормам и даже добавлять проблем в жизни человека, но в конечном итоге сам человек останется в высшем выигрыше – в выигрыше подлинной, высшей свободы, свободы сопричастности Божией правде, красоте и любви. И это вовсе не абстрактные понятия, а высшая реальность, по отношению к которой мы и строим всю свою жизнь.

Когда случается катастрофа, в обществе начинаются всевозможные проверки, мониторинги, тестирования… Люди стремятся обезопасить себя, предупредить беду. И это вполне естественно. Но почему же мы игнорируем совет Того, Кто знает, как на самом деле избежать всех этих бедствий?!

«Бодрствуйте и молитесь», – говорит Господь. Бодрствовать значит не дать себя обольстить духу времени, жить по закону Божиему, думать, говорить и поступать в трепетном сознании Его присутствия.

И молиться нам нужно не только вычитывая положенное количество слов, а живым сердцем, с болью, надеждой и верой обращаясь к живому всемогущему Богу.

Тревожные новости приходят из Страны восходящего солнца, и как тут не вспомнить, что Фукусима переводится с японского как Остров счастья. И, может быть, страшная трагедия последних недель – это еще одно напоминание всем нам, живущим на земле, что счастье без веры – как дом, построенный на песке. Что технологический рай может легко обернуться техногенным адом. Просто потому, что высшее счастье – это согласие с Богом, и Царство Его внутри нас есть. Только нужно его найти.

 

Священник Димитрий Шишкин

29 марта 2011 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

скрыть способы оплаты

Предыдущий Следующий
Комментарии
Виктория Каплан 6 декабря 2013, 22:42
Спасибо. Очень актуальная тема.
Максим 9 июля 2013, 16:49
Сначала нашел то о чем Вы говорите, потом потерял. И сейчас все зная и понимаю никак не вернусь. :(
Сергей19 июня 2013, 14:01
Cпасибо, да хрании Вас Господь!
Алла 8 февраля 2013, 23:28
Спасибо, отец Димитрий!
Дмитрий16 июня 2011, 08:13
Спасибо, отец Димитрий, Вы все замечательно сказали. Единственное, о чем еще хотелось бы услышать Ваше мнение в этой связи, - это о целеполагании в мире сем. Суть в том, что приведенные Вами слова Спасителя (Мф. 10: 37) требуют от человека, разумеется, не буквального исполнения в смысле забвения нужд родных и близких, но скорее правильного понимания того, какое именно попечение и о ком есть попечение истинное. Скажу более - если человек действительно живет в полном сознании своего единства со всеми творениями Божиими, он не станет говорить о своей любви и стремлении к Богу до тех пор, пока не сможет нелицемерно сказать о своей любви к каждому из живущих и о своем стремлении к их спасению из мира греха, пусть хотя бы только о молитвенном стремлении. Посему я и заговорил здесь о тех целях, которые мы, верующие, должны иметь всегда перед своим мысленным, духовным взором. Ведь действительно, так часто мы устами исповедуем Христа и якобы чаем Его Царствия Небесного, жизнь же свою проводим так, будто самое главное - покомфортнее устроиться в мире сем. Во что тогда превращается наше Христианство, наше Православие, наши молитвы к Богу? Если без обиняков - то в самое натуральное язычество, когда от Всевышнего ожидаются "великия и богатыя милости", а та Истина, Которая явила и являет Себя людям, остается как бы на втором (если не на более отдаленном) плане. И далече сердца наши тогда отстоят от Нее.
Простите меня за многословие. Еще раз спасибо за статью.
иерей Димитрий29 мая 2011, 21:34
Ответ Алексею К.
Алексей, простите, что не ответил на Ваш вопрос сразу. Вы спрашиваете, где можно познакомиться с моим личным опытом противостояния духу века сего. Поверьте, что мой личный опыт совсем не заслуживает внимания, зато есть богатый опыт святых отцов, из которого каждый может почерпнуть для себя много полезного. Впрочем, встретиться и поговорить можно. Я служу в Симферопольском храме Трёх Святителей (ул. Гоголя, 16).
Помоги Вам Господи!
Елизавета28 мая 2011, 01:51
Статья прекрасная! Благослови вас Бог на долгое лето, ради вразумления страждущих.
Anastasija28 апреля 2011, 12:04
ANASTASIJA;SPASIBO ZA STAT6U.ZDOROVJA VAM I BLAGODENSTVIJA.
Ангелина26 апреля 2011, 20:44
Спасибо за статью, Вы правы абсолютно. Легко скатиться в грех, вернуться же из него бывает невозможно. И Апокалипсис наступает не во внешнем мире, а в душе каждого человека, когда мы отчаиваемся, впадаем в ропот, и вот, уже в душе правит кто-то иной, ведя не к вечной жизни, а к вечным мукам. И лишь Господь не бросает нас в этой жизни, пока мы умеем просить Его о помощи и плакать над своим бессилием.
Алексей К.16 апреля 2011, 21:25
Отец Димитрий, соглашусь со многими, что ваша статья замечательная. В ней так много правильного. Подскажите пожалуйста, где можно познакомится с вашим личным духовным опытом противостояния духу века сего. Это особенно важно для тех людей, которым нужны видимые обычными глазами маяки,т.е. живые люди. Можно ли с вами встретится и поговорить о вашем опыте преодоления страстей?
Юрий.Колесников.13 апреля 2011, 20:56
Статья показывает наше общество какое оно на самом деле.Да все правильно.Мы живем хотим всего и сразу и при этом теряем самое дорогое наши души.(Мы как маленькие бесы одним жалуемся на других,а другим жалуемся на этих).А потом радуемся когда им плоха и при этом еще и смеемся.А когда становишься начальником то на одних орем а перед высоким руководством заискиваем.А когда понимаешь все это хочется кричать люди опомнитесь но тебя не слышат и еще говорят что ты идиот.Теперь понимаю для чего Ф.М.Достоевский написал роман Идиот.И как он закончил его.Ведь и самому хочется стать Мышкиным.
Павел10 апреля 2011, 19:03
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

".....Дела службы не суетность: это Божии дела. Только делайте их всегда для Бога, а не для чего другого. Равно и по семейной жизни на вас лежит долг… Исполнять его не есть суетность. Только совершайте такие дела по сознанию, что волю Божию исполняете.
…От деловых людей, к каким вы принадлежите, нельзя того же требовать, как от людей-сидяк. Главною их заботою должно быть то, чтобы не допускать неправых чувств при делании дел, и всячески стараться все их посвящать Богу. Это посвящение превратит дела в молитву.
Кто в семье живёт, тому и спасение от семейных добродетелей.
Вы напрасно беспокоитесь, что иногда крик малютки отрывает вас от молитвы, как будто от дела Божия к делу, чуждому Бога. И то, и другое - Божие дело. Богу приятно, когда детки Его к нему устремляют очи свои в молитве… но не менее Ему приятно, когда одни любимые детки заботливо спешат присмотреть за другими Его же детками."
Павел10 апреля 2011, 19:03
Написано об одном и том же, но я думаю разница есть
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

"Есть у нас поверье, и чуть ли не всеобщее, что как скоро займёмся чем-либо по дому или вне его, то выступаем из области дел Божеских и Богу угодных. Оттого когда породится желание жить богоугодно или зайдёт речь о том, то обыкновенно с этим сопрягают мысль, что уж коли так, то беги из общества, беги из дома в пустыню, в лес. Между тем и то, и другое не так. Дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, - суть Богом определённые дела и исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божеских.

Вы хотите помнить Господа, забывая о делах житейских. Но житейские дела лезут в сознание и память о Господе вытесняют. А вам следует, наоборот, о житейских делах хлопотать, но как о Господнем поручении и как пред Господом...."
Кирилл 9 апреля 2011, 23:29
Слезы Слезы Слезы
Спаси Господи!
валерий 6 апреля 2011, 14:59
Спасибо Вам батюшка за обличительные слова в наш адрес. Благодаря им грехи наши проступают сквозь огрубелую совесть.
Да, утратив Дух Христов, мы уподобляемся ветви, не приносящей плода, которую Садовник отсекает.
Valentina Serbia 5 апреля 2011, 23:19
I also noticed great change in human bihavior ....people are not what they used to be.I remember kind people,fulfilled with love to other people,frends,familly..I think that two last decade brought quick and great changes in human relationships.I am so sad becouse people only think about themselves,there is not love or love is very rare to find.I am not affraid of earthquake as much as I am affraid of this changes in humans.How to revers love in human hart?
Ирина 5 апреля 2011, 14:32
Павел, Вы сюда, однако ж, часто заходите :))
Представьте себе (хоть на мгновение), что и я - одна из тех "добрых, отзывчивых, добродушных" и пр. Почему бы и нет? Ну так эти мои добродетели - ничто, мерзость перед Богом. Вот и все, что я хотела сказать. Лесть лукава.

P.S. Господа модераторы! Убирая некоторые комментарии, вы оставляете другие повисать в воздухе.
Наталья 4 апреля 2011, 17:07
Спаси Господи иерея Дмитрия!
Дмитрий 4 апреля 2011, 12:36
Отец Дмитрий, благодарю за статью! Словно Елей на душу...
ирина 4 апреля 2011, 10:32
Про лестницу слышала, где-то есть ))) Разве добрый самарянин - не Господь наш, Иисус Христос, без Которого не можем творить ничесоже, то есть никакой добродетели? Я так разумею, что добродетель Доброго самарянина - Бога ради совершенная. Я тоже общаюсь с людьми и понимаю, что люди добрые и отзывчивые, не в пример мне, но .... А вот "но" то - имя Христово. Простите.
Princ Mishkin 4 апреля 2011, 00:32
Ovo je odlican tekst, vrlo verodostojan, istinit, vremenski tacan. Ne dopada mi sa kada cujem da neki u ruskoj crkvi govore kako ce Antihrist da se pojavi za 50 godina. On je sada u svetu i po svemu sudeci on ce uskoro, nazalost, ali kako je prorokovano da se zacari.
Ja,, draga braco i sestre Rusi verujem da je Bog hteo da zaustavi Japan i da oni kao idolo-poklonicki narod jesu golema opasnost za Rusiju pa je Bog po svojoj promisli dopustio da budu oslabljeni i tako da ne mogu da ostavre svoje sionisticke ciljeve u rusiji. Rusi ce da pobede rat ali ce to biti teske borbe zbog nafte i zlata na severu, no molicemo se Presvetoj Bogorodici i Svetom Serafimu Sarovskom i sve ce biti dobro i Bogu Hristu jedinome nasem tvorcu i roditelju ugodno.
Геннадий 4 апреля 2011, 00:02
Статья актуальна для настоящего времени,и прочитав ее думается,что вот и приближается время ,которое человечество называет-(последним).Правда то,что мы видим отступивших от заповеди:"Возлюби"вокруг себя,а себя определяем в;"верующие и исполняющие заповеди".На самом деле Причащающиеся один или три раза в год,не могут называться Христианами,т.к.остальное время могут жить и без Христа.Вот заповедь:"Возлюби Бога..."и говорит,полюби быть причастником Христа.Но для своего оправдания не причащаться "христианин" найдет сколько угодно оправданий.Поэтому нам не стоило-бы помышлять об конце мира,а думать о себе;-не иссякла ли во мне любовь?"Апокалипсис внутрь мя есть".
Валентина 3 апреля 2011, 23:33
Душеполезная и очень своевременная статья: будит совесть. Спаси, Господи, Вас,о. Дмитрий!
angeliHa 3 апреля 2011, 15:20
Snasi,Gosnodi. Vse verHo eto.
Павел 3 апреля 2011, 12:34
Ирине. "Какие люди - не такие? А разве неизвестно, что естественная отзывчивость часто враждебна заповедям Христовым и должна, в принципе, отвергаться как мерзость. И все мы, водимые естественной отзывчивостью, пребываем под влиянием лютого миродержца."

Ирина, у меня складывается такое ощущение, что живущие в предверии апокалипсиса и выискивающие мерзость запустения будут очень разочарованы если антихрист не придет, а апокалипсис не наступит.
Представляете, всю жизнь прожить, готовиться к худшему, видеть во всем проявления зла и отступления, даже людскую отзывчивость принимать за влияние лютого миродержца, готовится к исповедничеству... а апокалипсиа все нет и нет, антихрист как назло все неидет, задерживается где-то.

Еще раз повторю, люди не такие, какими вы их представляете, большинство отзывчивые, жертвенные, добродушные, просто поставлены зачастую в условия в которых эти свойства души приходится прятать. А если отзывчивость людская будет для вас мерзостью, то этих качеств Вы в людях неувидите и общатся с ними несможете. И люди от Вас отойдут, т.к. общаться с Вами будет совершенно невозможно и помощи у Вас никто непопросит.

Вы определите для себя, кого Вы в людях видите, Христа или Антихриста? Чъего пришествия ждете, Христа или Антихриста?
Димитрий 3 апреля 2011, 11:18
Какой ужас! Это все про меня!!! Истинно, тихие страсти укоренились в нашей жизни и стали нормой! Самое страшное, что наши дети со школы привыкают к ним и считают это "нормой": денюжку на ремонт класса, учителю на подарок..! А как это при зарплате в 500уе папа купил машину за 20-40тыс., большой телевизор и в Египет свозил всю семью? Да просто папа на "на хорошей должности" и все у него в шоколаде: и машина служебная с мигалкой, и знакомые в нужных органах и пр.! Господи, это и про меня написано! Как трудно найти в себе силы "вырвать это око и отсечь эту руку"! Ведь так комфортно катиться в ад с полным "фаршем"! Очень хорошая статья!
Спаси Господи и помилуй нас, дай нам силы избавиться от этих страстишек и страстей!
Спаси Господи о.Димитрий!
Все православным ангела хранителя и с воскресным днем!
Наталья К. 3 апреля 2011, 10:41
Всегда люблю читать о.Дмитрия Шишкина.Вразумляет.
Иерей Димитрий 2 апреля 2011, 20:37
Ответ Галине.
Галина, я так понял, что Вы крещёный человек, и сердце Ваше расположено к жизни христианской, значит нужно прийти в храм, покаяться, причаститься и начать жить по-христиански. Бояться ни храма, ни священника не надо. Жизнь сложна и всякое в ней бывает, но Господь об одном кающемся грешнике радуется больше, чем о 99 праведниках.
Помоги Вам Господи!
Александр 2 апреля 2011, 14:16
Спаси вас, Господи, отец Димитрий. Очень бы хотелось, чтобы подобные статьи, а также православные фильмы смотрели бы не только православные, а то ведь говорят, что у нас страна православная, а своего православного телеканала нет (кроме Союза).
У меня теща была онкологической больной, попала в больницу в Самаре на последней стадии, в это время стала верующей и после операции через несколько лет ее даже сняли с учета как онкологическую больную. Знакомый батюшка часто приезжал, исповедовал и причащал ее (проблемы с ногами - ходить не могла) и через 8 лет после операции "стрельнули" метастазы. После этого прожила еще два года, регулярно причащаясь, и соборуясь дома. Врачи регулярно посещали и удивлялись, что живет до сих пор. Она молодец очень мужественно переносила страшные боли и не роптала на Бога. В день смерти причастилась и тихонько умерла. Вот такая история
Ирина 2 апреля 2011, 09:15
Насчет обеспеченных больных жен ... Тут мог быть гласный или неглачный договор, что вместе пока все замечательно. У меня у свекрови так есть. Он ей Мальдивы и пластические операции, дом на Рублевке и курсы фен-шуя, но она ему - тоже что-то еще. В итоге сейчас заболела, сразу в храм, примерно с такой же "жалобой". Он правда не отказывается платить за лечение, да и не рак у нее, но просто тоже достает человека, когда ее кладут в лучшую клинику Москвы, а она истерики устаривает, что совок - одни уроды, лечиться буду только в Германии. В итоге повез ее в Германию.
Насчет себя: У нас с мужем денег на дорогостоящее лечение нет, так что я лично предпочту семейный бюджет не тратить, так как детей еще четверо и они никому кроме отца и меня не нужны. По-крайней мере это я сейчас так думаю, может что потом и перемениться перед лицом болезни. Но не хотелось бы. Знаю примеры, когда лечение не помогло, а оставшиеся по миру пошли в итоге, так как все потратили на врачей.
Рустик 2 апреля 2011, 09:03
Галина! Меня по рождению зовут Рустам, в Крещении Рустик. Многие из моих близких живут в смешанных браках и почти у всех читали НИКАХ. Все это происходит по незнанию своей веры, ведь по большому счету верующий христианин не выйдет замуж и не женится на неправославном. Вот на эту уловку и попадаются несведующие в вере православные "по рождению". Муллы обычно говорят, что ничего криминального в НИКАХЕ нет, просто молитвы прочтут и все, и тут они лукавят. Чтоб это проверить можно спросить у них, - Ну мы тогда обвенчаемся сначала в Христовой Церкви, а потом уж НИКАХ?
Ну Вы не забивайте свою голову и не отчаивайтесь. Идите смело в церковь и все раскажите, никто вас не казнит. Это в исламе, при "отречении", Вас если уж не казнят, то заклеймят позором точно, а у Христа нет призрения, он весь Любовь и Всепрощение. Самое главное не ругайтесь с мужем, берегите брак, детей растите в любви и в вере во Христа. Если нужна будет в чем-то моя помощь, пишите rustamdrug@mail.ru
P.S. Читайте Новый Завет, каждый день читайте и все будет хорошо!
Владислав 2 апреля 2011, 07:35
Чем больше узнаю о православии, как о глубочайшей религии, тем больше осознаю ту бездну греха, в которой мы все увязли. Конечно, не хочется так думать, но то, что происходит в мире сейчас, это несомненно только из-за неправедной деятельности человека. МЫ ВО ВСЕМ ЭТОМ ВИНОВАТЫ. Каждый день в мире происходит что-то и это что-то, как раз напрямую связано с грешной природой человека. Можно проснутся рано утром, помолится Господу, и пойти, ПОСТАРАТЬСЯ хоть кому-то помочь. Подать хоть мизерную милостыню(На которую, как раз и указал милосердный Господь ученикам Лк.21,1-4), отдать футболку, которая у тебя двадцатая то счету и которую ты три года уже не надевал и т.д. А можно, проснуться утром и побежать с вылупленным языком строить еще один атомный реактор, создавать оружие массового поражения, атомную, водородную бомбу и т.д, и т.п. А потом Господа будем винить, вопрошать:"ЗА КАКИЕ ГРЕХИ НАМ ЭТО???". ДА ВОТ ЗА ТЕ САМЫЕ!!! И так будет до тех пор, пока человек сам себя не спросит "А то, что я делаю, угодно ли Господу?". Мы уже находимся в такой бездне этой цивилизации, что только милосердный Господь сможет нас спасти от нее же, от этой самой ЦИВИЛИЗИЦИЙ. Цивилизация. Что кроется под этим словом? Какие-то там призрачные надежды, призрачные блага человечества? А может мы собственнымы руками создаем здесь, на земле, подобие АДА, что ждет нас потом после нашей мимолетной жизни? Не к тому стремимся. ОХ НЕ К ТОМУ!!! БОДРСТВУЙТЕ!!! МОЛИТЕСЬ!!! АМИНЬ!!!
Ольга Балытникова 1 апреля 2011, 18:14
Галине:
Хоть я и не священник, но все же попытаюсь Вам ответить, может быть, эта информация Вам пригодится.
Сам по себе никах (мусульманский обряд бракосочетания) не означает перемену веры (мужчина-мусульманин, даже "строго соблюдающий", имеет право жениться на женщине-христианке или иудейке, причем от женщины в этом случае не требуется обязательно принимать ислам). Если Вы во время никаха (или в какое-либо другое время) не произносили шахаду (формулу исповедания ислама - "нет Бога, кроме Бога [Аллаха], а Мухаммед - пророк Божий", в разных вариациях), то Вы никак не можете считаться "обратившейся в ислам". Ходите в храм, читайте Евангелие, изучайте свою веру (христианство), исповедуйтесь, причащайтесь - Бог в помощь! Может быть, с Божьей помощью, и остальные члены Вашей семьи через Вашу веру придут ко Христу.
Анна30 марта 2011, 22:43
Статья замечательная. Но у меня есть похожий случай из жизни. Женщина заболела раком, 4 стадия, в Эстонии ей помочь не могли, оставалось только лечение заграницей. Муж бизнесмен был с ней в очень плохих отношениях и уже смирился с ее скорой смертью, но для очистки совести все таки сделал запрос в клиники Германии, сумма была баснословная. Но все таки он повез свою жену на лечение, ей сделали очень сложную операцию, 5 месяцев сложнейшей реабилитации и рак отступил. Сейчас они вместе и очень счастливы. Дело не в деньгах, а в любви.
Ирина30 марта 2011, 22:34
Павлу. Какие люди - не такие? А разве неизвестно, что естественная отзывчивость часто враждебна заповедям Христовым и должна, в принципе, отвергаться как мерзость. И все мы, водимые естественной отзывчивостью, пребываем под влиянием лютого миродержца. Не стоИт ругаться на то, что, похоже, выше Вышей меры. Спаси, Господи, о.Дмитрия за статью.
Вячеслав30 марта 2011, 22:32
Я считаю, что это слабая жизненная позиция, если у человека нет желания хорошо зарабатывать, хорошо обеспечивать свою семью и себя. Почему грех стремиться к лучшему? Почему я не могу заниматься бизнесом? В чем тут грех? Я знаю множество примеров среди своих знакомых бизнесменов, которые живут честно, никого не обманывают. В чем их грех? В том что стремятся к выгоде? Почему это называется корыстолюбием? Или грех в том, что зарабатывают больше тех, кто ничего не хочет делать?
Павел30 марта 2011, 21:29
"Вот в этом-то и состоит главная беда, предвестие апокалипсиса – в нашем бесчувствии."
Замечаю, что в послежнее время все реже захожу на сайт "православие". Хоть бы какая нибудь сочувствующая, ободряющая статья, дающая надежду хоть на что то лучшее. Нет, понял почему незахожу, очередную порцию уныния получать нехочется, на работе хватает.

"Тема апокалипсиса давно стала ходовым брендом в индустрии развлечений, чем-то отличным от подлинного содержания этого важного слова."
И сами незаметили как внесли свою скромную лепту в раскрутку этого "бренда".

А я Вам скажу, наблюдая за людьми по работе, что люди не такие как Вы их себе представляете. Много добрых и много отзывчивых, а вот примера им для подражания никто не дает, все хотят словами к Богу привести.
Павел30 марта 2011, 21:15
"Любовь к семье, заботы о ней, труд и карьера, зарабатывание денег – все это хорошо и правильно, но только в том случае, если человек не забывает о главном своем призвании – жить в согласии с Богом. Если все свои помышления, слова и поступки добрый семьянин сверяет не с мнением этого больного мира, а с законом Божиим."
А с этим высказыванием как соотнести: "как можешь Бога любить которого невидишь, когда ближнего нелюбишь которого видишь"
Такое ощущение после Вашей статьи отец Дмитрий, что семья это некое препятствие для истинного христианина на пути к Богу
Крохобор30 марта 2011, 19:58
Елена, цитирую: "только я не понимаю, почему лечение рака стоит огромных денег и муж побоялся разориться? Ведь это на самом деле бесплатно".
Вам можно позавидовать, что не сталкивались с этим. Не знаете ничего толком и не хотите знать, а советы прямо как старец даете.

"А если женщине предложили какие-то дорогостоящие новшества, так ведь все равно эффективность лечения рака такая низкая, что не стоит и надеяться".

То есть муж прав, получается... Может, это он и пишет) или "тролль".
Елена30 марта 2011, 19:05
Не могу усомниться в правдивости и реальности жизненных историй, но только я не понимаю, почему лечение рака стоит огромных денег и муж побоялся разориться? Ведь это на самом деле бесплатно. А если женщине предложили какие-то дорогостоящие новшества, так ведь все равно эффективность лечения рака такая низкая, что не стоит и надеяться.
И хорошо бы послушать в таких случаях вторую сторону, потому что люди склонны всегда выгораживать себя и обвинять других.
,Сергей К.30 марта 2011, 16:08
Да,всё верно,всё,казалось бы,понятно,но... Когда жмвёшь среди чужих по духу людей,пусть даже и родных по плоти,и нет рядом ни одной РОДНОЙ души,кажется,что ты один по эту сторону,что весь мир загоняет тебя в угол,чтоб добить,чтоб залить своей грязью искорку Божью,которую нужно раздуть в пламя. И нет дела до общих вопросов,лишь бы была боль л насущном,о том,что внутри творится,ну или о том,что рядом,здесь и сейчас.
Крохобор30 марта 2011, 13:54
Спасибо за статью.


Елена (которая советует онкобольной пересмотреть жизнь, а не жаловаться на мужа), извините, Вы, наверное, не в своем уме... слишком много читали ответов на чужие вопросы. Вы серьезно пишете?

Параскева30 марта 2011, 12:32
Благословите, отец Димитрий!
Спасибо за статью. Так всё верно и так страшно. Насколько неотвратимо происходящее? В Православных храмах с каждым годом народу прибавляется, в минувшее воскресенье битком набитый храм причащался почти полностью, четыре Чаши вынесли. За пределами Храма совершенно иную картину видишь, да и слышишь. И уже перестаешь сомневаться, что к пропасти катимся, причем с полным комфортом - климатконтролем и подушками безопасности. Есть ли шанс? И какая роль и судьба уготованы Православным странам? Очень не хочется впадать в апокалиптическую панику, но ведь и многое очевидно. Спаси Господи!
Елена30 марта 2011, 12:28
Отец Дмитрий, благословите! Мне тоже понравилась Ваша статья но показался неубедительным пример с женщиной которой не хочет давать денег муж на лечение. Вместо того чтобы плакать от жалости к себе, каясь в грехаха своего мужа, ей надо было бы пересмотреть свою жизнь. Зачастую бывает что абсурдное поведение близких попускает Господь для нашего вразумления, чтобы обратившись на свою жизнь мы поняли что сами посеяли многое из того что пожинаем.
Тата30 марта 2011, 12:13
Это не считается кражей. Или милиционер, соточку принять от нарушителя наедине в патрульной машине - это само собой. Или учитель, намекающий на денежные подношения либо косвенно их очень одобряющий. Просто посмотрите вокруг: ЭТО ВСЕ КАК БЫ САМО СОБОЙ в нашей жизни и ВСЕМ ТАК ПОНЯТНО. Ведь и повар и учитель и милиционер получают МАЛО, реально мало, нужно "вертеться". Вот тут и вопрос выбора, потому как тут же, рядом с ними работают такие же люди которые не "несут", не "берут" и не намекают, но живут скромнее и не говорят только о деньгах, у которых есть внутрениий ценз. Это может быть просто честность, а может быть вера в Бога, который уже призвал человека и был услышан. Я очень сочувствую людям в таких соблазнах, сама пережила искушение и деньгами и властью...Теперь у меня другие, всегда что-то будет - без борьбы и победы нет:)
Тата30 марта 2011, 12:12
Отличная статья, то, о чем сердце-то и мается... Действительно, чтобы жить хотя бы приближенно как заповедано, приходится жизнь свою разворчачивать, именно ломать уклад. Я это так хорошо понимаю, потому что мы с мужем начали проделывать эту работу, точно поняв 6 лет назад, что наше новое мировоззрение и старый уклад жизни просто НЕСОВМЕСТИМЫ. Нужно жизнь было перекроить, танцевать, так сказать от церкви, а не наоборот. Трудно было, но мы знали что некоторое время будет довольно сильное сопротивление (то детей трудно поднимать на службу маленьких, то дела какие-то именно в воскресенье, то на пикник хочется с ночевкой, по весне, а это же как раз на выходные не и т.д.) Но перекроилось!!! И сознание изменилось. Теперь все от этого строится. И выходит. Хочу обратиться к Алене, осмелюсь еще добавить про конкретные примеры: ну вот например, работает человек, скажем, поваром - как же не забрать килограм-другой картошечки/курочки/маслица домой - ведь все равно же никто не заметит и дети малые дома, и у мужа зарплата не ахти, и вообще это справедливо, ну по большому счету, так делают ВСЕ вокруг, так принято, ИМЕННО ПРИНЯТО.
Наталья30 марта 2011, 11:29
Отец Димитрий!Спасибо!
Ольга30 марта 2011, 11:03
Miroslava - Не печальтесь за внуков и детей. Такие же печали и опасения у всех женщин, даже тех, кто воцерковлен и пытается воспитывать своих детей в православном духе. Мой духовник говорит что в храм приводит не мать, не бабка, не сосед, а Бог-Отец и каждого в свое время. Господь не требует от нас результата - делание и есть наша задача. Радости Вам о Господе!
Татьяна30 марта 2011, 10:44
Спаси Господи! Очень тронула статья, как замечательно, что Вы есть
maria30 марта 2011, 08:51
всё верно! жизнь проходит так, что за деревьями не видно леса, а за житейскими заботами - самой жизни. И в итоге - разбитое корыто (и хорошо еще, если только в этой жизни).
Miroslava30 марта 2011, 02:03
продолжение:
монастырям, а у меня семья! Отец Дмитрий, у меня семь внуков,я их беру с собой в монастырь,детки загорятся,они любят ездить со мной.Ни одной утренней не пропустят,все напоминают: бабушка не забудь разбудить.Вы знаете в монастыре они начинаются очень рано. А вернутся домой,начинается прежняя жизнь. Что делать,как им помочь? Не давно младший зять спрашивает: Вы думаете и в правду,что дети когда вырастут,они будут ходить в церков? Только ответьте правду. Я и ответила,незнаю,так как они живую в семьях,где не молятся,но пройдет время,и когда им будет трудно,они вспомнят,как им было хорошо,когда они ездили с бабушкой в монастырь. Простите меня грешную, я все это пишу,может кто прочитает, и не повторит моих ошибок, и не будет жить беспечно. Ведь за все прийдется платить, да и перед Богом чем оправдаемся? Простите, и помолитесь за рабу Божию Марию и её семью. Спаси вас Господи!
Miroslava30 марта 2011, 01:59
Большое спасибо отец Дмитрий! Очень хорошая статья и очень нужная, и все правда. Такие проповеди необходимы везде, в церкви, в учебных заведениях, как раньше проповедовали апостолы. Нас отстраняли очень долго от церкви,вспоминаю, как учителя за нами бегали на Рождество Христове, чтобы мы не пели колядки, а потом выставляли на линейку и позорили перед всей школой, также и в праздник Воскресения Христова. Это и сыграло не малую роль и в моей жизни. И только благодаря милости Божией я пришла к вере, через скорби, спустя много лет, но очень много времени упущено, очень каюсь, но прошлого не вернеш.Мои дети росли без церкви,без молитвы, так как сама я не молилась.Мои три дочери вышли замуж,старшая молится, в церковь ходит. А две младших ходят редко, все время,что-то находится важнее. Я очень тревожусь за них,болит у меня душа,хочется мне им помочь,но как не говорю, и статьи им даю читать,и диски записываю,но все безполезно, они их и не всегда читают, когда спрошу,в ответ: Ой мама! у меня нет времени! Или я устала! не трогай меня!Хорошо тебе, ты одна, можеш молится,разезжать по
Николай30 марта 2011, 00:46
Статья замечательная и очень полезная, особенно в час Великого поста. СПАСИ ВАС ГОСПОДЬ!
Наталия29 марта 2011, 23:37
Отче!
Мне настолько понравилась Ваша статья, что я дерзнула ее разместить в блоге на Фонтанка.ру, соблюдая Ваше авторское право и со ссылкой на цитируемую статью, чтобы люди, не бывающие на православных сайтах, смогли ее прочитать и задуматься, но прочитав комментарии, очень пожалела об этом, т.к. люди не поняли, а порой и извратили зерно истины, мне очень жаль. И Вы меня простите.
Анна29 марта 2011, 23:19
Спаси Господи! Тронуло до глубины души.
Владимир С.29 марта 2011, 22:02
Все правильно. Спасибо большое.
Ирина29 марта 2011, 21:29
О корне человеческих проблем напомнил нам отец Дмитрий.Спаси, Господи!
Евгений29 марта 2011, 20:51
Спаси Бог за отличную статью. Да избавит нас Господь от "помышлений суетных" и "помыслов лукавых видимого сего жития".
Ирина29 марта 2011, 20:03
СпасиБо! От сердца шло повествование: просто, искренне, по-христиански.
Татьяна29 марта 2011, 19:50
Спаси Господи,отец Димитрий за напоминание о наших грехах,так нами любимых, как то чрезмерная забота о себе и ближних!
Анастасия29 марта 2011, 19:24
Трогательно до глубины души! Обязательно дам прочитать статью всем родным! Вдруг задумаются...
Галина29 марта 2011, 19:15
ОТЕЦ ДМИТРИЙ спасибо вам большое за столь поучительную статью.ХРАНИ ВАС БОГ!
Сергей29 марта 2011, 18:46
Спасибо за нужные слова!
иерей Димитрий29 марта 2011, 18:38
Ответ Алёне
"Проза жизни" как раз и страшна. Примеры особые здесь не нужны. Просто человек живёт, решая свои земные проблемы, погружаясь в них с головой и перестаёт задумываться о Боге, о вере, о вечности... Вот это и есть "тихая смерть души", самое страшное. Есть очень простые, минимальные условия христианской жизни. Прежде всего, конечно, надо любить Бога, но ещё - знать свою веру (уметь объяснить во что и как я верю), читать Новый Завет и стараться исполнять Христовы заповеди, исповедоваться и причащаться хотя бы несколько раз в году, молиться дома (и в церкви, в воскресные дни), стараться соблюдать посты.
Если всего этого нет, то возникает вопрос: а из чего следует, что я христианин? Я верю? Но вера без дел мертва есть. Кроме веры и любви к Богу должен быть ещё и христианский образ жизни. Поэтому Господь и говорит: "Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14, 15).
НАДЕЖДА29 марта 2011, 17:43
БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА СТАТЬЮ,ОЧЕНЬ ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ХРАНИ ВАС БОГ.
Евгения29 марта 2011, 17:39
Спасибо Вам, батюшка!
Саша29 марта 2011, 17:16
Очень трогательно, хочется, чтобы эхо в душе звучало подольше!
Ганичкина Ольга29 марта 2011, 17:15
Спасибо вам святой отец за проповедь как мало мы касаемся святого как мы слепы и маловерны как мы погрязли в грехах своих. Я очень счастлива что могла прочитать ваши мысли мне они очень помуг переаценить свою действительность по отношению к своей жизни к ближним. Вы как будто говорили про меня я иногда а может и всегда даже незамечая того бываю характерна тем чертам каторые вы описали о современном человечестве и мне действительно стыдно за себя и за всех. Мы сами пораждаем все эти несчастья каторые сыплются нам на головы. Спасибо вам еще раз очень благодарна Хни нас Господи от всех наших грехов вольных и невольных.
Sergey Ratz29 марта 2011, 17:13
Мне статья понравилась.
Искренняя... Побольше бы таких
Елена29 марта 2011, 14:51
Спасибо, отец Дмитрий! Храни Вас Господь!
Ольга29 марта 2011, 14:23
Мы все слышали такое определение , что мимо этого произведения, книги, события нельзя в жизни пройти мимо. Имея в виду, ценность приобретаемого. Мыслей, чувств, а за ними следом и поступков. Сердечное спасибо, за эту статью! Для моей души она, как спасительная родниковая вода для иссушенного жаждой! Спаси Господи!
Наталия29 марта 2011, 14:16
Благодарю Вас,отец Дмитрий, Вы открыли мне правду об истинном состоянии души моей. Стало страшно:как глубоко эти современные «незаметные» страсти во мне укоренились.
С искренним пожеланием Божией помощи в Вашем Служении.
Наталия.
Алёна29 марта 2011, 14:13
Объясните, пожалуйста еще раз этот абзац : Господь говорит: «Смотрите за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21: 34). Вот как удивительно получается: Христос такое, казалось бы, естественное и даже положительное дело, как заботы житейские, приравнивает к смертным грехам чревоугодия и пьянства. Почему так? А потому, что в бесконечных житейских заботах человеку как раз и легче всего забыть о Боге, о душе и даже о совести, прикрывая самые постыдные грехи: хищничества, обмана, воровства, корысти, безбожия – «благими» заботами о своей семье и о своих близких. Вот в этом и состоит главная опасность этой «тихой страсти». В том, что она губит души незаметно, но совершенно несомненно. Более того, горькому пьянице или обжоре легче осознать свой грех, покаяться в нем, чем «заботливому семьянину», который будет оправдывать самые страшные грехи «высокими целями». Вспомните фильм «Крестный отец» – ведь там именно все и было изначально построено на этой «доброй» идее семейственности. Страшно сказать, но и семья, заботы житейские могут стать идолом, влекущим человека в погибель. Вот почему Господь говорит: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин меня» (Мф. 10: 37).

Здесь приводятся пограничные примеры. Мне нужны обычные житейские, чтоб не впадать в крайности, иначе я не пойму.
Спаси Бог!
Алексей29 марта 2011, 14:13
Храни тебя Господь, отец Дмитрий! От слов твоих слезы наворачиваются... Молись за нас, детей неразумных!
Василий29 марта 2011, 13:43
Спаси, Господи! Замечательная статья.
Сергей29 марта 2011, 13:33
Замечательная статья. Отец Димитрий истину сказал, очень точно.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

×