Православный календарьПравославный календарь
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Порядок звонов в пасхальные праздники

Полунощница в Великую субботу, согласно следованиям Типикона, – последняя служба Страстной седмицы. В современной практике она примыкает к пасхальной утрене. О созыве на полунощницу в Типиконе говорится: «Взем от настоятеля благословение, и тако изшед, ударяет в било». Но в настоящее время перед полунощницей совершается благовест в праздничный колокол (непродолжительно, около пяти минут) редким ударением (если праздничный колокол весит более 300 пудов, то звон совершается в один край или через один удар).

В Типиконе не предписывается совершение крестного хода вокруг храма, однако в настоящее время невозможно себе представить без него пасхальную службу.

Во время крестного хода совершается трезвон во все колокола, который продолжается до того момента, когда шествующие, обойдя вокруг храма, станут у западных дверей в храм для совершения Пасхального начала. Здесь трезвон следует остановить, а по совершении Пасхального начала, когда молящиеся входят в храм, трезвон возобновляют; заканчивают его уже фактически к началу канона.

Следующий звон в пасхальную ночь совершается по окончании утрени перед началом литургии. Это трезвон в три приема, как заведено к литургиям праздничным и воскресным, только с тем отличием, что перед этим не совершается благовеста.

На чтении Евангелия во время литургии в Типиконе указано: «И на всяком возгласе или статьи Евангелия ударяют в церкви по единожды в кандию. Параекклисиарх же вне церкви в великое било и в великий кампан; на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било». Это означает, что следует совершать в большой колокол по одному удару перед каждым чтением, а по окончании чтений – трезвон. В современной практике эти звоны не совершаются, хотя не совсем понятно, по какой причине. Было бы неплохо, по мнению автора, эти звоны восстановить.

Если праздник Пасхи совпадает с Благовещением, то «…к тому Евангелию в кандию не ударяют», поскольку полагаются чтения Благовещению и Пасхе, а традиционных чтений Евангелия на разных языках нет.

На евхаристии, как обычно, – двенадцать ударов в праздничный колокол. По окончании литургии – праздничный трезвон.

Звоны Светлой седмицы

Благовестят во всю Светлую седмицу в праздничный колокол, трезвонят «во вся».

На литургиях благовест непродолжительный. Поскольку часы в эти дни поются, то время звона перед началом литургии заметно уменьшается, потому в некоторых церквях настоятели благословляют перед литургиями в этот период трезвонить вообще без благовеста.

Всю Светлую седмицу совершаются крестные ходы вокруг храма. Здесь звонарям следует заранее договориться со своими помощниками (теми, кто подает сигналы о движении крестного хода), чтобы на прекращение трезвона сигнал подавали не сразу по остановке головной группы, а после того, когда духовенство приготовится к совершению действ (чтению Евангелия, совершению ектении, кроплению святой водой и т.д.).

Останавливается крестный ход на всех четырех сторонах храма, но следует учитывать, что остановки не всегда одинаковы по продолжительности. Последняя, четвертая, остановка совершается в западной части храма, у паперти. После этого заходят в церковь уже для того, чтобы закончить службу и приложиться к кресту. На вхождение крестного хода в храм тоже совершают трезвон. Этот трезвон можно считать заключительным, если после литургии не совершается праздничного молебна. Если же молебен совершается, то трезвонят уже, собственно, на выход прихожан из храма.

О порядке посещения колоколен

В Светлую седмицу разрешается посещать колокольни и звонить в колокола всем желающим, однако не нужно оставлять колокольни без присмотра. Гостей должен сопровождать кто-либо из церковного причта (лучше всего, конечно же, сам звонарь).

Желающим позвонить доверяют это только в том случае, если у них есть хотя бы некоторый опыт. Прежде чем доверить звон новичку, его нужно проинструктировать. Следует помнить, что разбить колокол нетрудно. Гораздо труднее его приобрести. Кроме того, неумелый, нестройный звон может раздражать и причинять беспокойство проживающим невдалеке от церкви гражданам.

Колокольни являются объектом повышенной опасности, и ответственность за безопасность гостей ложится на того, в чьем сопровождении они пришли. Следует категорически исключить из числа посетителей лиц в нетрезвом состоянии.

Нередки случаи, когда после посетителей на колокольне приходится перевязывать оснастку, чинить педали и прочие приспособления, которые от неправильного звона приходят в плачевное состояние.

Все эти нюансы следует предусмотреть заранее и, по согласованию с настоятелем храма, определить порядок посещения колокольни и правила совершаемого звона.

Николай Завьялов

21 апреля 2011 г.

Рейтинг: 7.2 Голосов: 152 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарии
Сергей 6 мая 2024, 12:56
Спасибо большое. Важная информация для начинающих звонарей.
Михаил26 апреля 2021, 07:51
Николай Иванович, рад познакомиться с Вашим творчеством и здесь; спаси Христос!
Александр17 апреля 2020, 11:14
Дионисий, в колокольном уставе на одном сайте, как ни странно, я прочитал такие же установки. Не знаю, ошибка это или нет, но там указан перезвон во время крестного хода, ни трезвон. Трезвон уже после входа в храм. Возможно это правильней с точки зрения смысла, но в других указаниях как и здесь пишут трезвон.
Дионисий26 апреля 2011, 15:22
Спаси Вас Господи, Николай! И благодарю за Вашу статью и разъяснения.
Николай25 апреля 2011, 17:01
Полностью соласен с Вашими доводами, но традиции совершения звонов уже сложились и исправить их очень трудно, если вообще возможно.. мог бы привести в пример ещё несколько звонов, которые нуждаются в корректировке или даже упразднении. Да и не только по части звонов, но и в некоторых элементах службы есть подобные положения вещей. Впрочем - это уже тема не для страниц сайта. Скорее - прерогатива обсуждения таких вопросов принадлежит архиереям.
Георгий23 апреля 2011, 17:48

Николаю Ивановичу низкий поклон за его бескорыстное служение, за помощь коллегам и тем, кто не имеет образования по звонарскому искусству, вроде меня, а ночью нужно звонить - так ко времени Ваша помощь (позвольте сравнить со "скорой").
Храни Вас Бог!
Дионисий22 апреля 2011, 11:29
"Во время крестного хода совершается трезвон во все колокола, который продолжается до того момента, когда шествующие, обойдя вокруг храма, станут у западных дверей в храм для совершения Пасхального начала."

Здесь, как мне кажется утрачивается связь звона с самим Пасхальным Богослужением. Когда мы идем со свечами вокруг храма, тем самым уподобляемся женам мироносицам, которые подходят ко Гробу Господню, при этом поем "Воскресение Твое Христе спасе..." в словах этого песнопения и надежда, и настоящая, и будущая радость, трезвон только заглушает его и мещает молитвенному настрою ожидания. Жены подходят и видят, камень отвален от гроба, видят свет и ангела и о чудо, Христос воскрес! Поэтому и звон в это время должен быть соответствующим. Пока идем крестным ходом - благовест, нечасто, мы слышим пение, уготовляемся к чуду. Далее останавливаемся у врат, или же, у гроба Господня, звон останавливается до открытия храмовых врат, врата открываются и здесь совершается самый праздничный трезвон "во вся" - Христо Воскрес! Поправьте меня, если ошибаюсь.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Пасха. Светлое Христово Воскресение Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×