Приводим отрывок из книги.
ВВЕДЕНИЕ
Подвижники христианской веры и благочестия как нравственные ориентиры в жизни христианина
Жизнь подвижников христианской веры и благочестия имеет глубоко назидательное значение для души верующего человека. Еще в Ветхом Завете премудрый Соломон подметил нравственное значение жизни «светильников» веры для всех людей и сказал, что путие праведных подобне свету светятся: предходят и просвещают (Притч 4, 18). Пример в деле влияния на человека имеет огромную важность и силу. Особенно ярко это проявилось во времена Нового Завета, когда истинных праведников соделывает благодатная сила искупления.
Пути святых Нового Завета, освещенные светом закона Христова и Божественной благодати, становятся примером тем людям, «которые по их следам, чрез очищение себя исполнением святых заповедей, удобнее могут восходить к духовному просвещению и через это достигать блаженного с Богом единения. Жизнь и подвиги угодников Божиих, дух которых восторжествовал над плотью, питают религиозное чувство ищущего спасения человека, возбуждают в его душе нравственную доблесть, укрепляют веру, мужество, призывают к самоотвержению. Святые эти — светильники горящие, светочи православной веры. Жизненная теплота добра, любви и чистой веры, сосудами которых они являются, оживляла и согревала мир. Они — живое воплощение высших идеалов христианства, благодатные помощники и воспитатели православного народа. Жизнь подвижников христианской веры вызывает подавленную в глубине души современного человека искру теплого религиозного чувства, воодушевляет мир любовью к Богу, живым опытом убеждает человека, что есть другая жизнь, чуждая суетных волнений, и есть другие цели бытия, которые более достойны природы нашей, цели, которые обнимают и удовлетворяют высшие, идеальные потребности, которые изгоняют из жизни современного человека ощущение недовольства жизнью, неудовлетворенности и неполноты»[1]. Рассказ о жизни святых людей трогает душу, глубоко волнует человека. Блаженный Августин говорит в своей «Исповеди»: «Я знал двух почтенных мужей, которых молодость была очень небезукоризненною; но когда они прочитали описание жизни святого Антония Великого, то только тут познали суету и крушение духа, наполнившие их жизнь, и в них явилось сильное желание быть монахами»[2]. «Сказания о праведных, — говорит святой Исаак Сирин, — также вожделенны слуху кротких, как и постоянное орошение недавно насажденному растению»[3].
Именно поэтому нам важно узнавать и держать в памяти образы святых Божиих, одним из которых стал иерарх Иоасаф (Горленко). Он особенно ярко светит в среде блаженного сонма архипастырей, к которым православные люди относятся с особенной любовью, почтением и усердием. Каждый современный пастырь в светлом и высоком образе святителя Иоасафа, Божиим изволением нетленно почивающего в Белгородском Свято-Троицком мужском монастыре, найдет для себя руководство и живой образец богоугодной жизни, и столь нужную в великом и трудном своем служении энергию, в печалях и несчастьях утешение, а в затруднительных обстоятельствах жизни — благое наставление. Каждый из неравнодушных сынов Церкви найдет в образе святителя пример истинно христианской жизни, живой любви и чистой веры, средоточие своих упований. В жизни святителя Иоасафа — яркого светильника Божия «найдут ясные и прямые ответы на вопросы тревожной совести и сокровенный подвижник, вдали от мирского шума и людской неправды, в монастырской келье заботящийся о спасении своей души, и государственный деятель, смущаемый коллизиями между требованиями служебного долга и не связанной никакими обязательствами с грехом совести»[4].
[1] Христианское подвижничество. У. С. С. Б.
[2] Блаженный Августин. Исповедь. 1, 8. С. 5. Известный историк Флери (tom. XX, 1, 97. П. 2.) рассказывает, что житие святой Марии Египетской обращало на путь истины самых закоснелых в пороке людей.
[3] Св. Исаак Сирин. Слово 6-е. С. 39. М., 1854.
[4] Церковные ведомости. 1909. № 5. С. 224.