Память 12 / 25 апреля
Читает иеромонах Клеопа (Данелян) Преподобная Афанасия Эгинская, Чудотворица
Святая Афанасия родилась, по всей вероятности, в IX в. на острове Эгина. Ребенком она отличалась добродетелью и желала посвятить свою жизнь Богу, но родители выдали ее замуж. Шестнадцать дней спустя после бракосочетания варвары совершили набег на остров и убили ее мужа, застигнув в поле. Эти обстоятельства давали ей возможность стать монахиней. Однако вышел указ императора Михаила Травла, повелевавший всем девушкам и вдовам выходить замуж за язычников. Она подчинилась Провидению и вступила во второй брак.
Пример добродетелей Афанасии возымел такое воздействие на мужа-язычника, что тот сам решил стать монахом. Через некоторое время по вступлении в монастырь он скончался, и святая, раздав все свое имущество бедным, смогла наконец постричься в монахини. Ее примеру последовали многие женщины острова.
Афанасия проводила строгую подвижническую жизнь, не вкушала ничего, кроме хлеба и воды, а во время Великого поста позволяла себе лишь немного сырых овощей раз в два дня. На четвертом году монашества она была избрана игуменьей. Преподобная, даже будучи настоятельницей, выказывала такое смирение, что ее невозможно было отличить от других сестер.
Любовь к Богу возрастала в ее сердце, и через четыре года она вместе с несколькими ученицами удалилась, чтобы проводить безмолвную жизнь под руководством некоего святого подвижника по имени Матфей. После его смерти Афанасия отправилась в Константинополь, где семь лет провела в одном из тамошних монастырей, тоскуя, однако, по оставленной пустыни. Получив в видении повеление возвратиться на Эгину, она провела там последние годы земной жизни, наставляя учениц в основах добродетели.
В день, который был ей предвозвещен Богом, св. Афанасия выбрала себе преемницу и, внимая вместе с другими сестрами обычному чтению Псалтири, отошла ко Господу во время псалмопения. Погребение ее ознаменовалось множеством исцелений, а в дальнейшем многие слепые обрели зрение у ее гробницы. Двенадцать дней спустя две монахини увидели святую во славе перед царскими вратами, одетую в царские одежды.