В издательстве «Никея» вышла книга Александра Ткаченко «Исправитель зла. Почему в мире столько страдания, если Бог нас любит?». С любезного разрешения «Никеи» портал Православие.Ru публикует главу из этой книги, посвященную вопросу оправдания зла в нашем мире. 4 июня в культурном центре «Покровские ворота» (Москва, ул. Покровка, 27, стр. 1) в 19:00 состоится официальная презентация данной книги, на которой будет присутствовать автор.
Как Стив Джобс относился к религии? Многие знают, что создатель Apple был практикующим буддистом. Но так было не всегда. В официальной биографии предпринимателя, написанной известным американским журналистом Уолтером Айзексоном, есть интересный рассказ:
«Пол и Клара не были истово верующими людьми, но хотели дать сыну религиозное воспитание и поэтому по воскресеньям брали его с собой в лютеранскую церковь. Но когда Стиву исполнилось тринадцать, он туда ходить перестал. Джобсы выписывали журнал Life; на обложке июльского номера за 1968 год была фотография голодающих детей из Биафры. Стив принес журнал в воскресную школу и спросил пастора:
— Если я подниму палец, узнает ли Господь, какой именно из пальцев я хочу поднять, еще до того, как я сделаю это?
Пастор ответил:
— Ну разумеется, Господу все известно.
Джобс показал снимок из Life: Знает ли Господь о том, что эти дети голодают?
Тогда Джобс показал снимок из Life:
— Знает ли Господь о том, что эти дети голодают?
— Стив, я понимаю, что тебе трудно в это поверить, но Господь знает и об этом.
Тогда Джобс заявил, что не хочет верить в такого Бога, и никогда больше не бывал в церкви».
Будущий создатель империи Apple знал, о чем спросить. Таким вопросом можно «закрыть тему» в разговоре с любым священником, даже самым умным и образованным. И совсем не потому, что на него невозможно ответить. Просто есть действия глубоко безнравственные по своей сути, хотя внешне они могут выглядеть вполне пристойными и благочестивыми. Например, сесть на лавочку в храме и терпеливо рассказывать тринадцатилетнему подростку, почему Бог допускает страдания голодающих детей в Биафре, это примерно то же самое, что объяснять ребенку, почему вполне себе нормальные дяди и тети средь бела дня проходят мимо человека, неподвижно лежащего на тротуаре лицом в асфальт. Пастор мудро поступил, когда не стал спорить с юным Стивом Джобсом. Потому что любой его ответ прозвучал бы в той ситуации как циничная попытка оправдать несправедливость, объяснить, что она не так уж и несправедлива, что есть, мол, и в ней своя правда. Нельзя позволять своей, а уж тем более чужой мысли идти по этой кривой дороге.
Известный русский философ и психолог Семен Людвигович Франк писал:
«Объяснить зло значило бы обосновать и тем самым оправдать зло. Но это противоречит самому существу зла, как тому, что неправомерно, чего не должно быть. Единственно правомерная установка в отношении зла есть — отвергать, устранять его, а никак не объяснять и тем самым узаконять и оправдывать».
Увидел зло — попытайся ему противостоять; не можешь этого — плачь и молись о тех, кто от него страдает, о своем бессилии помочь
В сущности, Франк описывает здесь нормальное для любого христианина отношение: увидел зло — попытайся ему противостоять; не можешь этого сделать — плачь и молись о тех, кто от него страдает, о своем бессилии помочь, о том горе, которое оно принесло другим людям и тебе самому, сколь бы далеко от тебя оно ни случилось. Потому что все люди на Земле — потомки Адама и Евы, а значит, нет на свете чужой беды. И когда где-то там, на другом конце Земли, умирают от голода дети, ты всегда знаешь или хотя бы чувствуешь, что это голодают твои маленькие братья и сестры, что это беда твоей семьи, а значит, и твоя тоже.
Возмущаясь несправедливостью, человек поступает абсолютно нормально, в полном соответствии со здоровыми силами души. А вот оправдывать свое безразличие к творящимся вокруг мерзостям «христианским смирением» и сложными богословскими схемами способен лишь тот, кто сам давно уже стал безразличен к несправедливости и злу как в мире, так и в самом себе. Праведный Иов, например, не стеснялся возмущаться в ответ на действия Бога, несправедливые, с его точки зрения: …Бог ниспроверг меня и обложил меня Своею сетью. Вот, я кричу: обида! и никто не слушает; вопию, и нет суда (Иов 19:67). В этом смысле Стив Джобс, несмотря на юный возраст, оказался куда честнее и тоньше многих своих современников, которым подобные вопросы были попросту неинтересны. Однако есть в его поступке существенное отличие от позиции праведного Иова. Библейский праведник, потеряв в буквальном смысле все, чем обладал, — детей, богатство и даже здоровье, — кричит, возмущается, требует у Бога объяснений происходящему. Но его возмущение обращено именно к Богу как к единственному источнику возможного ответа. И в голову не приходит ему сказать: «В такого Бога я верить не хочу». Потому что другого Бога быть не может, а значит, нужно выяснить отношения с Тем, Кто есть. Логика тут проста и очевидна: если у тебя претензии к Богу, выскажи их Ему, а не своим соседям по подъезду.
Серьезные вопросы всегда нужно задавать по правильному адресу. Иначе вместо ответа рискуешь получить стандартный набор благоглупостей, все объясняющих, но не дающих пищи ни уму, ни сердцу. Христианские подвижники так же, как и ветхозаветные пророки, не боялись задавать Господу «неудобные» вопросы.
Так, основоположник монашества преподобный Антоний Великий спрашивал Бога примерно о тех же вещах, которые волновали Стива Джобса:
«Господи! отчего некоторые из людей достигают старости и состояния немощи, другие умирают в детском возрасте и живут мало? Отчего одни бедны, другие богаты? Отчего тираны и злодеи благоденствуют и обилуют всеми земными благами, а праведные угнетаются напастями и нищетою?»
Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это — душевредно
Такие вопросы не могли родиться в равнодушном сердце, и вовсе не апатичная, удовлетворенная мертвыми логическими построениями душа болела от них. Но Антоний Великий не стал обсуждать мучившую его проблему с другими монахами. Подобно праведному Иову, он надеялся отыскать ее решение не в богословской дискуссии, а в молитве. И Бог ответил. Правда, ответ этот был неожиданным и совсем не похожим на то, чего обычно ждут люди в подобных случаях: «Антоний! Внимай себе и не подвергай твоему исследованию судеб Божиих, потому что это — душевредно».
Кстати, праведный Иов тоже услышал нечто похожее:
«Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. … Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя? Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою. Тогда и Я признаю, что десница твоя может спасать тебя» (Иов 38:4; 40:3–9).
И тот, и другой ответ, по сути, сводятся к известному всем еще с детства тезису — «не твоего ума дело». Но странная вещь: почему-то оба вопрошавших остались полностью удовлетворены таким необычным объяснением, полученным от Бога. А причина этому, наверное, вот в чем. Вопрос о невинных страданиях детей или взрослых мучает человека вовсе не потому, что наш разум не может логически совместить эти страдания с существованием всемогущего и всеведущего Бога-Любви. Это было бы еще полбеды — ну мало ли чего не получается понять при помощи логики. На самом деле мучительно здесь другое.
Истории подобного рода — пророков, святых, Ивана Карамазова, Стива Джобса — можно было бы свести к одному общему возгласу: «Господи, да есть ли Ты вообще, раз вокруг происходит весь этот кошмар?» Именно об этом, и только об этом, спрашивали все они в конечном итоге. Все прочее — лишь конкретные обстоятельства, рождавшие этот вопль к Богу у самых разных людей во все времена. Но что же нужно было ответить тогда Стиву Джобсу на его «проклятые вопросы»? Ровным счетом ничего. Потому что отвечать на них с полным правом может только Бог. Антонию Великому и праведному Иову Бог ответил, и они успокоились: Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя (Иов 42: 5).
Стив Джобс тоже слышал о Боге, но ответа не получил и ушел разочарованным. Потому что спрашивал о причинах зла в мире не у Того, Кто один только и может ответить. И вовсе не пастора он поставил тогда в тупик своими вопросами, а самого себя на долгие годы. Никакой пастор, священник, богослов не в состоянии объяснить, почему в этом мире страдают и умирают в муках дети. Любое объяснение будет подменой того самого главного Ответа, в котором Бог открывает Себя человеку. Только нужно обязательно спрашивать Его, нужно обращаться к Нему, даже если ты считаешь, что «в такого Бога верить не стоит». Говори Ему и об этом тоже, возмущайся, сердись, как это делал праведный Иов, но — спрашивай, спрашивай Бога о том, что не дает тебе жить спокойно! Потому что других способов получить ответ на «проклятые вопросы» попросту не существует.
Рассуждая, почему Бог попустил Ироду убить вифлеемских младенцев, Святитель Иоанн Златоуст говорит:
"Многие очень неразумно судят об этих детях, и возмущаются несправедливостью их избиения, причем одни выражают свои сомнения довольно скромно, а другие с большой дерзостью...
...почему, скажешь ты, Бог попустил это? Что же нам ответить на этот вопрос?
Укажу вам на то самое правило, о котором я непрестанно говорю и в церкви, и на торжище, и во всяком месте, — правило, которое, — желаю я, — чтобы и вы тщательно соблюдали, поскольку оно дает нам решение на все подобные недоумения. Что же это за правило? В чем оно заключается? То, что обижающих много, а обижаемого нет ни одного. Чтобы такой загадкой не смутить вас еще более, я сейчас же и разрешу ее.
Обиды, несправедливо претерпеваемые нами от кого бы то ни было, Бог вменяет нам или в отпущение грехов, или в воздаяние награды.
Итак, те, которые кажутся обиженными, не обижены на самом деле, если только все несчастья переносят с мужеством; напротив, еще более приобретают, получают ли удары от самого Бога, или от дьявола. Но какой грех имели младенцы, скажешь ты, который должны были смыть своей кровью? Вышесказанное справедливо ведь можно применять только к людям возрастным, которые много согрешили; но те, которые претерпели столь безвременную смерть, какие грехи загладили своими страданиями? Но разве ты не слышал сказанного мной, что если нет грехов, то за здешние страдания там воздается награда? Итак, какой урон понесли дети, умерщвленные по такой причине и скоро достигшие покойной пристани? Ты скажешь, что они совершили бы многие, а может быть, и великие дела, если бы продолжилась их жизнь. Но Бог не малую предлагает им награду за то, что они лишились жизни по такой причине; иначе Он и не попустил бы ранней их смерти, если бы они могли сделаться великими. Если уже Бог с таким долготерпением попускает жить и тем, которые всю жизнь проводят во зле, то тем более не попустил бы умереть так этим детям, если бы предвидел, что они совершат что-либо великое.
Таковы наши основания; впрочем, это не все, но есть и другие сокровеннейшие, которые совершенно знает только Сам устраивающий это..."
Если целью редакторов портала было взять именно тот отрывок, который привлечет к прочтению всей книги, то цель ими успешно достигнута!
От себя добавлю, что, несмотря на поднятые очень сложные вопросы, книга читается легко и с интересом. Иногда идут повторения (видимо, связано с тем, что книга составлена на основе журнальных статей автора). Всем советую!
Разговор о главном.
Кстати, железнодорожного маршрута из Москвы с конечной остановкой в Иркутске не существует, поезда идут дальше.
"Необходимо подвижнику и каждому христианину отличить то, что предоставлено его пониманию, от того, что предоставлено лишь его созерцанию. Уму ограниченному не естественно понимать со всею удовлетворительностию действия ума неограниченного, ума Божия; тщетное усилие к пониманию и объяснению того, что превыше понимания, ведет единственно к заблуждениям, к богохульству, к ересям и безбожию."
Одно дело, страдания как следствие греха: грех и не может принести ничего иного, как страдание. И здесь, и в вечности. Греховный плод, сладкий с виду, даёт ГОРЬКОЕ НАПОЕНИЕ (из Канона Андрея Критского).
В вопросе же юного Джобса говорилось о других страданиях, страданиях БЕЗВИННЫХ младенцев. Почему они страдают? Трудно ответить на этот вопрос в рамках протестантской конкретики. Здесь ТАЙНА Божьего Промысла о каждом живущем. Разве страдают только от голода? Каждому отпущена своя мера страдания, не всегда столь очевидная для других, как в случае с голодными африканскими детьми.
Только отдельные люди, у которых осталась какая-то вера или совесть пытаются что-то сделать. Если бы человечество занялось теми проблемами, которыми действительно надо было заняться, то давно уже не было бы голодающих, победили бы многие болезни и решили бы прочие проблемы.
Бог в лице этих журналистов обращается к нам и говорит: «Вот реальная проблема, помогите же им, они сами не могут». (Потому что, если разобраться, то будет понятно, что им конкретно мешает, не думаю, что они все бездельники и голодают из за своей лени.) А мы что-то делаем, помогаем, решаем?
Так это не мы должны у Бога спрашивать почему. Это Он с нас спросит: «Почему мы это всё допустили на нашей планете, имея все ресурсы для решения проблемы?»
И я не знаю, что Ему и как на этот вопрос ответить.
Все страны, которые бесятся с жиру, абсолютно все страны - прекрасно знают о голодающих детях и что? Мы ищем воду на Марсе, мы исследуем глубины, мы посылаем в космос послания для инопланетян о человеке и земле, мы делаем сотни тысяч ракет и автоматов, мы покупаем длинноногих футболистов, мы снимаем сомнительные фильмы за безумные деньги, мы гоняем вертолеты, для того чтобы в каком-нибудь чуме проголосовали на выборах, мы содержим думы и конгрессы, которые не думают, мы гребем суперприбыли за айфоны, но никому нет дела до этих детей. Нет, мы лучше будем лезть во все дыры, где нас не спрашивают, устраивать демократию по всему миру, грести себе чужие богатства, но не будем делиться или помогать другим. При этом кидаемся помидорами, устраиваем рекорды по быстрому пожиранию еды, кто больше за минуту впихает в себя гамбургеров, выпьет пива, сожрет колбасы и прочее и т.д. и т.п. А ведь заповедь дана была всему человечеству, делай другим добро, которого хочешь себе. Западный мир считает себя христианским и чего, кто-то делает?
Не знаю... Настоящих скорбей не испытывала. Да минует меня чаша сия, но не как я хочу...
Так что, возможно, Стив успел получить ответ и верно определиться по самому главному вопросу в нашей жизни еще до того, когда вера человека уже не принесет ему пользы.
Мне теперь понятно, почему один из оптинских новомучеников иеромонах Василий (Росляков)за всех просил прощение: "Прости, Господи, это я виноват!"
То ли меня смущает, что автор уравнивает понятия "объяснение" и "оправдание". Разве объяснив, почему где-то грязно (не убрались с утра, намусорили), мы тем самым оправдываем тех людей, которые не убрались и намусорили?
Мы, конечно, судим о книге по отдельному фрагменту, но я слышал вполне законченные эссе автора на радио "Вера" и у меня осталось подобное же чувство смущения, словно меня пытаются ввергнуть в сомнения. Не получится!
Алексею. Мы, как недоразвитые дети, нам все время нужна конкретика, т.к. самим додумывать трудновато. Нам надо, чтобы Бог ответил определенно: почему Ивану - скорби, а Петру - земные блага и т.д. Но Антонию Великому поступил совершенно определенный ответ(причем не во время дискуссии за бутылкой пива, а во время молитвы) - надо думать о своей душе.
Если хочешь контакта с Богом, "зачисти свои контакты", и найдешь ответы на все вопросы, и по "твоим проводам" побегут электроны - Божья благодать. "Контакты" можно чистить долго и кропотливо (и , к сожалению, безуспешно) всю жизнь. А можно , как разбойник на кресте - в одну минуту.
Михаилу. Рассуждаете-то очень правильно - зачитаешься, а до "зачистки контактов", ох, далеко, и, соответственно, до гармонии. Когда чужая слезинка превысит значимость потока твоих собственных слез: "есть контакт"! Ну, это я и о себе - все слезы от жалости к себе.
Слава Богу за все.
Olga Yaskevich: "Теперь стала это понимать."
Анна: "...всё понятно сказано."
Уважаемые Ольга и Анна, что будет с вашим "пониманием", если тяжко страдать будет не "кто-то", а именно вы, если беда будет не "чужой", а именно ваша?
Алина, прочтите сами и предложите мужу книгу святителя Иоанна Тобольского "ИЛИОТРОПИОН". Здесь Вы найдёте ответы на Ваши вопросы!
А теперь я понял: камень разбивают молотом ... Многих людей только горе и скорби могут привести к Богу.
Преподобный Гавриил (Ургебадзе)
Какая высокопарная фраза! Протестанты ищут земных благ, а мы, православные, небесных- не смешите никого. У и тех и у этих всего полно. Как будто не существует в Православии "распределения" всех святых по нуждам- кому за что молиться. Кому за квартиру, кому за корову, а кому за огород. Об этом говорил А.И. Осипов в своих лекциях- сокрушаясь, естественно.
И спасибо огромное Александру Ткаченко, что он поднимает непростые, наболевшие вопросы- без показного фарисейства или огульного деления на черных и белых. Просто мыслит, прекрасно зная Библию (в пример многим), классику и святых отцов.
Cвятитель Игнатий (Брянчанинов):
"Это – судьбы Божии. Постижение их невозможно, как превышающее разум разумных созданий. Исследование того, что не может быть постигнутым – труд тщетный, чуждый смысла. Исследование судеб Божиих воспрещается Богом, как начинание, внушаемое слепотствующим высокоумием, как начинание, внушаемое ложным взглядом на предмет, как начинание, ведущее к неизбежному заблуждению, к богохульству, к душепогибели."
[Аскетические опыты. Том 2. Судьбы Божии.]
Собственно, мы упрекаем Бога в том, что Он с нами жесток.
Нам не хочется страдать, а мы страдаем. Джобс, как человек, ясное дело, имел какие-то свои тяжкие скорби, ЛЮБОЙ человек их имеет. И он возмущался. Но не смог решить этот вопрос, и погибла душа, и горит теперь в аду.
Так же будет и с моей душой, если мои и Его отношения не будут чисты. Именно, что человеку и Богу надо посчитаться - кто прав, кто неправ.
Я считаю, что да, Бог виноват в том, что я страдаю и надо именно с Ним решать вопрос, ведь и других вариантов просто нет.
Нет же другого мира, где жить, нет другого Бога, кроме Христа, и другой жизни нет, кроме той, что есть по факту у меня.
Я хотел бы гармонии, но я не знаю где её взять, кроме как у Христа, и я больше нигде не нашел ответов и путей. Но Христос же не даёт просто так вот. У Него есть свои законы.
Не может же быть, чтобы Всесильный и Всемогущий Господь, не смог рассудить между Собой и мной, своим творением, по справедливости и милосердно.
Нельзя отгораживаться от чужих страданий, нельзя сваливать всё на Бога. У нас не такой мир, чтобы в нём можно было обойтись без страданий; но гораздо хуже, у меня не такая душа, чтобы ей обойтись без сострадания.
То ли статья оставляет впечатление, что у Православия нет ответов на "неудобные вопросы".
Вы только себе представьте, что статью прочитает молодой Стив Джобс, или Степан Иванов, не важно. Скорее всего, его испугает циклическая ссылка - "чтобы понять есть ли Бог, надо спросить у самого Бога, которого, возможно и нет".
Несмотря на мой очень маленький опыт, уверен, что у Православия есть ответы на эти вопросы!
Одни сомнения в голове.
Хорошая статья.
Так все и есть.
Дорогой Александр Борисович!
Спасибо за тему.
Книгу заказала, с нетерпением жду исполнения заказа.
То ли ссылка на пастора - очевидно же, что протестанты ищут земных благ, - понятно, что он не может дать объяснений с точки зрения Вечности.
То ли призыв "выяснять отношения с Богом"...
Так и это тоже не способ. Бог, как мы видим даже из этой статьи, вовсе на такие вопросы не отвечает. Ни Антонию, ни Иову не ответил по существу.
-Может быть Он хочет , чтобы ты пошёл и накормил этих детей?