Огонь, вода и медные трубы

    

Встретил недавно знакомую женщину, верующую, которая давно уже работает в Церкви. Сказала, что ищет новую работу. Я вспомнил про вакантное место в одной церковной организации. Но знакомая отказалась. Оказывается, она приняла решение никогда больше не работать в Церкви. Заявила, что с нее хватит. «Есть серьезная опасность потерять веру» — объяснила она свое решение.

Подобные слова слышу не первый раз. Действительно, для многих людей работа в Церкви становится огромным искушением. В ежедневных рабочих буднях человек показывает себя таким, как он есть, со всеми духовными болезнями. Впрочем, к грехам своим и чужим мы все привыкли – но если страсти греховные соединяются с внешним благочестием и церковностью, на выходе получается страшный пример лицемерия и ханжества. Когда христианин причащается с тобой из одной Чаши и потом тебя предает, это гораздо труднее вынести, чем простое предательство светского человека. Когда коллега соблюдает все внешние правила церковного благочестия, но при этом клевещет на тебя перед начальством, это может стать очень сильным ударом по твоей вере в Бога, Церковь, людей. Открывать в красивой церковной форме гнилое нутро всегда ужасно. Если форма не имеет соответственного содержания, человек может соблазниться, и совсем отказаться от формы, а вместе с ней и от предполагаемого содержания.

* * *

Как-то говорили с одним умным человеком о церковной жизни. Он поделился весьма интересной мыслью — не то, чтобы новой, но весьма оригинально выраженной. Есть такое античное выражение: огонь, вода, и медные трубы (фраза широко известна по названию советского фильма-сказки). Древнее изречение говорит о всех испытаниях, которые бывают в нашей жизни. Огонь и вода есть внешние трудности. Медные трубы – это духовно-нравственные испытания славой, всеобщим признанием, богатством, величием внешних форм. Так вот, Русская Церковь наиболее уязвима именно последним искушением. Огонь гонений и воду бедности мы уже переносили, и вновь вытерпим, если потребуется. А вот проверка медными трубами в тысячу раз опасней, и, как правило, приходит на смену огня и воды.

Если б я был дьяволом – рассуждает мой остроумный знакомый – я помог бы нашему Православию победить на всех фронтах. Чтобы все вокруг сделалось православным. Православное законодательство, православная армия, православные институты, школы, больницы, клубы, спортивные секции. Депо имени свт. Николая Чудотворца, детский садик в честь прп. Сергия Радонежского, театр имени св. Иоанна Кронштадтского. Улицы наполнят билборды с цитатами из святых, в компьютерах будет работать православная система «Ортодоксия», в среду и пятницу детям в школе будут давать только постную пищу. Словом, все везде станет православным-православным.

И тогда-то, незаметно для всех, Церковь начнет превращаться в мирское учреждение. К христианству будут относиться так, как в свое время к партийной идеологии. Спорить — не поспорят, но и любить – не полюбят. Будут тихонько ругать на кухне, и рассказывать анекдоты о патриархе. Основная масса будет равнодушно повиноваться. И в один прекрасный момент окажется, что Русской Церкви уже не существует. Остались только формы, за которыми уже давно нет ничего святого. Христос ушел оттуда, и никто этого не заметил.

Таковы соображения моего собеседника. Конечно, это пока еще довольно фантастическая мысль – достаточно отъехать от наших мегаполисов с их более-менее активной церковной жизнью и посетить глубинку, как станет ясно, что пока ни о какой победе Православия и речи быть не может. Наоборот, там хроническая нехватка храмов и священников, проповеди и церковного образования. Пока никаких медных труб не слышно, но — вопрос соотношения церковной формы и необходимого содержания поставлен правильно. Всегда легче формализовать духовное, чем одухотворить форму. Множество церковных организаций у нас внешним образом хорошо устроены, но Христа там бывает трудно встретить, потому что Христа нет в нас.

* * *

К чему может привести увлечение процессом церковной жизни без главного — жизни в Христе — гениально показано в «Великом Инквизиторе» Достоевского. Мы все построили без тебя – говорит Инквизитор Христу. — Мы дали людям все и они счастливы. Счастье – это величина земная. Что еще нужно? Ты пришел мешать нам. Мы завтра сожжем тебя как врага Церкви.

Церковная жизнь без жизни во Христе – это модель будущей церкви антихриста. Когда будет все, но Бога в этом всем не будет. Форма же, утратившая содержание, никому не нужна, какой бы красивой она не была. Сегодняшнее бегство весьма многих честных и благочестивых людей из церковных организаций на светскую работу «для того, чтоб веру не потерять» – очень плохой знак. Ведь в Церкви человек должен найти Христа не только в таинствах, но и в образе возрожденных Христом людей. Если этого нет, то мы еще ни в чем не преуспели. Получается, форма у нас не являет содержания, это просто вывеска, одна лишь внешность. И если эта внешность обманчива – значит мы еще очень мирские люди.

Обо всем этом нужно размышлять. Причем, перед грядущей столетней годовщиной Октябрьской революции – размышлять особо. Потому что тогда рухнула огромная, пышная форма; рухнула, ибо лишилась содержания. Как лишилась и почему рухнула – об этом стоит поразмыслить, ибо трудности сегодня аналогичны и вызовы времени остались те же. Как было тогда, как может случиться сейчас, о форме и содержании – об этом необходимо много думать.

И про медные трубы тоже лучше не забывать.

Сергей Комаров

Источник: Радонеж

30 ноября 2016 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Дарья26 мая 2017, 22:27
Христос среди нас! Основной посыл автора заметки ясен. Церковь не должна становиться светской. В ней живо величайшее таинство всего мироздания, бережно хранимое братством. В условиях современных больших городов, особенно мегаполисов искушений особенно трудно избежать. Мне жаль ту женщину. Автор не пишет подробностей о ней. Кто она, откуда пришла в церковь, о ее жизненных обстоятельствах. Иногда простого душевного разговора с человеком достаточно, чтобы заронить зерно любви в сердце. Я желаю той женщине встретить милосердных учителей и найти утешение. Спаси Господи.
Олег 8 апреля 2017, 13:11
Здравствуйте, уважаемые читатели. Маргарита! земной поклон Вам за Ваши слова. Спаси Вас Господи! Сам около 4-х лет проработал в Церкви и видел в ней только хорошее, эти годы стали лучшим временем в моей жизни и очень помогли мне укрепиться в вере. Всех верующих с праздником Благовещения и Вербным Воскресеньем.
Геннадий 4 декабря 2016, 16:37
Влияние общества на церковь есть и будет, по скольку и Отци наши тоже люди и живут среди людей. Но и слово которое они несут в общество тоже делает свое дело!!! но потихоньку и несразу видимо:)...
Спаси, Господи...
Георгий 4 декабря 2016, 10:09
Тема актуальна,как никогда. Поднимать её надо ,говорить надо. Ситуация действительно с родни той какая была в период революций прошлого века. Но тогда хоть храмы полны были. Так же как и сей час горячие головы из священнослужителей затевали реформаторство православия. Что из этого вышло знаем. Русь кровью умылась и едва не потеряли все духовенство. А сейчас если что случись то и сохранить веру не кому будет, по причине её отсутствия . Как не давно в передаче "Церковь и мир" сказали ,что аж 14 % населения выбирают как форму проведения досуга- посещение церкви. И это расценивают как несомненное достижение миссионерства РПЦ . А по мне так давно уж нужно пахать в глубь веры а не в ширь. А то получается уже, что не Церковь идёт в мир, а мир заполняет церковь. Аминь.
Маргарита 3 декабря 2016, 23:48
Даже не знаю, как отнестись к тому, что прочитала. Для чего нужны подобные статьи? Рассказать, что в церкви много фарисейства? Это мы и так знаем.
Если я прихожу в церковь, как в собрание верующих - это одно. Если для меня церковь - это место, в котором в первую очередь я ищу Христа, потому, что верю, что Господь присутствует в церковных таинствах, то это совсем другое.
Что значит, "есть серьезная опасность потерять веру"? На чем она, в таком случае, была построена, если искушения среди людей смогли ее поколебать?
И высказывания этого "остроумного знакомого" показались мне мерзкими, гнилыми, пустыми, лишь бы воздух посатрясать.
В общем, гаденькое чувство от прочитанного и ничего более.
И уж тем более не посмею сказать, что статья нужная. Не нужная и даже вредная.
Правильно св. прп. Амвросий Оптинский говорил: "Знай себя и будет с тебя". Хорошо бы автору этим озаботиться и не пересказывать бредни своих знакомых.
Рита 3 декабря 2016, 03:39
Спасибо. Храни Вас Господь.
2 декабря 2016, 21:42
Мысли правильные в статье, а ведь очень многих такая в большей части лицемерно-елейно-обрядовая форма существования нынешних околоцерковных сообществ очень даже устраивает. Жаль, хочется пожелать всем обрести главное, переосмыслить значение формы, традиций, внешнего и направить все свое устремление на Содержание.
2 декабря 2016, 16:02
Созвучно и моим размышлениям последнего времени.Думаю, говорить об этом надо!
Ольга Гришина 2 декабря 2016, 09:56
Спаси Бог! Нужная информация для размышления!
Марина 2 декабря 2016, 08:16
"Ведь в Церкви человек должен найти Христа". Читайте Евангелие и смотрите. Если люди в данной общине (и священники, разумеется, тоже) не стараются соблюдать заповеди "в малом", ищите другую общину. Лучше 1 раз съездить туда, где получите духовную пользу (смирение), чем сто раз сходить туда, где есть риск подхватить "духовную инфекцию". "Смирение" - это не то, что вас оскорбляют и учат терпеть хамство. Смирение - это любовь, а вместе с ней долготерпение, милосердие, кротость.
"Блажен муж, иже не идет на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалище губителей не седе:
Но в законе господне воля его, и в законе его поучится день и нощь"
Сравните с апостолами: чему они научились от Христа и чему учили людей? Как сами жили? Мы наставления принимаем от кого? От тех, кто живет, как апостолы? Думаем о Христе и его заповедях? На Вашем приходе так?
Владимир 1 декабря 2016, 22:31
СПАСИ нас, Господи.
Татьяна 1 декабря 2016, 22:14
Все зависит от человека,любая работа подразумевает собой какие-то сложности, все испытания посылает нам Господь и от того как мы себя поведет и противостоим сложностям, своему "кресту", зависит наша близость к Христу. Только понимание зачем нам это дает Господь дает ответ как исправить свою греховную сущность. Конечно нельзя убегать с работы, а нужно противостоять тем противоречиями, которые даются для испытания.Будет ли у нас что-то похожее в будущем, как описал автор или не будет-это решит Господь за всех нас, поверьте. Нужно полностью положиться на Господа и жить себе уповаяэ на него во всем, он все управит.
Ольга Христианка 1 декабря 2016, 17:07
Спаси Бог за статью! Но вот как же эту ситуацию кардинально изменить?
Георгий Мирный 1 декабря 2016, 16:36
Все так и есть. Очень актуальная статья.
Елена 1 декабря 2016, 10:10
Спасибо за статью. Очень важная тема и говорить об этом надо.
наталия 1 декабря 2016, 09:55
сергею ч -под комментарием -АМИНЬ.
Михаил 1 декабря 2016, 07:52
Прекрасно написано! Особенно это выражено в Москве, батюшки на дорогих машинах, скандалы и пересуды... они толстым слоем пепла покрывают духовную работу коротких священнослудителей, их старания и их результаты... Побольше таких рассуждений и диалогов. Автору дай Бог здоровья и не останавливатся!!!
Валентин Скворцов 1 декабря 2016, 05:44
Спаси, Господи, вашимъ СловомЪ спешу поделиться съ друзьями.
Дмитрий30 ноября 2016, 22:40
Спаси Господи автора за статью!
"Сегодняшнее бегство весьма многих честных и благочестивых людей из церковных организаций на светскую работу «для того, чтоб веру не потерять» – очень плохой знак." А по-моему -хороший,может этот знак научит наконец не лицемерить и называть вещи своими именами-правду-правдой ,ложь-ложью,черное-черным,а белое-белым. Сколько можно играть в двусмысленности?! Например: цену за Таинства Церкви очень скромно называть-"суммой рекомендованного пожертвования"-хотя бы это,для начала.
LK30 ноября 2016, 21:51
Спасибо Вам за такую чудесную статью! Вы в красивой и складной форме выразили мои мысли..
Сергей Ч30 ноября 2016, 21:40
Тема в статье затронута злободневная, но мне представляется, что на самом деле, все не так уж и страшно. Самому мне довелось потрудиться в церкви более 20 лет и за это время пришлось наблюдать много человеческих судеб. Скажу о главном, что отразилось в моем сознании, вижу что как будто разные люди, трудившиеся в церкви, проходили курс духовного лечения. Мы все с пороками и очень плохо когда я вижу только чужие недостатки, а себя я уже вроде как бы уже и канонизировал, кругом одни безобразия, и меня святого все несправедливо обижают. Понять надо дорогие друзья, святые на небе, а здесь на земле мы все грешные. Слава Богу, что церкви открываются и в них литургии служатся; да в церкви трудятся грешные люди, но служат по православному чину, идет исповедь, причастие, детей крестят. Вот это главное. остальное не суть важно можно и потерпеть. Как любил спрашивать мой друг и наставник игумен Алексей(царство ему небесное):терпеть можно? ну и терпи.Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я.
Василий Палатов30 ноября 2016, 20:13
Хвала и честь сайту Православие.ру, осмелившемуся перепечатать такие рассуждения о реальной церковной жизни! Дай Бог с почином!
Марина Анатольевна30 ноября 2016, 17:45
Ваша знакомая, работала в около церковных кругах, как наемная работница, а если бы она с л у ж и л а Богу и Церкви - то какая разница, ругают тебя или хвалят.
Лариса30 ноября 2016, 16:10
Все верно. Но почему бы не просто размышлять, а начать применять каноны?
Екатерина30 ноября 2016, 14:40
Коротко и точно. Спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×