Псалом геополитический

Знаете ли вы, возлюбленные, что есть псалмы покаянные, исторические, учительные, хвалебные? Конечно, знаете. По причине многофункциональности Псалтирь ко всем ранам прикладывается, на все случаи жизни реагирует. Болеешь, путешествуешь, унываешь, боишься врагов – на все есть соответствующее слово из соответствующего псалма. Радуешься, торжествуешь, празднуешь – тоже есть. Спешу сообщить, что есть в псалмах слово и о многосуетной, запутанной политической жизни. Это я для тех пишу, кто продолжает из себя изображать отшельника и считает, что область политических и гражданских событий совершенно чужда христианину. Не чужда. Не обязательна, конечно, но и не чужда. Докажу псалмами.

Есть такой псалом № 2. Прямо в самом начале Книги Хвалений расположенный. С одной стороны, это первый мессианский псалом. Там очень ярко проповедуется Сын Божий. С другой стороны, это псалом «геополитический». Та и другая тема находятся внутри этой молитвенной песни в напряженной и неразрывной связи. Начинается псалом с недоуменного вопроса вроде «чего люди мечутся бестолку?». В оригинале, конечно, красивее и возвышеннее:

Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
Восстают цари земли, и князья совещаются
вместе против Господа и против Помазанника Его.
«Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

С точки зрения буквальных толкований (например, Лопухина) нам предложат на эти слова много интересного об обстоятельствах жизни царя Давида. Знания эти пополнят копилку эрудита, но никак не согреют сердце. С другой стороны, стоит включить телевизор или развернуть свежую газету, как мы увидим воплощенное собрание современных князей и царей, которые мятутся и замышляют тщетное. Вот, например, какое-то высокое европейское собрание решило, что пропаганду гомосексуализма, даже и среди подростков, запрещать нельзя; что это эквивалентно запрету свободы слова. Что это, как не восстание против Господа и Его Помазанника через явное попрание воли Божией? А закрытие глаз на пролитие человеческой крови, соединенное с тревогой о правах домашних животных? А лицемерная скорбь по одному погибшему европейцу при одновременных плевках на миллионы погибших по всему миру? Не восстание ли это против всего святого?

    

Долгие годы и столетия лучшие сыны Европы, сидевшие на тронах и носившие венцы, помнили слово Божие: «Мною цари царствуют». Со временем то один, то другой, а потом и все скопом отказались считать себя тенями и слугами Настоящего Царя. Решили возвеличиться, а иго легкое и бремя благое сбросить. Об этом слова: «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Эти же слова – лейтмотив новейшей мировой политики.

Этим разгордившимся Господь «посмеется и поругается». Он обратится к ним с гневом и яростью, чем приведет их в смятение. Тема обращения – учение о Сыне Божием.

Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею
приведет их в смятение:
«Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
возвещу определение: Господь сказал Мне:
Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и
пределы земли во владение Тебе;
Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

Мысленная цепочка такова: «Вы разгордились, отвергли заповеди, посчитали себя хозяевами земли. Но вот истинный Царь – Сын Мой. Ему дана подлинная власть. Он сокрушит вас так, как крушит жезл из железа глиняные горшки!» Речь обращена к тем, кто считает себя на земле самым главным и никому не подотчетным. В таком же виде – как имеющий жезл и сокрушающий народы, словно горшки – Иисус Христос предстает и в конце Библии, в Апокалипсисе. Он топчет точило ярости, и от лица Его некуда скрыться.

Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и
чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре.
Блаженны все, уповающие на Него.

Предпоследний стих, переведенный по-славянски, весьма теряет в смысле. Там сказано не «почтите Сына», а «примите наказание», то есть «примите вразумление». И это последнее намного слабее по смыслу, нежели прямое указания на необходимость веры в Помазанника, Сына Божия.

Любопытно еще то, что первые три псалма в Псалтири образуют своеобразный пролог, содержащий основные темы всей книги. Не все, но ряд основных. Первый псалом «Блажен муж» – это псалом учительный. Тема учения – блаженство, то есть та же, с которой начал Свою Нагорную проповедь Иисус Сын Давидов. Третий псалом – молитва скорбящего и гонимого человека. Ею открывается шестопсалмие. А посередине – проповедь о Христе в масштабе вселенной; проповедь, обращенная к царям. Так охватываются (оставляя до времени в стороне собственно хвалу и радость) несколько важнейших тем Псалтири; книги, которая наставляет в праведности, возвещает Христа и услаждает в скорбях.

Делами царей можно и не интересоваться. Но все равно решения царей тебя рано или поздно коснутся. Совершенная аполитичность была чужда даже таким сынам Неба, как Антоний Великий и Симеон Столпник. Конечно же, чрезмерная политизированность сознания тоже мира в себе не несет. Всюду нужен баланс и царский путь. Всюду нужна молитва. Кстати, преподобный Арсений Каппадокийский – великий знаток и любитель Псалтири – второй псалом рекомендовал читать в качестве молитвы о вразумлении власть имущих.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Русский человек несчастлив, если где-то творится несправедливость» «Русский человек несчастлив, если где-то творится несправедливость»
Генерал Леонид Ивашов
«Русский человек несчастлив, если где-то творится несправедливость» «Русский человек не может чувствовать себя счастливым, если где-то творится несправедливость»
Беседа с генералом Леонидом Григорьевичем Ивашовым
Профессор МГИМО, специалист в области геополитики о современном мироустройстве и главных направлениях его трансформации, геополитических союзниках и противниках России, долларе и духовных ориентирах.
Пророчества о Христе в Псалтири Пророчества о Христе в Псалтири
Лекция. ВИДЕО
Пророчества о Христе в Псалтири Псалмы Давида, непорочность Праведника и страдания Помазанника
Лекция. ВИДЕО и АУДИО
Федор Куприянов
Лекция посвящена пророчествам о Христе в ветхозаветной книги Псалтири.
Псалом 50 Псалом 50
Протоиерей Андрей Ткачев
Жил на свете один человек, который больше всего в мире и больше самой жизни своей любил Бога и Его слова. Не так сладок лакомке мед, не так желанны горсти сияющих камней любителю драгоценностей, как сладки и желанны были этому человеку молитвы. Молясь, он пел, ибо любил Бога, а влюбленным свойственно петь.
Комментарии
игорь ковалев 4 апреля 2018, 13:26
,,Сказания о бывшем и новые сведения о бывающем да мимо идут тебя, и все перевороты в мире и царствах да будут для тебя такими, как бы их совсем не было, а когда кто принесет тебе их, отвратись от них и далеко отрей их от своего сердца и воображения. Слушай, что говорит св. Василий: "Да будет тебе горьким вкушением слышание мирских вестей и сотами меда сказание мужей преподобных" (ч. 5 с. 52) (Невидимая брань)Никодим Святогорец. Лучше геополитикой не интересоваться,иначе не будет не чистой молитвы,не мирного духа.
Торокин Павел 5 июля 2017, 05:36
Церковь должна очень умно присутствовать в политической жизни страны. Уже сейчас видно как некоторые писаки изобретают новое пугало, проталкивая тему, что дескать РПЦ вносит некий раздражающий фактор в общество, некое разделение, что противоречит усилиям власти в созидании мирного гражданского общества, примеров приводится масса: и Исакиевский собор, и фильм "матильда", и вызывающие дорогие авто и ...
Думаю Церкви нужно централизовать и упорядочить это присутствие, а прежде всего публичные ответы на выпады. У Церкви всегда было самое сильное оружие в этом плане - коллективное принятие решений. Принят документ высшими иерархами, вот тогда и нужно делать то, что в нём одобрено.
Павел З. 4 июля 2017, 17:14
Я тоже поблагодарю за ссылку на Арсения Каппадокийского. Но не понравилось сопоставление русского и славянского перевода предпоследней строки второго псалма. Я, конечно, не знаток языка оригинала, но, по-моему, "Приимите наказание" гораздо лучше, как бы более по-христиански, что ли.
Юрченко Илья 4 июля 2017, 12:07
Добрый день Андрей. Самое главное не приносить политику в Церковь, многие бегают из одной партии в другую, а потом и в Церкви думают так можно, нет для них никакой разницы, все партии одинаковые, а значит и все Церкви одинаковые, но есть одна главная поправка- кто не исповедует Православие не является Церковью, а та партия которая обещает и не выполняет не является партией, это просто обманщики.Боже прости все наши беззакония.
Сергей 3 июля 2017, 16:53
Отец Андрей, в связи с принятием странами Европы, США и иными законов о легализации однополых браков и предоставлении права таким "семьям" содомитов усыновления детей, предлагаю организовать сбор подписей к нашему президенту России - Путину Владимиру Владимировичу, с целью запрета усыновления детей из России в такие страны и семьи.
И пусть вопят о "попрании прав меньшинств"!

Сбор подписей организовать по каждой епархии. Или как?
Давайте, каждый посетитель этого сайта напишет подобное письмо патриарху Кириллу! Слабо?
Дмитрий 1 июля 2017, 10:09
Спасибо о. Андрею за Арсения Каппадокийского! Спасибо за, по сути, ответ о том, что значит нынешняя внешняя политическая ситуация!
Надежда30 июня 2017, 22:22
Очень мудрые слова. За власть имущих нужно в первую очередь молиться, и Бог управит.
С грустью читаю на православии.ру другие статьи, где призывают, например, возненавидеть власть советскую. Да, церковь притеснялась, вера притеснялась. Но сам принцип - возненавидеть и оплевать - сильно противоречит христианству, и закладывает основание для того, чтобы так же относиться к любой власти, когда она станет неугодна. А может ли быть всем хорошо при какой-либо земной власти? Может ли быть даже одному человеку хорошо все время - ведь бывают ошибки судей, врачей, чиновников; кризисы? Наконец-то статья, где священник призывает молиться.
Антоний30 июня 2017, 13:58
Добрый день, братья и сестры! Благодарю редакцию и отца Андрея за публикацию. Считаю, что участие в политической жизни каждого христианина и Церкви в целом необходимо ровно в той мере, какая позволяет защитить от всяких посягательств высшие для нас ценности - право свободно исповедовать свою веру, право свято следовать христианским ценностям в семейной жизни. Остальное участие в политике считаю вполне приемлемым по желанию, но не обязательным. Урок Евросодома же пусть будет для нас примером того, как поступать нельзя. Отказавшись от христианского духа, оплевав и осквернив святость веры, европейская цивилизация уготовала себе конец горький, бесславный и неизбежный.
Марина30 июня 2017, 10:34
Спасибо, отец Андрей. Это и как наглядный пример нашей истории столетней давности, и как наглядный пример современной жизни. "Без Бога - ни до порога". Спаси Господи!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×