Православный календарьПравославный календарь
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.

За статус украинской столицы Киев заплатил разрушением церквей

Киев, 7 августа 2004 г.

В эти дни на Украине отмечается 70-летие переноса столицы УССР из Харькова в Киев. По данным издания "Факты", за статус украинской столицы Киев заплатил разрушением десятков уникальных церквей. В начале XX века не бывало в Киеве приезжего, который бы не отмечал: особую атмосферу в городе создают древние храмы и монастыри. Но именно эта атмосфера раздражала тех, кто в 1934 году принял решение перенести столицу УССР из Харькова в Киев, передает корреспондент Православия.Ru Сергей Степанов. По мнению тогдашнего правительства республики, "город церквей и монастырей" должен был превратиться в "архитектурно завершенный, действительно социалистический центр Советской Украины".

О том, как воплощался этот замысел, рассказал в своей новой книге историк Александр Анисимов. "Социалистическая реконструкция" требовала решительной перестройки города, и она началась - с уничтожения храмов. В числе первых пал Михайловский Златоверхий собор XII века с колокольней, место которых должен был занять Правительственный центр. Нарком образования Владимир Затонский, раздраженный затянувшимися работами по съему древних мозаик в Михайловском Златоверхом, называл ученых - исполнителей работ "любителями древнего хлама". В результате, на месте Златоверхого устроили площадку для выгула собак. Иные храмы разрушали под благовидными предлогами: церковь Сретения на Львовской площади убрали ради "расширения местности", Иоанно-Златоустовская на улице Галицкой якобы мешала движению трамваев. "Пали" церковь Богородицы Пирогощей XII века, множество храмов XIX-- начала XX веков, шедевры украинского барокко, возведенные в конце XVII века: Богоявленский собор Киево-Братского монастыря и Военно-Николаевский собор. Колокольный звон запретили еще в 1930-м, так что, умирая, храмы не могли и голоса подать.

Если так относились к древним, намоленным храмам, то что уж говорить о тех, которые были не достроены. Две таких "незавершенки" рассматривались на предмет размещения в них... крематория. Слава Богу, нашлись трезвые головы, сообразившие, что размещать крематорий в густонаселенном районе просто бесчеловечно. Всего за время тогдашней "перестройки" было уничтожено 150 одних только православных храмов.

Повезло лишь тем, разрушение которых подпортило бы репутацию власти в глазах мировой общественности. Например, Софию отстояли французы, напомнив советскому правительству, что строил ее Ярослав Мудрый, отец Анны Ярославны - королевы Франции. Антирелигиозным музеем стал и Владимирский собор. Выдубицкий монастырь стал городком металлистов. Трапезная церковь Лавры и Андреевская церковь многие годы работали в режиме концертных залов. Но, несмотря на "перепрофилирование", храмы все же играли роль духовных центров. Каждый, кто слушал музыку в их стенах, подтвердит, что звучала она не так, как в обычном концертном зале. Так что воинствующим атеистам (а их в Киеве насчитывалось более 157 тысяч), несмотря ни на какие ухищрения, не удалось изгнать особую атмосферу из храмов - а значит, и из самого златоглавого Киева.

7 августа 2004 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×