Ставрополь, 29 сентября 2004 г.
28 сентября в Ставрополе прошла научно-практическая конференция "Тоталитарные секты – путь к дестабилизации Северо-Кавказского региона". Участие в форуме приняло более шестисот человек – религиозные деятели, представляющие традиционные конфессии, представители исполнительной и законодательной власти, педагоги, ученые, деятели культуры.
Работу конференции открыл епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, призвавший всех участников почтить память погибших в Беслане. Весь зал вторил епископу Феофану, возгласившему "Вечную память…" невинно убиенным от злодейской руки детям и взрослым.
И в ходе форума многие, если не все участники вольно или невольно обращались к теме терроризма. Это сопряжение двух понятий "тоталитарное сектантство" и "терроризм" представитель Армянской Апостольской Церкви настоятель кисловодского храма Сурб Вартан священник Саргис Погосян выразил так: "Сектантство, это духовный терроризм. Основываясь на принципах собственной исключительности и превосходства тоталитарные секты приводят человека к потере нравственных ориентиров, после чего он без зазрения совести совершает всяческие зверства".
"Что за вера, что за религия у тех, кто молится в одном школьном кабинете, а в соседнем, за стеной, расстреливает ни в чем неповинных людей". Этот вопрос, поставленный начальником отдела Северо-Осетинского министерства по делам национальностей Л.Тараевой, нашел понимание у всех участников конференции, как и призыв представителя Духовного центра мусульман Республики Ингушетия К.Зязикова не видеть во всех мусульманах террористов.
Настоящей болью было проникнуто выступление председателя Совета имамов восточных районов Ставропольского края А.Койбалиева. Он рассказывал о том, как в начале девяностых, когда в ногайских селах не хватало образованных имамов, юношей с радостью везли за пределы края в медресе. И как по окончании этих медресе юноши почему-то отправлялись воевать в Чечню, где многие погибли.
Губернатор Ставропольского края А.Черногоров указал на многонациональный и многоконфессиональный состав Ставрополья. "И в этих условиях я считаю одним из главных достижений, что за семь лет управления краем нам удалось сохранить межнациональный и межрелигиозный мир, несмотря на то, что многие силы покушались на него", - отметил губернатор, обращаясь к участникам конференции.
О мере и обоснованности контроля государства за деятельностью религиозных объединений говорил прокурор Ставропольского края В. Калугин. "Государство, и в том числе, органы прокуратуры, не могут и не должны вмешиваться в такого рода деятельность, - отметил прокурор края, - однако мы призваны следить за соблюдением религиозными организациями действующего законодательства. И в этой сфере за последние пять лет была пресечена деятельность тоталитарных и деструктивных религиозных организаций. В качестве примера В.Калугин привел историю ставропольского лицея "Человек", где весь учебный процесс был сведен к откровенному оккультизму.
В своем выступлении прокурор Ставропольского края отметил, что "хотя все мы употребляем понятие "тоталитарная секта" и понимаем, о чем идет речь, такого юридического понятия нет. Епископ Феофан согласился с замечанием В.Калугина и выступил с предложением о внесении в Закон о свободе совести юридического определения тоталитарной секты, как псевдорелигиозной организации экстремистского характера, не подлежащей государственной регистрации. Это предложение было поддержано все залом.
"Тактика исламских экстремистов все время меняется и совершенствуется, но не изменяются их стратегические цели. Сегодня они с одной стороны совершенно противопоставляют себя российской государственной власти и переходят к враждебным акциям в условиях подполья. С другой стороны, декларируют показное миролюбие с одновременной проповедью джихада «в узком кругу»", - так подытожила свое выступление доцент Пятигорского государственного лингвистического университета В.Лаза.
Большой интерес участников форума вызвало выступление профессора Свято-Тихоновского богословского института диакона Андрея Кураева "Критерии определения религиозности". Особенно живой отклик вызвала мысль диакона Андрея о том, что потворство государства оккультизму и неоязычеству (в том числе и в государственных СМИ), дает аргумент религиозным экстремистам, которые прикрывают свои деструктивные намерения заботой о чистоте веры.
По итогам конференции была принята резолюция. В ней участники форума выразили единство подхода к развитию региона, как общего дома для всех народов Северного Кавказа и неотъемлемой части Российского государства. "Прочной основой такого позитивного развития может и должно служить уважение исторически сложившейся полиэтничности и многоконфессиональности населения Юга России, - говорится в Резолюции, - ибо многообразие языков, культур и религий обогащает и укрепляет формирующееся гражданское общество".
В то же время в итоговом документе отмечается, что " зарубежные организации и движения разнообразной направленности активно пытаются навязать северо-кавказскому обществу несвойственные ему учения псевдорелигиозного характера, ведущие к противопоставлению последователей этих новых религиозных движений основной массе населения. Пропитанные чувством собственного превосходства, последователи тоталитарных сект агрессивно навязывают свои сомнительные ценности и идеи, сосредоточивая свои усилия на вербовке молодежи. Их цель – разрушение нашего общества, отрыв Северного Кавказа от России, нарушение сложившихся веками отношений терпимости и взаимного уважения между представителями традиционных религий".
Как меры противодействия этим деструктивным тенденциям, участники конференции назвали преподавание основ знаний о традиционных религиях в школах и вузах, использование потенциала средств массовой информации, участие экспертных советов в процессе регистрации религиозных объединений.