Мидийские маги – эти жрецы огня, служители Ахура-Мазды, волхвы, наблюдатели звезд – проделали длинный путь в Вифлеем, еще не зная, что впоследствии откажутся от зороастризма, многолетних своих убеждений. Спустя 35 лет они были казнены на площади Экбатаны, столицы великой Мидии. И в то время, и сегодня их потомки – представители иранских народов, курды – приходили и приходят ко Христу. Историю трех волхвов пересказывает один из обращенных в свое время в христианство курдов – иеромонах Мадай (Маамди).
Поклонение волхвов. Мозаика римской базилики Санта Мария ин Трастевере
Знамение на небесах: Рождение Царя
В те далёкие времена, когда мир был ещё полон туманов неведения, на Востоке, в Мидии, в том самом краю, где небо и земля соединялись в бескрайние просторы и величественные годы, жили маги, жрецы огня, служители Ахура-Мазды. Их имя было известно во всех уголках земли, от древних городов Парфии до широких равнин Эллады, всюду, где светил огонь – символ чистоты, силы и мудрости.
Трое из этих магов, Мелхиор, Каспар и Бальтазар, были, как и многие их сородичи, страстными исследователями небес. Они изучали звезды, следили за их движениями, анализировали каждый миг их появления, поскольку они верили, что в их свете можно найти ключи к великим истинам, ключи к судьбе человечества. Не один век прошел, прежде чем они пришли к тому, что звезды могут быть не просто светилами в ночном небе, а знамениями – знаками волеизъявления вселенной, посланными самим Ахура-Маздой.
Это было не просто светило, не просто звезда. Это был знак. И его значение они поняли сразу
Когда звезда Рождества, едва появившаяся на горизонте, начала свой путь, она была непохожа на другие звезды. Яркая, необычная, а её сияние было настолько ослепительным, что все три мага, следившие за небом, в один момент подняли глаза, одновременно ощущая нечто большее, чем просто физическое явление. Это было не просто светило, не просто звезда. Это был знак. И его значение они поняли сразу. Мелхиор, старейший из них, поначалу молчал, но его старые глаза, давно привыкшие искать тайный смысл в каждом движении небес, теперь не могли оторваться от яркой точки на ночном небосклоне. Он знал: это не была случайность. «Это не просто звезда, – подумал он, – это знамение. Но какое знамение?» И в его сердце вспыхнула догадка.
В незапамятные времена еврейские пророки открыли мидийским магам тайну древнего пророчества, в котором говорилось о приходе Царя Иудейского, великого Царя. Он должен был принести свет в мир, и Ему должны покориться все народы. Ожидание этого великого события было частью их знаний, их древней веры.
Каспар, ученик и соперник Мелхиора, первым нарушил молчание.
– Это она, Мелхиор. Это та звезда, о которой говорил Заратустра, – сказал он с дрожью в голосе, явно ощущая, что становится свидетелем исполнения пророчества.
Он вспомнил древние предания, которые рассказывали о том, как придёт Саошьянт, Спаситель человечества, и о том, что он будет отмечен не просто царским величием, но особым светом. Светом, не поддающимся человеческим законам. Бальтазар, младший и, возможно, наиболее смелый из них, не стал ждать. Он знал, что момент настал, хотя в его душе ещё оставался страх.
В сиянии этой необычной звезды они почувствовали, как нечто великое, невообразимое зовёт их
– Значит, Он уже здесь, – сказал он. – Значит, этот Младенец, о котором говорили пророки, родился. Это Он, и мы не можем отвернуться от этого пути. Мы должны идти. Мы обязаны первые принести наши дары этому Царю, ибо Он – Спаситель.
И вот, в сиянии этой необычной звезды они почувствовали, как нечто великое, невообразимое зовёт их. В сердцах этих служителей огня, служителей древней веры вспыхнуло внутреннее пламя стремления, и оно вело их вперёд. Это не было слепым поклонением. Это было осознание того, что они, как мудрецы, как волхвы, должны идти за этим светом, ибо он вёл их к Истине.
Итак, решено было: они отправятся в Иудею, в страну, где их судьба должна была пересечься с судьбой человечества.
Их дары – золото, ладан и смирна – станут признанием величия Того, Кто явился в мир, чтобы изменить его навсегда.
Они шли через пустыню. Это было их мученичество – но и их благословение. И каждый шаг, каждое сомнение, каждое усилие были не напрасны, потому что они шли туда, где Истина была явлена в виде Младенца.
Путь веры: От сомнений к благоговению
Три волхва шли через пустыню, трое магов, верующих в огонь и свет Ахура-Мазды. Звезда в небе вела их по пути, который был для них полон мучительных сомнений. Каждый шаг давался все тяжелее, и каждый день превращался в новую душевную муку – борьбу с сомнениями. Мелхиор, старший из них, мудрый седобородый старец, был охвачен ими. Он был жрецом огня, посвятившим всю свою жизнь служению видимому свету, чистому и незыблемому. Но звезда, тусклая и таинственная, вела их всё дальше на запад, к месту, где, как говорили пророчества, должен был родиться Царь мира.
«Как это возможно? – думал он, чувствуя, как в его сердце разгорается тревога. – Как может новорождённый быть Спасителем всех? Мы, хранители Огня, возводим храмы, зажигаем свет, но что мы можем понять в этом... Младенце? Он должен быть великим Царём, но он лежит в яслях. Не ошиблись ли мы?»
Каспар, средний по возрасту, не был склонен держать в себе тяжелые сомнения. Его разум был острым, а сердце – жаждущим знания, но он чувствовал растущую пустоту внутри. Заратустра говорил о приходе Спасителя, но это было так давно, и в его душе звучали вопросы, на которые не было ответа.
– Мелхиор, – сказал он однажды, когда их путь стал особенно трудным, – мы не можем утверждать, что знаем истину. Мы изучали звезды, толковали знамения, но как мы, маги огня, можем поклониться иудейскому Младенцу?
Где в Нём наша вера? Увидим ли мы в Нем мощь и свет, которым всю жизнь служили?
Бальтазар, самый младший из них, с кожей цвета меди, долго молчал, и его взгляд выражал колебания и неуверенность. Но когда ночь опустилась на лагерь, и путники разожгли костёр, его сомнения вырвались наружу.
– Как мы можем поклоняться кому-то, кто не может даже держать голову прямо? Мы пришли издалека, пересекли горы и пустыни, и теперь должны склониться перед ребёнком, который даже не способен говорить.
Его слова, наполненные яростью и отчаянием, эхом разнеслись в ночи, но никто из его спутников не ответил. Огонь был их последней отдушиной.
С каждым днём их сомнения становились всё глубже. Это был мир, к которому они привыкли, мир величия, изобилия и власти, но внутри них всё кричало, что это не тот путь, который они искали.
Когда, наконец, звезда остановилась, и они подошли к пещере, где, согласно пророчествам, должен был родиться Царь, их сердца бешено колотились. Они стояли у входа, вдыхая холодный воздух, и каждый из них чувствовал, как его душа борется с тем, что они должны были сделать. И всё же, несмотря на боль и сомнения, они вошли.
Там, в тёмных недрах пещеры, в яслях, они увидели Его. Младенца. Без блеска короны, без знаков царственного достоинства, даже без простого амулета, символа силы
Там, в тёмных недрах пещеры, в яслях, они увидели Его. Младенца. Без блеска короны, без знаков царственного достоинства, даже без простого амулета, символа силы. Его Мать сидела рядом, проста и смиренна, и в её глазах не было ни страха, ни гордости – только мир и любовь. И когда они приблизились, их сердца, вопреки всему, наполнились светом. И это был не тот свет огня, которому они так долго поклонялись. Это был свет, мягкий и прощающий, свет, который был не от мира сего.
Мелхиор опустился на колени, и его старое тело затрепетало, как никогда прежде. Он почувствовал, как внутри него гаснут все сомнения. Он теперь знал, что прежде ошибался.
– Это Он, – шептал он, и глаза его были полны слёз. – Это Он.
Каспар, глядя на младенца, почувствовал, как его сердце открылось. Он не мог понять, что это значит, но понял одно: в Нём не было ни могущества, ни мощи мира. Но в этом свете была сила, сила, которая разрушала их старую веру, разрушала их понимание мира.
– Мы ошибались, – сказал он шепотом, низко наклоняясь, – Этот свет, этот огонь не похож на тот, что мы знали. Он другой, но он – истина.
И даже Бальтазар, самый сомневающийся, почувствовал, как его сердце переполнилось, и слова «поклоняюсь» сорвались с его уст, хотя ещё мгновение назад он был готов отвернуться. Его руки дрожали, но он всё-таки принес в дар смирну, ладан и золото.
– Ты – свет, – произнёс он, и его голос был полон признания.
И так они, три волхва, три мага, огнепоклонники, принесли свои дары Младенцу, приняв всем сердцем то, что никогда бы не могли представить. Они пришли с огнём, но ушли с миром. И звезда, которая вела их, погасла, как только они нашли, что искали. Но этот свет, свет, исходивший от Младенца, зажегся в их сердцах и остался с ними навсегда.
Свет Христов в Мидии
Три волхва, поклонившись Младенцу, возвратились на родину, но не тем путем, которым шли в Вифлеем. Их сердца, освещённые новой истиной, полные светом, который был не от мира сего, не могли больше следовать по старому пути. И вот, когда ночью они остановились в шатре, чтобы отдохнуть, звезда исчезла, но перед ними явилось новое знамение: во сне они получили откровение, что не должны возвращаться к Ироду. Так они поняли, что их миссия не закончена, а лишь начинается, ибо Рожденный есть Сам Сын Божий, единственный истинный Бог.
– Не возьмем мы больше на себя бремя царей мира, не поддадимся больше обману. Мы не пойдём к Ироду, ибо он – слуга тьмы, – сказал Мелхиор, старший из них.
Он вспомнил, как Ирод, полагая, что Младенец будет угрозой его власти, замыслил коварство.
– Но мы увидели Истину, и теперь путь наш – иной. Мы не можем поклоняться огню, который не спасает, мы не можем служить тому, что ослепляет, но не очищает. Мы должны возвратиться в Мидию, но не для того, чтобы вновь поклоняться огню, а чтобы донести до наших народов свет Истинного Огня – веры во Христа Спасителя, единственного и Вечного Шахиншаха всех народов земли.
И они отправились в Мидию другой дорогой, странствуя через степи и горы. По пути они беседовали о том, как нелепо было поклоняться лишь огню, который не мог ни очистить душу, ни исцелить боль. Они помнили, как были служителями огня, как поклонялись Ахуре Мазде, считая его источником всего светлого и чистого. Но теперь они видели, что истинный огонь, огонь, который даёт жизнь, – не тот, что горит в жерле камней, а тот, что зажигает сердца и очищает от грехов.
Теперь они видели, что истинный огонь, огонь, который даёт жизнь, – не тот, что горит в жерле камней, а тот, что зажигает сердца и очищает от грехов
– Наши народы, – говорил Каспар, – верят в огонь Ахуры Мазды, но этот огонь не спасает. Он может согреть, но не очистить. Он может осветить, но не освятить душу. Пришло время рассказать нашим людям о Том, Кто принес свет в тёмный мир. Это истинный благодатный огонь, который горит в сердце и даёт возможность соединиться с Богом.
Так, они вернулись в Мидию и нашли путь, который вел к Господу. Но Бог не забыл них: Сам Христос повелел Своему апостолу Фоме идти на восток и проповедовать о Нем мидянам, парфянам, эламитянам и другим восточным народам. Фома с радостью был принят тремя магами. Он знал, что мидийские маги были первыми, кто пришел поклониться Младенцу Христу и кто исповедал Его Царем и Спасителем человечества.
– Вы видели Его, – сказал Фома, – вы видели Того, кто принёс свет. Теперь, братья, не просто поклоняйтесь, но идите и говорите о Нём, что Он умер на Кресте ради наших грехов и воскрес из мертвых, чтобы оправдать и спасти нас. Рассказывайте, как Он огонь пришел низвести на землю, чтобы возгорелось в людях очистительное пламя спасительной веры.
Их путь был нелёгким. Те, кто прежде следовал за огнём Ахуры Мазды, те, кто был связан с магией и древними обрядами, видели в них угрозу
И они, приняв Крещение, видели, как языки огня сходят на них, и с этого момента стали ревностными служителями Евангелия. Они не просто приняли Крещение, но стали живыми примерами того, как Христос изменяет всё: сердца, жизни и народы. Они стали проповедниками, разносившими Слово среди своих народов. Мидийцы, персы, парфяне, эламитяне, согдийцы, бактрийцы, все эти народы, жившие в тени старых религий и языческих верований, начали слушать их проповеди. Всё больше людей обращались к Истинному Огню – Крещению огнем в Духе Святом. Но их путь был нелёгким. Те, кто прежде следовал за огнём Ахуры Мазды, те, кто был связан с магией и древними обрядами, видели в них угрозу.
Вскоре их схватили и привели к правителю Вонону, Царю Мидии, и жрецам.
Волхвы стояли перед своими мучителями, которые требовали от них отказаться от Христовой веры.
– Вы кощунники! – кричал один из жрецов, стоя перед ними. – Вы, служители огня, теперь верите в какого-то Иисуса, Который был распят как преступник? Откажитесь от Него, поклоняйтесь только Ахуре Мазде, нашему богу, или умрёте.
Мелхиор, стоя перед ними, не дрожал. Его глаза были полны огня, но это был уже другой огонь, огонь веры:
– Мы поклонялись огню, который не мог очистить душу. Но теперь мы знаем Истину. Сын Божий низвел истинный Огонь с Небес, огонь, который очищает от грехов, который прощает и даёт жизнь. Мы не отвергнем Его. Мы знаем, что через Него мы становимся детьми Божьими.
Голос Каспара звучал твёрдо и уверенно:
– Придет время, когда огонь Ахуры Мазды потухнет навсегда. Этот огонь, который служит лишь для того, чтобы греть тела, исчезнет. И все ваши поклонения, все ваши обряды будут забыты. Но Христос, как истинный Бог, всегда будет с нами.
От этих слов сам Царь мидийский Вонон вскочил и яростно угрожал Каспару за его богохульства.
В канун Навруза, 20 апреля, в 35-м году от Рождества Христова, были умерщвлены три мидийских мудреца – им отсекли головы
Несмотря на угрозы и пытки, они не отреклись от своей веры во Христа. И тогда их вывели на главную площадь Экбатаны и публично пытали в течение трех дней. Но поскольку вскоре должен был наступить священный праздник Навруз, зороастрийские жрецы уговорили Царя к вечеру убить этих трех «жрецов Распятого». Так, в канун Навруза, 20 апреля, в 35-м году от Рождества Христова, были умерщвлены три мидийских мудреца – им отсекли головы.
Они были убиты, но их смерть стала семенем, проросшим в сердцах многих.
Их мучители не могли понять, как некогда могущественные маги теперь поклоняются Тому, Кто пришёл с любовью, а не с властью.
Они отдали свою жизнь за Христа, но в своих мучениях стали светом для других.
И так три волхва, три мага, которые когда-то служили огню, теперь стали мучениками, свидетелями и проповедниками воплощённого Бога Христа и Его Истинного Благодатного Огня, который верою горит в сердцах людей. И в их жертве, как и в их проповедях, зреет семя, которое будет расти и в своем время даст великие плоды в Мидии, Парфии и по всей Восточной земле.