Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.

Эльфрик. Проповедь на Рождество Христово

Предлагаемая читателям проповедь на Рождество Христово принадлежит англосаксонскому автору Эльфрику, жившему в 955–1020-м гг. Он по справедливости считается отцом англосаксонской литературы. В свое время он получил образование в монастыре Уинтон. В 971-м году он становится монахом в бенедиктинском монастыре Эбингдона в графстве Оксфоршир. В 987-м году Винчестерский епископ Эльфнах направляет Эльфрика в Корнеллский монастырь (Cerne) для обучения монахов. Здесь он пишет два сборника проповедей – первый, состоявший из 40 проповедей, посвящен христианским праздникам, второй – догматическим вопросам. Затем он создает грамматику латинского языка для учащихся. В 996-м г. Эльфрик создает третий том проповедей, посвященных святым. В 1006-м г. он издает сборник «Писем к монахам Эйсхэма».

Перевод с некоторыми сокращениями сделан с древнеанглийского языка протодиаконом Владимиром Василиком по изданию The homilies of Anglo-Saxon Church. Aelfric. Sermons catholici. London, 1944. P. 6-12. 326.

Рождество Христово, Миниатюра из миссала, XIV век Рождество Христово, Миниатюра из миссала, XIV век

***

Мои дорогие братья, сегодня мы празднуем Рождество нашего Спасителя по Его человечеству. Он был рожден сегодня от Святой Девы Марии с плотью и душою, при том, что всегда пребывал со Своим Единственным Отцом в Его Божестве. Он рожден дважды, и каждое рождение удивительно и неизъяснимо. Он был предвечно рожден от Отца, ибо Он есть Отчая Премудрость, через Которую Отец создал и сотворил все сотворенное. Не было Его рождение начальным, ибо Отец всегда был Богом, а Он, Его Мудрость, то есть Его Сын, был рожден без какой-либо матери.

Это рождение, которое мы с вами празднуем, было от земной Матери, без какого-либо отца. Его Отец сотворил чрез Него все, ибо и мы соделаны Им, затем послал Своего Сына в эту жизнь ради нашего спасения. Ибо Адам, прежний человек, совершил преступление против Бога и нарушил заповедь, и подпал под власть дьявола, и послушался научения дьявола, и был предан[1] дьяволу, и он, и весь человеческий род – наказанию ада. И Бог размышлял от начала Средиземья, как он может помочь роду человеческому и избавить его от власти дьявола. И Он решил послать для нашего спасения не Ангела, не Архангела, не пророка, не апостола, но Единородного Сына – на страдания и мучения, для спасения рода человеческого. И Бог явил Свою любовь, которую имел и имеет к нам, в том, что послал Свое Собственное Чадо для того, чтобы Ему быть убитым за нас. Кто дерзнет пожелать, чтобы Всемогущий Царь[2] отдал[3] на мучения своего прирожденного Престолонаследника и так освободил своего слугу? И ведь Сын не принуждался стать ради нас человеком и пострадать ради нас, но был послушен Отцу даже до смерти (ср. Флп. 2. 7). Он был Единородным со Своим Отцом на небесах, но захотел быть доле и иметь братьев, и пришел к нам, потому что Он хотел привести нас в Царствие Свое, ради которого мы и были созданы. Ведь если бы Он пришел только со Своим Божеством, без человечества, то наша немощь не перенесла бы Его могущества. И Его Божество не могло бы пострадать, поскольку Он – бесстрастен. Но Всемогущий Сын Божий воспринял человечество от Некой Девы и стал видимым и страдающим человеком. И Ему совершенно подобало, что для того чтобы стать человеком, он избрал в матери не женщину, но Чистую Деву, и когда Сия Дева должна была родить, то Она родила Бога Всемогущего, ибо Он есть и Бог, и Человек, Единый Христос. Он начал быть Тем, чем Он не был, но Он продолжил быть Тем, чем всегда был. Он начал пребывать в человечестве, хотя Он вечно был и есть Бог. Так в Нем сошлись вместе и Божество, и человечество, и Божество облачилось в человечество, и не произошло ни смешения, ни разделения.

Так в Нем сошлись вместе и Божество, и человечество, и Божество облачилось в человечество, и не произошло ни смешения, ни разделения

Девство Марии многообразно предзнаменовалось в древние времена. Бог повелел Моисею-войсководителю, чтобы он избрал 12 сухих жезлов, которые сделают для него 12 колен Израильских, и положил их пред святым Ковчегом великой Скинии. И Он хотел через эти жезлы явить, кого Он избрал в Первосвященники[4]. И на следующий день жезл Аарона пророс ветвями и цветами и принес орехи. Разумеется, этот сухой жезл, который не был насажден на земле, и не окружен никакой корой, и никаким живительным соком, и тем не менее сам пророс, и процвел, и принес орехи, прообразовал благословенную Марию, Которая не была замужем и тем не менее Сама принесла животворящий плод – Первосвященника и Спасителя душ наших.

Человеческое создание происходило четырьмя путями. Первозданный Адам не был зачат, ни рожден, поскольку Бог сотворил его. Другое творение состояло в том, что Бог сотворил Еву из его бока. И не было так, чтобы эти два творения были похожи на что-либо другое. Но третье творение происходило так, что люди зачинались от мужчины и женщины. Мы каждый день видим создание людей от мужа и жены, и это творение является обычным. Но четвертое создание состояло в том, что Христос родился от Девы без мужа. И это творение было непохоже на прочие. Первые два создания впали в грехопадение, третье – родилось в грехопадении, а четвертое – искупило третье. Ибо Сам Сын Божий, Который сотворил каждую вещь, создал и Собственную Матерь, и сошел в Ее чрево, и от Нее сотворил Собственное тело и родился от Нее, как Человек с душой и телом, и Его Мать не была осквернена чрез это Чадо, но была освящена. Она пребыла Девой до Его рождения, пребыла Девой в Его Рождестве и осталась Девой после Его рождения. Не было девство порушено рождением, как и не было разрушено брачным общением. Ведь девство теряется не в рождении, а в совокуплении. Ибо всякая дева, сочетаясь браком, поражается похотью и навсегда теряет свое девство, рождает ли она ребенка или нет. Но эта чистая Дева Мария посвятила свое девство Богу, и была исполнена Святым Духом, и защищена от всякого искушения. Ибо похоть не приходила Ей на ум, и не разрушилось Ее девство, и Она пребыла Девой, даже когда родила Чадо. Ни одна женщина не была подобна Ей, ибо не остается девой после того, как понесет во чреве и родит...

Святая Церковь Божия, весь христианский народ уподобляется Деве, как Апостол Павел говорит народу, который он привел к Богу: «Я обручил вас одному Мужу, так что вам должно приготовить себя, как Чистую Деву для Христа» (2 Кор. 11, 12). И Иоанн Креститель о Христе: «Имеющий невесту есть Жених» (Ин.3, 29). И Псалмопевец Давид о Христе: «Как Жених, Он восходит на брачное ложе» (Пс. 18, 6).

Все Церкви в Средиземье призываются к Единой Церкви, которая называется «Призванием» (Ecclesia), ибо все мы призваны в Царствие Божие[5].

Засвидетельствуем же великое достоинство этой Святой Девы Марии, Матери Христа. Она благословлена превыше всех женщин. Она – Царица Небесная и утешение и помощь всех христиан. Матерь всех, Ева, нам Небесное Царствие затворила, а Сия Святая Мария его нам открыла, если только мы не запираем его сами своими злыми делами. Многое может Она попросить у Своего Сына, если Ей напомнить об этом должным образом. Поэтому следует с великим прилежанием умолять ее, чтобы Она просила за нас Свое Единственное Чадо, Который есть и Ее Создатель, и Ее Сын, и Бог, и Человек, Которого восхваляем и славим со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Рейтинг: 10 Голосов: 115 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

[1] Буквально «притащен дьяволу» – betaeht.

[2] Буквально – Король (Cyning).

[3] Буквально – бросит (besceofan).

[4] Biscope. Имеется в виду Первосвященник, которому в новозаветную эпоху соответствует епископ.

[5] Речь идет о толковании слова Ессlesia¨(Εκκλησία) – Церковь, которое на греческом языке означает буквально «призвание, проповедь» (калька с еврейского Kahal – букв. «призыв, проповедь; отсюда, кстати, название книги Ecclesiastes (Εκκλησιάστης) – kohelet (проповедник). Эльфрик понимает слово Ecclesia, как «Призыв в Царствие Небесное».

Смотри также
«Лежит повитым Младенец в яслях, хоть Царь над всем Он» «Лежит повитым Младенец в яслях, хоть Царь над всем Он»
Протодиак. Владимир Василик
«Лежит повитым Младенец в яслях, хоть Царь над всем Он» «Лежит повитым Младенец в яслях, хоть Царь над всем Он»
Перевод рождественского фрагмента из эпоса «Гелианд»
Протодиакон Владимир Василик
Евангельская история рассказывается с помощью образов, понятных местным жителям: так, пастухи превратились в конюхов; искушение Христа происходит в лесу; Нагорная проповедь – совещание князя с дружиной.
Поклонение истинному Богу: история трех мидийских волхвов Поклонение истинному Богу: история трех мидийских волхвов
Иером. Мадай (Маамди)
Поклонение истинному Богу: история трех мидийских волхвов Поклонение истинному Богу: история трех мидийских волхвов
Иеромонах Мадай (Маамди)
Бальтазар, самый сомневающийся, почувствовал, как его сердце переполнилось, и слова «поклоняюсь» сорвались с его уст, хотя ещё мгновение назад он был готов отвернуться.
Проповедь в Неделю пред Рождеством Христовым Проповедь в Неделю пред Рождеством Христовым
Архим. Клеопа (Илие)
Проповедь в Неделю пред Рождеством Христовым Проповедь в Неделю пред Рождеством Христовым
О духовном рождении христианина
Архимандрит Клеопа (Илие)
А подготовились ли мы к тому, чтобы дать кров Христу в сердцах наших?
Комментарии
Георгий14 января 2025, 23:07
Святой Эльфрик моли Бога о нас! Очень интересно, прошу Вас давайте нам бесценные зерна истины от первых христианских святых,подайте нам мудрости к познании истины. Все святые молите Бога о нас
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Рождество Христово Другие материалы сюжета:
Другие статьи автора Протодиакон Владимир Василик

Новые материалы

Выбор читателей

×