Предлагаемая читателям проповедь на Рождество Христово принадлежит англосаксонскому автору Эльфрику, жившему в 955–1020-м гг. Он по справедливости считается отцом англосаксонской литературы. В свое время он получил образование в монастыре Уинтон. В 971-м году он становится монахом в бенедиктинском монастыре Эбингдона в графстве Оксфоршир. В 987-м году Винчестерский епископ Эльфнах направляет Эльфрика в Корнеллский монастырь (Cerne) для обучения монахов. Здесь он пишет два сборника проповедей – первый, состоявший из 40 проповедей, посвящен христианским праздникам, второй – догматическим вопросам. Затем он создает грамматику латинского языка для учащихся. В 996-м г. Эльфрик создает третий том проповедей, посвященных святым. В 1006-м г. он издает сборник «Писем к монахам Эйсхэма».
Перевод с некоторыми сокращениями сделан с древнеанглийского языка протодиаконом Владимиром Василиком по изданию The homilies of Anglo-Saxon Church. Aelfric. Sermons catholici. London, 1944. P. 6-12. 326.
Рождество Христово, Миниатюра из миссала, XIV век
***
Мои дорогие братья, сегодня мы празднуем Рождество нашего Спасителя по Его человечеству. Он был рожден сегодня от Святой Девы Марии с плотью и душою, при том, что всегда пребывал со Своим Единственным Отцом в Его Божестве. Он рожден дважды, и каждое рождение удивительно и неизъяснимо. Он был предвечно рожден от Отца, ибо Он есть Отчая Премудрость, через Которую Отец создал и сотворил все сотворенное. Не было Его рождение начальным, ибо Отец всегда был Богом, а Он, Его Мудрость, то есть Его Сын, был рожден без какой-либо матери.
Это рождение, которое мы с вами празднуем, было от земной Матери, без какого-либо отца. Его Отец сотворил чрез Него все, ибо и мы соделаны Им, затем послал Своего Сына в эту жизнь ради нашего спасения. Ибо Адам, прежний человек, совершил преступление против Бога и нарушил заповедь, и подпал под власть дьявола, и послушался научения дьявола, и был предан[1] дьяволу, и он, и весь человеческий род – наказанию ада. И Бог размышлял от начала Средиземья, как он может помочь роду человеческому и избавить его от власти дьявола. И Он решил послать для нашего спасения не Ангела, не Архангела, не пророка, не апостола, но Единородного Сына – на страдания и мучения, для спасения рода человеческого. И Бог явил Свою любовь, которую имел и имеет к нам, в том, что послал Свое Собственное Чадо для того, чтобы Ему быть убитым за нас. Кто дерзнет пожелать, чтобы Всемогущий Царь[2] отдал[3] на мучения своего прирожденного Престолонаследника и так освободил своего слугу? И ведь Сын не принуждался стать ради нас человеком и пострадать ради нас, но был послушен Отцу даже до смерти (ср. Флп. 2. 7). Он был Единородным со Своим Отцом на небесах, но захотел быть доле и иметь братьев, и пришел к нам, потому что Он хотел привести нас в Царствие Свое, ради которого мы и были созданы. Ведь если бы Он пришел только со Своим Божеством, без человечества, то наша немощь не перенесла бы Его могущества. И Его Божество не могло бы пострадать, поскольку Он – бесстрастен. Но Всемогущий Сын Божий воспринял человечество от Некой Девы и стал видимым и страдающим человеком. И Ему совершенно подобало, что для того чтобы стать человеком, он избрал в матери не женщину, но Чистую Деву, и когда Сия Дева должна была родить, то Она родила Бога Всемогущего, ибо Он есть и Бог, и Человек, Единый Христос. Он начал быть Тем, чем Он не был, но Он продолжил быть Тем, чем всегда был. Он начал пребывать в человечестве, хотя Он вечно был и есть Бог. Так в Нем сошлись вместе и Божество, и человечество, и Божество облачилось в человечество, и не произошло ни смешения, ни разделения.
Так в Нем сошлись вместе и Божество, и человечество, и Божество облачилось в человечество, и не произошло ни смешения, ни разделения
Девство Марии многообразно предзнаменовалось в древние времена. Бог повелел Моисею-войсководителю, чтобы он избрал 12 сухих жезлов, которые сделают для него 12 колен Израильских, и положил их пред святым Ковчегом великой Скинии. И Он хотел через эти жезлы явить, кого Он избрал в Первосвященники[4]. И на следующий день жезл Аарона пророс ветвями и цветами и принес орехи. Разумеется, этот сухой жезл, который не был насажден на земле, и не окружен никакой корой, и никаким живительным соком, и тем не менее сам пророс, и процвел, и принес орехи, прообразовал благословенную Марию, Которая не была замужем и тем не менее Сама принесла животворящий плод – Первосвященника и Спасителя душ наших.
Человеческое создание происходило четырьмя путями. Первозданный Адам не был зачат, ни рожден, поскольку Бог сотворил его. Другое творение состояло в том, что Бог сотворил Еву из его бока. И не было так, чтобы эти два творения были похожи на что-либо другое. Но третье творение происходило так, что люди зачинались от мужчины и женщины. Мы каждый день видим создание людей от мужа и жены, и это творение является обычным. Но четвертое создание состояло в том, что Христос родился от Девы без мужа. И это творение было непохоже на прочие. Первые два создания впали в грехопадение, третье – родилось в грехопадении, а четвертое – искупило третье. Ибо Сам Сын Божий, Который сотворил каждую вещь, создал и Собственную Матерь, и сошел в Ее чрево, и от Нее сотворил Собственное тело и родился от Нее, как Человек с душой и телом, и Его Мать не была осквернена чрез это Чадо, но была освящена. Она пребыла Девой до Его рождения, пребыла Девой в Его Рождестве и осталась Девой после Его рождения. Не было девство порушено рождением, как и не было разрушено брачным общением. Ведь девство теряется не в рождении, а в совокуплении. Ибо всякая дева, сочетаясь браком, поражается похотью и навсегда теряет свое девство, рождает ли она ребенка или нет. Но эта чистая Дева Мария посвятила свое девство Богу, и была исполнена Святым Духом, и защищена от всякого искушения. Ибо похоть не приходила Ей на ум, и не разрушилось Ее девство, и Она пребыла Девой, даже когда родила Чадо. Ни одна женщина не была подобна Ей, ибо не остается девой после того, как понесет во чреве и родит...
Святая Церковь Божия, весь христианский народ уподобляется Деве, как Апостол Павел говорит народу, который он привел к Богу: «Я обручил вас одному Мужу, так что вам должно приготовить себя, как Чистую Деву для Христа» (2 Кор. 11, 12). И Иоанн Креститель о Христе: «Имеющий невесту есть Жених» (Ин.3, 29). И Псалмопевец Давид о Христе: «Как Жених, Он восходит на брачное ложе» (Пс. 18, 6).
Все Церкви в Средиземье призываются к Единой Церкви, которая называется «Призванием» (Ecclesia), ибо все мы призваны в Царствие Божие[5].
Засвидетельствуем же великое достоинство этой Святой Девы Марии, Матери Христа. Она благословлена превыше всех женщин. Она – Царица Небесная и утешение и помощь всех христиан. Матерь всех, Ева, нам Небесное Царствие затворила, а Сия Святая Мария его нам открыла, если только мы не запираем его сами своими злыми делами. Многое может Она попросить у Своего Сына, если Ей напомнить об этом должным образом. Поэтому следует с великим прилежанием умолять ее, чтобы Она просила за нас Свое Единственное Чадо, Который есть и Ее Создатель, и Ее Сын, и Бог, и Человек, Которого восхваляем и славим со Отцом и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.