Проповедь в Неделю пред Рождеством Христовым

О духовном рождении христианина

Притча о званных и избранных. Фреска Притча о званных и избранных. Фреска

Истинно, истинно говорю тебе,
если кто не родится от воды и Духа,
не может войти в Царствие Божие.

(Ин. 3: 5)

Возлюбленные верующие!

Поскольку мы по милости Божией стоим в преддверии пресветлого праздника Рождества Христова, то надумали поговорить сегодня о нашем духовном рождении. Без него ни один христианин не может спастись, по слову Спасителя, которое гласит: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5). Потому что «рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин. 3: 6).

Без духовного рождения ни один христианин не может спастись

Но, братия мои, когда же и как мы получаем это духовное рождение водою и Духом? Все мы, несомненно, получаем это рождение в Святом Крещении. А что мы, православные христиане, обретаем благодаря этому рождению в Святом Крещении? Прежде всего, в Святом Крещении нам прощается первородный грех и мы становимся чадами Церкви Христовой (Еф. 5: 26). В Святом Крещении мы вместе со Христом облекаемся в жизнь обновленную (Рим. 6: 4). В Святом Крещении мы принимаем баню возрождения и обновления Святым Духом (Тит. 3: 5). В Святом Крещении мы обретаем свободу жить в общении с Богом, будучи избавлены от греха и став рабами Богу (Рим. 6: 22).

Благодаря Святому Крещению мы отреклись от сатаны и всех дел его, согласно чинопоследованию Святого Крещения; совлеклись ветхого человека (Кол. 3: 9), принесли исповедание правой веры, стали чадами Божиими по благодати (Гал. 4: 5), облеклись во Христа (Гал. 3: 27).

Мы все знаем, что есть только одно Крещение (Еф. 4: 5). Кто во второй крещает крещеного во имя Пресвятой Троицы, тот снова распинает Христа, согласно святому Иоанну Дамаскину[1].

В сказанном доселе мы говорили о духовном рождении христианина в Святом Крещении и о том, что в Церкви Христовой есть только одно Крещение. Поговорим теперь о других духовных рождениях, бывающих до и после Крещения, а также о том, при каких условиях Крещение все же может быть повторено.

Духовные рождения до и после Святого Крещения могут повторяться всякий раз, когда в этом есть нужда, на пользу душам человеческим. Каковы же эти духовные рождения, которые могут повторяться? Это, прежде всего, духовное рождение, совершаемое посредством слова, когда человек пробуждается к новой жизни во Христе, чтобы отринуть грехи и свою превратную веру.

Этим крещением посредством слова святые апостолы, прежде чем крещать оглашенных из язычников, пробуждали к истинной вере во Христа иудеев проповеданием слова Божия. Так, мы видим, что великий апостол Петр после сошествия Святого Духа проповедовал Евангелие в Иерусалиме, уверяя слушателей в Воскресении Господа и Его сошествии во ад. После этой проповеди во Христа уверовали в тот день около трех тысяч душ (Деян. 2: 41). Видите, что и здесь вера пришла через слышание, а слышание – через слово Божие? Затем последовало и Святое Крещение тех, кто был пробужден к вере во Христа Иисуса проповедью слова истины.

Это было духовным рождением до принятия Святого Крещения. Об этом духовном рождении через слышание слова Божия учит и святой апостол Павел, говоря: «Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1 Кор. 4: 15). В другом месте святой апостол Павел снова называет своими чадами тех, кого родил словом, говоря: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4: 19). Еще он указывает на то, что Онисима он тоже родил словом, когда томился в темнице и цепях, и говорит: «Прошу тебя о сыне моем Онисиме, которого родил я в узах моих» (Флм. 1: 10).

Из этих свидетельств Священного Писания, а также из других, которых мы уже не упоминаем здесь для краткости, мы узнали, что существует и духовное рождение посредством слова Божия. Но, братия мои, будем знать и о том, что существует также и второе духовное рождение, которое совершается в Таинстве Исповеди и исполнении покаянной епитимии и называется «вторым крещением», по порядку следования христианских Таинств.

Посредством подлинной исповеди и слезного покаяния совершается духовное рождение человека

Итак, посредством подлинной Исповеди и слезного покаяния совершается духовное рождение. Об этом говорит святитель Григорий Богослов: «Когда изливаются слезы покаяния, это подобно Крещению» (Слово 39). Поэтому Церковь, имея такие свидетельства Священного Писания и божественных отцов, учит, что «чистая Исповедь – это второе Крещение» (Чинопоследование Исповеди. Завещание[2]).

Однако не будем забывать, что духовное рождение во Святом Крещении водою и Духом не повторяется, а рождение словом, Исповедью и покаянием со слезами мы можем совершать всегда, когда это нужно, для пользы душ человеческих, для их исправления и просвещения. Ведь если бы Преблагий и Всещедрый Бог не учредил духовного рождения через Исповедь и покаяние, воистину никто из нас не смог бы спастись. Ведь ни один человек не без греха пред Богом. Поэтому мы все нуждаемся в Исповеди и покаянии и в совершении епитимии.

Есть, однако, и другое духовное рождение, которое также совершается посредством Исповеди, но с добавлением обета исправиться. Это пострижение в монашество, или в иночество, которое святые отцы понимают как второе Крещение.

Последним и величайшим Крещением, а значит, и духовным рождением, является мученичество, то есть крещение кровью, принятое всеми мучениками, которых истязали и убивали за правую веру во Христа.

Этими способами духовного рождения, указанными до сих пор, особенно Крещением и Исповедью, Церковь Христова приносит своему Жениху великое и несметное множество душ, благодатью и милостью Божией обретающих спасение и наследующих Царствие Божие. Эту истину ясно показывает божественный отец Ефрем Сирин, говоря:

«Покаяние – это дар, приносящий многообильный плод, ибо всячески доставляет Богу доблестные дела. Покаяние – это многоплодная нива, ибо возделывается во всякое время. Оно – древо жизни, ибо воскрешает многих умерщвленных грехами. Покаяние говорит грешникам: “Отдай мне бремя грехов. Это мой прибыток за труд. Есть у тебя вера? Отдай мне прибыток веры, то есть покаяние! Им твоя вера делается деятельной”.

Бог увидел, что род человеческий возмущается врагом диаволом, и противопоставил ему покаяние к очищению. Он подстрекает человека грешить, а покаяние готово принять согрешающего. Враг принуждает человека беззаконничать, а покаяние увещает его обратиться. Тот силится повергнуть человека в отчаяние, а оно обещает ему надежду спасения…

Исаия пророк сказал: “Егда возвратився воздохнеши, тогда спасешися” (Ис. 30: 15). Вот, он приводит тебе свидетельство, только покайся. Если согрешивший воздохнет, то в тот же миг вместе с воздыханием выйдет из него и бремя змия. Покаяние ведет человека ко спасению, и тогда ты будешь не только воздыхать, но и слезы прольешь с великой болью. Ведь душа, видя Бога, как Отца, после разлуки, возбуждается к слезам. И слезы она изливает по двум причинам: чтобы преклонить Бога к любви, как Отца, и очиститься от злобы змия.

Ты не слышал, что говорит Давид? “Измыю на всяку нощь ложе мое”. Но он сначала воздыхал, а потом уже слезил. Покажу тебе и на примере природы, что сначала поднимается ветер, а уже потом начинается дождь. Сначала гремит гром, а потом облака проливают дождь…

Тот же пророк Давид говорит: “Утрудихся воздыханием моим” (Пс. 6: 7). А труд воздыхания – это обилие слез покаяния. Труд воздыхания – это сердечная боль. Поэтому явно, что слезы умножаются, когда им предшествуют воздыхания…

Итак, не должно, братия, отчаиваться в спасении, имея матерь – покаяние»[3].

Возлюбленные верующие!

Я счел уместным показать на примере слов святого Ефрема Сирина, как велико Таинство Покаяния и Исповеди и какое великое множество душ приближается к Богу через это духовное рождение в истинном покаянии.

Божественное Евангелие говорит нам, что и «на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся» (Лк. 15: 7). Если об одном кающемся бывает такая великая радость на небесах, то сколько же радости бывает у Бога о несметных множествах душ, обращающихся к Нему всем сердцем?

Мы знаем и из другого свидетельства Священного Писания, что Бог не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился и был жив (Иез. 18: 21–32). Итак, блаженны и треблаженны люди, обращающиеся к Богу с истинным покаянием, отринув свои грехи. Ведь как Крещение является омытием грехов и освящением человека (1 Кор. 6: 11), так же и истинное покаяние является очищением и омытием грехов, делающим человека возродившимся и обновившимся пред Богом. Это говорит и святитель Григорий Богослов: «Знаю также еще и пятое Крещение – слезное, но оно труднее (см.: Пс. 6: 7)»[4].

Велико покаяние и весьма возлюблено Богом, ибо воистину исполняет Его волю. Оно – трапеза Божия, ибо через него к людям приходит разум. Спаситель тоже говорит: «Моя пища есть творить волю Отца Моего Небесного» (ср.: Ин. 4: 34). Таким образом, покаяние – это чудесный хлеб Божий. А многоразличными яствами Божиими являются воздержание, пост, бодрствование, постоянная молитва и покорность со смирением. Ибо покаянием Бог услаждается больше, нежели другими жертвами.

Говорит и святой Иоанн Златоуст, что делание добрых дел – это хлеб Владыки. Далее он пишет:

«Праведники малыми добрыми делами умилостивляют Бога больше, чем делающие много дел. Ибо не на дело смотрит Бог, а на намерение и волю. Он смотрит не на то, что делается, а на усердие, с каким это делается. Вдовица со своими грошами превзошла многих, приносивших золото»[5].

И снова говорит святой Ефрем Сирин:

«Покаяние – это великое горнило, братия, ибо принимает в себя медь и превращает ее в золото, принимает свинец и выдает серебро». Еще он говорит: «Великую пользу принесло людям покаяние, ибо через него мы умилостивляем Бога… Велико покаяние на земле. Ибо делается для душ лествицей на небо, возводя их туда, откуда они ниспали грехом»[6].

Возлюбленные верующие!

Нынешнее воскресенье называется Неделей пред Рождеством Христовым. Оно призвано духовно подготовить нас к великому празднику Воплощения Сына Божия от Девы Марии в пещере Вифлеемской для спасения мира.

Самое лучшее приготовление христиан, и нас в том числе, к встрече Спасителя – это покаяние, исповедание своих грехов с раскаянием и начало новой духовной жизни во Христе Иисусе. Вот, Мессия грядет, Сын Божий послан Отцом в мир, Дева Мария со старцем Иосифом ищет места для рождения в Вифлееме, но не находит. Звезда готовится воссиять на небосклоне мира. Архангел Гавриил, послуживший таинству Воплощения, радуется. Мир ждет, диаволы трепещут, а люди духовно готовятся принять Младенца Иисуса.

А мы, братия мои, как нам готовиться к принятию Христа? В мир грядет Господь мира, но найдет ли Он Себе место покоя в сердцах наших? Примирились ли мы покаянием с Богом и прощением – друг с другом?

К нам грядет Спаситель мира, чтобы примирить народы, успокоить умы, омыть грехи и спасти наши души, а мы, приготовились ли мы принять Христа? Исповедали ли свои грехи духовнику? Плакали ли о них? Исполнили ли положенную епитимию? Обновились ли духовно молитвой, милостыней и примирением? Соединились ли со Христом в Святом Причастии? Или всё откладываем покаяние, пока внезапно не грянет час кончины?

А подготовились ли мы к тому, чтобы дать кров Христу в сердцах наших?

Дева Мария нашла место для рождения Сына Божия в пещере Вифлеемской, потому что никто не хотел принять Ее. А подготовились ли мы к тому, чтобы дать кров Христу в сердцах наших? Ведь Он не приходит, чтобы вселиться в сердца, полные ненависти, злобы, гордыни и блуда. Христос не входит в те дома, где царит пьянство, детоубийство, разврат и неверие. Христос не рождается Духом Святым в сердцах, порабощенных страстями, а более всего духом гордыни и отчаяния.

Так что, братия мои, приготовимся, ибо Христос грядет в мир, чтобы его примирить и обновить, ведь мир больше не может жить без Него. Он приходит в наши дома и сердца, чтобы родиться вновь, простить наши грехи, даровать нам Свое Тело и Кровь, претворить наше окамененное сердце в Церковь живую, в алтарь молитвы и жертвы.

Да не будет же никто печальным и смятенным! Да не закрывает никто перед Ним дверь души своей. Да не коснеет больше никто в пьянстве и блуде, нерадении и неверии. Но очистимся и омоемся, обновимся духовно и, примирившись друг с другом, вместе с ангелами воспоем:

Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля! Аминь.

[1] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. Книга 4, глава IX. О вере и Крещении.

[2] «От сих всех отныне должен еси блюстися, понеже вторым Крещением крещаешися, по Таинству христианскому…».

[3] Ефем Сирин, прп. О покаянии («Покаяние – многообильный плод…»).

[4] Григорий Богослов, свт. Слово 39.

[5] Иоанн Златоуст, свт. Толкование на Послание к евреям. Беседа 1, 4.

[6] Ефрем Сирин, прп. О покаянии («Покаяние – многообильный плод…»).

Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×