Если мы не услышим предпраздственных стихир,
мы опоздаем на все Рождество.
Архим. Савва (Мажуко)
Ключ к радости Рождества Христова
Начиная с 2-го января, мы вступаем в особенное время: дни предпразднства Рождества Христова. Прекрасно говорит о них митрополит Вениамин (Федченков):
«Церковь точно принарядилась к встрече. В сердце зажегся свет радости! И душа моя пожелала с Церковью переоблачиться в светлое..
Пришел Царь Неба и земли; и к Нему нужно устремиться всецело, позабыв себя. Это будет лучшее празднование. Это – истинное богопочитание, приличествующее Рождеству. Смотрите: пастухи по слову ангелов пришли, узрели Богомладенца, – и возвратились… славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели… (ср. Лк. 2, 20). Волхвы, падши, поклонились Христу (ср. Мф. 2, 11). А ангелы пели славословие: слава в вышних Богу и на земли мир… и радовались за нас: …в человецех благоволение (ср. Лк. 2, 14). К их лику и мы должны примкнуть.
А если думать о себе, о своей духовной жизни, – то опять – во славу Божию: то есть чтобы лучше подготовить себя к достойному прославлению Господа на праздниках и к неомрачаемой радости».
В эти дни (со 2-го по 5-е января) в церкви звучат совершенно особенные, неповторимые песнопения. И как хорошо было бы внимательно молиться ими!
Ведь это – один из ключей, по слову святого Паисия Афонского, к переживанию Рождества:
«Чтобы нам пережить и почувствовать эти святые события, ум должен быть сосредоточен на священных понятиях. Тогда человек изменяется. ‟Велие и преславное чудо совершися днесь”, – поём мы.
Если ум наш пребывает там, в ‟преславном”, в странном, тогда мы переживём сердцем великое таинство Рождества Христова».
В одной из предрождественских стихир говорится:
«Души пра́ведных украша́ются, вме́сто ми́ра пе́ние принося́ще, спасе́ние душе́вное прие́млюще».
Значит, наше активное и осознанное включение в богослужение этих дней – это наш дар Богомладенцу! А что мы получим от Него? «Спасение душевное».
Вдумаемся в эти слова – и яснее станут слова современного проповедника:
«В Рождестве Бог протягивает нам Свой величайший Дар: Своего Сына. Большего Он дать нам не может».
Оттого так неразрывно связаны в песнопениях этих дней две темы: Рождества и Евхаристии:
«Госпо́дь, всего Творец и Бог,обнищав, соединил с Собою Свое творение и, как Младенец, в убогих яслях полагается, ядите, призывая, Тело Мое и верою утвердитесь».
«Угощения Влады́чня и Безсме́ртной Трапе́зы во убогом верте́пе высо́кими умами, ве́рные, прииди́те, наслади́мся, воплоти́вшееся Сло́во неизрече́нно узнав, Его́же велича́ем».
Пойдем в Вифлеем
К сожалению, в приходских храмах эти дивные тексты звучат очень редко. И даже если мы с вами попадем на монастырское повечерие с канонами, сможем ли все тексты услышать – напитаться ими, осознать?
Может быть, есть смысл заранее заглянуть в них?
«Я знаю людей, которые в предрождественские дни читают дома вместо вечерних и утренних молитв трипеснцы предпразднства, чтобы хотя бы немного приобщиться к этому удивительному образу созерцания чуда Рождения Бога», – делится архимандрит Савва (Мажуко).
Но ведь и ждать начала предпразднства – 2 января – не обязательно.
Несколько лет назад мы всей семьей выбрали наиболее емкие стихиры и тропари, распечатали (вышло два листа А4), и начинаем их читать со дня памяти святителя Николая[1]. На чтение одной-двух стихир уходит не более минуты. А эффект колоссальный. Эти тексты мгновенно «встряхивают», помогают собраться, они действительно ведут нас в Вифлеем.
И вот уже ощущаешь всем сердцем: Дева приближается. Ангелы ликуют. Волхвы спешат. Все творение замирает в ожидании, все мироздание.
И становится почти невозможно нарушить эту гармонию произвольными грехами.
Это почти как во дни Страстной седмицы. И это тоже неслучайно. Между канонами Страстной седмицы и канонами предпразднства Рождества есть прямая связь. Вифлеем встречается с Голгофой, пророчества о судьбе Божественного Младенца звучат над Его колыбелью[2].
Разве можно огорчать своими грехами и страстями Христа, идущего в Иерусалим на страдания?
Думаешь об этом, вчитываясь в тексты стихир, – и ответственнее, серьезнее, глубже начинаешь жить
И точно так же немыслимо чем-то омрачить дни, когда Он приходит, чтобы отдать Себя нам, «в немощи, в ласке, в любви, предоставляющего нам сделать с Ним, что только мы захотим, для того, чтобы нас спасти»[3].
Думаешь об этом, вчитываясь в тексты стихир, – и ответственнее, серьезнее, глубже начинаешь жить. Хотя бы эти дни. Дни до Рождества.
«Пойдем в Вифлеем», – сказали когда-то друг другу пастухи. Пойдем и мы с ними, чтобы во всей полноте пережить Рождество Спасителя.
Избранные тексты предпразднства Рождества
- Госпо́дь, всего Творец и Бог, обнищав, соединил с Собою Свое творение и, как Младенец, в убогих яслях полагается, ядите, призывая, Тело Мое и верою утвердитесь.
- Ца́ри золото, сми́рну и лива́н рожде́нному Царю́ и Бо́гу принесли дре́вле, мы же ны́не, предпра́зднующе Рождество́ Его́, благочестно от души́ наде́жду, ве́ру и любо́вь принесе́м Ему́, Де́ву пою́ще.
- Скве́рну душ очистив, от себя да отвергнем и так чистыми Христу́ Чи́стому да прико́снемся Младе́нцу, в я́слех лежа́щему и глубину́ серде́ц очища́ющему.
- Зако́на любви держась, братолю́бия изволение да восприи́мем, друг со другом ми́рствующе, ибо ми́ра Пода́тель прихо́дит Христо́с, умиря́я вся́ческая и спаса́я зову́щих: Го́спода по́йте, дела́, и превозноси́те во вся ве́ки.
- Гото́вись, Вифлее́ме, украси́ до́мы твои, ибо к тебе́ гряде́т Де́ва, Младе́нца нося́щи Христа́, Отцу́ Собезнача́льнаго;Он приходит да спасе́т род челове́ческий.
- Никто из нас да не будет неразумным, лукавым, завистником, но принесем Богу дары приятные: вместо смирны, и золота, и ливана благоухание добродетелей, воспевая Христу рождающемуся: пощади́ ду́ши на́ша, Христе́ Бо́же, и спаси́ нас.
- Вифлее́ме, угото́вись, Едеме, ны́не отве́рзись: Всесвятая приходит,чтобы родить. Небеса да веселятся, да ликуют люди: в яслях Жизнь, в вертепе Богатый приходит множества ради милости.
- Омывши разум и очистившись, телом и душой к Вифлеему взойдем, чтобы увидеть Владыку.
- От очей сон лености, верные, оттрясем, в молитве будем бодренны, искушения отразим от лукавого и с пастухами будем созерцать славу Христа Рождающегося, Которого все творение благословит, воспевая во веки.
- Сио́не, торжеству́й, Иерусали́ме, весели́сь, гра́д Христа́ Бо́га, приими Творца в верте́пе и я́слех вмеща́емаго, отве́рзите мне врата́ и, войдя в них, увижу я Младе́нца, пелена́ми повива́емаго, на ладони же держа́щаго все творение, Его́же пою́т А́нгелы непреста́нно, Жизнода́вца Го́спода, спаса́ющаго род наш.
- Угощения Влады́чня и Безсме́ртной Трапе́зы во убогом верте́пе высо́кими умами, ве́рные, прииди́те, наслади́мся, воплоти́вшееся Сло́во неизрече́нно узнав, Его́же велича́ем.
- Исто́чник бессме́ртия жа́ждущим источа́ет Госпо́дь сла́вы, Его́же велича́ем.
- Вифлее́ме, весели́сь ра́достию: в тебе́ бо рожда́ется Христо́с Госпо́дь. Се́рдце вся́кого человека да игра́ет, да весели́тся творение: Госпо́дь рожда́ется от Девы Чи́стой в верте́пе ,/ и волсви́ Ему прино́сят да́ры досто́йныя.
- Ве́ру Христу́, словно золото, и песнопе́ние, как лива́н прия́тный, и чи́стую любо́вь вместо сми́рны, принесе́м, ве́рные, нас ра́ди роди́тися пло́тию благоволи́вшему.
- Устами же и се́рдцем Приходя́щаго роди́тися Христа́ воспеть поспешим и ве́рно Ему поклони́мся.
- Ве́ру вме́сто золота, любо́вь же, как сми́рну, словно лива́н, дея́ния принесе́м Творцу, гряду́щему к нам.