Можно ли использовать театральные постановки как инструмент для проповеди христианских идей? Участники молодежного театра-студии «Однажды в воскресенье» попытались осуществить это, поставив спектакль «Вуншпунш», в котором поднимается метафизическая проблема добра и зла. Но как заговорить о ней, особенно в современном мире, когда массовая культура активно романтизирует то самое зло? Участники студии решились на эксперимент – использовать язык популярных трендов, рисующих зло модным и привлекательным, но исключительно для того, чтобы в итоге показать его истинную сущность, «перевернуть» картинку, сложившуюся в умах современной молодежи.
О том, как и почему родился этот спектакль, а также о появлении и закулисной жизни театра-студии «Однажды в воскресенье» рассказывают режиссер театра Кирилл Грацинский и актеры студии.
«Наш спектакль – о том, что зло всегда проигрывает добру»
Кирилл Грацинский – выпускник ВТУ им. М.С. Щепкина и ВГИКа, актер. Преподаватель профильных театральных классов при ВТУ им. М.С. Щепкина, режиссер театральной студии «Однажды в воскресенье»:
– Все началось на втором курсе, когда я затеял идеальный театр. Такой, в котором не будет интриг и сплетен, а будет десять порядочных актеров, искренне увлеченных своим делом. Надо мной подсмеивались однокурсники, говорили, что идеальный театр – это утопия… И лишь недавно я осознал, что театр-студия «Однажды в воскресенье» – это воплощение моей той самой студенческой мечты. Даже актеров у нас – десять, как я себе и представлял.
Мы сами делаем декорации, сами моем полы, сами продаем билеты – всё как в первой студии Московского Художественного театра (будущего МХТ), которую организовал К.С. Станиславский для своих экспериментов. Несмотря на то, что среди участников студии нет выпускников театральных вузов (кстати, Станиславский тоже работал с непрофессионалами), мы действительно много времени уделяем художественной составляющей: режиссуре, работе над сценографией, актерской игрой, стилистикой, пластикой.
Спектакль «Вуншпунш». Слева – Максим Мичугин, справа – Кирилл Грацинский
В нашем театре есть два основных направления. Первое – это помощь тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. У людей, которые находятся в социальных учреждениях, в больницах, нет возможности сходить в театр на хороший спектакль. Тогда театр приходит к ним: мы приезжаем выступать в хосписы, больницы и социальные центры. Наша задача – порадовать людей своим творчеством, подарить им немножко тепла, поднять настроение.
Второе направление касается молодежи. Всем известно, как трудно взрослеть. А современным подросткам особенно тяжело, потому что на их сознание очень сильно влияет масс-медиа. Поэтому хочется, чтобы у подростков была какая-то альтернатива. И я очень надеюсь, что наши спектакли дадут им почву для размышлений, чтобы они могли отличать добро от зла, чтобы могли как-то сориентироваться в этой жизни.
Спектакль «Вуншпунш» – это напоминание о том, что, помимо земной жизни, существует жизнь вечная
В рамках этого направления мы поставили спектакль «Вуншпунш» (по сказке немецкого писателя Михаэля Энде), в котором поднимается метафизическая проблема добра и зла. Я преподаю в школе и вижу, что современные подростки зачастую стремятся походить на персонажей голливудских ужастиков. Нам пришла идея «перехватить» инициативу этого условного Хеллоуина – но исключительно для того, чтобы «вывернуть наизнанку» его антураж, разоблачить зло, которое, на первый взгляд, кажется таким могущественным и привлекательным, но на самом деле всегда проигрывает добру, которое есть истинная красота. Человека нельзя заставить быть добрым, но можно показать ему, насколько зло уродливо, смешно и бессильно. Спектакль «Вуншпунш» – это наше «разоблачение» популярных трендов современности, а также напоминание о том, что, помимо земной жизни, существует жизнь вечная.
Наша самая большая удача заключается в том, что мы обрели поддержку в лице настоятеля храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово – иерея Димитрия Макеева. Перед каждым спектаклем мы собираемся вместе, разбираем пьесу, ищем идею, которую надо пронести через весь спектакль и донести до зрителя.
Мне очень хочется, чтобы благодаря нашим спектаклям кто-то бы задумался о вечных ценностях, нашел ответы на волнующие его вопросы, порадовался, посмеялся, забыл на какое-то мгновение о своих проблемах, делах и погрузился в тот волшебный мир, где добро побеждает зло, где царит справедливость.
Нам интересно вместе делать одно общее дело, но когда мы видим, что это дело приносит пользу и радость кому-то еще, – это ценно вдвойне. В этом, наверное, и заключается формула идеального театра.
«Дело актера – это познание человека»
Алексей Мигальников – актер театра-студии «Однажды в воскресенье», алтарник, выпускник Сретенской духовной семинарии (академии):
– Мне очень нравится мысль, что дело актера – это познание человека. Мы читаем текст роли и пытаемся понять, что чувствовал персонаж в это время, о чем он думал, какая у него была цель. Делая это, мы в целом познаем людей, то, чем они живут, и стараемся это прожить, пропустить через себя и еще лучше познать и самих себя, и окружающих.
Максим Мичугин – актер театра-студии «Однажды в воскресенье», инженер-эколог, алтарник, оператор-постановщик:
– Лично для меня самое важное и ценное – это искренность: искренность в нашем общении между собой и в стремлении нести эту искренность со сцены зрителям. Потому что если говорить со сцены то, что действительно чувствуешь, то, что действительно живет в тебе, – в этом есть жизнь.
Очень хочется, чтобы те образы, которые мы создаем, те идеи, которые закладываем в наши спектакли, могли трактоваться людьми не только для их душевного, но и для нравственного возрастания. Мне кажется, что это очень важно в деле искусства, потому что настоящее искусство направлено на то, чтобы возвышать человека.
Настоящее искусство направлено на то, чтобы возвышать человека
Мария Демидова – актриса театра-студии «Однажды в воскресенье», сестра милосердия, певчая церковного хора:
– Для меня важно, что у нас в первую очередь дружеские отношения, а не деловые, как, наверное, бывает в других театрах.
Дарья Парменова – актриса театра-студии «Однажды в воскресенье», учитель русского языка и литературы, редактор, певчая церковного хора:
– Мне нравится, что мы всё делаем вместе: вместе дорабатываем сценарий, вместе работаем над раскрытием образов, выстраиваем мизансцены… Каждый может предложить что-то свое, то есть получается настоящее со-творчество.
После спектакля. Актеры театра-студии «Однажды в воскресенье» с родными и друзьями
***
Дорогие друзья!
Мы приглашаем вас на рождественский спектакль «Вуншпунш», который будет интересен как детям и подросткам, так и их родителям. Спектакль идет под живую музыку в исполнении автора – скрипача, мультиинструменталиста и регента церковного хора Александра Демидова.
Спектакль идет под живую музыку в исполнении автора – Александра Демидова
Ждем вас
- 15 января (ср) в 19:00 в Государственном культурном центре-музее В. С. Высоцкого;
- 26 января (вс) в 15:00 и 19:00 в Московском Театре-студии Всеволода Шиловского.
Билеты можно приобрести по ссылке: https://vunshpunsh.ticketscloud.org/
Для читателей портала Православие.Ru действует скидка 15% по промокоду «РОЖДЕСТВО».
С наступающим Рождеством Христовым!