«Зло уродливо, смешно и бессильно»

О Рождественском спектакле «Вуншпунш» и формуле идеального театра (+ВИДЕО)

Можно ли использовать театральные постановки как инструмент для проповеди христианских идей? Участники молодежного театра-студии «Однажды в воскресенье» попытались осуществить это, поставив спектакль «Вуншпунш», в котором поднимается метафизическая проблема добра и зла. Но как заговорить о ней, особенно в современном мире, когда массовая культура активно романтизирует то самое зло? Участники студии решились на эксперимент – использовать язык популярных трендов, рисующих зло модным и привлекательным, но исключительно для того, чтобы в итоге показать его истинную сущность, «перевернуть» картинку, сложившуюся в умах современной молодежи.

О том, как и почему родился этот спектакль, а также о появлении и закулисной жизни театра-студии «Однажды в воскресенье» рассказывают режиссер театра Кирилл Грацинский и актеры студии.

«Наш спектакль – о том, что зло всегда проигрывает добру»

Кирилл Грацинский – выпускник ВТУ им. М.С. Щепкина и ВГИКа, актер. Преподаватель профильных театральных классов при ВТУ им. М.С. Щепкина, режиссер театральной студии «Однажды в воскресенье»:

– Все началось на втором курсе, когда я затеял идеальный театр. Такой, в котором не будет интриг и сплетен, а будет десять порядочных актеров, искренне увлеченных своим делом. Надо мной подсмеивались однокурсники, говорили, что идеальный театр – это утопия… И лишь недавно я осознал, что театр-студия «Однажды в воскресенье» – это воплощение моей той самой студенческой мечты. Даже актеров у нас – десять, как я себе и представлял.

Мы сами делаем декорации, сами моем полы, сами продаем билеты – всё как в первой студии Московского Художественного театра (будущего МХТ), которую организовал К.С. Станиславский для своих экспериментов. Несмотря на то, что среди участников студии нет выпускников театральных вузов (кстати, Станиславский тоже работал с непрофессионалами), мы действительно много времени уделяем художественной составляющей: режиссуре, работе над сценографией, актерской игрой, стилистикой, пластикой.

Спектакль «Вуншпунш». Слева – Максим Мичугин, справа – Кирилл Грацинский Спектакль «Вуншпунш». Слева – Максим Мичугин, справа – Кирилл Грацинский

В нашем театре есть два основных направления. Первое – это помощь тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию. У людей, которые находятся в социальных учреждениях, в больницах, нет возможности сходить в театр на хороший спектакль. Тогда театр приходит к ним: мы приезжаем выступать в хосписы, больницы и социальные центры. Наша задача – порадовать людей своим творчеством, подарить им немножко тепла, поднять настроение.

Второе направление касается молодежи. Всем известно, как трудно взрослеть. А современным подросткам особенно тяжело, потому что на их сознание очень сильно влияет масс-медиа. Поэтому хочется, чтобы у подростков была какая-то альтернатива. И я очень надеюсь, что наши спектакли дадут им почву для размышлений, чтобы они могли отличать добро от зла, чтобы могли как-то сориентироваться в этой жизни.

Спектакль «Вуншпунш» – это напоминание о том, что, помимо земной жизни, существует жизнь вечная

В рамках этого направления мы поставили спектакль «Вуншпунш» (по сказке немецкого писателя Михаэля Энде), в котором поднимается метафизическая проблема добра и зла. Я преподаю в школе и вижу, что современные подростки зачастую стремятся походить на персонажей голливудских ужастиков. Нам пришла идея «перехватить» инициативу этого условного Хеллоуина – но исключительно для того, чтобы «вывернуть наизнанку» его антураж, разоблачить зло, которое, на первый взгляд, кажется таким могущественным и привлекательным, но на самом деле всегда проигрывает добру, которое есть истинная красота. Человека нельзя заставить быть добрым, но можно показать ему, насколько зло уродливо, смешно и бессильно. Спектакль «Вуншпунш» – это наше «разоблачение» популярных трендов современности, а также напоминание о том, что, помимо земной жизни, существует жизнь вечная.

Наша самая большая удача заключается в том, что мы обрели поддержку в лице настоятеля храма иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перово – иерея Димитрия Макеева. Перед каждым спектаклем мы собираемся вместе, разбираем пьесу, ищем идею, которую надо пронести через весь спектакль и донести до зрителя.

Мне очень хочется, чтобы благодаря нашим спектаклям кто-то бы задумался о вечных ценностях, нашел ответы на волнующие его вопросы, порадовался, посмеялся, забыл на какое-то мгновение о своих проблемах, делах и погрузился в тот волшебный мир, где добро побеждает зло, где царит справедливость.

Нам интересно вместе делать одно общее дело, но когда мы видим, что это дело приносит пользу и радость кому-то еще, – это ценно вдвойне. В этом, наверное, и заключается формула идеального театра.

«Дело актера – это познание человека»

Сцена из спектакля «Вуншпунш» Сцена из спектакля «Вуншпунш»

Алексей Мигальниковактер театра-студии «Однажды в воскресенье», алтарник, выпускник Сретенской духовной семинарии (академии):

– Мне очень нравится мысль, что дело актера – это познание человека. Мы читаем текст роли и пытаемся понять, что чувствовал персонаж в это время, о чем он думал, какая у него была цель. Делая это, мы в целом познаем людей, то, чем они живут, и стараемся это прожить, пропустить через себя и еще лучше познать и самих себя, и окружающих.

Максим Мичугинактер театра-студии «Однажды в воскресенье», инженер-эколог, алтарник, оператор-постановщик:

– Лично для меня самое важное и ценное – это искренность: искренность в нашем общении между собой и в стремлении нести эту искренность со сцены зрителям. Потому что если говорить со сцены то, что действительно чувствуешь, то, что действительно живет в тебе, – в этом есть жизнь.

Очень хочется, чтобы те образы, которые мы создаем, те идеи, которые закладываем в наши спектакли, могли трактоваться людьми не только для их душевного, но и для нравственного возрастания. Мне кажется, что это очень важно в деле искусства, потому что настоящее искусство направлено на то, чтобы возвышать человека.

Настоящее искусство направлено на то, чтобы возвышать человека

Мария Демидоваактриса театра-студии «Однажды в воскресенье», сестра милосердия, певчая церковного хора:

– Для меня важно, что у нас в первую очередь дружеские отношения, а не деловые, как, наверное, бывает в других театрах.

Дарья Парменоваактриса театра-студии «Однажды в воскресенье», учитель русского языка и литературы, редактор, певчая церковного хора:

– Мне нравится, что мы всё делаем вместе: вместе дорабатываем сценарий, вместе работаем над раскрытием образов, выстраиваем мизансцены… Каждый может предложить что-то свое, то есть получается настоящее со-творчество.

После спектакля. Актеры театра-студии «Однажды в воскресенье» с родными и друзьями После спектакля. Актеры театра-студии «Однажды в воскресенье» с родными и друзьями

***

Дорогие друзья!

Мы приглашаем вас на рождественский спектакль «Вуншпунш», который будет интересен как детям и подросткам, так и их родителям. Спектакль идет под живую музыку в исполнении автора – скрипача, мультиинструменталиста и регента церковного хора Александра Демидова.

Спектакль идет под живую музыку в исполнении автора – Александра Демидова Спектакль идет под живую музыку в исполнении автора – Александра Демидова

Ждем вас

  • 15 января (ср) в 19:00 в Государственном культурном центре-музее В. С. Высоцкого;
  • 26 января (вс) в 15:00 и 19:00 в Московском Театре-студии Всеволода Шиловского.

Билеты можно приобрести по ссылке: https://vunshpunsh.ticketscloud.org/

Для читателей портала Православие.Ru действует скидка 15% по промокоду «РОЖДЕСТВО».

С наступающим Рождеством Христовым!

Подготовила Дарья Парменова

8 января 2025 г.

Смотри также
«Высший пилотаж в искусстве – говорить о Боге, не произнося слова ‟Бог”» «Высший пилотаж в искусстве – говорить о Боге, не произнося слова ‟Бог”»
Беседа о православном театре и его миссионерской роли в современном мире
«Высший пилотаж в искусстве – говорить о Боге, не произнося слова ‟Бог”» «Высший пилотаж в искусстве – говорить о Боге, не произнося слова ‟Бог”»
Беседа о православном театре и его миссионерской роли в современном мире
Культура – это человеческая реакция на зло, боль и смерть. Эти темы проходят через всю религиозную и философскую мысль человечества.
«Театр должен будить, вдохновлять, лечить, спасать» «Театр должен будить, вдохновлять, лечить, спасать»
Анна Загребнева
«Театр должен будить, вдохновлять, лечить, спасать» «Театр должен будить, вдохновлять, лечить, спасать»
Беседа с Анной Загребневой о Театре драмы имени Ольги Берггольц
Мы ничего не боимся – ни холода, ни долгой дороги, ни отсутствия микрофонов на площадке, ни падающих на голову декораций.
Звезда Вифлеемская глазами «активистки Шурочки» Звезда Вифлеемская глазами «активистки Шурочки»
Никита Филатов
Звезда Вифлеемская глазами «активистки Шурочки» Звезда Вифлеемская глазами звезды советской
Репортаж о том, как «активистка Шурочка» поставила добрую рождественскую сказку
Никита Филатов
Актриса Людмила Иванова – основатель и руководитель театра «Экспромт» – о благородстве, принципах театра для детей, дедушкиной вере, бабушкиной иконе, песнях мужа и… добром верблюде.
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×