Москва, 26 января 2005 г.
Заседание секции «Духовные корни русской литературы» состоялось 25 января в рамках Рождественских образовательных чтений в Государственном литературном музее в Москве. Руководил работой секции наместник Свято-Успенского Святогорского монастыря игумен Макарий (Швайко), сообщает «Благовест-инфо».
С докладом, посвященным творчеству Ф. М. Достоевского, выступила доктор философских наук Ольга Сонина (Новосибирск). Тема «падшести», по словам докладчицы, является центральной в творчестве Достоевского. Путь к Богу мытаря – это интересует Достоевского прежде всего, и не случайно в его произведениях слово о Боге произносят «самые жалчайшие люди», такие как пьяница Мармеладов и чиновник Лебедев. По Достоевскому, «богословствующий мытарь достоин уважения». Также, по словам выступавшей, Достоевский «открыл русский моральный код», так как «не существует «общечеловеческой нравственности». По мнению Ольги Сониной, выверенное прочтение русской литературы есть «единственная основа нашей жизни, которая поможет сохранить нам национальную идентичность».
Преподаватель Свято-Иоанновских богословских курсов в Санкт-Петербурге Ольга Сергеева представила доклад «О райском свете и райском саде на примере произведений русских писателей». Рассказав об этимологии слова «рай», докладчица проанализировала поведение героинь Пушкина, Гончарова и Бунина. Татьяна у Пушкина («Евгений Онегин»), Ольга у Гончарова («Обломов») оказываются в центре библейского сюжета о грехопадении Евы, переживают соблазн вкусить от древа «добра и зла». И если Татьяна и Ольга с достоинством проходят это испытание «в райском саду», то героиня рассказа Бунина «Легкое дыхание» Ольга Мещерская не выдерживает его и погибает. «Библейский сюжет проходит через нашу культуру и дает надежду на спасение», – подчеркнул Ольга Сергеева.
Кандидат исторических наук Пантелеймон Грюнберг выступил с докладом, посвященным поэме Пушкина «Медный всадник». Докладчик представил собственное прочтение произведения, призывая преодолеть «стереотипы, искажающие его содержание». По мнению Грюнберга, поэма так и не была рассмотрена как произведение об историческом пути России. Пушкин ставил судьбу России в зависимость от того, как ведут себя основные сословия страны, и в первую очередь – аристократия. Герой поэмы Евгений – аристократ по происхождению – выбирает для себя «мещанский образ жизни», отказывается от общественного служения, оправдывающего его принадлежность благородному наследию. Идеал Евгения – обыватель; он изменяет своему долгу, и в этом становится похож на неверного раба, закопавшего талант. «Это существо секулярное, отделившееся от Бога, и этим он сам себя делает маленьким, – подчеркнул докладчик. – Богоборчество маленького человека бесследно для него не проходит; события поэмы разворачиваются в «день гнева». Пушкин в этом произведении обращает нас к евангельскому предупреждению, адресованному Иерусалиму.
Методист гимназии № 5 (Санкт-Петербург) Ольга Молодежникова посвятила свое выступление теме «Духовные направления русской души и русской литературы». Красота мира, души раскрывается не только в текстах, но и в личной жизни писателей. Напомнив слова Виктора Астафьева о том, что «литература XXI века будет отпевать человека», выступавшая отметила, что лучшие писатели сейчас находят «дорогу к храму». «Духовный вектор не позволяет утратить связь поколений», – подчеркнула она.
Ирина Лазарева, учитель гимназии № 171 Санкт-Петербурга, рассказала об изучении творчества Ивана Шмелева учащимися 10-х классов. Исследуя биографию и произведения писателя, школьники приходят к выводу, что жизнь человека состоит из радостей и скорбей, но скорбей бывает больше. На примере повести «Лето Господне» школьники изучают церковный год, а также особый литературный жанр – сказ. Мир, изображенный Шмелевым, соединяет сиюминутное и вечное, главная тема романа «Лето Господне» – память. Шмелев, написавший в эмиграции немало произведений, поставил своей задачей показать Россию прошлую, и постепенно «Россия православная вытеснила в его произведениях Россию красную».
Светлана Семенова посвятила доклад творчеству Леонида Андреева, представленного в школьной программе повестью «Иуда Искариот». Несмотря на сложность этого произведения, а также на сложность самой личности Андреева (в его жизни имели место три попытки самоубийства), Светлана Семенова уверена, что этот писатель должен изучаться в школе. Двойственность Андреева проявляется всемерно; как социопсихолог он дает понять, что один поступок может быть воспринят как подвиг и как предательство. С точки зрения агиографии повесть «Иуда Искариот» можно рассмотреть как житие несостоявшегося апостола; это произведение можно назвать «антижитием». Иуда – антигерой, антиапостол. В этой повести также затрагивается вечная тема: учитель – ученик; жертвенность учителя и предательство ученика.