Православный календарьПравославный календарь
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.

Председатель ОВЦС МП выразил мнение Церкви о персональных данных

Москва, 14 февраля 2006 г.

В связи с проектом закона «О персональных данных», принятым в первом чтении 25 ноября 2005 года, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл обратился с письмом в Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации, ответственное за разработку законопроекта, сообщает Служба коммуникации ОВЦС МП.

«Министру информационных технологий и связи

Российской Федерации

Л.Д.Рейману

Уважаемый Леонид Дододжонович!

Русская Православная Церковь весьма обеспокоена тем, что использование новых технологий для идентификации граждан, а также создание баз данных, концентрирующих информацию о всех сторонах жизни граждан, может привести к использованию такой информации против богоданной свободы человеческой личности.

Я получаю многочисленные просьбы православной общественности «воспрепятствовать созданию системы тотального контроля за населением». Создаются общественные движения «против электронного рабства». Во многом это объясняется тем, что разработка законодательства проходит в сжатые сроки, без общественного обсуждения, что может породить трудности с исполнением данного закона. Представители Русской Православной Церкви оказались подключены к обсуждению законопроекта «О персональных данных» только на финальном этапе

В связи с этим я считаю полезным не спешить с принятием этого закона. Проведение общественного обсуждения и экспертизы до его принятия помогло бы избежать различного рода нестроений.

Однако и сейчас хотелось бы выразить ряд соображений.

Проект закона вводит для обязательного употребления «идентификатор персональных данных», который планируется занести в государственный регистр населения Российской Федерации (ст. 23). Возникает вопрос, будет ли данный идентификатор, а не имя человека, основным средством его представления при взаимоотношениях с властями. Мы полагаем, что только имя человека должно играть эту роль. Кроме того, форма и содержание идентификатора, способы его формирования и присвоения не пояснены ни в данном законопроекте, ни в каких-либо иных проектах правовых актов. Убежден, что идентификатор персональных данных должен включать в себя только фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, пол. Этих данных достаточно для того, чтобы идентифицировать физическое лицо в его отношениях с государством.

Важно отметить, что в законопроекте не предусмотрена альтернатива присвоению идентификатора и возможность его смены, что может вывести из правового поля людей, которые по тем или иным причинам отказываются от его принятия или настаивают на его сменяемости. Вне зависимости от аргументации таких людей, это может привести к их существенному поражению в правах. Считаю исключительно важным заложить в законопроект право граждан на отказ от присвоения идентификатора в соответствии со своими убеждениями вкупе с гарантиями недискриминации.

Законопроект содержит декларативные заявления и ссылки на правовые акты, принятие которых только предполагается в будущем, что открывает возможности для расширительного толкования тех или иных положений настоящего закона, в том числе путем принятия подзаконных актов. В связи с этим затруднительно адекватно оценить те положения законопроекта, которые содержат подобные отсылки. Это касается, в частности, целей сбора и обработки персональных данных, процедуры их передачи, ответственности за утрату и ненадлежащее использование информации, порядка использования идентификаторов персональных данных и так далее.

Приведенный в законопроекте перечень биометрических средств опознания человека не является исчерпывающим. Это открывает простор для использования все новых и новых биометрических данных – в частности, таких, которые могут позволять идентифицировать человека без его ведома и согласия.

Нельзя не приветствовать запрет на обработку данных, относимых законопроектом к числу «особых категорий» – то есть касающихся расового происхождения, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, сексуальных наклонностей или судимости. Впрочем, этот запрет не распространяется на сбор такой информации. Кроме того, недопустимо занижен порог отмены данного запрета – в частности, в случае совершения лицом административного правонарушения (к числу которых относятся, например, переход улицы в неустановленном месте или проезд без билета в общественном транспорте), появления угрозы жизни и здоровью человека или группы людей, а также в случае, когда «обработка персональных данных осуществляется для достижения законных целей некоммерческих организаций и их объединений». Кроме того, в законопроекте есть оговорки, размывающие круг инстанций, уполномоченных собирать и обрабатывать персональные данные, в том числе их «особые категории», что фактически позволит осуществлять сбор и обработку любых персональных данных о человеке органами государственной власти.

В связи с этим полагаю возможным изменить ст.9 законопроекта с учетом вышеуказанных соображений.

Положения о передаче персональных данных также содержат расплывчатые формулировки. В частности, возможность передачи таких данных без согласия человека с целью сохранения его жизни и здоровья может быть интерпретирована слишком широко, что создает почву для злоупотреблений. Это касается и передачи данных за границу России.

Считаю, что порядок передачи персональных данных третьим лицам, в том числе за рубеж, должна регулироваться исключительно федеральными законами, а не подзаконными актами (ст.10-11).

«Субъект персональных данных» должен обладать правом на возражение против обработки данных (подразумевающее немедленное прекращение обработки), не только в случаях предусмотренных ч. 1 ст. 13, но и в любом другом случае, когда обработка данных осуществляется с нарушением права на неприкосновенность частной жизни.

Термины «идентифицируемое» или «идентифицированное физическое лицо», «субъект персональных данных» могут быть восприняты как унижающие человеческое достоинство.

В законе не оговаривается недопустимость дистанционного и автоматического опознания человека с обращением к персональным данным без его ведома.

В законопроекте не прописаны уголовная или административная ответственность оператора системы персональных данных за их незаконное использование или передачу третьим лицам.

Учитывая вышесказанное, считаю, что проект закона «О персональных данных» нуждается в серьезной доработке.

Председатель Отдела внешних церковных связей

Московского Патриархата

митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл

25 декабря 2005 года».

14 февраля 2006 г.

Рейтинг: 8.4 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×