Православный календарьПравославный календарь
Как кришнаитки ездили в Лавру к прп. Сергию
История одной удивительной поездки
Мы целый день провели в Сергиевом Посаде. Всё было сказочно, тепло, по-семейному, очень радушно, очень гостеприимно.
Штрихи к портрету Царя
Документальная хроника Царской семьи. Премьера фильма
Некоторые фрагменты кинохроники Царской семьи, находящиеся на разных катушках, некогда являлись частью одного фильма. Нам удалось собрать и смонтировать их.
Скорый помощник
Памяти иерод. Алексия (Писанюка)
Его просили, и он помогал, как скорый помощник, отзываясь на людские горе и скорбь.
Жена да боится мужа своего. Ч. 2
Анна Сапрыкина
Послушание жены мужу – это не безвольное подчинение раба, это уважительное повиновение свободных людей.
«Я открыл монастырь, потому что мне очень не хватало монашеской жизни»
Митр. Иона (Паффхаузен)
Мы очень сильно чувствуем помощь и участие в нашей жизни вмч. Димитрия Солунского, свт. Иоанна Шанхайского и нашего недавно почившего первоиерарха Илариона (Капрала).
Жена да боится мужа своего. Ч. 1
Анна Сапрыкина
Начальствование мужа ни в коем случае не предполагает унижения жены. Оно исключает унижение, оно прямо требует уважения к жене как к своей соправительнице.
Вася старший и Вася младший
Валерий Серяков
«Я свечку поставлю, если не посадят ребят! Еще обещаю: всей семьей в церковь пойдем, если обойдется все». Ни в какую церковь, конечно, никто не пошел…
Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902–1914)
Документальный фильм
В архивно-документальном фильме «Святой Царь в Крыму (Ливадия, 1902 – 1914)» представлена не только уникальная хроника Царской семьи, но и запись голоса святого Императора Николая II.
Счастливое исключение: «Дело» свящ. Павла Фоминых
Хроники 1930-х. «Оправданные». Ч. 1
Это почти единственный из четырехсот случаев, отложившихся за период с 1918 по 1940 гг. в фондах ПермГАСПИ, когда уполномоченный не справился с заданием…
Обретение мощей священноисповедников Сергия Правдолюбова и Александра Орлова
Воспоминания о свщисп. Сергии (Правдолюбове)
Звонок: «Отец Сергий, сегодня Патриарх подписал благословение на прославление вашего деда!» Я остановил машину, вышел и благодарил Бога так сильно, как никогда.

От сотворения мира к началу нового учебного года

В начале августа выпуски новостей сообщили нам, что в этом году грузинские школьники будут отдыхать на 3 недели дольше, чем их российские соседи. Учебные занятия начнутся только 20 сентября. Постановление об этом выпустило грузинское Министерство образования. Как заявил министр науки и просвещения республики Кахой Ломая: «Начало учебного года 1 сентября   не грузинская традиция, она навязана нам коммунистическим режимом Советского Союза». Никаких ссылок на конкретные постановления, как обычно, не прозвучало. Впрочем, советские документы, все равно, не решили бы дела. Ведь значение первосентябрьского рубежа гораздо старше СССР. В каком-то смысле оно старо, как мир.

Традиция начинать год с 1 сентября происходит от древних церковных обычаев. Православная Византийская Империя праздновала эту дату с первых же веков своего существования. В таком праздновании был и духовный, и светский смысл. Духовный – потому, что многие византийские богословы и мыслители предполагали, что Бог приступил к сотворению мира именно 1 сентября, а значит, с этого дня началось и само сотворенное Богом время. Мирской же смысл заключался в том, что к сентябрю заканчивались все полевые работы, и государство успевало полностью собрать причитающиеся ему налоги с нового урожая.

С 1492 года Новый год начинался с 1 сентября и в Московской Руси. Женившись на последней византийской царевне, великий князь Иван III, объявил Новолетие официальным церковно-государственным праздником. И с 1547 года на всех главных площадях русских городов-крепостей воевода с боярами и епископ с духовенством в этот день «здравствовали» царю. Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В 1582 году итальянский путешественник Джованни Компани сообщал: «На площади воздвигается помост, на который поднимаются Митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года. Митрополит, по обычаю, святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: «Великому Государю нашему и детям его многая лета!» При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни». Празднование Новолетия дополнялось первым представлением народу царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатилетие. Царский наследник выступал с помоста с публичной речью. А в 1598 году в Новолетие торжественно венчался на царство Борис Годунов.

В 1700 году эта традиция, в числе многих других, была искоренена Петром I. Гражданский Новый год стали праздновать 1 января. Однако, церковный, а главное, сельскохозяйственный календарь остались прежними. Залучить крестьянских и даже дворянских детей из деревни в городские учебные заведения до окончания страды не представлялось возможным. Негосударственные сельские школы грамоты и вовсе начинали свои занятия 1 декабря в день памяти пророка Наума с тем, чтобы закончить их уже к Пасхе или даже к Благовещению (25 марта). Разумеется, для систематических занятий в государственных средних и высших учебных заведениях такой график был непригоден. Поэтому вплоть до конца XVIII века они старались держаться прежнего, допетровского годового круга.

Нельзя забывать, что счет времени и в Византии, и в Московской Руси, и в Российской Империи вплоть до 1918 года велся «по старому стилю», т.е. по юлианскому календарю. Поэтому, например, сегодняшние церковные учебные заведения открывают свои двери не 1, а 14 сентября. С этой разницей нужно считаться, и читая архивные документы о русских школах XIX –начала ХХ веков.

Так, 91 статью первого в России единого Устава средних учебных заведений от 5 ноября 1804 года, гласящую, что «учебное время в уездных училищах продолжается также, как в гимназиях, то есть от 1 августа предыдущего года по 1 июля следующего года», не следует понимать (а тем более, возрождать) буквально. На самом деле, речь идет о том, что учебный год начинался 14 августа, в первый день двухнедельного Успенского поста. В конце XIX века на всей территории Российской Империи учебный год в гимназиях и университетах начинался уже 16 (29) августа, сразу по окончании поста, и заканчивался 1 (14) июня.

Но если за гимназиями и университетами государство следило более или менее пристально, то остальные учебные заведения работали вразнобой. В опубликованных документах попадаются даты 20 и 31 августа, 15 и 26 сентября, 1 и даже 15 октября. Самое печальное, что многие публикаторы при этом забывают упомянуть по какому, старому или новому стилю приводится дата, так что ситуация становится еще запутанней. Одно можно сказать точно, начало учебного года в школах, не финансируемых из государственной казны, не было регламентировано никаким единым официальным документом. И в деревнях, и в городах учредители при решении этого вопроса руководствовались исключительно местными традициями и здравым смыслом.

Что же касается СССР, то взятый им курс на построение единой государственной системы всеобщего обучения с самого начала предполагал жесткую стандартизацию большинства ее параметров, в том числе и учебного режима. Однако вплоть до середины 1930-х годов эта задача оставалась неразрешенной. Директора советских школ времен НЭПа относились к началу учебного года также вольно, как их дореволюционные предшественники. Даже постановление Совнаркома «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930 года настаивает лишь на том, чтобы все дети в возрасте 8–10 лет были «приняты в школу осенью».

Единое начало учебного года было введено в СССР лишь через пять лет. Постановление Совнаркома и ЦК ВКП(б) «Об организации учебной работы и внутреннем распорядке в начальной, неполной средней и средней школе» от 3 сентября 1935 года в первой же статье устанавливает «во всех школах СССР начало учебных занятий с 1 сентября и окончание их – в первых трех классах – 1 июня, в IV-VII классах – 10 июня и VIII–X классах – 20 июня, зимние каникулы – с 30 декабря по 10 января, весенние в продолжение шести дней».

График, не в пример нынешнему, весьма жесткий. Правда, следующая статья постановления также жестко запрещает проводить в начальных классах больше 4-х, а в средних и старших больше 5 уроков в день, но это уже другой разговор. Гораздо важнее было бы выяснить, кто подсказал тогдашним руководителям партии и правительства начинать учебный год, руководствуясь (пусть и без учета разницы стилей) даже не дореволюционными, а древнерусскими и церковно-византийскими установлениями? Но этот вопрос, скорее всего, навсегда останется загадкой.

Артемий Ермаков

31 августа 2004 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×