Иерусалим, 16 октября 2006 г.
Первоначально эти стихи были опубликованы в «Киевских епархиальных ведомостях», а затем в 1875 году изданы отдельным сборником "Из Палестинских впечатлений" типографией С. В. Кульженко, сообщается на сайте ПНПО «Россия в красках».
Сборник частично переведен на новую орфографию и иллюстрирован фотографиями конца XIX века из архивов ПНПО «Россия в красках», которые позволяют воочию представить, какой видел поклонник того времени Святую Землю.
Читатель, следуя вслед за автором по городам Святой Земли к самым почитаемым ее святыням, погружается в мир его душевных переживаний и впечатлений, которые охватывают его в реалиях долгожданного паломничества.
И так, о чем мечтал когда-то,
О чем молился я порой,
Что душу радовало свято, -
То вот я вижу пред собой!
Твержу себе неумолимо
И сам не верю между тем,
Что я у стен Иерусалима,
Что я вот еду в Вифлееем!...
Так много памятных явлений
Встает пред бедною душой,
Так много сразу впечатлений,
Что я подавлен их толпой:
Теснятся в душу быстро, смутно,
Едва слежу их в тишине,
И грусть, и радость поминутно
Чредой сменяется во мне...
Новая страна, новые люди и обычаи занимают ум паломника, все ему интересно, и он жадно ловит взглядом необычные пейзажи – горы, сады, верблюды, идущие гуськом по пескам, и смуглых ребятишек, предлагающих диковинные товары. Но это не мешает автору прислушиваться к происходящим внутри него переменам духовного свойства.
И мнится мне, что будто кто-то
Вдруг на меня слагает длань
И, весь проникнутый заботой,
Зовет настойчиво: "востань!..
"Востань, объятый сном греховным!
"Очнись, опомнись: близок срок, -
"И пред тобой, рабом виновным,
"Господь в вертепе недалек"!
И сознаю я понемногу,
Что я в холодности окреп:
Не так молиться нужно Богу!
Не так являться в сей вертеп!
Не так!... и тяжко я смутился,
Поник от немощи своей...
Зачем я раньше не явился,
Когда я веровал теплей!..
Вот тот вертеп передо мною,
Вот ясли те я увидал,
О коих детскою душою
Я в церкви Божией слыхал,
Чему в Рождественские святки,
Бывало радовался я:
Где ж веры той хотя остатки?
Где радость прежняя моя?...
Что ныне? скорбь одна, томленье;
Душа болит от дел моих,
И горько, страшно охлажденье
На этом месте, в этом миг!..
В таком затмении плачевном,
Как я хотел бы пасть во прах
И в сильном трепете душевном
Разлиться в пламенных слезах
И воплем огласит пещеру:
"О Иисусе! возбуди
"Опять младенческую веру
"В моей хладеющей груди!
Постепенно от строчки к строчке мы видим, что автор от внешних впечатлений целиком уходит в изменение своего внутреннего мира, он описывает молитвенной смирение и других поклонников. Вот как он описывает моление у Гроба Господня:
Ах, что за сонмы миллионов
В те двери малые вошли,
И сколько горя внесли, стонов,
И сколько мира унесли!..
Ковчег молитв непрестающих
От всех народов, всех веков,
Ковчег чистейших слез, текущих
Без оскуденья и без слов,
Как хороши твои виденья
В глухую ночь, в огнях златых
Как сердце трогает моленье
Твоих поклонников простых.
Во время паломничества с автором происходит настоящее духовное преображение.
... Брат скорбящий,
Приди и стань здесь в этот час:
И ты пред жертвой настоящей
Заплачешь сладко, преклонясь,
Ты примешь мир необычайный,
Когда сподобит благодать,
На живоносном гробе, тайны
Животворящие принять.
О, ты почувствуешь в ту пору,
Как будто здесь Спаситель сам
Преподает, Незримый взору,
И плоть и кровь твои устам; И пламенеешь ты, и
дышишь
Святою радостью небес,
У Гроба Господа ты слышишь,
Что Он в душе твоей воскрес. И раз причастником ты
будешь
Пред светлым гробом, в час ночной,
Ты и до смерти не забудешь
О гробе том, о ночи той...
И что же видим мы в конце? Вместо разуверившегося, охладевшего душой грешника перед нами предстает возрожденный, спокойный и гармоничный человек, снова нашедший правильный путь, который заново перечитывает Евангелие, сидя на берегу Тивериадского моря::
...Но, мысли тяжкия гоня
И дух унынья ненавидя,
Живое слово вспомню я:
"Блажен, кто верует не видя".
Так Он сказал - Господь и Бог!
И если я - минутный житель,
И если здесь я - поздний зритель,
И видеть Господа не мог,
Не мог за Ним понесть я ига,
Не мог внимать Его речам:
Так вот она - святая книга-
Ее и к сердцу и к устам!
И, весь, отдавшися покою,
С невольным трепетом души,
На берегу морском, в тиши,
Страницы дивные раскрою:
"В день же той изшед Иисус из дому седящи при море. И собирашася к нему народу мнози, якоже ему в корабль влезти и сести: и весь народ на брезе стояше"....
Матф. 13, 1.2
Заканчивается паломничество, но духовный путь автора только с него и начинается. Вот какие строки рождаются у него на берегу Галилейского моря при воспоминании о трапезе здесь Христа со своими учениками:
Ах, покажитесь дрожащему сердцу яснее, яснее
Светлая трапеза, радостный берег, святейшия лица!
Хоть на минуту б увидеть те лица, послушать их речи,
Воздуху каплю вдохнуть бы, где дышет любовь
всесвятая!
Там она светит и греет имя ярче и радостней солнца,
Дышет в сердцах их, сияет в глазах, раздается в
беседе;
Трижды о ней лишь одной говорит само Божие Слово:
"Симон Ионин!... любишь ли ты Меня более их?...
Ах, это слово порой и в мою проторгается душу!
Ныне ж с большею силой зовет, чем когда либо прежде;
Словно стучит оно в грешное сердце мне: любишь ли ты
Меня?...
Страшно мне!.. Светлое слово меня в содроганье
приводит:
Что я скажу, что отвечу у сердца стоящему Слову?!..
Разве лишь брошусь во прах и всю душу рудая раскрою:
"Господи! я лишь слыхал о Тебе, но Тебя я не
знаю;
"Многое в мире люблю, а Тебя любить не умею:
"О, появись, позови и любить научи меня,
Господи!"...
От Любви воскрешается душа, с Любви начинается путь в Вечность. Иначе паломничество бесполезно, это просто туризм. Именно этим пониманием особо ценен стихотворный сборник С. Пономарева «Из Палестинских впечатлений».