Вашингтон, 14 сентября 2007 г.
Нет в Божьем мире музыкального инструмента прекраснее, чем человеческий голос. Вдохновенным подтверждением тому стало в среду вечером выступление хора московского Сретенского монастыря в концертном зале Библиотеки Конгресса США в Вашингтоне. Сорок мужских голосов то сливались воедино в непостижимой гармонии, то сплетали многоцветные, переливчатые и ни разу за вечер не повторившиеся узоры. Звучали православные гимны и молитвы, народные песни, романсы, песни военных лет.
Открылся концерт общей молитвой в память о погибших в терактах 11 сентября 2001 г в США, а закончился таким долгим и бурным шквалом аплодисментов, что прервать его — после нескольких выходов «на бис» — музыканты смогли, лишь грянув «Многая лета».
Хор принимает участие в торжествах по случаю восстановления канонического единства Русской Православной Церкви.
На выступлении присутствовали Первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр, митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, архиепископ Верейский Евгений.
В стенах Библиотеки Конгресса гостей приветствовал ее директор, известный специалист по истории и культуре России Джеймс Биллингтон.
Отвечая после концерта на вопросы ИТАР-ТАСС, владыка Лавр сказал, что отношение в Зарубежной Церкви к единению с РПЦ «понемножку смягчается».
Со своей стороны наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон заявил, что «воссоединение... — это серьезный и длительный процесс». Вместе с тем, по его словам, «непримиримых противников» единства российская делегация, участвующая в торжествах, пока не встречала. Он также отметил особую роль Державной иконы Божией Матери, обретенной в России в 1917 году и теперь впервые вывезенной за пределы страны в ознаменование церковного воссоединения. Явление ее в епархиях РПЦЗ «воспринимается нашими собратьями, как особая милость Божия, как событие, которого ни они, ни мы и представить когда-то не могли», — сказал отец Тихон.
Регент монастырского хора Никон Жила убежден, что с верой в сердце человек поет иначе, чем без нее. «Вера — это основа, это стержень, вокруг которого строится вся наша жизнь, — сказал он. — ...И светские песни мы поем, конечно же, по-своему — с нашим пониманием, с нашим чувством, с нашим, скажем так, звуком».
Звук этот уже получил и продолжает получать высочайшие оценки профессиональных музыкальных критиков в ведущих печатных изданиях США.