Москва, 22 октября 2007 г.
18-20 октября в Афинах состоялся международный научный симпозиум, посвященный богословскому наследию выдающегося подвижника XX века архимандрита Софрония (Сахарова). Тема симпозиума, организованного афонским монастырем Ватопед и Центром греческой православной культуры: «Старец Софроний — богослов нетварного света».
От Московского Патриархата в симпозиуме приняли участие представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион, насельник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Алипий (Воронов) и клирик Петропавловского храма в Дублине (Ирландия) священник Георгий Завершинский, сообщает Патриархия.ru.
На открытии симпозиума епископ Иларион зачитал
приветственное послание Святейшего Патриарха
Московского и всея Руси Алексия II участникам
симпозиума. «Можно без преувеличения
сказать, что личность и дело старца Софрония имеют
кафолическое измерение. Он был русским по
происхождению, но ему удалось сочетать в своей
жизни и тонкое знание греческого языка и культуры,
и западноевропейскую образованность, так что он в
одинаковой мере был близок и русским, и грекам, и
европейцам, которые приходили к нему за советом
или утешением. В нем сочетались образованность и
простота, открытость по отношению ко всему, что
его окружало, и углубленность в созерцание
Божественных тайн», — подчеркнул
Святейший Патриарх Алексий в своем
приветствии.
Были также зачитаны приветствия Патриархов
Константинопольского Варфоломея, Александрийского
Феодора, Сербского Павла, Румынского Даниила,
Архиепископов Кипрского Хризостома и Афинского
Христодула.
В первый день симпозиума епископ Венский и Австрийский Иларион выступил с докладом на тему «Архимандрит Софроний — богослов имени Божия». Как отметил владыка, «центральной темой богословия о. Софрония является учение о персоне как первичном принципе в божественном бытии и о человеке как персоне (личности, ипостаси), созданной по образу Божию. В контексте этого учения воспринимаются им все основные аспекты аскетической и мистической жизни христианина. Молитва Иисусова мыслится о. Софронием как опыт общения человека-личности с личным, персональным Богом через Его священное имя. Богословское видение о. Софрония чуждо всякого номинализма и пронизано мыслью об имени Божием как пункте встречи между личным Богом и человеческой личностью».
В общей сложности в ходе симпозиума было прочитано 40 докладов. Среди докладчиков — видные богословы и иерархи Поместных Православных Церквей, профессора богословских факультетов. Общее число слушателей составило более двух тысяч человек.
Архимандрит Софроний (в миру Сергей Сахаров) родился в 1896 году в Москве. Получил образование художника в Высшей школе изящных искусств. В 1921 году эмигрировал. Пробыв недолго в Германии и Италии, в 1922 году оказался в Париже, где продолжал занятия живописью. В 1924 году некоторое время учился в новосозданном парижском Свято-Сергиевском богословском институте. В 1925 году поступил в Свято-Пантелеимонов русский монастырь на Афоне. В 1930 году стал учеником и келейником преподобного Силуана, при котором находился до его смерти в 1938 году. Весной 1939 года ушел в затвор. В 1941 году принял священный сан в монастыре святого Павла и вскоре стал духовником нескольких афонских монастырей. В 1947 году был вынужден покинуть Афон и вернуться во Францию. В 1959 году переехал в Англию, где основал монастырь святого Иоанна Предтечи в графстве Эссекс. Умер в 1993 году на 96-м году жизни.
Наиболее известным произведением о. Софрония является его книга «Преподобный Силуан Афонский», многократно издававшаяся по-русски и переведенная более чем на 20 языков. Растет популярность и других книг о. Софрония, в которых он описывает свой собственный духовный путь: «Видеть Бога, как Он есть», «О молитве», «Рождение в Царство непоколебимое», «Духовные беседы». Эти книги, а также собрания писем о. Софрония, подготовленные к печати насельником монастыря святого Иоанна Предтечи в Эссексе иеромонахом Николаем (Сахаровым), содержат богатый богословский материал, осмыслению которого и был посвящен афинский симпозиум.