Православный календарьПравославный календарь
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.

Поминовение Святейшего Патриарха Алексия в Париже

Храм святого Александра Невского на rue Daru
Храм святого Александра Невского на rue Daru
Смерть Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II утром 5 декабря стала своего рода историческим рубежом. Святейший Патриарх принадлежал к другому поколению, нежели большинство нынешних русских архиереев. И дело не только в том, что он родился в 1929 году, но скорее в том, что он был частью досоветского поколения, так как родился и вырос в Эстонии, еще не отошедшей по известной международной договоренности к Советскому Союзу. По своему этническому и социальному происхождению семья почившего патриарха принадлежала к остзейским немцам, составлявших в XVIII–XIX веках класс местных землевладельцев, а заодно и опору российского присутствия на этих землях. Пополняя армию и чиновничество Российской империи, многие из них принимали Православие, их родным языком становился русский. Именно эта среда дала в свое время множество подлинных героев Гражданской войны.

Прибалтика 1920–1930-х годов стала одним из главных мест русского рассеяния, близко связанным с русской эмиграцией в Западной Европе и в частности во Франции. Об этом говорит хотя бы широкая деятельность Русского христианского студенческого движения (РХСД) в Эстонии и Латвии, к которому имел отношение отец Святейшего Патриарха, ставший впоследствии священником, Михаил Ридигер. Молодежные православные съезды посещались профессорами Сергиевского богословского института (Париж) и многими известными людьми русского зарубежья. В Риге недалеко от вокзала сохранился старый особняк, служивший местом этих съездов…

Можно сказать, что Прибалтика времен формирования национальных государств отчасти еще оставалась частью старой Российской империи. И, конечно, в большей степени, чем Советская Россия. Об этом неоднократно говорил и сам Святейший Патриарх, вспоминая свои детские паломничества на Валаам (тогда относившийся к Финляндии, как и во времена Российской империи) и сравнивая их с посещением Валаама уже советского времени. Во время Второй мировой войны именно русская Прибалтика в первую очередь дала множество деятелей так называемой Псковской миссии, действовавшей на северо-западе России во время немецкой оккупации. Духовенство и миряне этой миссии, центр которой находился во Пскове, занимались возрождением храмов, приходов, монашеских общин, научением вере и т. п. на территориях, переживших советские репрессии и тотальное уничтожение духовенства и деятельных мирян в 1920–1930 годы. С возвращением Советской армии большинство служителей Псковской миссии начало свой путь мученичества и исповедничества. Духовник будущего патриарха отец Александр Киселев, напротив, оказался на Западе, и даже был духовником так называемой Власовской армии. Отец патриарха и его семья приняли решение (или были вынуждены: мы этого никогда доподлинно не узнаем) остаться в Советской России.

После Великой Отечественной войны будущий патриарх поступил в новооткрывшуюся духовную семинарию в Ленинграде, и в 1950 году был рукоположен в священнический сан. В течение ряда лет местом его приходского служения оставалась Эстония, первоначально – небольшой храм в маленьком городе Йыхви вблизи железнодорожной станции. Помимо собственно пастырского служения, будущий патриарх оказался участником административного управления Церковью и свидетелем многих труднейших этапов церковно-государственных отношений эпохи хрущевских гонений и застоя. Будущий патриарх был ровесником и другом Ленинградского митрополита Никодима (1929–1978), который нередко нам представляется человеком совсем другой, уже давно ушедшей эпохи.

По принятии монашества, в 1961 году протоиерей Алексий Ридигер был возведен в сан епископа. Он стал правящим архиереем Эстонской епархии, а с 1986-го также Ленинградской и Новгородской. Он смог спасти от закрытия Пюхтицкий монастырь, Александро-Невский собор в Таллине и многие другие храмы. В конце 1980-х годов мне доводилось быть свидетелем той подлинной любви и признательности, с которой сестры Пюхтицкой обители встречали по праздникам своего архиерея.

За время гонений и последовавшего застоя будущий патриарх, несомненно, должен был научиться крайней осторожности в отношениях с властью, которая всегда без исключения воспринималась как сила, враждебная по отношению к Церкви. Конфликт с нею мог стать если не смертельным, то, по крайней мере, грозить закрытием храмов в епархии и искалеченными судьбами духовенства. Не поэтому ли для многих архиереев в 1990-е и 2000-е годы дружба с властью, примирившейся с Церковью, стала чрезвычайно важной ценностью, которую некоторым иногда бывает трудно понять?

В 1990 году митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий был избран патриархом. Первым патриархом постсоветского времени. Промыслительно, что этим патриархом стал человек, помнивший досоветские времена. Главной особенностью его 18-летнего патриаршества стало воссоздание и возрождение Православной Церкви в России и странах Содружества. Так, в Москве вместо 40 с небольшим приходов доперестроечного времени их стало 700. Открылись храмы в тех частях страны, где их в течение десятилетий не было на протяжении тысяч километров. Появились сотни монашеских общин, заработало множество социальных проектов. Конечно, все это может быть не так много для огромной страны, и весь этот рост Церкви в десятки раз невелик по сравнению с тем, что еще предстоит сделать. Но в любом случае – это рост невиданного масштаба. Наверное, в том, что этот период российское общество прошло без гражданских войн, а Церковь без слишком больших расколов, есть немалая заслуга новопреставленного патриарха. И конечно, с непосредственным участием патриарха была достигнута быть может главная цель его поколения верующих людей – примирение государства с Церковью.

Накануне своей кончины Святейший Патриарх служил литургию в Успенском соборе Московского Кремля, затем – молебен у мощей святителя Тихона в Донском монастыре. Для любого священнослужителя это, наверное, желанная смерть – после недавно совершенной Божественной литургии.

Удивительно, но в православном Париже поминовение Святейшего Патриарха Алексия проходило главным образом в том соборе, где он никогда не поминался в качестве своего патриарха. В храме святого Александра Невского на rue Daru вечером 5 декабря, в канун престольного праздника, после всенощной была отслужена панихида двумя русскими архиереями – архиепископом Команским Гавриилом (Русский экзархат Вселенского Патриархата в Западной Европе) и епископом Женевским Михаилом (Русская Зарубежная Церковь). Два архиерея в сослужении большого числа духовенства двух юрисдикций – Русского экзархата и Зарубежной церкви – почтили память Святейшего Патриарха Алексия в главном русском соборе Западной Европы перед главных святыней русского зарубежья – Курско-Коренной иконой Божией Матери, привезенной на rue Daru епископом Михаилом. Эта панихида по патриарху была выражением той любви, которую у многих стяжал новопреставленный святитель. Теперь он, по слову архиепископа Гавриила, «молится за нас вместе со всеми новомучениками и исповедниками Российскими», и все мы многим обязаны «его верности, его мудрости, его святости».

Рейтинг: 10 Голосов: 9 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (†5 декабря 2008 года) Другие материалы сюжета:
5 декабря 2008 года отошел ко Господу Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Другие материалы сюжета:

Новые материалы

Выбор читателей

×