«Христос
раждается – славите, Христос с небес –
срящите».
Дорогие и благословенные братья!
Этими прекрасными словами гимнограф представляет великое таинство Рождества Господня. Великий и непостижимый Бог становится видимым и осязаемым Человеком. Сходит и рождается на земле происходящий с небес Христос.
С древности и доныне небо было местом духовных исканий, а также областью научных исследований. Люди во все века, начиная с эпохи мифического Икара и до настоящего времени телекоммуникаций, когда послания людей отражаются от небесной тверди и возвращаются на землю, обращали свой взгляд ввысь, пытаясь обрести ответы на тревожившие их вопросы бытия.
А в Церкви обращение гимнографа к небу всегда является неизменной богословской константой. Небо, о котором столько раз упоминается в Священном Писании, является местом, где воля Божия представляет собой данность, с которой сообразуются ангелы, небесные силы и святые. Церковь мысленно устремляет свой взор в этом направлении, ища решения из безвыходных жизненных ситуаций. И она не престает взирать ввысь, непрестанно молясь, ожидая и прося, чтобы и на земле установилась воля Божия.
Библейские фразы «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» или «да будет воля твоя, яко на небеси и на земли» (молитва Господня) открывают конечную цель спасительного акта вочеловечившегося Бога – «онебесение» мира, чтобы «люди избавились от заблуждения и злобы и познали истину и добродетель, чтобы не было никакого различия между небом и землей и гармоничным небом» (Гомилия 19:5) как пишет святитель Иоанн Златоуст. Царствие Божие всегда является нашим пунктом предназначения, а Рождество Господа – это восход «последнего дня», участие человеческого естества в Божественной славе, которую воспевали небесные ангелы в ту тихую ночь в убогом Вифлеемском вертепе.
Наша святая Церковь, и в особенности древняя Александрийская Церковь, которая осуществляет свою пастырскую и миссионерскую деятельность на бескрайних просторах континента будущего, в Африке, переживает вышеуказанные богословские истины в славословии, подобно ангелам Рождественской ночи, поскольку евангельская проповедь представляет собой славословие, ставящее цель, как мы уже говорили выше, «онебесения» мира. Открытие очередной епархии – это преддверие Царства Божия. Открытие прихода есть ни что иное, как осязаемое присутствие Христа в конкретном месте и времени до последнего славного пришествия Царствия Христова.
Внешне незначительный и смиренный происхождением Богомладенец, Который рождается в яслях среди животных и согревается их дыханием, есть славный Господь, Который не отождествлял Себя с сильными властителями мира, но с «меньшими» – простыми людьми из народа. От них он воплотился, с ними общался, их называл Своими братьями, и в их душах обрело свое место и произросло Его спасительное слово. И именно их Он соделал критерием нашей совести при последнем суде над человечеством, как это говорится в Евангелии от Матфея (25: 31–41). Таким образом Христос соделался авторитетным и бескорыстным борцом за человеческое достоинство, за честь и возвышение человека во всех концах вселенной.
То, что современная цивилизация считает своим приобретением, и то, что, к сожалению, неоднократно только на словах является так называемыми «правами человека», еще с Рождества Иисуса было основным принципом и преданием нашей Церкви. Основавший ее Богочеловек и Его святые последователи рассуждали о страданиях ближних не в теории, но разделяли с ними их тревоги и трудности и на деле, по любви к ним, добровольно испытали их злоключения.
Благословенные мои братья, Бог “оставляет” небеса, чтобы родиться в убогом вертепе, “приняв образ раба” (Флп. 2: 7), не прикрываясь мирским авторитетом и высокомерной властью. Он добровольно становится нищим, переселенцем, беженцем, жертвой человеческой нетерпимости. Он рождается в веси далеко от Назарета, бежит в омываемый водами Нила Египет, возвращается бедняком в отеческую землю и постоянно переходит с места на место, непрестанно проповедуя и исцеляя.
С Его Рождеством любовь входит в мир, облеченная в плоть и кость. Она становится единственным подлинным образом жизни, не убегая от ответственности, не превращаясь в молчание виновного и в нейтральность по отношению к обиженному и страждущему. Она не предлагает униженным жертвам нашей злобы фальшивые слова утешения или поддельные крохи культуры, но превращается в единственный путь, истину и жизнь для тысяч душ, подвергающихся опасности в Африке, Азии или на окраинах западных мегаполисов, которые жаждут преодолеть ежедневную рутину и вечную смерть. В эти места, как современные волхвы, поспешим и мы, если хотим говорить о сознательной христианской жизни, поспешим, чтобы предложить драгоценные дары нашей любви тем способом, каким это только возможно. И будьте уверены, что в скорбной улыбке, просиявшей на лицах этих людей, мы встретим Христа, сошедшего с небес.
Из глубины души желаю, чтобы новорожденный Спаситель защитил вас и даровал вам Свою богатую милость.
Феодор ΙΙ,
Папа и Патриарх Александрийский и всей
Африки.
Рождество Христово 2009