Православный календарьПравославный календарь
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.

Рождественское послание Святейшего Патриарха Александрийского Феодора

«Христос раждается – славите, Христос с небес – срящите».

Дорогие и благословенные братья!

Этими прекрасными словами гимнограф представляет великое таинство Рождества Господня. Великий и непостижимый Бог становится видимым и осязаемым Человеком. Сходит и рождается на земле происходящий с небес Христос.

С древности и доныне небо было местом духовных исканий, а также областью научных исследований. Люди во все века, начиная с эпохи мифического Икара и до настоящего времени телекоммуникаций, когда послания людей отражаются от небесной тверди и возвращаются на землю, обращали свой взгляд ввысь, пытаясь обрести ответы на тревожившие их вопросы бытия.

А в Церкви обращение гимнографа к небу всегда является неизменной богословской константой. Небо, о котором столько раз упоминается в Священном Писании, является местом, где воля Божия представляет собой данность, с которой сообразуются ангелы, небесные силы и святые. Церковь мысленно устремляет свой взор в этом направлении, ища решения из безвыходных жизненных ситуаций. И она не престает взирать ввысь, непрестанно молясь, ожидая и прося, чтобы и на земле установилась воля Божия.

Библейские фразы «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» или «да будет воля твоя, яко на небеси и на земли» (молитва Господня) открывают конечную цель спасительного акта вочеловечившегося Бога – «онебесение» мира, чтобы «люди избавились от заблуждения и злобы и познали истину и добродетель, чтобы не было никакого различия между небом и землей и гармоничным небом» (Гомилия 19:5) как пишет святитель Иоанн Златоуст. Царствие Божие всегда является нашим пунктом предназначения, а Рождество Господа – это восход «последнего дня», участие человеческого естества в Божественной славе, которую воспевали небесные ангелы в ту тихую ночь в убогом Вифлеемском вертепе.

Наша святая Церковь, и в особенности древняя Александрийская Церковь, которая осуществляет свою пастырскую и миссионерскую деятельность на бескрайних просторах континента будущего, в Африке, переживает вышеуказанные богословские истины в славословии, подобно ангелам Рождественской ночи, поскольку евангельская проповедь представляет собой славословие, ставящее цель, как мы уже говорили выше, «онебесения» мира. Открытие очередной епархии – это преддверие Царства Божия. Открытие прихода есть ни что иное, как осязаемое присутствие Христа в конкретном месте и времени до последнего славного пришествия Царствия Христова.

Внешне незначительный и смиренный происхождением Богомладенец, Который рождается в яслях среди животных и согревается их дыханием, есть славный Господь, Который не отождествлял Себя с сильными властителями мира, но с «меньшими» – простыми людьми из народа. От них он воплотился, с ними общался, их называл Своими братьями, и в их душах обрело свое место и произросло Его спасительное слово. И именно их Он соделал критерием нашей совести при последнем суде над человечеством, как это говорится в Евангелии от Матфея (25: 31–41). Таким образом Христос соделался авторитетным и бескорыстным борцом за человеческое достоинство, за честь и возвышение человека во всех концах вселенной.

То, что современная цивилизация считает своим приобретением, и то, что, к сожалению, неоднократно только на словах является так называемыми «правами человека», еще с Рождества Иисуса было основным принципом и преданием нашей Церкви. Основавший ее Богочеловек и Его святые последователи рассуждали о страданиях ближних не в теории, но разделяли с ними их тревоги и трудности и на деле, по любви к ним, добровольно испытали их злоключения.

Благословенные мои братья, Бог “оставляет” небеса, чтобы родиться в убогом вертепе, “приняв образ раба” (Флп. 2: 7), не прикрываясь мирским авторитетом и высокомерной властью. Он добровольно становится нищим, переселенцем, беженцем, жертвой человеческой нетерпимости. Он рождается в веси далеко от Назарета, бежит в омываемый водами Нила Египет, возвращается бедняком в отеческую землю и постоянно переходит с места на место, непрестанно проповедуя и исцеляя.

С Его Рождеством любовь входит в мир, облеченная в плоть и кость. Она становится единственным подлинным образом жизни, не убегая от ответственности, не превращаясь в молчание виновного и в нейтральность по отношению к обиженному и страждущему. Она не предлагает униженным жертвам нашей злобы фальшивые слова утешения или поддельные крохи культуры, но превращается в единственный путь, истину и жизнь для тысяч душ, подвергающихся опасности в Африке, Азии или на окраинах западных мегаполисов, которые жаждут преодолеть ежедневную рутину и вечную смерть. В эти места, как современные волхвы, поспешим и мы, если хотим говорить о сознательной христианской жизни, поспешим, чтобы предложить драгоценные дары нашей любви тем способом, каким это только возможно. И будьте уверены, что в скорбной улыбке, просиявшей на лицах этих людей, мы встретим Христа, сошедшего с небес.

Из глубины души желаю, чтобы новорожденный Спаситель защитил вас и даровал вам Свою богатую милость.

Феодор ΙΙ,
Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки.

Рождество Христово 2009

5 января 2010 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×