Возвращение. Заметки из «православной кругосветки»

Для человека нецерковного, пожалуй, довольно странное постановление было принято на недавнем заседании Священного Синода Русской Православной Церкви.

Заслушав очередной «отчет о проделанной работе», иерархи во главе с патриархом Алексием «постановили»: «Вознести благодарение Господу».

"Богослужение
Богослужение в Сан-Франциско. Фото: Михаил Родионов / Православие.Ru

Такова уж была «работа», о которой докладывали в этот раз Синоду. Речь шла о «торжествах, в ходе которых обретенное Русской Православной Церковью единство получило яркое выражение в различных частях Зарубежья». А если уж совсем на светский язык перевести: об удивительной акции – кругосветном путешествии по епархиям Русской Зарубежной Церкви.

Путешествие с иконой

Никогда еще ничего подобного не предпринимала ни наша, ни какая-либо другая Церковь. Икона Божией Матери «Державная» в сопровождении делегации Московского Патриархата и хора Сретенского монастыря отбыла из Москвы и посетила один за другим храмы в Нью-Йорке, Джорданвилле, Бостоне, Торонто, Чикаго, Вашингтоне, Сан-Франциско, Мельбурне, Сиднее, Женеве, Берлине, Мюнхене, Лондоне и Париже. После чего благополучно вернулась в Москву.

Так впервые в истории православная чудотворная икона совершила путешествие вокруг света. Впору делать заявки в Книгу рекордов Гиннесса, тем более что и еще много чего впервые происходило в ходе этой акции. Что ж, ведь и повод для нее был беспрецедентный.

Трудно переоценить всю историческую важность того события, что совершилось весной нынешнего года в московском храме Христа Спасителя, где был подписан Акт о восстановлении канонического единства в Русской Церкви. Это событие стало фактом не только церковной жизни. Его даже называли действительным окончанием Гражданской войны.

Однако и до, и после подписания звучало немало сомнений со стороны противников объединения. Говорили о том, что сближение с Москвой повлечет за собой раскол в среде «зарубежников», что прихожане зарубежных храмов не пойдут за иерархами под благословение Московского Патриарха.

Да и в Москве у многих оставались опасения или, во всяком случае, вопросы о том, что же в реальности происходит после подписания Акта в епархиях и приходах Зарубежной Церкви?

Сын атамана, потомок Рюрика

"Митрополит
Митрополит Онуфрий у мощей свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского. Фото: Михаил Родионов / Православие.Ru
В церковной лавке тесно и сумрачно. Полуденный час. Жизнь в храме замерла до вечерней службы. Один лишь человек неспешно движется между полок с книгами и иконами. Он долго ищет нужную мне книгу об истории этого собора. А когда находит, то отдает не сразу.

– Вы сможете передать одну мою просьбу, когда будете в Москве? Это очень важно.

Когда я спрашиваю его, о чем речь, он заводит разговор как будто совсем о другом.

– Мой отец не пошел бы сейчас к России и к Московской Патриархии, – говорит он. – Это был знаменитый казачий атаман – Михаил Алексеевич Таратухин. Однажды он поверил России – вернулся на Родину и тут же был арестован, много лет провел в тюрьме. Наши люди не раз сталкивались с подобным коварством. Но я лично таких кошмаров не видел, мне легче. А главное: я воспитан в Церкви, я – монах, архидиакон Андроник (Таратухин). Мне что скажет архиерей – я подчинюсь.

– Выходит, это только церковные власти так решили и вас обязали, а будь ваша воля – Вы, как Ваш отец, не поверили бы?

– Неправильный вывод, – говорит отец Андроник. – Говорю же: мне легче. А что – легче? Понять, что происходит у вас на самом деле. Даже вам, в России, не все у себя видно так, как нам отсюда, из Сан-Франциско. Путин, он молодец. Делает то, чего мы здесь давно от вас ждали. Церкви наши смогли воссоединиться ведь не потому, что в чем-то изменились, а потому, что Россия наконец становится другой. Это пугает врагов России, а нас радует.

Архидиакон отдает мне книгу, а я напоминаю, что он говорил о какой-то просьбе.

– Знаете, как фамилия семьи моей мамы? – спрашивает он. – Святополк-Мирские. Получается, что мои далекие-далекие дедушка и бабушка – князь Владимир и княгиня Ольга. Значит, живы еще Рюриковичи, понимаете? А просьба моя такая. Когда в Москву вернетесь, передайте, пожалуйста, Путину, что я хочу российского гражданства. Еще несколько лет назад даже мысли такой не было. А сейчас – очень хочу!

Большая перемена

Архидиакон Андроник – личность своеобразная. Однако позиция его в целом весьма характерна для очень многих людей в приходах Зарубежной Церкви, с которыми мне довелось беседовать во время нашего путешествия.

"На
На богослужении в Сан-Франциско. Фото: Михаил Родионов / Православие.Ru

– Впервые в жизни я оказалась в Москве в 1984 году, – говорила мне в Нью-Йорке Надежда Евгеньевна Бокова. – Тогда впечатления были сложные. Пожалуй, больше горечи и отчуждения в них присутствовало. Все казалось каким-то мрачным, неродным. А вот когда приезжала минувшей весной на подписание Акта, все чудесным образом переменилось. Я увидела совершенно другой город, другую страну.
Об этом же, но чуть другими словами говорили мне совсем непохожие друг на друга люди в разных концах земного шара. Австралийский предприниматель Виктор Усатов – в церковном дворике под Мельбурном. Канадский иконописец Алексей Мезенцев – на ступенях Троицкого собора в Торонто. Руководитель церковного хора в Бостоне, выпускник еще кадетского корпуса Владимир Руденко – за домашним ужином. Епископ Амвросий – в церквушке на берегу Женевского озера.

Впрочем, звучали в ходе наших встреч и другие мнения.

– Слишком рано все это произошло, так считаем я и некоторые другие наши прихожане, – сказал мне канадский винодел Юрий Милонов. – Как там оно будет дальше в России, сказать с уверенностью трудно, так что стоило бы еще подождать, хотя сейчас все развивается как будто в правильном направлении.

– Некоторые люди в наших приходах еще не приняли воссоединения, потому что пока не доверяют России, – объяснял нам такую позицию австралийский священник Михаил Протопопов. – Их совсем немного, в основном это те, кто пострадал от советского режима и не был в последние годы в России. За этим – страх и недостаток информации. Вот почему важны такие встречи, как наша. Чем больше их будет, тем меньше сомнений останется.

Точка зрения

Возможно, самый известный в России священник Зарубежной Церкви – это настоятель храма в Вашингтоне протоиерей Виктор Потапов. Он многолетний ведущий религиозной передачи на радиостанции «Голос Америки» на русском языке. Всегда был непримиримым противником Москвы. А теперь – горячий сторонник объединения.

– Нельзя быть христианином в отрыве от других верующих во Христа и вошедших в Его Церковь, – говорит отец Виктор. – По слову русского богослова Сергея Фуделя, «Церковь – это прекращение одиночества». Мы долго молились об этом дне, но все-таки не очень верили, что доживем до него. Даже многие молодые люди не думали, что доживут. И вот чудо случилось. Оно продолжается. Таково прибытие к нам иконы Божией Матери «Державная», которая ведь почиталась здесь, за границей, особенно. Нас с детства учили, что эта икона, явившаяся в день отречения государя от престола, как бы взяла на себя власть в России в знак того, что когда-то в будущем Россия снова станет домом Пресвятой Богородицы. И мы всегда в это верили.

Прекращение одиночества, о котором говорил отец Виктор, многие здесь называют спасительным для Зарубежной Церкви. Было видно, как искренне радуются люди в зарубежных храмах. Совершенно искренне звучали славословия в адрес Патриарха Алексия на совместных богослужениях и благодарности за то, что он благословил такую акцию.

Архимандрит Тихон (Шевкунов), наместник московского Сретенского монастыря, говорит:

– Мы все стали участниками исторического события. Ведь дипломаты, к примеру, в Австралии не случайно говорили нам, что только за год наши отношения с обширным русским населением этой страны резко потеплели. И во многом благодаря церковному воссоединению.

Мы показали, что Россия может не только саморазрушаться, она может сосредоточиться и начать с главного – восстановления единства.

А от скольких людей в разных странах мы слышали, что они наконец почувствовали себя частью России. Еще пять лет назад они бы сказали: мы – русские, но не имеем отношения к России. А сейчас хотят быть российскими гражданами, гордятся тем, что имеют отношение к современной России.

Валерий Коновалов

«Российская газета», 8 ноября 2007 г.

8 ноября 2007 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×