Ассирийцы… Большинство из нас, услышав это слово, наверное, вспомнит учебники по древнейшей истории. Однако ассирийцы – этническая группа, которая существует и сегодня. Более того, их предки одними из первых восприняли от апостолов веру Христову. Тем не менее Ассирийскую церковь постигла непростая судьба: расколы, уклонение в ересь, униатство, бегство от гонений... Но и в наши дни сохранилась православная ассирийская диаспора, на протяжении 2000 лет хранящая веру святых отцов. В Грузии она насчитывает около 2000 человек и нуждается в поддержке и помощи братьев по вере.
Двенадцать ассирийских подвижников
Судьба же Ассирийской церкви в это время складывалась драматически. В середине V века она откололась от Вселенской Церкви, приняв лжеучения архиепископа Нестория Константинопольского, который нечестиво учил о Богоматери и превратно толковал природу Господа нашего Иисуса Христа. Ересь Нестория была осуждена на Третьем Вселенском Соборе, а сам Несторий был предан анафеме, однако «несториане» канонизировали осужденного Церковью Нестория, его предшественника и учителя Феодора Мопсуестского, а также епископа Диодора Тарсийского, разделявшего их взгляды. Ассирийская церковь Востока, некогда исповедовавшая Православную веру, и сегодня почитает их в лике святых, а их учение, в частности, христология, является официальным учением этой церкви.
С ХV века среди ассирийцев начал распространяться католицизм. В ХVI веке, после многих интриг и междоусобиц, произошел раскол, разделивший Ассирийскую церковь на две: одна ее часть заключила унию с Папой Римским, и стала именоваться «Халдейской католической церковью», другая же продолжала следовать учению Нестория.
Но не все ассирийцы стали отступниками. Были среди этого народа и те, кто сохранили верность святоотеческой вере.
Грузия: схимонах во главе диаспоры
Большинство ассирийцев сейчас проживает в Курдистанских горах (Восточная Турция, Иран, Ирак), часть – в Грузии, России и в других странах. Первое ассирийское поселение в Грузии известно с XVIII века, но массовое переселение ассирийцев в эту страну произошло в период Первой мировой войны: политика Османской империи была направлена на истребление христиан, и они вынуждены были бежать.
Но еще раньше, в XIX веке, произошло замечательное событие. Община ассирийцев-несториан (во главе с епископами и священнослужителями), проживавших в пограничной с Россией персидской провинции Азербайджан, к западу от озера Урмия, присоединилась к Православной Церкви. Это начинание получило название «Урмийская духовная миссия»[2] и было, пожалуй, самой большой радостью Церкви и самым большим ее успехом со времени раскола V века! Часть принявших Православие ассирийцев позже перебралась в Россию, а часть – осела в Грузии. Православные богослужебные тексты были переведены для них на арамейский язык, и, благодаря компактному проживанию, они смогли сохранить язык и веру.
Советское «безбожное» время оказалось тяжелым для православной ассирийской диаспоры: новых священнослужителей не рукополагали, а из старых никого не осталось... Люди посещали русские и грузинские храмы, и там находили утешение.
Так продолжалось до распада Советского Союза. А в 1990-е годы с Запада хлынули протестанты, католики, несториане и халдеи (католики-униаты). Особенно усердствовали несториане и халдеи, основываясь на аргументе сохранения национальной идентичности, они пытались переманить ассирийцев, исповедующих Православие, в свою веру.
Грузинская Церковь встала на защиту своей паствы, открыв духовно-просветительский центр для ассирийцев, и поставив во главе общины этнического ассирийца, православного монаха, рукоположенного в Грузинской Церкви – схиархимандрита Серафима. Благодаря этому многие и многие не отпали от Православия, а те, кто был крещен в еретической Ассирийской церкви Востока, вновь приняли Православную веру.
Теперь у православных ассирийцев есть свой храм, где
службы ведутся на арамейском и грузинском языках. В селе
Канда, где, в основном, проживают православные ассирийцы в
Грузии, в скором будущем возникнет духовный и культурный
ассирийский центр. Кроме того, строится монастырь –
в честь 13-ти ассирийских отцов-подвижников. Четырнадцатым
отцом православные ассирийцы – а их в Грузии более
2000 человек – считают своего духовного отца,
схиархимандрита Серафима, возродившего и укрепившего
православную веру в их среде.
Представители Ассирийской церкви Востока относятся к
схиархимандриту Серафиму крайне негативно. Многие называют
его предателем. На это отец Серафим со скорбью говорит,
что Ассирийская Церковь Востока – изначально
православная и некогда единая со всеми – утратила не
только вероучительную чистоту, но и Таинства Церкви.
Исповедь, институт монашества – куда это всё
пропало? Почему не возрождается? Схиархимандрит
сокрушается, что его братья по крови, удалившиеся в ересь,
фактически стали иконоборцами: почитание икон у них почти
исчезло, не говоря об искажениях более фундаментальных,
касающихся вопросов веры и духовной жизни...
Православная же ассирийская диаспора в Грузии растет, у нее большие перспективы. Но она нуждается в материальной поддержке. Если халдейская и несторианская миссии финансируются извне, имея поддержку с Запада, то в православной ассирийской диаспоре об этом не может быть и речи. Все зависит только от инициативы каждого православного христианина, от его желания помочь возрождению этой древней Православной Церкви. Средства для строительства монастыря в честь 13-ти ассирийских святых отцов собирают всем миром. Строительство продолжается и сегодня. Каждый, читающий эти строки, может внести свою лепту в возрождение и укрепление Православия, в поддержку наших братьев и сестер во Христе, ассирийцев.
Связаться с представителями православной ассирийской диаспоры и почерпнуть более подробную информацию можно на: https://www.facebook.com/assurian.church?hc_location=stream.
«Кто не содержит во всей целости и неповрежденности учения Христа и Его Церкви, кто впал в ересь, тот отпал от Христа и Церкви, тот не имеет ничего общего с нею, тот лишен надежды на вечное спасение, которого сподобились все угодники Христовы… (Свщмч. Андроник Никольский. Слово в Неделю Православия // Творения. Книга II. Тверь, 2004. С. 8.)
Преп. Иосиф Оптинский – “Хотя в Пространном Христианском Катихезисе Православной Кафолической Восточной Церкви, в 11-м члене, сказано, что душам умерших к достижению блаженнаго воскресения вспомоществовать могут приносимыя за них молитвы, …но это говорится о душах православных христиан, и притом умерших с верою. – Душе же неправо верующего, умершего при своих заблуждениях, и не принесшего в них искреннего покаяния пред Господом, какая может быть надежда на спасение? – Молиться о ея спасении (Со святыми упокой…) нельзя; потому что при жизни неправовер не отрекся от своих заблуждений и не принес искреннего раскаяния в них пред Господом. ..К чему бы в Православной Церкви составлять особые “Чины” на присоединение римских католиков и протестантов к Православной вере, если бы и без того можно было молиться о спасении их душ?”
Заходите в группу к православным ассирийцам: vk.com/avit777