Европа христианская и постхристианская

Европейская карта уважения «прав человека» Европейская карта уважения «прав человека»
    

В интернете появилось симптоматическое высказывание одного из фрондирующих публицистов и политологов: «Дай Бог, чтобы во главе России встали умные и добрые люди, которые смогли бы с помощью остального мира провести эти процессы декоммунизации, детоталитаризации нашего общества, вернуть его в сообщество европейских, христианских или постхристианских, как угодно, народов».

Сообщество европейских народов упомянуто здесь всуе. России невозможно ни войти в Европу, ни выйти из нее, поскольку наше присутствие в ней – это географическая данность, не подлежащая ревизиям. Понятно, что под Европой в этом изречении подразумевается ее западный край и, вероятно, – раз туда входят и оттуда выходят – также и те балканские страны, которые были благосклонно допущены до присутствия в высоком сообществе. Как известно, этой блаженной участи сподобились процветающие «общества Восточной и Центральной Европы» – подразумеваются, вероятно, Румыния, Болгария и Албания, которым позволили «стать вновь частью единой Европы, стать частью атлантической системы безопасности». Характерно, что, отдавая дань реальному положению дел, знаменитый политолог вслед за «единой Европой» упоминает «атлантическую систему безопасности», в которой, как всем известно, главный компонент отнюдь не Европа, но страна, представляющая собой в географическом отношении антипод Европы, – та, что расположена по другую сторону Атлантики, так что, если уподобить это двусоставное существо комбинации слона и не-слона, слоном в ней окажется совсем не Европа. И вот, страны «Восточной и Центральной Европы», прилепившиеся к атлантическому сообществу, пережили «транзицию, переход от одного к другому», переход от былой бедности к современному процветанию, преуспеянию, изобилию, а злополучная «Россия никуда не перешла».

В этих пассажах каскад искрометных идей, каждая из которых заслуживает комментирования, например о коммунизме и тоталитаризме современной России и о том, как «добрые люди» будут ее лечить. Но более всего поражает поставление в одном ряду, через запятую, «христианских или постхристианских, как угодно, народов». Иными словами, главное, чтобы они были европейскими, а христианские они при этом или постхристианские – это уже, «как угодно», то есть безразлично: одинаково хорошо и то, и другое. Что ж, для религиоведа и христианство, и постхристианство – предметы, заслуживающие изучения, но может ли христианин быть одинаково доволен, когда он видит свою страну включенной в мир христианский или вовлеченной в постхристианское сообщество, лишь бы только оно было атлантическим, иными словами – состояло под протекторатом атлантической сверхдержавы, – это тема, коснуться которой уместно, потому что автор изречения, хорошо известный в церковной среде, и в прошлом позиционировал себя как христианин, и до сих пор не заявлял о своем отречении, даром что иные из его высказываний на общественные и политические темы перестали заметным образом отличаться от тирад откровенных хулителей Христа и Церкви.

Сыграем в настольный теннис? В церкви Санта Лючия в Монтескальозо никто больше не должен сидеть тихо. Фото: Andrea Di Martino / Picturetank / Agentur Focus Сыграем в настольный теннис? В церкви Санта Лючия в Монтескальозо никто больше не должен сидеть тихо. Фото: Andrea Di Martino / Picturetank / Agentur Focus
    

Естественно или противоестественно одинаково ценить и любить христианскую и постхристианскую Европу?

Такие выражения, как «постхристианская» и «христианская» Европа, «советская» и «постсоветская» Россия, прямыми антонимами и в самом деле не являются, но употребляются они всё же не для того, чтобы указать на хронологическую последовательность эпох, но чтобы противопоставить обозначаемые объекты друг другу. Понятно, что та эпоха, к названию которой присовокупляют «пост-», несет на себе черты предшествующего времени, но доминируют в ней уже новые качества, контрастные тем, которые составляли лицо предшествующей эпохи. Можно или нельзя, естественно или противоестественно одинаково ценить и любить ту и другую Россию или ту и другую Европу? Можно, конечно, если предметом любви служит нечто не подлежащее переменам: «Но я люблю – за что, не знаю сам, – / Ее степей холодное молчанье, / Ее лесов безбрежных колыханье, / Разливы рек ее, подобные морям», – это стихи М.Ю. Лермонтова о его любви к России. Восхищения заслуживают и Альпийские горы, независимо от того, в какой фазе исторического процесса пребывают народы, обитающие на их склонах и в их ущельях. Можно и в современной пост-Европе любить и ценить то, что сохранилось, что уцелело в ней от прежней христианской Европы, пройдя через катаклизм революционной катастрофы или, как изящно выражается почтенный автор, пережив «транзицию» от прежней реальности к постреальности, подобно тому как православные христиане, жившие в советской России, любили Россию не за то, что она советская, а потому, что и под наброшенной на нее советской оболочкой она оставалась Россией с ее тысячелетней христианской историей.

Но сохранились ли у современного постхристианского Запада черты его христианского прошлого? Разумеется, сохранились. Еще в XIX веке наследник славянофилов и почвенник Ф.М. Достоевский писал о любви к священным камням Европы. Эти камни, эти соборы высятся и по сей день в городах Запада. И не только священные камни соборов, но и живые человеческие души, унаследовавшие завещанную от предков веру и стремящиеся жить по своей христианской совести, там тоже есть. Но тон современному Западу задают ныне отнюдь не христианские, а противоположные им ценности – те самые, которые как раз и называются «пост», в то время как христианство на Западе пребывает в загоне. Чтобы игнорировать очевидную противоположность христианских и постхристианских ценностей, христианской и постхристианской морали, чтобы ставить через равнодушную запятую христианскую и, если угодно, постхристианскую Европу, требуется высокий градус олимпийской постмодернистской невозмутимости.

В действительности силы, господствующие на Западе, отнюдь не склонны ставить христианство и «постхристианство» на одну доску

В действительности, однако, силы, господствующие на Западе, отнюдь не склонны ставить христианство и «постхристианство» на одну доску. Те политики, которые правят в современной постхристианской Европе, бегут, если прибегнуть к известной поговорке, как от ладана, от всякой хотя бы и самой деликатной и робкой попытки обозначить исторически бесспорную преемственную связь «Европы», что в данном случае значит собственно Европейский Союз, со своим прошлым – с Европой христианской.

Светофор в Вене Светофор в Вене
    

Пропагандисты постхристианского Запада заявляют о правах человека как высшей ценности, но под ними подразумевают специфические права. С самым рьяным энтузиазмом в постхристианской и постмодернистской Европе защищают не все вообще права человека, а право на эвтаназию, на выведение гомункулуса, на перемену пола, на однополые браки. На политическом Олимпе современного Запада уже была изречена директивная формула о том, что права человека – это собственно права лиц с девиантной ориентацией. И этот классический афоризм лежит в основании законодательных актов Евросоюза и в законоприменительной практике государств постхристианской Европы. Отважных обличителей пороков там бросают в тюрьмы. Священники и миряне разных христианских конфессий уже поплатились свободой за обличение противоестественных грехов с амвона. В Швейцарии суд вынес обвинительный приговор пастырю за публикацию в одной из газет всего лишь цитаты из Первого послания апостола Павла к Коринфянам: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6: 9). Судьи на этом процессе горой встали на защиту неотъемлемых прав блудников, идолослужителей, прелюбодеев и мужеложников на наследование Царства Небесного и приговорили обвиняемого к лишению свободы. Такие вот радужные перспективы разверзлись для западных европейцев. Именно в эту «христианскую или, как угодно, постхристианскую Европу» нас и зовут, а лучше сказать, такую именно Европу с подобными судами и судьями нам хотят устроить здесь, на месте, с доставкой на дом, «добрые люди» «с помощью остального мира». Под «остальным миром» расисты обыкновенно подразумевают, конечно, не весь мир, в котором проживают 7,5 миллиардов человек, но «атлантическое сообщество», удостаиваемое звания цивилизованного золотого миллиарда.

В Швейцарии суд вынес приговор пастырю за публикацию в газете всего лишь цитаты из Первого послания апостола Павла к Коринфянам

Постхристианская Европа – это не восстание революционных радикалов былых времен против устоев старого мира, вместо которого они стремились здесь и сейчас, немедленно построить Царство Божие на земле – хилиастская закваска революционных движений средневековой и новой Европы очевидна. У постхристианской и постмодернистской Европы иной пафос – устроиться так, как если бы Господь Иисус Христос не приходил никогда в этот мир. Предвосхищая господствующую мораль этого «сообщества», Ф.М. Достоевский обозначил ее краткой формулой: «заголимся и обнажимся»: «Ах, как я хочу ничего не стыдиться! – с восторгом воскликнула Авдотья Игнатьевна» (это из замогильных, своего рода постземных мечтаний почтенной дамы, которым она предается во включенном в «Дневник писателя» рассказе «Бобок»).

Напоминает ли нам этот «прекрасный новый мир», пришествие которого предвидел Достоевский, что-нибудь из прошлого, из ушедших эпох? Напоминает, конечно. Отчасти это похоже на «пиры во время чумы», случавшиеся в средневековье, – припадки лихорадочного и бесстыдного веселья, известные и из хроник, и из беллетристики – из знаменитого «Декамерона». Но то были лишь мимолетные выпадения из русла жизни – серьезной и трудной, исполненной высокого смысла. Духовная атмосфера современного постхристианского пиршества обнаруживает более близкие параллели с тем миром, который являло собой римское общество времен упадка.

Кадр из фильма Феллини «Сатирикон» Кадр из фильма Феллини «Сатирикон»
    

Духовная атмосфера современного постхристианского пиршества напоминает римское общество времен упадка

В эту самую атмосферу и нас пытаются погрузить, а в 1990-е годы казалось уже, что эксперимент с «транзицией» прямиком из коммунизма в постхристианство триумфально состоялся. В ту пору возникало впечатление, что и русские люди, по меньшей мере «новые русские», попали под обаяние «прекрасного нового мира», что и мы заразились и безнадежно отравились его миазмами. Иные из живописных бытовых картинок тех лет, обнародованных ради популяризации через телевидение и интернет, словно срисованы были из «Сатирикона» Петрония. Популярные у нас в ту пору анекдоты о «новых русских» воспринимаются как реплики из этого романа. Вот, например, столь легко узнаваемый портрет бравого нувориша при его появлении в пиршественном зале – триклиниуме, куда его торжественно вносят из бани: «Его скобленая голова высовывалась из ярко-красного палия, а вокруг и без того закутанной шеи он еще намотал шарф с широкой пурпурной оторочкой и свисающей там и сям бахромой. На мизинце левой руки красовалось огромное позолоченное кольцо; на последнем же суставе безымянного… настоящее золотое… А чтобы выставить напоказ и другие драгоценности, он обнажил до самого плеча правую руку, украшенную золотым запястьем и еще скрепленным сверкающим бляхой браслетом из слоновой кости». Свои несметные богатства вольноотпущенник, или, что то же, либертин, Тримальхион, по его собственному признанию, стяжал тем, что «четырнадцать лет по-женски был любезным» своему хозяину, который, будучи бездетным, в благодарность за услуги раба завещал ему свое состояние. Для тех, кто отвык от чтения, можно рекомендовать фильм Ф. Феллини, который так и называется «Сатирикон». Толчком к его созданию послужила режиссеру «сладкая жизнь» современных ему уже не либертинов, но либертарианцев.

Римская цивилизация в том своем состоянии, которое отразилось в «Сатириконе», в конце концов обнаружила свою нежизнеспособность, свою обреченность – по причине простой и очевидной: кому была охота защищать с оружием в руках, рискуя жизнью, благоденствие оскотинившихся Тримальхионов. Спасла Рим его радикальная трансформация – принятие императором Константином, а вслед за ним, хотя и не сразу, и всей империей Благой Вести о Христе и спасении мира Его крестной смертью. Ныне же пропагандисты постхристианского «атлантического сообщества» предлагают миру «транзицию» в обратном направлении.

Как изображали Россию и другие страны Европы сами европейцы в 1877 г. Как изображали Россию и другие страны Европы сами европейцы в 1877 г.
    

В своем интервью апологет, если угодно, постхристианской Европы пророчествует, называя сроки с точностью до года: «России грозит нищета и очень широкий системный экономический кризис, что, естественно… вызывает социальные беспорядки… Так что перспективы 2015 года мне представляются очень мрачными. Конечно, я не пророк, я ничего не могу говорить о том, в какой форме это произойдет. Но, безусловно, в нынешнем своем положении Россия долго существовать не сможет, этот год, 2015-й, в нынешнем положении не переживет», – иными словами, снова, как и 100 лет назад, «в терновом венце революций грядет шестнадцатый год». Но не будем пугаться. Поживем – увидим, скорее все-таки – не увидим, не «грядет». Это пустые и тщетные ожидания, когда желаемое выдается за непременно сбывающееся.

А вот, подражая провидцу, по скромности не желающему величать себя пророком, хотя и не пытаясь при этом сравниться с его даром, достойным Кассандры, не претендуя на хронологическую определенность и опираясь лишь на очевидные доводы, можно предположить другое – что нет шансов на долгое и безмятежное существование западной цивилизации в ее постхристианском, постмодернистском виде, потому что в случае чего многим ли захочется защищать ценой собственной крови судей, бросающих людей в тюрьмы за одно только напоминание о последствиях греховной жизни ссылкой на слова апостола. Трудно сказать, чем кончится эксперимент с устроением общества, в котором утрачен дар различения добра и зла, в котором христианские и постхристианские ценности ставятся в один ряд, через равнодушную запятую, как одинаково привлекательные для нас магниты: повторным крещением Запада, у которого ныне отбивают память о его христианских истоках, его действительным закатом, в свое время предсказанным проницательным мыслителем О. Шпенглером (причем в подлиннике его книга называется более корректно, чем получилось в переводе: «Der Untergang des Abendlandes» – «Закат Запада»), вытеснением его другой цивилизацией, не утратившей смыслов и веры, либо регенерацией опытов строителей Валхалы из «Аненербе» – знать этого нам не дано. В любом случае у Господа Свои и непостижимые для нас планы: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь. Но, как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55: 8–9).

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
О цивилизованных и нецивилизованных народах О цивилизованных и нецивилизованных народах
Прот. Владислав Цыпин
О цивилизованных и нецивилизованных народах О цивилизованных и нецивилизованных народах
Протоиерей Владислав Цыпин
Наши «западники» по сути агитируют за перспективы радикальной революции антропологического характера, а не за «цивилизованность».
НедоЕвропа и пост-Европа НедоЕвропа и пост-Европа
Сергей Худиев
НедоЕвропа и пост-Европа НедоЕвропа и пост-Европа
Сергей Худиев
Требование «Европы» проводить гей-парад с участием высших городских чиновников побуждает задуматься о Европе и отношении к ней.
Европа и ее ценности Европа и ее ценности
Петру Молодец
Европа и ее ценности Европа и ее ценности
Петру Молодец
Вот новый ежедневник, изданный Еврокомиссией и бесплатно распространенный в школах на всем пространстве Евросоюза. Богато иллюстрированный, ежедневник включает обзор праздников сразу нескольких религий – иудейской, мусульманской, индуистской и т.д. – и приводит некоторые сведения о них. Вот только «забыли» в нем упомянуть о христианстве и указать хоть какой-нибудь из христианских праздников – как будто их и нет совсем!
Комментарии
Василий Н.15 июля 2015, 14:29
Антонию

Я так понимаю, вы радуетесь вымиранию западноевропейских народов?
Антоний16 июня 2015, 15:51
Добрый день, братья и сестры! Я не устану повторять: цивилизация может существовать длительное время только в условиях налаженного цикла воспроизводства общества. То есть когда рождаемость не уступает смертности, а новые поколения усваивают традиционную духовность и культуру. Как только наступает кризис духовных ценностей - цикл воспроизводства нарушается, нарастают демографические проблемы и в итоге цивилизация рушится. Так было, например, с Римом, изжившим себя в разврате. Так будет и с Евросодомом, который вслед за вымиранием либеральных коренных народов канет в Лету. Ждать, судя по всему, в исторических масштабах недолго - лет 50-100. Ведь долгие два тысячелетия именно христианство было духовной основой общества. Именно христианские корни имеет современная европейская цивилизация. А дерево, лишившиеся корней, как известно, засыхает. Евросодомская цивилизация поставила во главу угла уровень наслаждения. Больше заработай, больше купи, круче отдыхай, не трать жизнь на семью, детей и прочую чепуху, наслаждайся сполна! Вот только если нет детей, воспринять новые "ценности" будет некому. А детей у либеральных коренных жителей и вправду нет. Так что унаследовавшие европейские земли потомки мигрантов, ненавидящие либерализм, быстро установят в пришедшей на место Евросодому Еврабии шариат.
Павел10 июня 2015, 22:50
НН, честно, с Вашей стороны. Скажу, что я погорячился насчет "перевернула оценку всей статьи", статья-то действительно неплохая, но говорить с оппонентами надо. Я считаю, что навязыванием нам определенного рода ценностей занимаются лишь немногие из них. Основная их часть поддается переубеждению, было бы только наше слово нравственно чистым, а не только и не просто убедительным. Относительно Крыма могу сказать, что не понимаю, почему небольшая часть нашей интеллигенции выступила против его возвращения в состав России.
НН 7 июня 2015, 13:29
Павел:
"Мда... Когда я написал, что к статье "и добавить нечего", я и не предполагал, что автора критикуемых идей всё же назовут. Автора назвали, но это, увы, перевернуло мою оценку всей статьи. Я впервые слышу об этом человеке, однако думаю, что в Синодальную Библейско-богословскую комиссию просто так абы кого не назначают! Да не в авторитете этого политолога дело!"...

И напрасно узнавание автора цитаты перевернуло вашу оценку всей статьи. А.Зубова мало кто знал до того, как он один из первых (если не первый) заявил, что Россия аннексировала Крым.(Кстати, будучи профессором МГИМО - официальной кузницы кадров государственной дипломатии). Мы с ним являемся прихожанами одного храма - так уверяю вас, что и на приходе знали только, что он преподаёт в МГИМО. Известность преобрёл тольк после своего скандального заявления. Но его не поняли... Или соглашайся с главой МИДа Лавровым (или промолчи), или честно заяви о своей позиции и уйди в отставку. Тогда понятно. Кусать кормящую руку - не пороядочно.
Статья хорошая. Спасибо,о.Владислав.
Павел 7 июня 2015, 01:28
Мда... Когда я написал, что к статье "и добавить нечего", я и не предполагал, что автора критикуемых идей всё же назовут. Автора назвали, но это, увы, перевернуло мою оценку всей статьи. Я впервые слышу об этом человеке, однако думаю, что в Синодальную Библейско-богословскую комиссию просто так абы кого не назначают! Да не в авторитете этого политолога дело! Вот представьте себе: вы лично общаетесь с европейцем, исповедующим эту самую "толерантность", а часто и "радужные" ценности, и слышавшим о Христе только плохое с младенчества. Вы, что, будете общаться с ним (вот Милонову уже довелось, забыл, с кем у него была личная встреча из западных апологетов гомосексуализма, тот решил взять у Милонова интервью для фильма) языком и идеями статьи уважаемого батюшки? Не думаю. Думаю, что батюшка и сам не станет, его статья полемическая, а личное общение - совсем другое. Вся беда в том, что основная часть нашего народа, увы, на это способна. Лозунгами мыслим, господа, не имеющими отношения к реальному человеку! В случае упомянутой встречи Виталия Милонова с гей-активистом именно так и произошло, режиссер вернулся в свою Англию, ощутив между собой и нашим депутатом стену.
крестьянин 4 июня 2015, 20:48
в старину на Руси говорили, что истинно вольные люди - вольные по воле Божьей, а не царской или панской, не ироды, не душегубы и не рабы греха
Лариса Воронина 4 июня 2015, 15:26
Ксения:
/Куда дальше, если в Киеве скоро проведут гейпарад.... Это уже предел./

Это только начало. Каждый раз, когда мы думаем "это уже предел", вести оттуда нас разубеждают: предела падению не будет.
Татьяна 4 июня 2015, 15:22
Кто просил автора? Вот он - Андрей Зубов-историк, религовед бывший прфессор МГИМО, доктор исторических наук, член Синодальной Библейской-богословской комиссии и т.д. и т.п. В интернете очень много растиражировано его замечательных высказываний о русских и России её экономике. Так, что цитата которой начинается статья не единственная. Очень плодовитый, творчески одаренный человек.
Александр 4 июня 2015, 08:27
Сергий, у вас ошибка в числах. Вот исходные данные (http://www.levada.ru/30-04-2014/soblyudenie-velikogo-posta), из которых видно, что полностью постились 3%, частично соблюдали пост 17%, только последнюю неделю 8%. Всего 28%, т.е. почти треть населения, конечно с погрешностью 3,4%.
Т.е. почти треть (а не 2%) населения понимает, что это важно, и даже от обычной еды ради этого важного отказались. Это еще не считая инославных братьев-христиан, которые тоже имеют практику поста.

Вывод:
а) Вы как минимум путаете текущее состояние и тенденцию.
б) желаемое (по закавыченным словам в Вашем посте видно) выдается за действительное.
в) из п. б) следует, что у Вас вряд ли есть _собственная_ статистически достоверная информация о возрастном составе прихожан.

Ну и конечно, обращаясь ко всем, надо делать всё, чтобы ситуация в России становилась лучше.
Сергий 4 июня 2015, 00:26
А с чего Вы взяли, что в России ситуация лучше? Она гораздо хуже. Например, по статистике (Левада) 2014 года Великий Пост соблюдали всего 2%(!) населения. Ситуация с "постхристианской Европой" преувеличена, говорю это как человек, который не раз был в Западной Европе, посещал католические храмы и богослужения. Посмотрите лучше на Россию: я не вижу молодежи и людей среднего возраста в храмах. Мужчины на службе вообще редкие гости. По поводу гомосексуализма и прочих "извращений"... поймите одну вещь. На Западе все на виду, не скрывается. Там не прячутся, например, инвалиды колясочники (как у нас, ибо у нас условия не созданы) они активны в социуме настолько, насколько это возможно; там не скрываются геи и лесбиянки . У нас гомосексуалистов и вообще всякого рода "безобразий" не меньше, как не больше, но они "в тени", не афишируются.
Ксения 4 июня 2015, 00:24
Спасибо за статью Батюшке Владиславу, но пора уже говорить нам все до конца. Лучше то уже не будет. Только бы спасти души свои и своих детей уберечь. Апокалипс конечно, мерзость запустения уже на уровне животных. теперь все условия для воцарения князя тьмы созданы. Куда дальше, если в Киеве скоро проведут гейпарад.... Это уже предел.
Алексей 3 июня 2015, 12:22
Постхристианских народов (языков) не будет, как не было и дохристианских. Неужели Адам или Авель... не были знакомы со Христом?
Людям оставлена фраза"...не прейдет род сей, как всё сие будет...". Далее идет указание на Ноя...
"Род сей"-это и есть народы и до Христа и после, включая нас. А кто такие "РОД НЕ СЕЙ". Кто они? На кого указывает Господь? Толкований много...
Искусственное зачатие в совокупности с мужеложеско-лесбийским укладом бытия. Эвтаназия (об абортах уже и говорить неуместно - это сложившая норма). И всё это при поддержке представительной власти народа. Подчеркиваю представительной власти, не исполнительной. В мире появятся нечеловеки, квазичеловеки, не род сей. Уже появляются.
Воля на рождение и смерть плавно отнимается у Бога. Где место Бога в этих процессах? Используются только Его дары, "технологии" рождения и смерти установленные Богом. О душе ни слова, о Духе молчание. Только плоть, физиология, биотехнологии... Уже ломается естественное Право, Культура, Обычай, Техно мир нависает над Природой неруковотворной...
Чем это всё закончится? Не постхристианством, но апокалипсисом.
Спасибо батюшка за статью! Если в чем ошибся, простите.
Екатерина 3 июня 2015, 09:54
Постхристианская "культура" проникает и в Россию, все крупные города заражены ею как чумой. Трудитесь, дорогие родители, объяснять детям доходчиво и с любовью в чём мерзость этой "культуры". Не думайте, что дети без Вас разберутся, школа, увы, часто сама дезориентирована или просто равнодушна к этим вопросам. Просто оторвать детей от общества - тупиковый путь и насилие, оставляя же детей в обществе, мы неминуемо подталкиваем их к встрече с противоестественной идеологией постхристианства, поэтому следует в духовном смысле держать их за руку: воспитывать детей хранителями и защитниками истинных ценностей мира Божьего. Помоги нам, Господь!
valerak 3 июня 2015, 06:33
Спаси Господи! Главное хранить верность Господу и Богу нашему Иисусу Христу! А уж Он нас точно не оставит!Вот только так, соглашаясь с словами Сергея и уповаю на дальнейшую жизнь и хотя я уже пожил хочется достойной жизни детям и внукам.
Валерий Ивкин 2 июня 2015, 22:07
Да что тут обсуждать, пора вводить статью в уголовный кодекс за мужеложество для активных, а для пассивных стационарное лечение в психушках, может некоторые исправяться. Для лиц, облеченных властью, однозначно, тюрьма с таким пороком. ТОЧКА!
Павел 2 июня 2015, 21:01
Красноречивая статья, написано, как и подобает писать настоящему пастырю. Начинал читать ее, заранее предполагая, будто бы встречу очередную агитку - ан нет! И добавить нечего. Разве что то, что человек не может оставить Бога, даже если он сильно этого захочет. Жизнь иначе потеряет.
Борис 2 июня 2015, 20:06
Где первоисточники того, что в ШВейцарии посадили в тюрьму за цитирование апостола Павла. Не выдумка ли это?
евгений 2 июня 2015, 15:33
А кто же,все-таки,этот таинственный автор,цитируемый и через строчку упоминаемый в статье.Хотелось бы знать. АВТОРА-АВТОРА!
Иоанн 2 июня 2015, 14:11
Относительно "декоммунизации". А Шариковы и Швондеры Россию не покидали. Они и их потомки живут и радуются жизни. Эти категории людей преуспевают. Поэтому ни мира, ни добра ждать не приходится. Прогнозы самые плачевные и для Украины и для России. К чему привели междуусобные войны русичив - к монголо-татарскому игу. Поэтому будущее за представителями азиатских и исламистских народов.
Ирина 2 июня 2015, 11:38
Я не хочу такой жизни как в Европе.Хочу как раньше Россия и Украина жили мирно.Хочу чтоб была Киевская Русь с начала Крещения.Пусть будет мир на всей Земле!
Сергей 2 июня 2015, 10:05
Спаси Господи! Главное хранить верность Господу и Богу нашему Иисусу Христу! А уж Он нас точно не оставит!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×