Православный календарьПравославный календарь
Три выдающиеся епархиалки
Мария Тоболова
Три подруги всегда вспоминали годы, проведенные в стенах епархиального училища, как самые счастливые, лучшие годы их жизни.
Образы Божией Матери в каноне Субботы Акафиста
Мон. Софроний (Вишняк)
Этот канон в высшей степени торжественен, прекрасен и может быть по праву назван поэтическим шедевром.
«Открытая школа в зоне военного конфликта – это символ нормальной жизни для детей»
О русской православной школе в Вифании
Когда ты чувствуешь себя уязвимым и незащищенным, окруженным злом, единственный путь, по которому может прийти помощь, – Господь.
Учение старца Филофея и современность
Прот. Владислав Цыпин
Все ли благополучно с приверженностью традиционным религиозным и нравственным ценностям, на страже которых призван стоять Третий Рим, в современной России?
Старец Клеопа (Илие)
К 25-летию со дня кончины старца
Когда будущего старца Клеопу постригли в монахи, ему было всего 25 лет, а скитские отцы уже смотрели на него как на маститого наставника.
Давид Гиоргобиани о преподобном Гаврииле (Ургебадзе)
Отец Гавриил показывал нам иной мир, показывал Христа – живого и действующего.
Хрестоматийная история
Ин. Наталья (Каверзнева)
Он стремительно пробегает всё расстояние от ворот до храма, взлетает по лестницам, хватает ручку двери, дергает ее… а она не открывается.
В атмосфере чуда
О помощи Божией, сопровождающей восстановление храма
После погружения в историю поселка и прихода было уже невозможно не приступить к возрождению храма.
Расстриги на службе глобалистам
Прот. Владислав Цыпин
Единственным мотивом неповиновения Священноначалию остается мечта о победе не России, но над Россией.
Торопец. 18 сентября 2024 года. Будни взаимопомощи
Уже через час появились первые объявления: «Старая Торопа. Приму людей»; «Андреаполь. Размещу семью. Тел. …»; «Нелидово. Микроавтобус. Готов вывезти 8 человек»...

Сидеть им еще много лет — но души их уже на свободе

Фоторепортаж с праздника Покрова в Бутырской тюрьме

Как священник переживает исповедь убийцы? Почему одна из его главных задач — научить не мстить? Чем могут помочь заключенным волонтеры? Почему стены «Бутырки» — «намоленные»? Что помогает тюремному священнику нести свое служение? О жизни тюремного прихода и духовном окормлении заключенных мы поговорили со старшим священником храма Покрова Пресвятой Богородицы в бутырском изоляторе протоиереем Константином Кобелевым.

    

Основное помещение храма закрыто на ремонт, но служба все равно совершается ради престольного праздника Покрова Божьей матери — пусть и в пономарке, подсобном помещении при алтаре, где не так много места.

    

— Мы совершаем службы три раза в неделю, — рассказывает старший священник в храме Покрова Пресвятой Богородицы в бутырском изоляторе, протоиерей Константин Кобелев. — За последние 12 месяцев мы провели 143 Литургии, и на них было более 1600 заключенных.

    

— На службы приводят заключенных, но так как заключенных много, и не все могут прийти одновременно, их приводят отдельными группами. А также, уже самостоятельно, сюда приходят осужденные, избравшие местом своего пребывания отряд хозяйственного обслуживания. Они и составляют основу прихода. Из их числа в храме есть и алтарники, и чтецы, и звонари. Руководство тюрьмы идет навстречу и назначает в хозотряде людей, которые постоянно находятся в храме: у них есть и другие задания, но на время службы их всегда отпускают в храм.

    

—Но тюремное служение невозможно без участия уже воцерковленных мирян. Поэтому к нам приходят волонтеры. Например, сотрудники недавно открывшегося Центра помощи семьям осужденных, участники движения «Сорок сороков», волонтеры по переписке, участники кружка по изучению новомучеников, семинаристы и другие.

—В последнее время к нам часто приходят ребята из Николо-Угрешской семинарии. Не только на службы: уже много лету нас существует евангельский кружок, начало ему положила Наталья Пономарева, руководитель Центра духовной поддержки православных общин в заключении при миссионерском факультете православного Свято-Тихоновского государственного университета; она со своими помощниками тоже была на Празднике. Заключенные готовятся к занятию заранее, читают Евангелие, а потом разбирают и обсуждают прочитанное вместе со студентами или со священником, рассказывают, как они понимают Евангелие. Студенты иногда приглашают на встречи и своих преподавателей. Например, недавно с лекцией приходил доктор исторических наук Владимир Михайлович Лавров. Он рассказывал историю начала XX века и старался изложить как-то попроще— мол, заключенные, вдруг не поймут. А после занятия ему стали задавать вопросы — и настолько глубокого уровня, что он даже сказал: «Если бы я знал, я бы иначе построил свою лекцию!»

    

—Эти же семинаристы летом провели у нас товарищеский матч по футболу между студентами и осужденными — и, кстати, основное время закончили вничью, 7:7, и только по пенальти победили семинаристы.

    

—К празднику Покрова наша гостья Людмила Куликова, автор книг о преподобноисповеднике Гаврииле (Игошкине), организовала для нас небольшую выставку, посвященную этому святому. Он был священником Марфо-Мариинской обители милосердия, его очень любила великая княгиня Елизавета Федоровна. Сидел в Бутырке трижды, а в общей сложности в тюрьмах и лагерях он провел 17,5 лет.

    

Людмила Куликова привезла в наш храм ковчег с его мощами и некоторые документы: протокол обыска, справку об освобождении, рукописные молитвы, которые прошли с ним через заключения. Среди них три молитвы, которые будущий святой сочинил сам — Спасителю, Божьей Материи Архангелу Михаилу. Это молитвы о свободе — и мы даже решили прочитать их на молебне.

    

    

По традиции после Литургии священники и волонтеры посещают камеры, поздравляют всех заключенных и дарят им подарки — книги, иконы, крестики, сладости.

Фото предоставлено протоиереем Константином Кобелевым Фото предоставлено протоиереем Константином Кобелевым
    

Это рисунок на стене одной из камер: преподобный Серафим Саровский, мечеть и надпись: «Спокойно, терпеливо, без возмущения и недовольства, не теряя надежды на милость Творца, молись, терпи, молчи». Отцу Константину этот рисунок кажется очень символичным: «В противоположность всем политическим и религиозным конфликтам в тюрьме никакой вражды нет. Когда в Бутырке был только православный храм, —рассказывает отец Константин, — на службу приходили люди целыми камерами, в том числе и мусульмане. Хотя бывало, мы идем с крестного хода, а они в стороне кричат: «Аллаху акбар» (что значит “Аллах—величайший”). Но они делали это, скорее, не из агрессии, а из-за того, что хотели показать: они тоже верят.

    

Мы поздравляем с праздниками и православных, и мусульман. Заходим в камеру, благословляем православных, а мусульманам просто жмем руки. И это всегда всеобщая радость. А несколько лет назад в тюрьме открыли и мечеть, и обстановка стала еще более миролюбивая».

    

—Многие люди спрашивают, как мы служим при тюрьмах, окормляем заключенных, ведь это так тяжело. Но, на самом деле, гнетущего ощущения здесь нет — ведь это место очень намоленное, и мы постоянно чувствуем молитвы новомучеников, которые прошли через заключения в этих стенах. Этим мы и живем.

— Однажды я под гнетом каких-то житейских обстоятельств в унынии шел на службу и думал: вот, мол, идти еще исповедовать — а не известно, кто еще попадется, не дай Бог, какие-нибудь страшные убийцы… Пришел — и один за другим мне стали попадаться осужденные за убийство! Но служба заканчивается, я иду по территории изолятора и вдруг чувствую величайшую радость. Для меня это было большим чудом.

    

Заключенные и сами приходят к тебе очень угнетенными, на кого-то обиженными — а ведь на Причастие нельзя идти с обидой в душе. Поэтому в тюрьме мы обращаем особое внимание на то, чтобы за время исповеди они смогли простить своих обидчиков, перестать думать о мести. И когда батюшкам удается снять эти узы с души, что-то объяснить, открыть другой путь. Когда они видят, как на их глазах люди выходят на свободу — пусть отбывать свой срок им еще много лет, но в душе они уже свободны — это окрыляет и придает силы.

    

Поэтому неизвестно, кто больше получает — сидящие или приходящие. С одной стороны, мы, приходящие, приносим им Христа, а с другой стороны, через это мы сами деятельно постигаем Евангелие, исполняем заповедь о посещении узников, которую дал Господь — в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25:36).

Фото Владимира Ештокина

Владимир Ештокин, Дарья Баринова

Источник: Фома.Ru

19 октября 2015 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 45 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×