Как же тяжелы были удары воинствующего атеизма, в XX веке ставшего в нашей стране официальной идеологией, если даже спустя четверть столетия с начала массового восстановления храмов и обителей, приходской и монастырской жизни остается много церквей, которые требуют срочной реставрации или хотя бы консервации до лучших времен. В их числе – Петропавловский храм в урочище Еделево.
К западу от Чирикеева находится одно из самых удивительных мест Майнского района Ульяновской области – урочище Еделево. В 1653 году здесь, через пять лет после основания Симбирска, российский государь Алексей Михайлович пожаловал семи мордовским мурзам, принятым «на государеву службу», земли по берегу речки с библейским названием Иерусалимка (зачем-то переименованной в Руссалимку).
Вскоре большая часть земель осталась за одним из них – князем А.П. Еделевым, основавшим здесь деревушку. Его сын И.А. Еделев построил в ней в 1729-1737 годах деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла, и деревня превратилась в село Петропавловское – «Еделево тож». Среди его владельцев позднее мелькали многие дворянские фамилии: Теряевы, Ушаковы, Винтер, Гершау, Берви, Карч-Карчевские.
В 1888 году Петропавловская церковь сгорела, потому в селении был построен молитвенный дом и освящен престол во имя святителяНиколая Чудотворца. А в 1895 году вместо прежней деревянной церкви на средства местных помещиков Карч-Карчевских и Берви был выстроен каменный храм. Проектировал его талантливый симбирский архитектор В.Л. Ивановский. Эта церковь – возможно, одна из лучших его работ.
Шло время, село развивалось, и к 1913 году в Еделеве было 127 дворов, в которых насчитывалось 880 человек. В 1922 году здесь было организовано кооперативное товарищество «Совершенство» из 62 крестьянских хозяйств, в котором работало большинство жителей. А потом селение угасло, в 1973 году последний житель Еделева покинул его. В наши дни от него осталась только Петропавловская церковь – архитектурный и исторический памятник…
В 2012 году митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (†2014) принял решение об организации на этом месте мужской монашеской обители. Возможно, храм еще удастся «вернуть к жизни», загладив тем самым вину за надругательство в советское время.
Сохранение старых церквей более приоритетно по сравнению со строительством в будущем новых храмов на месте тех, что не удалось спасти. Ведь старые церкви – это сама история, дух и символ народа, духовное единство людей в настоящем и соединение поколений нескольких столетий. Как говорят, старые церкви «намолены». К тому же церковь Петра и Павла, несмотря на нынешнее состояние строения, была так искусно и на совесть построена, что за прошедшие десятилетия запустения потеряла лишь незначительный запас прочности и выстоит еще столетия, если ее сейчас сберечь. Воссоздавать храм «с нуля» после полного разрушения будет намного сложнее и затратней, чем в будущем реставрировать законсервированный старый.
В нашей стране очень многие старинные церкви находятся в плачевном состоянии, и через некоторое время уже будет невозможно их восстановить по простой причине – они полностью разрушатся.
Эти храмы можно спасти консервацией. На консервационные работы средств нужно на порядок меньше, чем на даже частичное восстановление, но церкви будут сохранены для будущих поколений и до лучших времен, когда граждане страны будут лучше осознавать ценность и нужность сохраненного для них наследия.
Все, кто хочет узнать больше и, возможно, оказать посильную помощь, могут получить необходимую информацию на сайте проекта или на странице тематической группы в социальной сети «В контакте».
Связаться с руководителем проекта Евгением Симоновым можно по телефону: (904) 196-16-67.