В октябре 1915 года военный министр турецкого правительства Энвер-паша заявил: «Я хотел бы решить греческую проблему в ходе войны тем путем, каким я, кажется, уже решил проблему армянскую».
У Энвера-паши, урожденного Исмаила Энвера, к тому времени был уже богатый опыт создания проблем и поисков их решения. Идеолог и практик пантюркизма, активный участник младотурецкой революции 1908 года в Османской империи, один из трех лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс», он всерьез заявлял о своей «особой судьбе» и «божественном предназначении», сравнивая себя с Наполеоном I Бонапартом. В январе 1913 года в результате военного переворота, совершенного Энвером, устанавливается военная диктатура «трех пашей»: Энвера-паши, Талаат-паши и Джемаль-паши. Это был негласный военный триумвират, который фактически захватил всю власть в Турции. Занявший пост военного министра Энвер-паша не просто был идеологом пантюркизма и панисламизма – он выпускал прокламации, в которых объявлял себя сейидом (потомком пророка Мухаммеда), призывая к искоренению всего немусульманского населения Османской империи – армян, ассирийцев, ливанцев, греков. Имея давние дипломатические связи в Берлине, Энвер-паша являлся сторонником военного союза с Германией и вовлечения Османской империи в Первую мировую войну.
Политический проект пантюркистов «Туран Йолу» («Дорога в Туран») поддерживался партией большевиков, чей лозунг «Поражение своего правительства в войне» был очень выгоден пантюркистам. Их конечной целью было убедить тюркоязычные народы Кавказа, Крыма, Поволжья, Туркестана и Ирана отделиться от Российской империи и Ирана для создания новой сверхдержавы «Туран». (Карту великого Турана от Балкан до Якутии мне приходилось своими глазами видеть в присутственных местах в Турции уже в XXI веке, но это только к слову.) И серьезной проблемой для реализации подобного проекта становились все христиане Османской империи. Военный триумвират «трех пашей» и был основным инициатором и организатором геноцида армян, греков и ассирийцев Османской империи во время Первой мировой войны. Турецкие власти заявляли, что депортация и физическое уничтожение этих народов необходимы в силу их неблагонадежности, приверженности России. Правда, уже в конце 90-х годов XX века мне доводилось встречать утверждения, что депортация в безводные пустынные районы (фактически «марши смерти») была мерой вынужденной, дабы спасти нетурецкое население от наступления русской армии. Однако в первой четверти ХХ века Османская империя еще не обращала внимания на мнение мирового сообщества и даже не затрудняла себя столь смехотворно-лицемерными объяснениями.
Массовое уничтожение понтийских греков в Османской империи началось в 1914 году – со вступлением страны в Первую мировую войну
Массовое уничтожение понтийских греков в Османской империи началось в 1914 году, со вступлением страны в Первую мировую войну. Значительная часть мужского трудоспособного населения в возрасте от 18 до 50 лет была отправлена в так называемые трудовые лагеря («амеле табуру»), которые на деле были концентрационными лагерями, где людям приходилось трудиться в нечеловеческих условиях, без воды, без пищи, без медицинской помощи. Формально названные трудовыми лагерями, фактически это были лагеря уничтожения. Призванные в турецкую армию понтийские греки Смирны (нынешний Измир) были вырезаны в марте 1915 года.
По данным сотрудника британского Министерства иностранных дел Джорджа Ренделла, было депортировано более 500 000 греков, из которых мало кто остался в живых.
Посол США в Османской империи в годы Первой мировой войны Генри Моргентау, осуждавший геноцид армян и греков как «кампанию расового уничтожения», писал в своей книге «Ambassador Morgenthauʼs Story»: «Греки были доставляемы под так называемой защитой турецких жандармов во внутренние районы страны, в большинстве случаев пешком. Сколько же их было депортировано таким образом, точно неизвестно, но по приблизительной оценке – от 200 000 до 1 млн.» (перевод с англ. мой. – Е.К.).
Тут необходимо уточнить, что юридический термин «депортация» лишь звучит красиво. Как это было в действительности? Мужское население Понта (Черноморского побережья нынешней Турции) предполагалось фактически уничтожить. Женщины, дети и старики выселялись во внутренние районы Турции в 24 часа, под конвоем, без еды и воды. Выселенные деревни сжигали прямо на глазах у выселяемых. По меткому замечанию немецкого консула в Самсуне, «выселение и уничтожение, по мнению турок, одно и то же, поскольку кто не был убит, тот неизбежно умрет от голода и болезней».
Понтийские мужчины стали создавать партизанские отряды. Среди понтийской интеллигенции Кавказа сформировалась идея о создании Понтийской республики в надежде на помощь российского правительства. Когда в 1916 году русская армия взяла Трапезунд (ныне Трабзон), митрополит Трапезундский Хрисанф вместе с жителями города встречал ее с цветами. Тогда же было объявлено о создании Понтийской республики.
Но осложнившаяся на Западном фронте ситуация не дала возможности для продвижения русской армии в глубь страны. У партизанского движения было слишком мало сил и возможностей. Младотурецкое правительство официально объявило понтийских греков «предателями» и «пособниками русских» и заявило об окончательном «решении греческого вопроса».
Уничтожение шло именно по признаку вероисповедания. Исламизированные греки депортации и уничтожению не подлежали
Сухой язык чисел, приведенных выше: 200 тысяч, 500 тысяч, 1 миллион – потрясает сам по себе. Но за каждым числом и за каждой цифрой – судьбы людей, чья вина перед турецким правительством заключалась лишь в одном: они были христианами.
Они были христианами, а значит, подлежали уничтожению. Их нужно было расстрелять, зарезать, сжечь заживо, заморить голодом, сбросить со скалы, отрубить им голову за то, что они исповедовали Христа. Мы говорим о геноциде, и справедливо говорим, поскольку уничтожению подвергся почти весь этнос, но всё же уничтожение шло именно по признаку вероисповедания. Исламизированные греки депортации и уничтожению не подлежали.
После подписанного в 1918 году между Турцией и странами Антанты Мудросского перемирия Энвер-паша со своими соратниками бежал в Германию, был объявлен военным преступником и заочно приговорен трибуналом к смертной казни. Правительство большевиков предполагало использовать его, по предложению Чичерина, в борьбе с басмачеством. Однако Энвер прилагал большие усилия для объединения оппозиции Мустафе Кемалю, мотивируя свою задачу тем, что в борьбе против Греции Турция должна быть едина. Большевики же выбрали прокемалистскую позицию. Сам Энвер-паша, посланный в Туркестан для борьбы с басмачеством, практически сразу перешел на сторону басмачей и погиб в бою с Красной Армией в 1922 году.
Было бы наивным предполагать, что с приходом к власти Мустафы Кемаля «Ататюрка» уничтожение понтийских греков прекратится. Напротив, последующее уничтожение проводилось уже под его активным руководством. Вторая греко-турецкая война 1919–1922 годов (названная турецкими историографами «Западный фронт в Войне за независимость») привела к новой волне геноцида греческого населения. 19 мая 1919 года, когда произошла высадка войск Мустафы Кемаля в Самсуне, стало поистине трагической датой для греческого народа.
Несмотря на то, что греческая армия занимала в Малой Азии значительный плацдарм, позиция греков в этой войне была бесперспективна. Армия снабжалась плохо, политические интриги ослабляли командование, а союзники Франция и Италия, заключив с Мустафой Кемалем тайное соглашение, начали поддержку турецкой стороны. Большевики, ранее поддерживавшие младотурок тайно, теперь же открыто выступали на стороне кемалистов. Британское правительство, формально являвшееся союзником Греции, не прилагало никаких усилий для поддержки греческой стороны в войне.
В конце августа 1922 года греческое правительство просило у Британии заключить мир с турецкой стороной, чтобы Греции досталась хотя бы Смирна и ее окрестности. Но наступление турецких войск продолжалось, и 9 сентября 1922 года турецкие войска во главе с Мустафой Кемалем вошли в Смирну. Несмотря на торжественное объявление Кемаля, что каждый турецкий солдат, причинивший вред мирному населению, будет расстрелян, в городе уже к вечеру начались грабежи, убийства и изнасилования. 13 сентября турки облили бензином и подожгли армянский квартал Смирны, перейдя затем к другим христианским кварталам. Чтобы заглушить крики погибающих людей, играл турецкий военный оркестр, а военный флот союзников всё это время стоял в порту Смирны, не вмешиваясь в происходящее.
Владыке Хризостому, митрополиту Смирнскому, выкололи глаза, отрезали нос и уши, его избивали и кололи ножами
Митрополит Смирнский Хризостом отказался от предложенного ему во французском консульстве убежища со словами: «Я пастырь, и мое место вместе с моим стадом», после чего был выдан командующим силами кемалистов Нуреддин-пашой на растерзание. Владыке Хризостому выкололи глаза, отрезали нос и уши, его избивали и кололи ножами, пока он не принял свою мученическую кончину, как и его предшественник, святой Поликарп Смирнский, в 156 году.
Наблюдая за пожаром и резней в Смирне, Мустафа Кемаль, названный «Ататюрком» (то есть отцом турок), сказал: «Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей и иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам». По словам Уинстона Черчилля, «Кемаль отпраздновал свой триумф превращением Смирны в пепел и истреблением всего местного христианского населения».
После смирнской резни в греческой армии было поднято восстание, и греческий король Константин был вынужден отречься от престола. Лозаннский мирный договор 1923 года и греко-турецкий обмен населением были последней точкой в деле ликвидации христиан Малой Азии.
Ликвидация эта длилась на протяжении последних десятилетий существования Османской империи.
24 февраля 1994 года парламент Греции единогласным решением постановил считать 19 мая 1919 года Днем памяти геноцида понтийских греков.
В Турции 19 мая является национальным праздником – днем молодежи и спорта, именно в память о высадке войск Ататюрка в Самсуне.
Всего геноцид понтийских греков стоил греческому народу 1 млн. 200 тысяч жизней.
Говорить об этом невероятно тяжело.
Молчать об этом – еще хуже.
На эту тему масса исторических исследований, в том числе доступно в сети. А вообще в самом этом факте нет ничего удивительного: масон Кемаль Ататюрк, председатель "Великой Ложи Турции" ненавидел христианство так же, как Бронштейн-Троцкий и Розенфельд-Свердлов. В этом пункте они и нашли общий язык...
Вот про поддержку большевиками пантюркистов и Ататюрка можно было бы и поконкретнее написать. Слышу об этом впервые, а никаких фактов (даже декларативно) в статье не приведено. И вообще статья хромает отсутствием ссылок на источники информации.
Русские православные и по этой, и по многим другим причинам не должны благоволить к туркам.