Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.

Болезнь нашего времени — равнодушие. Часть 1

Интервью с наместником Свято-Данилова монастыря архимандритом Алексием (Поликарповым)

— Дорогой отец Алексий! Вы в тяжелое для Русской Православной Церкви приняли монашество, в 70-е гг. Конечно, были свои трудности, но ведь были и какие-то положительные моменты бытия Церкви в советский период?

— Несомненно! Церковь Христова — живой организм, и та благодать, которая присутствует в православной Церкви, была всегда. Церковь давала и дает истинное учение для своих верных чад. В то время молодых людей по приходам было наперечет, все знали друг друга, общались между собой, помогали. И эта церковная жизнь в моем, например, плане была подготовкой к дальнейшему этапу — этапу обучения в Московских духовных школах.

Московская духовная семинария, как известно, соседствует со Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой, дающей хороший импульс. Приобретая знания, человек уже определялся на жизненном пути, на пути служения Богу, Церкви Христовой и народу. И Божьей милостью я выбрал путь монашества. Помнятся слова святых отцов, что монахом может стать только тот, кто хоть однажды в жизни увидел Монаха. Наверное, Монах — это уже с большой буквы.

— И кого на своем пути повстречали Вы?

— Я видел, прежде всего, братию Лавры, хотя, конечно, знал не всех. Видел, как иноки лаврские молятся. Думаю, для всей православной Руси этот дух молитвы особенно чувствовался в Троицком соборе. Туда приходили все: и братия, начинавшая свой молитвенный подвиг, и паломники, и студенты, кто-то рано утром, кто-то позже, но каждый считал своим долгом попросить его о помощи. Мне запомнились слова митрополита Владимира о том, что преподобный Сергий даже наши недозволенные просьбы слышит. И преподобный Сергий был для нас и отцом, и, в духовном плане, матерью, которая воспитывает, которая жалеет, которая сочувствует и переживает нашим тогдашним маленьким скорбям.

— Конечно, преподобный Сергий является игуменом Русской земли, но с кем из современников Вы повстречались?

— Я встретился на своем пути с известным общероссийским духовником батюшкой отцом Кириллом, общался с отцом Наумом, с отцом Илией (Резмером). Когда я вступил в братию Лавры, меня встретили с любовью. Это была единая монашеская и ученическая семья. Как сказал Ключевский: «Академия — это большая келья преподобного Сергия». Так что дух единения, любви и согласия пребывал и пребывает в обители преподобного Сергия и в Московских духовных школах.

— Но это, наверное, было характерной чертой жизни всех приходских общин, которых в советское время было не так много. Они были сплоченные, дружные…

— Сплоченные, с одной стороны, а с другой, может быть, и разрозненные, потому что люди с опаской смотрели друг на друга, так как были и доносчики, и агенты. Конечно, когда узнавали ближе, то уже общались тесно и помогали друг другу. Оставалось тогда еще старое духовенство, которое пережило и гонения, и испытания, и трудности в плане внешней и внутренней церковной жизни. Были еще и монашествующие, старенькие матушки…

— Из дореволюционных обителей…

— Да. Те, которые были пострижены в тех монастырях или вышли послушницами. И этот свой жизненный подвиг они донесли. Они являлись светом для верующих людей, поэтому на них смотрели с уважением, с почтением, к их словам и советам прислушивались.

— Вас назначили наместником Данилова монастыря. Многое было сделано до Вас, многое пришлось делать Вам. Мы понимаем, что основная задача монастырей — это духовное руководство, молитва, но кроме этого, какой деятельностью занимается Ваш монастырь?

— Монастырь наш имеет свое направление — это работа с молодежью. При монастыре, начав с воскресной школы, был сформирован Патриарший центр духовного развития детей и молодежи. Проводится большая работа: воскресная школа, работа с подростками, молодежью, военными, работа в ВУЗах, тюрьмах, больницах, домах ребенка. На Северном флоте есть подводная лодка, которая освящена с именем князя Даниила Московского.

— Многие считают, что монастыри не должны заниматься социальным служением, так как это ведет к оскудению монашеской жизни. Что бы Вы могли на это ответить?

— Полемика была бы здесь неуместна. Но сказать о том, что мы настолько духовно богаты, и имеем право раздавать свое духовное богатство народу, мы не можем. Так как мы духовно небогаты, скорее чувствуем свое духовное убожество. Но, тем не менее, у святых отцов есть такое выражение — нищий нашел сокровище, и вот он делится этим сокровищем теперь с другими такими же бедняками. Бедняк говорит: «Смотрите, что я нашел, и берите». Вот и мы можем в некоторой степени уподобиться этому бедняку. Мы знаем, что есть Христос, что есть Церковь, что истина в Церкви. Есть церковное богатство, истинное богатство, и вот поделиться с другими мы и призваны, и обязаны.

Если говорить об основном, о древнем, аскетическом делании иноков, то, прежде всего, — это молитва. Сначала иноки селились недалеко от своих городов, уходили в пустыни, а когда они приобретали духовные дары, к ним приходили их селяне, люди, которые потом о них узнавали, чтобы позаимствовать от них духовную пищу. В современных монастырях большинство братии — это священноиноки, которые совершают таинства, а люди приходят сюда для того, чтобы сподобиться благодати святых таинств. У нас, согласно распоряжению Святейшего Патриарха, учрежден обычай, что в течение дня в храме находится дежурный иеромонах, который может ответить на недоуменные вопросы и дать совет. Назвать это старчеством, назвать этих людей прозорливцами, конечно, нельзя. Если даже такой известный духовник, как отец Кирилл (Павлов), на вопрос «Есть ли старцы?» шутливо отвечал: «Есть ли старцы… Не знаю! Старики есть». Но у нас и стариков пока немного. Однако иеромонах, который знаком с духовной литературой, знает церковные правила, будет говорить людям не от своего ума, а из церковного кладезя. И люди не обязаны и не должны следовать этим указаниям беспрекословно. Мы говорим о совете. Если человек рассудил и видит, что этот совет добрый, то он его исполняет. А если считает, что для него это неприемлемо, значит, послушал, поблагодарил и пошел.

— Каковы, на Ваш взгляд, могут быть причины охлаждения к молитве, к духовной жизни, особенно у современных христиан?

— Святые отцы говорят, что молитва дается молящемуся, то есть тому, кто молится. В Москве был известный своей духовной жизнью протоиерей Александр Введенский, который учился молитве у праведного Иоанна Кронштадтского. Отец Иоанн говорил ему, что нужно пребывать на молитве до тех пор, пока он не почувствует, что он молится. И это не должно быть чисто механически, а осмысленно и целеустремленно.

— Бывает, что люди настолько заняты, настолько устают, что, приходя с работы, нет сил молиться, голова ничего не соображает…

— Главное — усердие! Каждый человек может принести свой плод. Кто-то Серафимовское правило: три раза «Отче наш», три раза «Богородица», один раз «Верую», кто-то, может быть, больше, а кто-то меньше, но важно усердие. «Сыне, даждь Мне сердце твое», — говорит Евангелие. Когда всякое дело совершается с молитвой, тогда будет постоянное единение с Богом. Есть замечательный рассказ о старушке, которой с детства запала мысль о том, как бы не прогневать Бога. И с этой мыслью она прожила до самой смерти и достигла единения со Христом. А жизнь у нее была самая обычная. Бог не отрицает наших забот, наших тревог, но Он призывает нас к тому, чтобы это было духовно. Как говорит апостол: «Едите ли, пьете ли или иное что делаете, все творите во славу Божию». В свете Евангелия, в свете Христа мы и должны оценивать все свои дела. Это и есть самое главное!

— Батюшка! Что из личного духовного опыта Вы могли бы посоветовать для воспитания в себе отвращения к лени, желания трудиться?

— Из личного опыта мне трудно советовать, потому что надо быть человеком духовным, богоносным. А вот слова Евангелия говорят: «Нудится Царство Божье и нужницы восхищают е». Очень хорошо это звучит по-славянски! То есть надо понуждать и заставлять себя, чтобы получить награду от Бога.

Продолжение слудует…

C архимандритом Алексием (Поликарповым)
беседовал студент 5 курса Сретенской духовной семинарии Юрий Филиппов

17 апреля 2006 г.

Рейтинг: 9.1 Голосов: 63 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×