Икона святой блаженной Ксении Петербуржской |
Так почему же нищенка Ксения и слепенькая Матронушка так дороги современному русскому человеку? Неужто срабатывает классовое чутье: к великому князю обращаться боязно, а к сирым и убогим – нисколечко. К кому, как не к ним, претерпевшим многие страдания, обращаться с нашим неизбывным русским горем?
Главное то, что они, действительно, помогают. И помощь приходит очень скоро. И примеров чудесной помощи невероятное множество. О них народ передает из уст в уста. И почитание этих святых началось еще при их жизни. А в советское время к глухому забору, которым была обнесена часовня блаженной Ксении, приклеивали, прикалывали, засовывали в щели между досками тысячи записок с просьбами о помощи. Доски забора были испещрены надписями самого разнообразного свойства: «Ксеньюшка, помоги сдать экзамен по химии!»; «Ксеньюшка, сделай так, чтобы Сережа полюбил меня»; «Дорогая Ксения, уволь Косолапова – начальника нашего отдела»… Были просьбы и об исцелении умирающей матери, и о нахождении пропавшего ребенка, и о детях, погибающих от пьянства и наркотиков, и об освобождении из заключения сына. О чем только не просили и не просят Ксеньюшку, и кого только не увидишь в длинной очереди в ее часовню! Тут и бедные студенты, и богатые дамы в собольих и норковых шубах. Беда не смотрит в кошельки и на богатые наряды. Приходят поклониться Ксеньюшке и народные артисты, и международные, и политики высокого ранга. Так что без преувеличения можно сказать, что блаженная Ксения – всенародно любимая святая.
Янина Лакоба в роли Ксении в спектакле «Ксения. История любви» Александринского театра |
После эпизода с мальчишками начались «чудеса». Первое чудо прозорливости авторы представили в виде совершенно неприличной сцены: Ксения изобличила попадью-блудницу. Ее обманутый муж в рясе и в камилавке с наперсным крестом вознамерился прилюдно прибить изобличенную изменщицу, на что та выдала тираду в духе и стилистике передачи «Про это». После этой тирады скандалистку не грех было бы и поучить, но обманутый муж почему-то скис и шустро покинул место действия. Авторам, конечно, неизвестно, что наперсные кресты появились после смерти блаженной Ксении – в царствование императора Павла Петровича. Но с лексикой современных распутных хамов они знакомы не понаслышке. Вслед за этим эпизодом зрителей порадовали историей о том, как Ксению захотел обесчестить какой-то бродяга. Но другой бродяга заступился за нее и, кажется, был убит в драке. Во всяком случае, лежал он на сцене не шевелясь. Но самое удивительное началось с появлением проститутки Кати. Она не сразу сообразила, что перед ней женщина, и стала соблазнять «мужичка» в кафтане, рассказывая о своем сугубом таланте по части ласк. А сообразив, что перед ней переодетая женщина, быстро вычислила, кто может быть в мужском кафтане. И тут она поведала Ксении чудную историю о том, что она была любовницей ее покойного мужа и что Андрей Федорович любил только ее, а Ксению не любил вовсе. Выслушав это признание, Ксения долго смотрела выпученными глазами в зрительный зал, а потом сообщила проститутке Кате, что прощает ее, а заодно и покойного мужа.
Через некоторое время на сцене появляется и покойничек. Он в исподней рубахе и солдатских подштанниках проходит к просцениуму и, не глядя на супругу, сообщает, что ему холодно и страшно. Героиня обнимает его сзади за шею, пытается согреть, проговаривая невозможные для юродивой фразы, изобличающие ее в беспросветном атеизме: «Ведь ты же умер. Как же ты здесь оказался?» Этот отпускник из ада очень невразумительно просит его простить и удаляется туда, откуда пришел.
В финале появляется некто в пальто, котелке и в черных очках. Выходит он из мрака и после нелепейшего монолога, заканчивающегося фразой «Дай-ка я тебя обниму», уводит героиню во мрак.
Поразительно то, что роль этого мортального персонажа играет замечательный актер Николай Мартон. Это единственный актер старой школы, чей монолог был отчетливо произнесен. Все же прочие исполнители проговаривали и прокрикивали свои роли абсолютно невразумительно. Понятно лишь то, что создателям этой поделки совершенно неведома область, в которую они бесцеремонно вторглись. Хотелось бы думать, что авторы не кощунники, а просто духовно невежественные люди. И что они не хотели оскорбить память любимой народом святой, а лишь по-своему осмыслили ее житие. Другое дело, что о любви духовной они не могут говорить, поскольку таковой не знают и не понимают, что это такое. Говорить о любви они смогли только на языке необузданной плоти. Вот и получилась неумная и совершенно нелепая история. Это история, придуманная безблагодатным умом, поведанная в безблагодатной эстетике современного человека, живущего вне Церкви. И все попытки «разговора на современном языке» превращаются в кощунственный конфузный лепет.
александринский театр, премьера / Инвалид (Игорь Волков) и Ксения (Янина Лакоба) в премьере «Ксения. История любви». Фото с официального сайта Александринского театра |
А как рассказать об отречении от себя самой, от женского естества, от собственного имени, от имущества и привычной обеспеченной жизни, чтобы полвека бездомной, нищей, в холод и зной, не имея где главы преклонить, молиться за своего супруга, умершего среди веселого бала внезапной смертью без покаяния? Рассказывать об этом бесполезно, да и без фальши вряд ли удастся. Такой рассказ возможен только в церковной среде. Но церковным людям театральная версия жития святой просто не нужна. И именно для массового зрителя, привыкшего к телепошлятине, авторы предложили вышеописанные придумки. Такая история любви, по их мнению, современному человеку понятна. Но если судить по реакции зрителей, то выходит, что и не очень. Я слышал в гардеробе, как делились впечатлениями молодые и не очень молодые люди. Они признавались в том, что ничего не поняли, и досадовали, что не пошли в кабак, вместо того чтобы высиживать, натужно вникая в невразумительную «историю о чокнутой».
Печально быть свидетелем невежества деятелей культуры. Очень хотелось бы им пожелать быть не только в курсе того, что делается в парижских театрах и на Бродвее и что модного придумали о человеке голливудские мудрецы. Нужно все-таки знать отечественную классику и евангельские истины, на которых она построена. Нужно знать, как следовали этим истинам русские подвижники благочестия. А пока деятелям культуры это неведомо, лучше все-таки оставить в покое православных святых и заставить гулять по сцене других героев.
Вот и остается нам пользоваться одним из этих завоеваний: свободой выбора и саботировать такую "высокую культуру" и такие СМИ.
Неужели россияне в 21 веке все еще не все знают что каждый ответит за свои дела.
Ведь мы у Бога и святых ЕГО как на ладони ,но милостив Господь покаются закроют это
глупое зрелище и прощение вымолят у Господа и святой блаженной мати Ксении.
Ведь Господь поруган не бывает !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
А у меня к вам просьба нижайшая ....
Мои дорогие православные братья и сестры
если кто нибудь сможет положить от меня записку
или знает адрес
и индекс в Санкт- Петербурге на Смоленском кладбище часовни матушки
Ксении я хотела бы послать мою записочку о помощи Ксении блаженной
нашей теплой молитвеннице я мечтаю к ней приехать если Господь позволит
но пока нет возможности а молитва Ксении Петербургской так нужна!!!!!!
в записке
Ксения милая помолись о р Божиих Кийсе и Людмиле .....
с низким поклоном р Божии Людмила и Кийс Толл
Россия не сможет жить без культурного ядра. Слишком сложна, много проблем, "колючие" соседи, велика и холодна. Даже очень образованному политику-профессионалу нужны "знания", даваемые контактом со страной и всей культурной средой, если она грамотно выстроена и достает каждого. Возможна ли это? - Она была у нас и работала с 30-х до 90-го. Сперва ее несло ВСЕМ радио с одной программой, но с классными детскими передачами, спектаклями, операми, литературными композициями, концертами...
Еще есть время на ее восстановление. Нужны не деньги, а воля и люди. Но отдача будет И в деньгах: экономия ЗАТРАТ на наркоконтроль, УФСИН, таможню, уклонение от призыва, следственные и судебные структуры...
Потому что ее функция - воспроизводство следующих поколений, несущих наши ценности. Наши - значит христианские. Церковь ее не заменит.
P.S. О. Тихон! Как бы закинуть эту мысль наверх...
В "Евгении Онегине" в Большом дерутся Татьяна с Ольгой, матерятся Онегин и Ленский.
В "Дневнике его жены" Бунин - истерик, живущий втроем с женой и любовницей. Жена помогает в любовных хлопотах.
В спектакле МХТ "Конек-горбунок" Иван - косматый идиот, Царь-девица - вульгарная, толстая бабища.
В фильме "Живи и помни" по В. Распутину Настена, односельчане, Гуськов - в саже, с грязными патлами. Злобные недолюди.
В "Современнике" "Голая пионерка", 13-летняя проститутка: "солдатиков жалко, они, снимая штаны, стесняются." Чулпан Хаматова.
Кончаю перечислять, хотя могла бы.
Об умении. в фильме "Штрафбат" хотели показать, что зеки много лучше командиров. И, хотя затея дурная, но фильм срежессирован, сыгран - блестяще! Умеют.
Сериал "Идиот" сумели, "Ворошиловский стрелок", фильм Д. Астрахана "Контракт со смертью"...
Конечно, многие плохо выучены, не читают, не думают... Но пока есть, кому их учить.
По какой рубрике идут эти шедевры? - Это объяснил в перестройку философ Ракитский: надо РАЗРУШИТЬ наше культурное ядро (ради реформ). Это и делается - умело.
Но, это прозвучало уже и в других комментариях, в статье мельком затронута гораздо более серьезная проблема чем кощунственная постановка: современное православное язычество, когда святые становятся "божками", которых просят о чем угодно, и в сознании огромного числа людей они подменяют Бога Единого в Троице славимого. Это язычество сочетается с полной духовной безграмотностью и церковным бескультурьем. Да еще и СМИ подогревают это нездоровое поклонение. К сожалению, автор без малейшего сожаления пишет о том, что к мощам св. Александра очередей нет, а к могил св. Ксении и мощам св. Матроны - толпы и это вовсе не только народная любовь. И про просьбы вроде увольнения начальника и т. д.
Простите, никак не успокоюсь. Ошибка это.
Мои дети наотрез отказались посещать воскресную школу после того, как преподавательница, замечательная женщина, настоящая христианка, дай ей, Господи, многие лета, сказала, что не нужно читать никаких книжек, кроме святых отцов. И это детям, которым до школьного выпуска еще как до луны. Что им прочитать - Авву Дорофея? А еще? Исаака Сирина, которого иному взрослому страшно читать? Или перейти на сюсюкающие "облегченные" жития, например, Георгия Победоносца, представленные как СКАЗКИ(!? - слыхивал таковую аудиопродукцию).
Слава Господу, всё в конце концов управилось наилучшим образом.
Время "оранжерей" прошло (а было ли оно вообще?). Наша судьба - находить жемчуг подчас сами знаете где. А устанавливать правильную меру всего этого будем просить разумения у Господа.
Простите еще раз. Мнение сугубо личное.
Честь и уважение лицедеям, сделавшим, например, фильм "Остров".
Другое дело, благодаря таким "светочам", как Виктюк иже с ним, театр, похоже, благополучно возвращается, скажу по-модному, к своим корням.
А где же работают (служат ) святые, по-Вашему?
Уж наверняка мытари, блудницы, воры - не святые, так ведь?!
Слава Богу, что мы не таковы, как прочие люди: постимся, молимся, даём милостыню!
А они (прочие) недостойны даже помышлять и говорить о святыне. Достойна ли была грешница прикасаться к Спасителю да ещё и поливать Его ноги маслом, купленным неведомо на какие деньги??
Да,это беснование. Да,безнравственно. Да, и кощунство. И у меня гнев вызвало.
А теперь подумайте - все это как лакмусовая бумажка, как индикатор. Показало всю глубину безбожия и непросвещенности наших т.н.актеров, и псевдотворческой "интеллигенции".Если бы не было бы этого мерзопакостного события, то и не узнали бы о "скелете в шкафу".
Помолимся за них, да просвятит их Благодять Божия, Святого Духа. Просвяти Господи, имени твоего ради !
Обрати, Господи, к тебе сердца врагов наших, если же невозможно ожесточенным обратиться, то положи преграду зла их и защити от них избранных твоих.
К Богу надо обрашаться! С покаянием! Небесного просить, а не земного: прощения грехов, смирения, кротости,терпения, любви, веры, молитв. Разве Господь Иисус Христос искал благ земных?
Господь не во внешнем, Он в сердце очищенном пребывает. Кого Он исцелял и исцеляет? Верующих в Него! Просящий неверующий только о себе и думает. Кто ему помогает? Отправляя людей к могилкам и мощам, мы уводим их от Бога. Святых можно просить только об одном, чтобы молились о нас, грешных. Один у нас Утешитель и один Врачеватель душ и телес наших - Господь. Все остальное от лукавого!
Есть толкования святых отцов на "Деяние Апостолов". Читайте.
Что касается атеизма, то это день вчерашний. Есть более глубокие и злобные силы. По своему гордому уму человек все дальше и дальше от Бога. Гордому уму покаяние закрыто.
А режиссера сами спросите, чего это он взялся за эту тему? Заодно и актеров. Лично мне и спрашивать не надо. Ответ - на поверхности.
Пусть бесснуются. Только это им и остается.
Вызывает недоумение, почему зрители плюются, но не уходят. Стадный инстинкт? Правила этикета? Не понимаю!
Прочитала статью и ваши комментарии.
Да, Бог поругаем не бывает.
Ну вот, мы тут и фильмы покритиковали, и актеров с их аморальными репутациями вспомнили и прочая в том же духе. Вопрос -каком духе?
Спектакль не видела, да и не пошла бы на него, т.к. когда в Питере бываю в командировке, то стараюсь приехать и поклониться Ксении Блаженной.И в очереди стою, и в очереди люди превсякие, и записочки оставляют (ну да, непросвещенность христианская,но если Господь захочет, то просветит написавшего).
Да, и на кладбища ходят по совдеповской привычке бабули и не только бабули. Но подумайте, дорогие мои братья и сестры- ведь эти бабулечки свои копеечки в незакрывшиеся церкви несли, когда мы и не задумывались о душе своей-христианке.
Помолиться бы за создателей и актеров - Бог бы их не смирил, страшно ведь.
Ну а нам вспомнить бы слова отцов святых :"Хочешь бросить камень в ближнего своего? Смотри - не попади в Христа".
С благодарностью ко всем написавшим, Елена.
Ставить любые спектакли, экранизировать фильмы о святых нужно только с благословения! Это факт!
Но давайте вспомним, что отвечал преп.Амвросий Оптинский на вопрос "Как жить?" - ЖИТЬ НЕ ТУЖИТЬ, НИКОГДА НЕ УНЫВАТЬ, НИКОГО НЕ ОСУЖДАТЬ И ВСЕХ УВАЖАТЬ!
Давайте не будет судить тех людей, кто писал сценарий. Господь сам видит, что они делали, с какими мыслями и какую цель преследовали.
Они за себя сами ответят.
А нам, если мы стараемся с Божьей помощью вести христианскую жизнь надо почитать еще раз акафист блаж. мат. Ксении и, проявив христианскую сострадательность, попросить у матушки Ксении вразумления для тех, кто создал данную исковерканную постановку жития блаж. Ксеньюшки!
Простите меня грешнаго за многописание.
А может быть, всё-таки к появлению таких пьес и "верующие" руку приложили...?
Эти камлания вокруг могил (мощей) "Марфонушек" и "Коростеньюшек". Это "умиление" перед, языческими по сути, пожеланиями (т.е. к гадалке и экстрасенсу пойти грешно - это мы осуждаем, а попросить увольнения директора, через святого - это не грех (этому мы умиляемся)). Эти телевизионные показы (снабжённые подобного рода комментариями), напоминающие, по сути, рекламу оккультных услуг. Всё это не вызывает осуждения. В крайнем случае, невнятно скороговоркой говорится: "Вообще-то это не ...". Никто ведь громко и внятно не произносит: "Куда Вы прётесь на кладбища в день Христова Воскресения. Души Ваших ушедших близких людей, они что... локализованы в районе могилы?" Как же, - народная традиция и большинство паствы не готово...
"Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15, 14). Верующие, спросите об этом у тех, кто уже отстоял в очереди к святым мощам и достаточно далеко отошёл от храма. Результаты, полагаю, вас удивят, а атеистов - порадуют.
Блаженная Ксения,моли Бога о нас!