Ксения (Ощепкова), игуменья Казанской Трифоновой пустыни, делится с читателями духовным опытом общения с любимой святой.
Путь к монашеству
Игуменья Ксения (Ощепкова) с иконой святой блаженной Ксении Петербургской Путь к монашеству у меня, по милости Божьей, оказался короткий: я приняла монашеский постриг в юности. Произошло это так. Будучи юной девушкой, я занималась в воскресной школе при кафедральном Свято-Троицком соборе города Перми. У нас были замечательные педагоги: они не просто рассказывали нам о Боге, но жили в Нем. Отец Димитрий, один из наших преподавателей, был чадом старца Иоанна (Крестьянкина), и когда он что-то рассказывал – его слова ложились прямо на сердце, потому что в них имелась сила личного духовного опыта.
В 1992-м году, в конце учебного курса, преподаватели нашей воскресной школы решили организовать нам поездку в храм Всех Святых в Верхнечусовские Городки. В те времена добираться туда было сложно: сначала электричкой, потом по узкоколейке, затем на пароме через Чусовую, и, наконец, пешком – на гору. Поехали мы впятером: наша учительница, я и еще три человека.
Они не просто рассказывали нам о Боге, но жили в Нем
Когда вышли на маленькой станции – я увидела на противоположном берегу Чусовой церковь, и она показалась мне необыкновенно красивой, просто чудесной: одинокая церковь на горе, среди лесов и полей. Мы добрались до храма, и нас встретил его настоятель, отец Савватий (Рудаков), мой будущий духовник. При храме батюшка построил богадельню для одиноких немощных старушек, и здесь уже действовала небольшая община из сестер, которые за этими старушками ухаживали.
В честь блаженной Ксении Петербургской
Первые сестры монастыря с игуменом Савватием (Рудаковым)
В октябре 1992 года я поступила в эту общину, а в апреле 1993 года была пострижена в рясофор с именем Ксения, в честь блаженной Ксении Петербургской. Совсем недавно, 6 июня 1988 года, имя святой было внесено в месяцеслов, и только-только появился ей акафист. Небольшую брошюру с её кратким житием и акафистом подарила мне регент Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми Тамара Петровна Целебровская, у которой в воскресной школе я училась пению.
Будто кто-то очень добрый и сильный встал рядом со мной и обещал мне своё всегдашнее покровительство
Когда я прочитала акафист в первый раз, почувствовала внутреннее успокоение: будто кто-то очень добрый и сильный встал рядом со мной и обещал мне своё всегдашнее покровительство.
Имя «Ксения» в миру мне очень не нравилось, но, прочитав житие святой, я полюбила ее всем сердцем. Мне вообще нравятся блаженные и юродивые. Какой у них светлый подвиг! Какая сила считать себя ниже всех!
«Звенящая тишина»
Почти все наши сестры не были верующими с детства. Веру Господь дал нам как дар, по молитвам наших бабушек и прабабушек
В 1990-е годы хорошей автомобильной дороги до нашей обители, Казанской Трифоновой женской пустыни, не имелось, по этой причине паломники приезжали редко, а туристов вообще не было. Жизнь у нас протекала уединенно. Помню, один раз остановилась у храма и услышала звон в ушах. Прислушалась. А это – звенящая тишина! Оказывается, такое бывает! Это не просто слово, а факт!
В первые годы нашей жизни в обители, в уединении и тишине, для нас, первых сестер, была возможность навыкнуть молитве, чтобы она стала внутренним стержнем, укрепила в вере. Говорю так, потому что почти все наши сестры не были верующими с детства. Веру Господь дал нам как дар, по молитвам наших бабушек и прабабушек, чтобы сохранилась связь поколений.
Как моя святая покровительница меня вразумляет и наставляет
Казанская Трифонова пустынь среди лесов и полей
Прочитав акафист святой блаженной Ксении однажды, дважды, я поняла, что она меня вразумляет и наставляет.
«Радуйся, именем мужеским назвавшись, немощи женской отрешившаяся». Мужемудрая Ксения подтвердила слова преподобного Паисия Святогорца о том, что монахиня, чтобы преуспеть, должна оставить зависть, возмужать духовно, и здравый рассудок должен в ней преобладать над чувствами. Читаешь – познаешь, молишься – закрепляешь.
Святая блаженная Ксения «в суете града великого аки пустынница жила еси». Соприкасаясь с разными людьми, она всегда имела мысль, направленную к Богу, по слову апостола Иоанна Богослова: «…наше общение с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Ин.1, 12).
«Радуйся, путь Христов всем сердцем возлюбившая. Радуйся, Крест Христов радостно понесшая». Вспоминаю одну из первых наших сестер, схимонахиню Валентину (Морозову) – нашу незаменимую псаломщицу. Она всегда очень трепетно относилась к службам Страстной седмицы, всегда слушала их со слезами.
Я недоумевала: отчего так? Тогда мне, воспитанной в советском обществе, было трудно понять, «…что Всемогущий, Всеведущий Творец Вселенной так любит и жалеет человека, так заботится о нем и о его спасении, что ‟отдал Сына Своего Единородного” (Ин. 3, 16) на позор, Крест и смерть» (игумен Никон (Воробьев)). Но и здесь мне помогла блаженная Ксения. По ее молитвам постепенно от слов о Кресте и моя душа стала исполняться утешения. А теперь надо просить, чтобы запомнить эти слова не умом, а сердцем.
«Людем, гибнущим в безумии греха, ты явила путь спасения, всех к покаянию призывая». Как-то раз я спросила паломников: «Что самое главное в духовной жизни?» Ответили: «Любовь, милосердие». Да, но это уже добродетели, дарованные свыше. Чтобы их получить, надо очистить душу покаянием. Как говорил игумен Никон (Воробьев): «Духовная жизнь состоит в том, чтобы прийти в состояние мытаря». А это многолетний труд. Помоги нам, Господи!
«Радуйся, сладость райскую в нищете духовной вкусившая. Радуйся, яко в сладости сей вся земная оставившая». Известно, что каждый из нас имеет свою душевную силу, свой интеллект, свои таланты. Мы можем решать многие вопросы, что-то творить, создавать. Но перед Богом гораздо дороже, когда мы отрекаемся от этого, отсекаем свою волю, действуем по совету (со священником). К тому же, читая в каноне Ангелу-хранителю слова: «…како возможеши приступити ко мне, аки псу смердящему?», думаем ли мы так сердцем? Языком скажу: «Прости меня, грешную». А если кто-то обидит, возмущаюсь: «Как посмели задеть мое величество!»
Когда человек молится – он получает вразумление, наставление, утешение; все события воспринимаются в свете заботы Божией
«Радуйся, свеча неугасимая, в молитвах к Богу ярко горящая». Раньше, до монастыря, я думала, что молитва – это удел старых, дремучих бабушек. А на самом деле все иначе. Когда человек молится – он получает вразумление, наставление, утешение; все события вокруг воспринимаются в свете заботы Божией. Ты понимаешь, что Господь есть, и твоя просьба не останется без ответа. На экскурсиях я обычно говорю: «Если бы все знали, какая польза от молитвы, то сделали бы ее самым главным трудом своей жизни!»
Казанская Трифонова женская пустынь
«Радуйся, на труд духовный нас воздвигающая». Почему люди, у которых появляются религиозные поиски, нередко уходят в секты? Потому что там требуется одна вера – без дел. А в Православии надо себя понуждать, учиться воздержанию. Это очень сложно. Поэтому молитвы святых при стяжании духовного трудолюбия просто необходимы.
Укрепление в вере поможет нам избежать многих скорбей или вразумит увидеть в них пользу
«Радуйся, небесная блага всем сердцем возлюбившая». Как сказал в свое время архимандрит Нафанаил (Поспелов), насельник Псково-Печерского монастыря:
«Когда человек вступает на любой новый путь… ему дается прочувствовать благодать конечной награды. И это привлекает и укрепляет в начале пути. Но потом с неизбежностью начинаются искушения… И человек, не готовый к такому повороту, может впасть в отчаяние».
И здесь нам опять нужен кто-то, подсказывающий, что счастье не в стяжании земных сокровищ, а в наследии Царства Небесного, в довольстве тем, что у тебя есть.
На другом берегу Чусовой - Казанская Трифонова женская пустынь
«Радуйся, немощных в вере укрепляющая». Сейчас многие люди приезжают к нам со своими скорбями, переживаниями, невзгодами. И часто после беседы приходишь к выводу, к одному знаменателю: все несчастья случаются с нами из-за отсутствия веры, из-за того, что нарушаем Закон Божий. А ведь даже светские люди знают, что незнание закона не освобождает от ответственности. Укрепление в вере поможет нам избежать многих скорбей или вразумит увидеть в них пользу.
Святая помогает мне, как живая
Игуменья Ксения (Ощепкова) в монастырском храме Всех святых Так сложилось, что со времени пострига целых 15 лет, до 2008 года, я не имела возможности выехать к святыням Санкт-Петербурга. А меня часто спрашивали: «Ты бывала на Смоленском кладбище, в часовне Ксении Блаженной, своей небесной покровительницы?» Я отвечала: «Нет, но святая помогает мне, как живая».
Прочитав акафист, я ощущала, что пообщалась с близким, родным человеком, всегда готовым прийти на помощь. И это для меня огромное чудо, когда от общения с Миром Невидимым происходит исцеление не только тела, но и бессмертной души. Внешнюю нашу оболочку можно уврачевать лекарствами, а вот исцелить душу может только Господь и Его святые.
Святая блаженная мати наша Ксение, моли Бога о нас!