Игуменья Ксения (Ощепкова): «Святая блаженная Ксения помогает мне как живая…»

Ксения (Ощепкова), игуменья Казанской Трифоновой пустыни, делится с читателями духовным опытом общения с любимой святой.

Путь к монашеству

Игуменья Ксения (Ощепкова) с иконой святой блаженной Ксении Петербургской Игуменья Ксения (Ощепкова) с иконой святой блаженной Ксении Петербургской Путь к монашеству у меня, по милости Божьей, оказался короткий: я приняла монашеский постриг в юности. Произошло это так. Будучи юной девушкой, я занималась в воскресной школе при кафедральном Свято-Троицком соборе города Перми. У нас были замечательные педагоги: они не просто рассказывали нам о Боге, но жили в Нем. Отец Димитрий, один из наших преподавателей, был чадом старца Иоанна (Крестьянкина), и когда он что-то рассказывал – его слова ложились прямо на сердце, потому что в них имелась сила личного духовного опыта.

В 1992-м году, в конце учебного курса, преподаватели нашей воскресной школы решили организовать нам поездку в храм Всех Святых в Верхнечусовские Городки. В те времена добираться туда было сложно: сначала электричкой, потом по узкоколейке, затем на пароме через Чусовую, и, наконец, пешком – на гору. Поехали мы впятером: наша учительница, я и еще три человека.

Они не просто рассказывали нам о Боге, но жили в Нем

Когда вышли на маленькой станции – я увидела на противоположном берегу Чусовой церковь, и она показалась мне необыкновенно красивой, просто чудесной: одинокая церковь на горе, среди лесов и полей. Мы добрались до храма, и нас встретил его настоятель, отец Савватий (Рудаков), мой будущий духовник. При храме батюшка построил богадельню для одиноких немощных старушек, и здесь уже действовала небольшая община из сестер, которые за этими старушками ухаживали.

В честь блаженной Ксении Петербургской

Первые сестры монастыря с игуменом Савватием (Рудаковым) Первые сестры монастыря с игуменом Савватием (Рудаковым)

В октябре 1992 года я поступила в эту общину, а в апреле 1993 года была пострижена в рясофор с именем Ксения, в честь блаженной Ксении Петербургской. Совсем недавно, 6 июня 1988 года, имя святой было внесено в месяцеслов, и только-только появился ей акафист. Небольшую брошюру с её кратким житием и акафистом подарила мне регент Свято-Троицкого кафедрального собора города Перми Тамара Петровна Целебровская, у которой в воскресной школе я училась пению.

Будто кто-то очень добрый и сильный встал рядом со мной и обещал мне своё всегдашнее покровительство

Когда я прочитала акафист в первый раз, почувствовала внутреннее успокоение: будто кто-то очень добрый и сильный встал рядом со мной и обещал мне своё всегдашнее покровительство.

Имя «Ксения» в миру мне очень не нравилось, но, прочитав житие святой, я полюбила ее всем сердцем. Мне вообще нравятся блаженные и юродивые. Какой у них светлый подвиг! Какая сила считать себя ниже всех!

«Звенящая тишина»

Почти все наши сестры не были верующими с детства. Веру Господь дал нам как дар, по молитвам наших бабушек и прабабушек

В 1990-е годы хорошей автомобильной дороги до нашей обители, Казанской Трифоновой женской пустыни, не имелось, по этой причине паломники приезжали редко, а туристов вообще не было. Жизнь у нас протекала уединенно. Помню, один раз остановилась у храма и услышала звон в ушах. Прислушалась. А это – звенящая тишина! Оказывается, такое бывает! Это не просто слово, а факт!

В первые годы нашей жизни в обители, в уединении и тишине, для нас, первых сестер, была возможность навыкнуть молитве, чтобы она стала внутренним стержнем, укрепила в вере. Говорю так, потому что почти все наши сестры не были верующими с детства. Веру Господь дал нам как дар, по молитвам наших бабушек и прабабушек, чтобы сохранилась связь поколений.

Как моя святая покровительница меня вразумляет и наставляет

Казанская Трифонова пустынь среди лесов и полей Казанская Трифонова пустынь среди лесов и полей

Прочитав акафист святой блаженной Ксении однажды, дважды, я поняла, что она меня вразумляет и наставляет.

«Радуйся, именем мужеским назвавшись, немощи женской отрешившаяся». Мужемудрая Ксения подтвердила слова преподобного Паисия Святогорца о том, что монахиня, чтобы преуспеть, должна оставить зависть, возмужать духовно, и здравый рассудок должен в ней преобладать над чувствами. Читаешь – познаешь, молишься – закрепляешь.

Святая блаженная Ксения «в суете града великого аки пустынница жила еси». Соприкасаясь с разными людьми, она всегда имела мысль, направленную к Богу, по слову апостола Иоанна Богослова: «…наше общение с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1 Ин.1, 12).

«Радуйся, путь Христов всем сердцем возлюбившая. Радуйся, Крест Христов радостно понесшая». Вспоминаю одну из первых наших сестер, схимонахиню Валентину (Морозову) – нашу незаменимую псаломщицу. Она всегда очень трепетно относилась к службам Страстной седмицы, всегда слушала их со слезами.

Я недоумевала: отчего так? Тогда мне, воспитанной в советском обществе, было трудно понять, «…что Всемогущий, Всеведущий Творец Вселенной так любит и жалеет человека, так заботится о нем и о его спасении, что ‟отдал Сына Своего Единородного” (Ин. 3, 16) на позор, Крест и смерть» (игумен Никон (Воробьев)). Но и здесь мне помогла блаженная Ксения. По ее молитвам постепенно от слов о Кресте и моя душа стала исполняться утешения. А теперь надо просить, чтобы запомнить эти слова не умом, а сердцем.

«Людем, гибнущим в безумии греха, ты явила путь спасения, всех к покаянию призывая». Как-то раз я спросила паломников: «Что самое главное в духовной жизни?» Ответили: «Любовь, милосердие». Да, но это уже добродетели, дарованные свыше. Чтобы их получить, надо очистить душу покаянием. Как говорил игумен Никон (Воробьев): «Духовная жизнь состоит в том, чтобы прийти в состояние мытаря». А это многолетний труд. Помоги нам, Господи!

«Радуйся, сладость райскую в нищете духовной вкусившая. Радуйся, яко в сладости сей вся земная оставившая». Известно, что каждый из нас имеет свою душевную силу, свой интеллект, свои таланты. Мы можем решать многие вопросы, что-то творить, создавать. Но перед Богом гораздо дороже, когда мы отрекаемся от этого, отсекаем свою волю, действуем по совету (со священником). К тому же, читая в каноне Ангелу-хранителю слова: «…како возможеши приступити ко мне, аки псу смердящему?», думаем ли мы так сердцем? Языком скажу: «Прости меня, грешную». А если кто-то обидит, возмущаюсь: «Как посмели задеть мое величество!»

Когда человек молится – он получает вразумление, наставление, утешение; все события воспринимаются в свете заботы Божией

«Радуйся, свеча неугасимая, в молитвах к Богу ярко горящая». Раньше, до монастыря, я думала, что молитва – это удел старых, дремучих бабушек. А на самом деле все иначе. Когда человек молится – он получает вразумление, наставление, утешение; все события вокруг воспринимаются в свете заботы Божией. Ты понимаешь, что Господь есть, и твоя просьба не останется без ответа. На экскурсиях я обычно говорю: «Если бы все знали, какая польза от молитвы, то сделали бы ее самым главным трудом своей жизни!»

Казанская Трифонова женская пустынь Казанская Трифонова женская пустынь

«Радуйся, на труд духовный нас воздвигающая». Почему люди, у которых появляются религиозные поиски, нередко уходят в секты? Потому что там требуется одна вера – без дел. А в Православии надо себя понуждать, учиться воздержанию. Это очень сложно. Поэтому молитвы святых при стяжании духовного трудолюбия просто необходимы.

Укрепление в вере поможет нам избежать многих скорбей или вразумит увидеть в них пользу

«Радуйся, небесная блага всем сердцем возлюбившая». Как сказал в свое время архимандрит Нафанаил (Поспелов), насельник Псково-Печерского монастыря:

«Когда человек вступает на любой новый путь… ему дается прочувствовать благодать конечной награды. И это привлекает и укрепляет в начале пути. Но потом с неизбежностью начинаются искушения… И человек, не готовый к такому повороту, может впасть в отчаяние».

И здесь нам опять нужен кто-то, подсказывающий, что счастье не в стяжании земных сокровищ, а в наследии Царства Небесного, в довольстве тем, что у тебя есть.

На другом берегу Чусовой - Казанская Трифонова женская пустынь На другом берегу Чусовой - Казанская Трифонова женская пустынь

«Радуйся, немощных в вере укрепляющая». Сейчас многие люди приезжают к нам со своими скорбями, переживаниями, невзгодами. И часто после беседы приходишь к выводу, к одному знаменателю: все несчастья случаются с нами из-за отсутствия веры, из-за того, что нарушаем Закон Божий. А ведь даже светские люди знают, что незнание закона не освобождает от ответственности. Укрепление в вере поможет нам избежать многих скорбей или вразумит увидеть в них пользу.

Святая помогает мне, как живая

Игуменья Ксения (Ощепкова) в монастырском храме Всех святых Игуменья Ксения (Ощепкова) в монастырском храме Всех святых Так сложилось, что со времени пострига целых 15 лет, до 2008 года, я не имела возможности выехать к святыням Санкт-Петербурга. А меня часто спрашивали: «Ты бывала на Смоленском кладбище, в часовне Ксении Блаженной, своей небесной покровительницы?» Я отвечала: «Нет, но святая помогает мне, как живая».

Прочитав акафист, я ощущала, что пообщалась с близким, родным человеком, всегда готовым прийти на помощь. И это для меня огромное чудо, когда от общения с Миром Невидимым происходит исцеление не только тела, но и бессмертной души. Внешнюю нашу оболочку можно уврачевать лекарствами, а вот исцелить душу может только Господь и Его святые.

Святая блаженная мати наша Ксение, моли Бога о нас!

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Не объяснить подвиг юродства разумом Не объяснить подвиг юродства разумом
Ольга Майер
Не объяснить подвиг юродства разумом Не объяснить подвиг юродства разумом
Ольга Майер
Склонив колени перед белым мраморным надгробием, чающие получить утешение в скорбях и помощь в благих начинаниях шепчут: «Помоги, Ксеньюшка».
«Из глубины России прорастает Царство Правды» «Из глубины России прорастает Царство Правды»
Александр Простев
«Из глубины России прорастает Царство Правды» «Из глубины России прорастает Царство Правды»
Беседа с Александром Простевым, расписавшим новый храм во имя Ксении Петербургской
Сюжета «Собор юродивых Христа ради» раньше не было. Кажется странным, но это так. И именно задача, поставленная росписью храма святой Ксении Петербургской, вывела на необходимость создать такую икону.
Что нас отличает от блаженной Ксении Петербургской? Что нас отличает от блаженной Ксении Петербургской?
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
Что нас отличает от блаженной Ксении Петербургской? Что нас отличает от блаженной Ксении Петербургской?
Иеросхимонах Валентин (Гуревич)
В подвиге юродства Христа ради наиболее полно и бескомпромиссно выражена неотмирность христианства. Юродивые желают знать только волю Божию и Премудрость Его, бесконечно превосходящую ум человека.
Комментарии
Ольга 7 июня 2022, 09:52
Какое-то тихое благодатное ощущение на сердце от прочитанной статьи. Неотступной помощи и покровительства святой блаженной Ксении и Вам, матушка Ксения, и вашей обители, и нашему курскому краю.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×