Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын на съемках "Андрея Рублева". |
Приведу здесь и свою мысль, справедливую для наших больших мастеров того периода, на который пришелся пик творческой зрелости кинорежиссера Тарковского: узы любви к Отечеству, к его святыням протянуты к его произведениям из далеких духоносных веков. И в то межеумочное время, на годы которого пришлись даты жизни Андрея Арсеньевича, его произведения стали одним из тех исповедальных каналов, по которым передавался следующим поколениям духовный русский код, не угасший даже в период безбожия.
Убежден: советский период русской истории был провиденциальным, необходимым для русского вразумления попущением Божиим, и в советской эпохе, несмотря на морок, наличествуют – хоть далеко не всегда прямо выраженные – следы и свидетельства присутствия Духа Святого. В страшном русском ХХ веке были носители сакрального русского знания (подчас интуитивного, неназванного, безотчетного), деятельность, творчество которых позволило нам сохранить фундаментальные ценности даже в обстановке разрушения и уничтожения всего русского.
Кадр из фильма "Зеркало" |
Мы, городские советские люди, дети пионерских линеек, экзаменов по обществоведению и научному коммунизму, выросшие в безбожную эпоху, получили все же «русскую прививку» – благодаря великой русской литературе (скажем, XIX века, которую Т. Манн назвал святой), более-менее обширно преподававшейся в школе, а также благодаря советскому кино, благодаря экранизациям русской классики, благодаря писателям-деревенщикам. В этом ряду – русского искусства интенсивного духовного поиска, постоянного общения с национальной нравственной памятью – внятное место занимает Андрей Тарковский, что бы ни говорили о его индивидуальных «заблуждениях», «искривлениях» и т.п. Если они и были (разумеется, были, как у многих, если не всех), то это заблуждения выдающегося русского художника, мыслителя, незаурядной души, жившей интенсивнейшей духовной работой.
Верно наблюдение, что многие советские художники прошли исповеднический путь – в том смысле, что ценой здоровья, а порой и жизни пронесли сквозь годы безбожья и донесли до людей тот «крохотный светик» Духа, который потом, в конечном итоге, и привел многих советских и постсоветских людей к вере. Неслучайно кинорежиссер сам говорил в интервью Шарлю де Бранту: «Вера – это единственное, что может спасти человека. Это мое глубочайшее убеждение. Иначе что бы мы могли совершить? Это та единственная вещь, которая бесспорно есть у человека. Все остальное – несущественно».
Андрей Тарковский. Съемки «Жертвоприношения». 1985 г. |
Самый яркий пример русского духовного становления в вышеупомянутый период отечественной (тогда советской) истории и, если угодно, восхождения, произошедшего на глазах всего мира, являет собой, между прочим, и Николай Бурляев, совсем мальчишкой, отроком пришедший в первый свой фильм Тарковского «Иваново детство» (вышедший в 1962-м, а снимавшийся ранее) и через четыре года сыгравший пронзительного Бориску в одной из новелл фильма Тарковского «Андрей Рублев» (который автором был назван «Страсти по Андрею»). Чтобы потом, через годы, снимать фильм о Лермонтове, играть Иешуа Га-Ноцри, государя Николая II, а далее – стать основателем и главным движителем грандиозного Международного форума славянских искусств «Золотой витязь».
***
Арсений Тарковский |
Понимание истоков всегда очень-очень важно, а потому повторю проникновенные слова поэта Алексея Ивантера (Москва): «Когда произносят имя Арсений Тарковский, мне хочется встать». Действительно, в образе и судьбе этого прекрасного человека, значительного русского поэта ХХ века, сошлось многое: и большой литературный дар, и внешняя и внутренняя красота, и тот мученический факт, что он лишился ноги в Великой Отечественной войне, будучи молодым офицером. Напомню его поразительные строки: «Я снова пойду за Великие Луки, / Чтоб снова мне крестные муки принять». Размышляя об Арсении Тарковском, следует ясно понимать, что речь идет об одном из крупнейших русских поэтов ХХ века, величину и значение которого пока еще не смогло оценить в полной мере русское культурное сообщество. Возможно, причиной тому – особенность и глубинность поэтического голоса Арсения Александровича, коего затруднительно втискивать в литературные обоймы и когорты, ибо и в литературе, и в жизни он существовал преимущественно в стороне от тенденций и «направлений», сам по себе, словно выполняя пушкинский наказ: «Ты царь: живи один».
Кадр из фильма «Жертвоприношение» |
Поэт и филолог Светлана Кекова (Саратов) резонно считает, что Арсений и Андрей – это воплощение одного мироощущения путем разных искусств. В слове и в кинематографе. С. Кекова находит совпадения даже на уровне их зрительных рядов. Например, со строкой Арсения «И птицам с нами было по дороге» (из стихотворения «Первые свидания») исследовательница соотносит – как визуальный аналог строки – кадр в фильме «Зеркало», где мальчик стоит на горе, перед ним расстилается брейгелевский пейзаж – и ему на плечо садится птичка. Или еще, из «Титании»: «Мне грешная моя, невинная / Земля моя передает / Свое терпенье муравьиное / И душу крепкую, как йод». А в фильме «Андрей Рублев» – Феофан Грек сидит, запустив ноги в муравейник.
И ведь совсем не обязательно, чтобы сын прочел строки отца и, как по сценарию, проиллюстрировал. Эти образы словно имплицированы, заключены в общем «тарковском» коде.
Несмотря на то, что в нескольких фильмах Андрея Арсеньевича звучат стихи Арсения Александровича, во всем мире больше знают Андрея, кинематографиста, а не отца-поэта. Но нам надлежит понимать иерархию и помнить о ней: оплодотворяющим истоком является отец. «Притом что Андрей создал великое искусство, все-таки он ведом отцом» (С. Кекова).
***
Стилистика камеры Тарковского завораживает, темпоритм фильмов Тарковского необычен и зачастую труден для суетного зрителя (читай – для всей торопливой эпохи, все более убыстряющей ход). Это умное вглядывание в предметы, пейзаж, лица, если угодно – в воздух. Медленное вглядывание, медленное делание, словно проживание вековечного русского вопроса: что есть действие – кипучий капитализм штольцев или созерцательная раздумчивость и медлительность обломовых?
И – медленное, «бергмановское» говорение. О чем же?
Кадр из фильма "Ностальгия" |
Это сказано абсолютно пророчески: через несколько лет после кончины кинорежиссера начнется невиданный в истории человечества информационный бум, внедрение Интернета и мобильной связи в частную жизнь и сознание большинства населения планеты, в корне меняющие духовно-нравственные и интеллектуальные условия людского существования.
В 1986-м, за четыре месяца до смерти, в год выхода последнего его фильма с неминуемым названием «Жертвоприношение», смертельно больной Андрей Арсеньевич написал: «Любовь – всегда дар себя другим. И хотя жертвенность – слово “жертвенность” – несет в себе как бы негативный, разрушительный внешне смысл (конечно, вульгарно понятый), обращенный на личность, приносящую себя в жертву, существо этого акта – всегда любовь, то есть позитивный, творческий, Божественный акт».
Могила А. Тарковского. |
Всё связано в нашей истории в единый исповеднический русский узел. Всё связано.
И Бог сохраняет всё.
А вот странное дело... Действительно, среди нас - родившихся и выросших в якобы безбожные времена - полно таких, для которых духовность - средство к существованию... было, есть и будет. В т.ч. было и в те самые безбожные времена.
Хорошо Валентин Непомнящий о Пушкине сказал: "Пушкин, конечно, не "православный поэт", Пушкин поэт православного народа". Имеющий уши да слышит... К Александру Пушкину были (и есть!) те же претензии, что и ныне к Андрею Тарковскому. А он (Пушкин) ещё семнадцатилетним лицеистом обращался к "слишком православным", "торопящимся в рай" с такими словами: "Смирите гордости жестокой исступленье! Имеет право он на ваше снисхожденьей. С душой тронутой внемлите брата стон: несчастный не злодей - собою страждет он. [...] Напрасно вкруг себя печальный взор он водит: ум ищет божества, а сердце не находит..."
Сердцу (а не уму) как раз труднее всего на этом пути красоты "как ощутительной формы истины и добра" (Вл. Соловьёв, не телеведущий, конечно). ["...Он говорит ей: плыть и плыть... Путь к сердцу не семь дней. Она отвечает: как быть? Уже запрягают златых коней..."]
Как писал Гоголь в письме к Плетнёву, "первый том ["Мёртвых душ"] - крыльцо к тому дворцу, который во мне строится" (речь, понятно, идёт о "возрастании души" "в ту самую "меру полноты возраста Христова" (Еф., 4. 13).
Всё это называется духовной (энергетической) устремлённостию [к Богу, или, если хотите, к Абсолютной ценности], а твои, брат, (и Тарковского) оппоненты жаждут ("вынь да положь!") видеть сиюминутный результат, то есть сразу выхолостить и омертвить сей путь, поскольку результат ("имеющий быть" в умных головах, но не в живой реальности), как правило, безэнергетичен. Да и не дано нам в этой жизни что-то "знать" о конечном результате - сколько бы мы не твердили "Господи! Господи!" (Мф., 7. 21-23).
В общем, придётся повторить достаточно внятную, хотя и недостаточно простую - для линейного ума - гоголевскую фразу по поводу сих повторяющихся (в веках!) претензий к преткновениям на пути духовного роста человека, призванного свидетельствовать о Пути и трудностях преодоления.
"Как ныне сбирается вещий Олег..." - читайте: всё, как сегодня...
"Некоторые стали печатно объявлять, что Пушкин был деист, а не христианин; точно как будто бы они побывали в душе Пушкина, точно как будто бы Пушкин непременно обязан был в в стихах своих говорить о высших догматах христианских, за которые и сам святитель Церкви принимается не иначе, как с великим страхом, приготовя себя к тому глубочайшей святостию своей жизни. По-ихнему следовало бы всё высшее в христианстве облекать в рифмы и сделать из того какие-то стихотворные игрушки. Пушкин слишком разумно поступал, что не дерзал переносить в стихи того, чем ещё не проникалась вся насквозь его душа, и предпочитал лучше остаться нечувствительной ступенью к высшему для всех тех, которые слишком отдалились от Христа, чем оттолкнуть их вовсе от христианства такими же бездушными стихотворениями, которые пишутся теми, которые выставляют себя христианами..."
Заменим, прищурясь, Пушкина Тарковским, стихи - кинематографом, и, быть может, многое станет тогда на свои места. Тогда-то, дай Бог, не придётся сотрясать воздух досужими измышлениями "нащёт" круглости круглого и квадратности квадратного:
"Вишь ты, - сказал один другому, - вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?" - "Доедет" - отвечал другой. "А в Казань-то, я думаю, не доедет?" - "В Казань не доедет", - отвечал другой. Этим разговор и кончился".
Думаю, и нам не стоит размазывать кашу по столу. Просто пойдём (снова!) смотреть это "такое кино". Кино высокое, расчитанное, однако, на наше отзывчивое сердце, ТАК ЖЕ стремящееся к Абсолютной ценности, имя которой - Бог.
Простите, радетели чистоты Православия! Забыли, как дружинники гоняли от церкви на Пасху. Как тетки ГБ-шные паспорта требовали и записывали данные в Лавре быв.г.Загорска?
И гениальный А.А.Тарковский, и добрый пастырь, убиенный Пр.Иер.А.Мень - сотни тысяч советских человеков вели за собой к вере Православной, к истокам Родины досоветской эпохи....
Простите.
С другой стороны в душу не заглянешь. А по сравнению с бесчисленными и безликими фильмами современности в т.ч. и на православных кинофестивалях, фильмы А.А. безмерно глубже, проникновеннее. И, несомненно, призывают к высокой жертвенной любви. Вызывают только светлые чувства. Так лучше, если еще не освободился человек от желания познавать мир через искусство, делать это через лучшие его образцы.
Р.S. Судьба великая, подвиг, талант.
Царство Небесное.
Источниками для поиска ответа на мой вопрос стали востороженные статьи, посвященные творчеству А. Тарковского и его биография. В статьях ответ был для меня слишком глубоко завуалирован описанием сложнейших приемов, оригинальности подхода, глубочайшим чувствованием автором тонкости мироздания, его гениальностью и т.д.
В биографии А. Тарковского мне запомнились несколько моментов.
Первый из них - это попытки А. Тарковского прийти к вере. Он к ней пришел, но вера эта оказалась не православной, так как, когда он бывал в православных храмах, то случалось это за рубежом, службы шли на греческом, не понятном языке, Церковь не смогла занять место в жизни А. Тарковского.
Второй момент это увлечение эзотерикой, на почве которого А. Тарковский хотел снять фильм по книге Филиппа Ванденберга "Пятое Евангелие". Но болезнь не позволила осуществиться этому плану...
Третий момент - отношение Андрея Арсеньевича к семье, а именно разводы.
Каждый делает для себя выводы сам...
страшна и дика Россия "недоправославленная" возможно потому что ее то и не крестили святые мученики...страшна и дика Россия православная что погубила не единое племя человеческое на захваченных ею территориях...страшна и мерзка "недоРусь" православная...может потому что пользует краденное имя свое...
Финал "Сталкера" стихи читает малолетняя дочь протагониста.
Вопрос к каждому, кто прочтёт эти строки. Вопрос риторический, поэтому Вы можете не отвечать.
Что бы Вы сделали с человеком, который учил бы Ваших малолетних детей таким стихам?
Люблю глаза твои, мой друг,
С игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг...
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
[Стихотворение Ф.И.Тютчева]
А если ребёнок спросил, придя к Вам после съёмок у такого гения: папа (или мама), о чём здесь говорится? Что бы Вы ответили?
Эти рассуждения не праздные. Во многих фильмах, которые детям показывать нельзя, снимаются дети. Они - пушечное мясо гениев? Или своих жалко, а чужих нет?
"...При всём уважении к таланту режиссёра, моё мнение, что у него в голове совершенная каша, не имеющая ничего общего с Православием".
На мой взгляд, уж очень категорично, но по-существу согласна. Много моих знакомых в те времен тоже находились "в духовном поиске" - были "йоганутые", и "рерихнутые", и "тарелочники", и астрологи... Искатели духовные... От Тарковского , извините, "тащились", ф-м Зеркало ездили смотреть куда-то в Подмосковье. Но стоило человеку (оговорюсь, что не всем) "познакомиться" с ПРАВОСЛАВИЕМ и придти к Богу - все поиски и метания прекращались. И только те, кто считал себя ЭЛИТОЙ и ВЫШЕ других - так и мечутся до сих пор... Но в храм ходят... И Бог им не указ.
На мой взгляд, это как раз тот случай, когда "не по Сеньке шапка" - в состоянии постоянного протеста и духовного поиска можно быть гениальным постановщиком (техническим) фильма, и не более того... Не похоже,что был мир в душе у Андрея Тарковского...
Сцена в "сухом" колодце. Сон сталкера. В полу-дрёме сталкер бормочет евангельский фрагмент о путешествии в Эммаус воскресшего Христа и двух апостолов, которые Его не узнали. Простите, мне как человеку слышащему это Евангельское повествование в среднем в каждый 11ый субботний вечер на протяжении всего года это не может не резать слух и возмущает сердце.
Не поверю, что режиссёр это случайно вставил.
А кадр с изображением св. Иоанна Крестителя во время съёмок воды? Сейчас Церковь празднует Крещение Господне и эта аллюзия особенно бросается в глаза.
З. Ы.
Сталкер - слово зарубежное и имеет не самый хороший оттенок значения. В книге Стругацких это чётче передано. Этим словом называют проныр, любителей подглядывать, увлечённых нездоровой слежкой и т. д. Оно сейчас встречается в анимэ и популярном кинематографе. Давать такое имя духовному искателю (даже если это не образ Христа или святого) по меньшей мере странно.
Но ещё раз повторяю: Тарковский безусловно гений. Только его духовный поиск вовсе не православен.
"Надо почитать что-нибудь из его работ об этом.Кстати,а они есть?"
"Единственное, что может спасти нас - это новая ересь, которая сможет опрокинуть все идеологические институты нашего несчастного, варварского мира. Величие современного Человека - в протесте.
Слава сжигающим себя из протеста перед лицом тупой безгласной толпы и тем, кто протестует, выйдя на площадь с плакатами и лозунгами и обрекая себя на репрессию, и всем, кто говорит "нет" шкурникам и безбожникам. Подняться над возможностью жить, практически осознать смертность нашей плоти во имя будущего, во имя Бессмертия... Если человечество способно на это - то еще не всё потеряно. Есть еще шанс. Человечество слишком много страдало и чувство страдания у него постепенно атрофировалось. Это опасно. Ибо теперь невозможно кровью и страданием поэтому спасти человечество. Боже, что за время, в которое мы живем!"
---- Это из Дневников... Если честно, я не смогла читать...
Много злобы, жестокости и желчи... Это был самый "затратный" режиссёр - ни один из его фильмов не окупился... Мне нравятся "Солярис" и "Иваново детство". Хорошо, что был верующим...Бог ему судья.
Относительно моей духовной жизни, Вы правы: я - человек грешный и несовершенный. Относительно чистоты своей веры уверен, так как исповедую Православный Символ Веры, и достаточно хорошо его понимаю.
Понятие духовного поиска мне чуждо - в Православии всё уже итак есть, придерживаюсь необходимости духовного изучения.
Я не против автора и не против интенсивного духовного поиска у других людей. Обратите внимание, сам его называю гением, НО в статье к нему приклеивают ярлык духовного человека, а в православном сознании порядочный и добрый человек вовсе ещё не значит духовный.
Он вполне может быть прекрасным человеком, НО не православным, о чём я и писал.
Православие - это Православие, а Тарковский - это Тарковский. Если сейчас модно всех называть православными, то я не поддерживаю этой тенденции. В творчестве Стивена Кинга гораздо более развита именно духовная интуиция, но за это не записывать же его в синодики?
Его фильмы, их смысл, суть - лежат за рамками бытия в этом мире. И Андрей Арсеньевич как раз чувствувая эти рамки, скорей всего подсознательно, на уровне Божьего дара, который верующие люди не выпячивают наружу, показывал жизнь людей в перспективе другой жизни - будущей!
То совешенно неведано, что он хотел показать, если сам он не говорил об этом. И наверно критика совместимости того или иного образа в киноленте на соответствие милого христианскому сердцу: евангельскому образу, совешенна неуместна, - лишь наши умозаключения, да и только.
Скорее его фильмы это кинематогрфическая книга, где каждый понимает суть именно в такой вот упомянутой перспективе, перспективе развития своей собственной жизни, не зная конечно не только, что будет за теми самыми рамками, но и ближайшие мгновения.
Давайте все вместе помолимся об Андрее Арсеньевиче, и поблагодарим Бога, за то, что он дал нам назидание в лице такого выдающегося человека!
"Инженер снов. Вспоминая Андрея Тарковского"
http://otrok-ua.ru/sections/art/show/inzhener_snov.html
Так зачем упрекать автора в том, что мы выдумываем сами себе?
И никак не каша, а "интенсивный духовный поиск". А вы, Иван Х, - совершенны? В частности, в вере своей?
Не люблю неконструктивную критику, но позволю себе на этот раз.
Несомненно в наполненности содержанием кадров - А. Тарковский - гений, умеющий привлекать не острым сюжетом, а глубиной осмысления.
Однако вынужден поспорить о высокой духовности по-крайней мере одного его произведения. Это "Сталкер".
C точки зрения православного человека - это мрак кромешный.
Аллюзии главного героя со Христом вызывают у меня просто кипящее негодование.
Если воспринимать произведение как фотографию жизни - это терпимо, действительно, так бывает. Но если это попытка изобразить Христа, тут уж извините. Это мерзкая карикатура. Он даже не тянет на святого. Я говорю не о сопливости, инфантильности и женоподобия образа. Естественное отторжение вызывает убийство брата в "мясорубке" ради шкурной выгоды, отправление вперёд ведомых, дескать, один из них всё равно умрёт, а Сталкер должен остаться жив, какие-то хилые и сопливые угрызения совести, которые ничего не меняют и т. д.
Господь, а вслед за ним и все мученики всегда шли на смерть за друзей, притом бесплатно.
Хотя князь Мышкин Достоевского не многим лучше.
Вообще в литературе образ Христа не создать никогда.
Вопрос в том, а стоит ли ради любых благородных целей, так играть с Богом?
При всём уважении к таланту режиссёра, моё мнение, что у него в голове совершенная каша, не имеющая ничего общего с Православием.