Высокие Дечаны, 8 апреля 2012 г.
В начале апреля 2012 г. на территории Косово и Метохии произошло cразу несколько провокаций и нападений на объекты Сербской Православной Церкви.
Так на стенах всемирно известного монастыря Высокие Дечаны появились оскорбительные граффити. При этом надписи появились в двухстах метрах от итальянского поста КФОР, несущего здесь постоянное дежурство.
По сообщению настоятеля монастыря архимандрита Саввы, первая надпись – «UCK», сделанная красной краской, появилась 31 марта, а через пару дней появилась вторая - «UCK prone» («имущество UCK»).
UCK – это аббревиатура так называемой «Освободительной армии Косова», члены которой прославились кровавыми преступлениями в отношении сербского населения. Боевиками ОАК, начиная с 1999 года, были превращены в развалины десятки монастырей и храмов, включая средневековые памятники.
Отец Савва считает, что произошедшее стало следствием агрессивной компании в СМИ, которую ведут некоторые представители местной албанской общины. Поводом для компании стало несогласие по вопросу возможного строительства шоссе у стен монастыря, одного из четырех памятников ЮНЕСКО на территории Края.
По словам архимандрита, уже несколько месяцев против Сербской Церкви местными радикалами ведется настоящая медиа-война, поводом для которой стал закон об историческом центре Призрена и защите сербского села Велика Хоча, который должен принять парламент Косова.
Содержащие угрозы граффити стали, по его мнению, проявлением крайней нетерпимости со стороны местных албанцев.
Монастырь Высокие Дечаны уже 12 лет фактически живет в осаде. Четыре раза на него совершались вооруженные нападения, последнее из которых произошло в 2007 году, когда местный албанец стрелял по монастырю из ручного гранатомета. Начиная с 1999 года, монастырь охраняют итальянские военнослужащие КФОР.
В связи с инцидентом в Высоких Дечанах, а также сообщением об обстреле церкви в местечке Печичи, епископ Рашко-Призренский Феодосий направил письмо представителям международной администрации Косова и Метохии и местных албанских властей, в котором подчеркнул, что, будучи вне политики, Церковь не может оставаться безучастной и молчать, когда угрожают ее духовенству и святыням.