Православный календарьПравославный календарь
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

Путь к вечному блаженству

Слово в неделю 12-ю по Пятидесятнице

В нынешнем Евангелии Господь наш Иисус Христос реша­ет важный вопрос, предложенный Ему богатым юношей: «Что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь указывает ему на заповеди, данные людям от Бога через Мои­сея, притом на заповеди о любви к ближним, минуя заповеди относительно Самого Господа Бога, конечно потому, что на любви к ближним основывается и любовь к Богу и без любви к ближнему невозможно любить Бога, ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Котораго не видит? – говорит святой апостол Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 20). Итак, Господь говорит богатому юноше: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, именно: не убивай, не прелюбодействуй, не кради, не лжесвидетельствуй, почи­тай отца и мать и люби ближнего своего как самого себя».

Да, важный вопрос Господь решает для нас в нынешнем Евангелии, – вопрос касательно того, как, какими путями до­стигнуть жизни вечной? Нет ничего вернее смерти: все умрем и телами нашими обратимся в прах, в землю, из которой созда­ны вначале, а души наши бессмертные, по образу и подобию Божию сотворенные, восхищены будут на суд к Богу, ибо че­ловекам положено однажды умереть, а потом суд, – говорит апостол (Евр. 9, 27), – суд частный над душой каждого отходя­щего отселе человека; на нем решается участь человека до по­следнего, всеобщего суда над всем миром по воскресении всех мертвых. Потому, ввиду неизбежности смерти для каждого из нас по телу, весьма важно и необходимо каждому из нас удов­летворительно разрешить себе вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Жизнь вечная за гробом есть не­сомненно, как несомненно же есть и мука вечная, и здешняя краткая жизнь дана нам Богом для приготовления к будущей жизни, ей же не будет конца во веки веков. Этот важнейший вопрос жизни Господь и решает вполне богатому юноше, а с ним и всем нам. Если хочешь, говорит, войти в жизнь вечную, то соблюди заповеди. «Какие?» – спрашивает юноша. А Гос­подь ему отвечает: не убивай, не прелюбодействуй и прочее, как вы уже слышали. Не много слов, не много заповедей, а как они важны, потому что от исполнения их зависит жизнь веч­ная каждого из нас. Яко сотворивый та человек, жив будет в них, – говорит Писание (Рим. 10, 5). Итак, необходимо остано­виться на этих заповедях и войти глубже в их смысл, чтобы ви­деть всю необходимость и пользу их исполнения и широту их приложения к жизни.

Первое слово сказано: Не убивай; под ним разумеется много других подобных повелений, а именно: не обижай, не раздражайся, не враждуй, не гневайся, не дерись, не будь ненавистлив: Всяк ненавидяй брата своего человеко­убийца есть, – говорит апостол (1 Ин. 3, 15); не будь дерзок словом или рукой; не будь жестокосерд к бедным и скуп; не то­ми непосильными трудами подручных твоих; спасай погибаю­щих, если можешь, например голодных, утопающих; сам себя не изнуряй непосильными трудами или не расстраивай своего здоровья страстями и пороками; не соблазняй других и не пре­давай диаволу душ, искупленных бесценной кровью Господа Иисуса Христа. Вот сколь широкий смысл этой заповеди.

Далее Господь говорит: Не прелюбодействуй не только де­лом, но и мыслью, нечистым зрением, вожделением; брось вся­кое блудное мечтание, и воображение, и все то, что ведет к пре­любодеянию: лакомство, пресыщение и пьянство; нескромные, соблазнительные разговоры, чтение нескромных, соблазни­тельных книг; нескромное обращение с лицами другого пола, нескромные картины и прочее. И одно воззрение на женщину с вожделением есть уже прелюбодейство, по слову Спасителя (Мф. 5, 28). Старайся о чистоте помыслов и чувствований, о чистоте нравов своих и ближних твоих, чад и слуг твоих, под­чиненных и всех, с кем имеешь связи и близкие отношения.

Далее говорится: Не крадь; тут разумеются не только кража, но и тунеядство, и мздоимство, или взяточничество, и лихоим­ство, или разорительные для бедного проценты, которые берет заимодавец, и разная неправедная нажива, прием вещей заве­домо краденых; картежная разорительная игра, через которую картежник крадет у своих родителей и родственников или у жены и детей или просто у себя самого деньги или достояние семейное; и наконец, тот, кто не подает милостыни бедным, имея к тому полную возможность, ибо избытки дает Господь для помощи бедным; если же этого кто достаточный не делает, то похищает собственность ближних и утаивает дар Божий.

Далее говорит Господь: Не лжесвидетельствуй, или не кле­вещи на ближнего, ибо от клеветы, осуждения, пересудов, на­смешек и лжесвидетельства люди весьма сильно страдают, лишаются доброго имени, сочувствия, бывают гонимы, при­тесняемы, лишаемы места служения и средств к жизни, а ино­гда, не имея сил вынести клеветы, сами себя лишают жизни. Из-за лжесвидетельства и клеветы Сам Господь Иисус Хрис­тос доведен был до креста и смерти самой поносной. Ужасное зло – клевета! И святой царь-пророк молит Бога об избавле­нии его от клеветы: Избави мя от клеветы человеческия, и со­храню заповеди Твоя (Пс. 118, 134).

Почитай отца и мать, далее говорится. За почтение к ро­дителям Господь обещает благополучие и долголетие в здеш­ней жизни и блаженство вечное в будущей. Родителям мы обязаны жизнью и большей частью самим воспитанием, по крайней мере первоначальным, и, казалось бы, нет ничего лег­че и естественнее, как почитать родителей. А между тем на де­ле, особенно в нынешнее время, бывает нередко напротив: дети тяготятся своими родителями, отказывают им в должном почтении, грубят им и поносят их в лицо, ни за что считают их любовь, заботы и попечения, бывшие о них; не помогают им, не поддерживают их в бедности, старости и болезни. Но горе им, если не образумятся, – не добро им будет и в здешней жиз­ни и вечная мука в жизни будущей. Досадители, – говорит апостол, – Царствия Божия не наследят (1 Кор. 6, 10).

Люби ближняго как самого себя, – говорит заповедь, т. е. береги его, как себя бережешь; желай ему того же, чего себе; поступай с ним так же, как желаешь, чтобы поступали с тобой; молись за него так же, как за себя, за живого или за умершего; делай для него что-либо доброе и полезное так же, как и для себя дела­ешь, ибо мы все – дети одного Отца – Бога, искуплены одной кровью, чада одной матери – Церкви, ожидаем все общего царства.

Вот какие заповеди ведут в жизнь вечную! Юноша похвалялся, что все эти заповеди сохранил, но на поверку вы­шло, что далеко не достиг совершенства в исполнении их, ибо всем сердцем привязан был к богатству и, значит, не любил искренне ни Бога, ни ближнего, ибо Господь говорит да и опыт подтверждает, что невозможно работать Богу и богат­ству (Мф. 6, 24; Лк. 16, 13), как невозможно служить двум господам. Он отошел от Спасителя с печалью, когда Господь ради совершенства его предложил продать имение и раздать нищим, ибо видел, что оно связывало его душевные стопы.

Господь поэтому и сказал, что трудно богатому войти в Цар­ство Небесное – труднее, чем верблюду сквозь игольные уши пройти. Но, что трудно и невозможно для людей, то удобно для Бога, ибо Бог может и богача сделать милостивым, как и есть многие из богатых истинно милостивые, и богача может сделать добродетельным и наследником Царства Небесного, если он не будет противиться воле Божией, а усердно будет исполнять ее. Вот вам и толкование на нынешнее Евангелие. Запомните и по силе своей старайтесь исполнить. Аминь.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Другие статьи автора Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Новые материалы

Выбор читателей

×