Житие святого благоверного короля Англии Альфреда Великого

Часть 1. От юности до победы над «великой армией»

Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею.
(Пс. 2: 6)

Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость.
(Пс. 50: 8)

Предисловие: Альфред святой
(память 8 ноября по новому стилю)

Альфред увидел ученость мертвой – и возродил ее.
Образование было запущено – он восстановил его.
Законы были бессильны – он дал им силу.
Церковь была в упадке – он поднял ее.
Землю опустошал зловещий враг – он избавил ее от него.
Имя Альфреда будет жить столько, сколько человечество будет уважать прошлое.

Надпись на статуе святого Альфреда Великого в Уонтидже

Статуя св. Альфреда Великого в Уонтидже
Статуя св. Альфреда Великого в Уонтидже
Девятилетним мальчиком я открыл для себя короля Альфреда Великого и истории, связанные с ним. И он сразу же меня покорил. Позже Провидение привело меня учиться в университетский колледж в город, который основал Альфред. Учась в этом колледже, хранившем портрет короля Альфреда XVII века, я много прочел о его заслугах. Да, легенды, но в них заключена духовная истина. Прослужив православным клириком почти 20 лет, я понял, что Альфред был не только праведным человеком, но и святым мужем. Во всей моей жизни постоянно присутствует король Альфред Великий. И за последние два десятилетия все большее число английских православных и инославных христиан признают в короле Альфреде Великом (849–899) святого. В 1992 году один православный написал краткое житие святого Альфреда, и имя короля было внесено в православный календарь. Многие римо-католики тоже видят в Альфреде святого. И потому мы предлагаем житие короля, попутно отвечая на вопросы, возникающие в связи с распространением его почитания.

То, что вопрос о святости Альфреда поднимается именно сейчас, когда прошло более 1000 лет с того времени, когда жил этот король, – не случайность. Кажется, сегодня в Англии Альфреда идет процесс нового возвращения к язычеству. Как будто бы история движется в обратном направлении, и мы вновь приходим к тому положению, в котором пребывало английское христианство в свои первые века. Альфред трудился над созиданием Англии, а мы сегодня становимся свидетелями уничтожения Англии. Мы снова видим то, что происходило во времена Альфреда, когда датчане-язычники терзали Англию. И мы видим сегодня нечто подобное. Конечно, на нас не нападают внешние враги, но мы все видим разложение Англии изнутри. Сегодня вы можете встретить людей, вполне открыто и по-модному называющих себя язычниками, имеющих свои обряды и гордящихся тем, что они язычники. Это очень похоже на то, что происходило в Англии в IX веке, при завоевании ее язычниками.

Нынешние нападения на христианские ценности угрожают английской национальной идентичности. Мы не имеем права забывать, что Англия и англичане существуют как нация только благодаря Церкви, принесшей свет Христов нашим предкам, англам, в 597 году, благодаря Церкви, объединившей народ единой национальной структурой, а затем и единым правлением. Во второй половине IX века христианству угрожали язычники-викинги – и Англия почти исчезла. Но то же самое происходит и сегодня: Англия как христианская страна исчезает. А язычество всегда одно и неизменно – в старой ли форме, в новой ли.

Мы верим, что сейчас очень нуждаемся в Альфреде. Он был первым королем всей Англии и нашим единственным «защитником веры». Так что правы те, кто осмеливается сегодня призывать: «Святой и праведный Альфред, моли Бога о твоей земле и твоем народе!»

Глава 1. Англия до короля Альфреда

От ярости северных людей избави нас, Господи.

К 800 году самым сильным государством в Англии, несомненно, была Мерсия, занимавшая нынешний район Мидлендс. Ее возвышение произошло в правление короля Оффы († 796). Однако при короле Уэссекса Эгберте (802–839) это королевство, располагавшееся на западе Англии, постепенно стало доминировать над другими ее частями, особенно теми, что лежали к югу от Темзы. В 825 году Сассекс, Суррей и Кент, а позднее Эссекс и Восточная Англия перешли под контроль Уэссекса. В 829 году даже Мерсия оказалась под его властью. К этому времени относятся первые набеги язычников-викингов из Дании, и хотя королевству Уэссекс пришлось их отбивать, оно смогло подчинить себе Нортумбрию, Уэльс, а в 838 году и Корнуолл. Король Эгберт умер в 839 году, и ему наследовал его сын Этельвульф, не такой воинственный и более склонный обустраивать церковь. И как раз в 839 году новый король решил отправиться в паломничество в Рим. Этельвульфа подвигло на это ужасное видение одного английского священника. Явившийся этому пастырю ангел поведал: грехи и беззакония христиан так вопиют к небу, что даже молитвы святых более не могут сдерживать небесный суд, и если народ немедленно не покается и не начнет достойно служить Богу, храня день Господень, то как кара небесная явятся язычники на множестве кораблей, неся гибель от огня и меча Англии и ее жителям. И только покаяние, пост и милостыня могут спасти остров от несчастья.

Пророческое предсказание исполнилось слишком быстро. В течение трех лет – с 840 по 843 год – язычники-викинги по много раз совершали ужасные набеги на христианскую Англию. И всегда побеждали: в Дорсете, Линкольншире, Восточной Англии, Кенте, Кентербери, Лондоне, Гемпшире и Сомерсете. Это было начало бедствий, тревоживших и беспокоивших младшего сына короля Этельвульфа Альфреда всю его жизнь – с детства и до самой смерти. А паломничество Этельвульфу пришлось отложить на 16 лет.

Мир, в который пришел святой Альфред Великий, пел литанию: «От ярости северных людей избави нас, Господи!» Молитва усилилась, когда впервые зиму 850–851 годов датчане провели в Англии, и это не предвещало ничего хорошего.

Глава 2. Детство и юность святого Альфреда Великого
849–871 годы

Теперь его очень любили.

Согласно «Житию короля Альфреда», которое приписывается епископу Ассеру, Альфред родился в 849 году в городе Уонтидж, сегодня весьма небольшому. Он расположен в нескольких милях южнее Темзы, в центральной части южной Англии. Будучи как раз посредине между Бристолем и Лондоном, в IX веке королевское поместье Уонтидж занимало стратегическое положение на границе Уэссекса и Мерсии.

Уонтидж, Оксфордшир - родина св. Альфреда Великого
Уонтидж, Оксфордшир - родина св. Альфреда Великого
Место рождения святого Альфреда, как предполагают, было в непосредственной близости от приходской церкви, около которой сегодня стоит памятник ему. Святой Альфред был самым младшим из пяти детей – четырех сыновей и одной дочери – короля Уэссекса Этельвульфа и его жены Осбурги. Они оба славились своей набожностью; говорили даже, что король Этельвульф в молодые годы мечтал принять монашество в Винчестере. Об Осбурге писали как о «самой благочестивой женщине, благородством манер украсившей благородство происхождения». Альфред был младшим из шести детей короля Этельвульфа, у которого от первого брака был еще один сын – Этельстан, умерший относительно молодым.

Альфреда очень любили и его родители, и все, кто его окружал. Он воспитывался при королевском дворе; он «отличался внешностью более красивой, чем у его братьев, и более приятными манерами, речью и поведением». С детства его благородный ум стремился к мудрости более, нежели к чему-либо еще. Он внимательно слушал книги, которые ему читали, и старался запомнить услышанное. Однажды его мать, показав ему и другим братьям книгу английских поэм, сказала: «Я подарю эту книгу тому из вас, кто выучит всю ее быстрее других». Альфред, которому тогда было 5 или 6 лет, был поражен первым же инициалом, которым она была украшена. Он взял эту книгу, отправился к своему учителю и выучил все содержавшиеся в ней поэмы. Потом он вернулся к матери и, отдав ей книгу, прочел их наизусть. Так он отвоевал книгу у своих братьев, которые, хотя и были старше его, не проявляли таких способностей, как Альфред.

В 853 году, когда Альфреду было 4 года, его в сопровождении знати и слуг отправили в паломничество в Рим. Его отец, давно желавший этого, не смог поехать с ними из-за угрозы языческих набегов. В Риме папа Лев, позже прославленный в лике святых, принял Альфреда как духовного сына. Он пожаловал его в консулы Рима, преподнес в дар меч и облек в мантию белого и пурпурного цветов – такой великой чести удостоился Альфред, награжденный духовным саном, подобающим его королевскому происхождению.

В 855 году король Этельвульф, незадолго до того овдовевший, все же рискнул предпринять поездку в Рим. Он взял с собой и Альфреда. Здесь, у мощей мучеников, король, несомненно, молился о спасении своей страны. Альфред, которому тогда было 6 лет, уже наполовину сирота, был оставлен в Риме на год. Как водится, его отец привез щедрые и роскошные дары папе, тогда уже Бенедикту III, и всей Римской Церкви. Все это, вероятно, произвело на мальчика неизгладимое впечатление.

Возвратившись в Англию, 60-летний отец Альфреда снова женился из политического расчета на 13-летней Юдифи, дочери франкского короля Карла Лысого. Оба короля хотели таким образом скрепить свой союз против язычников, которые, как и сарацины в Италии, представляли угрозу для всей Европы. Но Этельвульф умер всего через два года после заключения этого брака, в который, как выяснилось в январе 858 года, он вступил весьма неосмотрительно.

Королева Осбурга читает книгу своему сыну Альфреду
Королева Осбурга читает книгу своему сыну Альфреду
Юный Альфред проявлял большую сноровку во всех видах охоты, и ему сопутствовала удача. Там он постигал не только красоту природы, но и ее тайны, будучи духовно одаренной натурой. Ожидая своего 12-летия, когда ему можно будет начать учиться читать и писать, он выучил наизусть дневные службы часов, многие молитвы и псалмы. Их он собрал в отдельную книгу, которую все время держал при себе вплоть до зрелых лет. Возможно, он хотел бы уделять больше времени наукам, но при дворе Уэссекса в то время не было ученых. Позже Альфред вовсе не сожалел о том, что не посвятил себя наукам; и хотя у него не было достаточно времени для получения образования, все же в детстве и отрочестве он смог научиться весьма многому.

Говорили, что Альфред очень любил и почитал святых, например святого Кутберта. И несомненно, он знал о многих современных ему церковных деятелях, таких как епископ Элстан Шерборнский и, конечно же, святитель Свитин Винчестерский, который был духовным наставником его отца. Епископ уэссексского города Винчестер с 852 года, святитель Свитин был учителем отца Альфреда, когда тот был ребенком. Говорили, что простой и мягкий епископ Свитин уговорил короля Этельвульфа на смертном одре отдать одну десятую своих земель Церкви.

С детства Альфред любил посещать святые места и прикладываться к мощам святых, он посвящал много времени молитве и милостыне. Говорили также, что ему много страданий доставила некая болезнь – возможно, слепота или проказа.

Одно предание – его можно считать достоверным, а можно и не считать таковым – гласит, что однажды, охотясь в Корнуолле, в местечке, известном сейчас как Сент-Неот, Альфред остановился около церкви святого Гвинера. На этом месте он помолился об исцелении от своей тяжкой болезни, причинявшей ему столько мук. Он молил Бога, чтобы его болезнь была заменена на другую – менее разрушительную и заметную внешне, чтобы из-за нее он не стал бесполезным для своего королевства. Его молитва была вознаграждена исцелением, но позднее, как мы увидим, Альфреда сразит другой недуг.

Англия в опасности

Пока Альфред подрастал, жизнь вокруг него менялась. Как мы уже сказали, в 830–840-е годы от нападений датчан-язычников стали страдать разные области Англии, особенно на востоке – в Кенте, Эссексе и Королевстве восточных англов, а также в Девоне. В 853 году королевство Уэссекс, прибавив к своему центру в юго-западной Англии весь юго-восток, вступило в союз с Мерсией для отражения все усиливавшейся экспансии язычников- викингов.

Весной 853 года сестра Альфреда вышла замуж за короля Мерсии. Тогда языческий десант прибыл на 350 кораблях, и, отражая его, два исторических королевства действовали как одно, но с главенством Уэссекса. Набеги продолжились и в 850-е годы, и тогда же огромные полчища викингов, в основном датчан, стали селиться в Англии, создавая новые проблемы.

Отца Альфреда Этельвульфа в 858 году сменил на престоле (после больших споров и разногласий) его сын с очень воинственным нравом, по имени Этельбальд. Его правление было весьма беспокойным; впрочем, он умер в 860 году. Этельбальду наследовал следующий сын Этельвульфа – Этельберт, принесший королевству Уэссекс некоторый покой после глупостей своего старшего брата. Тот год был отмечен победой жителей Уэссекса над язычниками-викингами, опустошившими их столицу – город Винчестер. И язычники тогда устремились в Кент, восточную часть которого им удалось разорить в 864 году. К несчастью, после всего пяти лет мирного и достойного правления король Этельберт умер. В 866 году ему наследовал следующий брат – Этельред. Тогда язычники были как никогда дерзкими. Завоевав Нортумбрию в 867 году, они уже собирались войти в королевство Восточная Англия со своей «большой армией» и поживиться там в ее монастырях. Именно в то время Альфред, наследник трона, умело помогал своему брату королю Этельреду и поддерживал его в ратных подвигах. В 868 году, когда Альфреду было 19 лет, он женился на Эльсвите, дочери одного знатного мерсийца. Но к несчастью, как пишут, Альфред был сражен таинственной и тяжкой болезнью в самый день венчания. Некоторые предполагают, что это могла быть инфекция мочевого пузыря или камни в почках. В любом случае, ему с этого дня и до самого конца своей жизни приходилось терпеть мучительную боль. Жена Альфреда Эльсвита родила нескольких детей, из которых пятеро дожили до взрослых лет.

В том же году викинги вышли из Нортумбрии и двинулись на Мерсию и Ноттингем. Здесь молодой Альфред защищал город бок о бок с будущим святым – королем Эдмундом Восточно-Английским, которого язычники убили в ноябре 869 года. В декабре 870 и январе 871 года язычники направились из завоеванной ими Восточной Англии в Беркшир – часть королевства Уэссекс. Здесь английские христиане победили в небольшой схватке при Энглфилде, но потерпели поражение от датского нападения при Рединге. 8 января произошла главная битва при Эшдауне на Беркширских холмах, и здесь Альфред проявил себя как отличный военачальник, показав себя более предприимчивым и смелым, чем его брат Этельред. В Эшдауне английские христиане разгромили язычников. Однако через две недели, в январе 871 года, англичане были разбиты при Бейсинге. К концу марта другая битва близ Марлборо в Уилтшире оказалась неудачной для англичан, а в апреле другая языческая «летняя армия» прибыла из Европы для усиления армии, с победами шествовавшей по острову. Начинался новый – героический – период английской истории с новым – героическим – лидером.

Глава 3. Король Альфред и спасение Англии
871–878 годы

Истинное благородство в разуме.

Альфред Великий. Комментарии к «Утешению философией»

Вскоре после Пасхи 871 года благочестивый король Этельред умер, и Альфред унаследовал трон. Он вступал на трон как «король Уэссекса», но позже правил уже как «король всей Англии» – с 871 по 899 год. Это был неожиданный и крайне необычный поворот в судьбе самого младшего и самого слабого здоровьем из всех пяти братьев. Всего несколькими годами ранее никто и представить не мог, что Альфред однажды взойдет на престол. Но еще меньше людей могли предположить, что юный Альфред примет участие в великой войне против язычников, которая будет продолжаться долгие годы. И мало кто мог вообразить, что наступит то время, когда Альфред станет победителем в этой войне. Сам Альфред был отнюдь не в восторге от того, что ему предстояло править страной, которой грозила такая ужасная опасность. Он сам впоследствии напишет в своей версии «Утешения философией»: «Алчность и величие земной власти никогда не будут радовать меня; я же сам не столь многого заслужил, понеся бремя это власти».

Превосходя всех своих братьев в мудрости, полезных навыках и доблести воина, новый король, имея от роду лишь 22 года, был очень популярен. И хотя он продолжил решительное противостояние язычникам, он знал, что его армия ослаблена предыдущими потерями; а будучи смиренным, он понимал, что лишь Господь мог ему помочь. Говорили, что не менее девяти битв с язычниками произошло за один только 871 год.

Альфред всегда был вместе со своей армией – как в победах ее, так и в поражениях. Одно из серьезнейших случилось через месяц после его вступления на престол – в Вилтоне графства Уилтшир. Силы армии Альфреда были истощены; он заплатил язычникам выкуп – «датские деньги»[1], чтобы они покинули Уэссекс, и между 872 и 875 годами датчане не беспокоили его страну. Эти годы Альфред использовал для укрепления армии и организации морского флота.

В 872 году викинги заняли Лондон. С этого времени они стали отщипывать по куску от Мерсии и Нортумбрии (Мидлендс и север Англии), постепенно завоевывая их. Прибрав всю Восточную Англию и остальные части востока и севера Британии, они принялись опустошать южную Шотландию. В Англии только Уэссекс оставался под христианской властью.

В 875 году Альфред, восстановивший в какой-то степени силы своего королевства, вступил в морское сражение с шестью языческими кораблями – и победил. Но уже осенью 875 года язычники оставили свой лагерь в Кембридже и двинулись завоевывать Уэссекс. Они прибыли в Уорхем графства Дорсет, а затем направились в Эксетер графства Девон. Там они собрали флот из 120 кораблей, чтобы покончить с Уэссексом, но их судна потерпели кораблекрушение во время шторма около Суониджа. Тогда они отказались от идеи покорения Уэссекса, отправившись восвояси, разоряя и опустошая все на своем пути. Они повернули в Глостер на юге Мерсии в 877 году, но лишь через 12 ночей – в январе 878 года – совершили неожиданное нападение на королевское поместье Чиппинхем в Уилтшире. Как обычно, они разоряли церкви и подавляли любое сопротивление жителей, которые вынуждены были подчиниться их власти. Но Уэссекс не сдался.

Призыв из Этелни и победа при Эдингтоне

Началась третья попытка завоевать Уэссекс. Это был самый скорбный период в жизни святого Альфреда. Ему самому и небольшой группе самых способных и преданных ему людей пришлось вести бродячую жизнь, в мучениях и тревогах, среди лесов и болот Сомерсета. У Альфреда и его соратников не было ничего, им даже приходилось кормиться у местных крестьян. Предания этого периода, вроде истории о «сожженных пирогах»[2], вошли в фольклор. Казалось, что все потеряно. По сути, Альфред был один – король последнего христианского королевства Англии.

Св. Альфред присматривает за пирогами
Св. Альфред присматривает за пирогами
После Пасхи, в конце марта 878 года, Альфред со своими спутниками прошел через ольховые леса и заросшие камышом болота к стратегически важному острову Этелни, чье название означает «Остров принцев». Там, вероятно, находился охотничий домик принцев Уэссекса; возможно, что остров назывался так с того времени, когда Альфред сделал его фамильной крепостью принцев королевского дома: на этом острове, представлявшем собой низкий холм в примерно 30 акров, окруженном болотами и зарослями, с хорошо защищенной насыпной дорогой, Альфред построил крепость. Ей предстояло стать ковчегом спасения для христианской Англии. В течение семи недель со своего окруженного разливами островка Альфред готовился к тому, чтобы разгромить язычников. Он разослал вестников, планируя вести согласованную кампанию против датчан. Говорят, что его духовный отец – святой отшельник Неот, умерший незадолго до этих событий, – явился Альфреду в видении и уверил его в победе. Святой Кутберт Линдисфарнский, которого Альфред всегда особенно почитал, тоже явился ему под видом паломника, просящего еду. Альфред отдал половину от того, что имел, но как только слуга подал еду, таинственный гость вдруг исчез. Тронутый щедростью короля, святой Кутберт позднее сотворил чудо: явился ему в видении, дав совет, как разбить язычников, обещая победу и будущее благополучие. Святой Кутберт сказал королю: «Весь Альбион будет отдан тебе и твоим детям».

Незадолго до Пасхи флот из 23 кораблей викингов атаковал северный Девон у Каунтисбери и встретил организованное сопротивление – датчане тогда потерпели ужасное поражение, потеряв более 800 человек. Когда опасность от язычников с запада прошла, Альфред уже был готов к нападению на восток.

После праздника Вознесения, в начале мая 878 года, у «камня Эгберта», что неподалеку от Стауртона, на границе Сомерсета и Уилтшира, Альфред со своими людьми встретился с союзными им силами из трех графств. Было записано, что собрались тысячи, и, «увидев короля, они приняли его как некоего воскресшего из мертвых. После многих скорбей теперь все были исполнены великой радости». Эта памятная сцена, когда весна была в самом разгаре, стала знаком, давшим силу и надежду христианам.

На следующее утро в Эдингтоне, тогда называвшемся Этандун, – собственно, на возвышенности над Эдингтоном – Альфред стойко сражался со всей языческой «великой армией». Там он одержал победу «по Божией воле». Считают, что примерно 8000 человек сражались друг с другом. Эта битва 878 года стала поворотным моментом не только английской истории, но и ранней истории всей Западной Европы. Это была победа правды над неправдой; Белый Христос преодолел норвежского Одина – циничного, безжалостного и коварного. Альфред спас королевство Англию и подал новую надежду на жизнь всей христианской цивилизации в Западной Европе. Альфред был в одиночестве, и все же, лишенный помощи, он прогнал тех, кого в других местах принимали за непобедимых. Он спас Уэссекс и, следовательно, всю Англию; а спасая Англию, он спас всю Западную Европу от превращения в языческую махину. Маленький остров дал великого человека.

Альфред преследовал язычников до крепости Чиппенхем и захватил все, что они имели, – лошадей и скот, а потом взял крепость штурмом. Спустя две недели язычники, обездоленные, голодные и исполненные страха, согласились на мир. Они поклялись немедленно покинуть королевство. В этой победе Альфред показал себя во всем благородном величии: он не стал добивать своего бывшего врага, как жестокий Карл «Великий», но накормил язычников. Мудрость сменила меч; Альфред громил своих врагов, но он не делал себе врагов. Он преодолел варварство, сам не становясь варваром. Альфред, явивший достоинство истинного христианина и мудрого правителя, знал, что единственным подлинным завоеванием может быть только завоевание сердца. Черчилль, словно бы соревнуясь с Альфредом, сказал через тысячу лет: «В войне – решимость; в поражении – сопротивление; в победе – великодушие; в мире – добрая воля».

Три недели спустя в Оллере графства Сомерсет датский король Гутрум вместе с 30 приближенными людьми принял святое крещение, получив благородное английское имя Этельстан – его крестным отцом стал Альфред. Через восемь дней, по традиции, он был миропомазан, а затем отбыл в находившееся неподалеку королевское поместье Уэдмор, и король Альфред, его победитель и крестный отец, праздновал вместе с ним и чествовал его дарами.

Победа Альфреда помешала осуществиться планам еще одного языческого флота, в поисках удачи прибывшего к Темзе. Он повернул обратно в Европу. В 878 году датчане оставили Чиппенхем и двинулись на север в Мерсию. В следующем году они отправились в Восточную Англию, которую стали заселять. Это было начало времени перехода от войны к миру, восстановления духовного и морального здравия англичан, повторного учреждения цивилизации и слаженного управления христианской Англией после языческого разорения.

(Продолжение следует.)

Житие составил протоиерей Андрей Филлипс
Перевел с английского Дмитрий Лапа

8 ноября 2012 г.

[1] «Датские деньги» – ежегодный налог в IX–XII вв. в Англии; был введен для уплаты дани скандинавским викингам, нападавшим на Англию. – Здесь и далее примеч. пер.
[2] Согласно средневековой легенде, во время скитаний Альфреда в Сомерсете его приютила одна благочестивая крестьянка. Поскольку Альфред тогда скрывал, что он король, она его не узнала. Женщина попросила Альфреда присмотреть за ее пирогами в печи, пока она отлучится. Альфред согласился, но он так переживал за свой народ, что не заметил, как пироги подгорели. Вернувшаяся хозяйка увидела подгоревшие пироги и упрекнула Альфреда в невнимательности. Король ей открылся, и женщина начала искренне извиняться. На это король ответил, что извиняться должен только он. Это событие показывает кротость и смирение Альфреда.
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
От римского Православия к Православию Британских островов От римского Православия к Православию Британских островов
Прот. Андрей Филлипс
От римского Православия к Православию Британских островов От римского Православия к Православию Британских островов
Протоиерей Андрей Филлипс
Восприняв веру из римо-британской традиции и укрепившись в галльском и египетском монашестве, святые Ирландии и Уэльса возродили Православие в Британии.
Святая Хильда из Уитби, игуменья английского народа Святая Хильда из Уитби, игуменья английского народа
Дмитрий Лапа
О святой Хильде (память 17/30 ноября), одной из образованнейших и благочестивейших подвижниц Англии, преподобный Беда Достопочтенный писал: она «научила всех в своем монастыре строго блюсти добродетели праведности, благочестия и чистоты… не только была примером святой жизни для тех, кто жил в монастыре, но и давала возможность спасения и раскаяния тем, кто жил далеко и слышал рассказы о ее трудах и добродетелях».
Святой Лондон Святой Лондон
Прот. Андрей Филлипс
Святой Лондон Святой Лондон
Протоиерей Андрей Филлипс
По преданию, первой лондонской церковью была церковь святого Петра в Корнхилле. Предполагают, что церковь эта была кафедральным собором римо-британского Лондона. А главным храмом Лондона англов стал собор святого Павла, возведенный в Сити. Храм этот был деревянным. Его построили на месте языческого храма Дианы в 604 году после обращения в христианство короля Саберта, правителя восточных саксов. К середине же XI века на территории Сити существовало уже более 50 церквей.
Жития святых настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу Жития святых настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу
Беда Достопочтенный
Жития святых настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу Жития святых настоятелей монастыря в Уирмуте и Ярроу
Беда Достопочтенный
Двойной монастырь в Уирмоте и Ярроу, расположенный в северо-восточной Англии, между реками Тайн и Уир, по праву считался одним из ведущих центров учености и культуры средневековой Англии. Известный ученый и историк средневековья, Беда Достопочтенный был воспитанником и насельником этой обители. Среди его ученых трудов – и повествование об основателях и первых игуменах монастыря, их деяниях во благо Церкви в Англии.
Святой Кутман из Стейнинга Святой Кутман из Стейнинга
Дмитрий Лапа
Святой Кутман из Стейнинга – почитаемый и любимый англичанами скромный и простой отшельник. Сегодня, как никогда, следует помнить о подобных святых, ибо современному миру так не хватает смирения, кротости, мягкости, тепла, доброты, любви и душевной красоты, которые святой Кутман и многие другие святые имели в избытке.
Святой Кедд, апостол Эссекса Святой Кедд, апостол Эссекса
Протоиерей Андрей Филлипс
Только 11 лет служил Господу, проповедуя Его слово, крестя и уча англов и саксов, святой Кедд († 664). Но плоды его деятельности во славу Христа были велики. До сего дня святитель Кедд считается апостолом Эссекса. Благодаря ему «графство Самого Бога» (по словам Бенсусана), стало христианским королевством.
Кто является небесным покровителем Англии? Кто является небесным покровителем Англии?
Протоиерей Андрей Филлипс
Ричард Львиное Сердце, один из участников третьего крестового похода, в 1191 году молил о помощи мученика Георгия у его раки в Лидде. Одержав блистательную победу, Ричард стал почитать святого Георгия своим небесным покровителем и покровителем всего королевского войска. Постепенно великомученик Георгий стал почитаться и как небесный покровитель Англии. Однако у Англии есть и другой небесный покровитель – святой король Эдмунд.
Комментарии
Анастасия18 ноября 2012, 14:43
Спасибо за статью.Жизнь святого благоверного короля Англии была наполнена поистине безграничным христианским терпением, мужеством и самопожертвованием. Альфред Великий навсегда останется в памяти людей как мудрый и праведный король, сумевший сплотить свой народ для борьбы с языческими варварами. Несомненно, любовь к Богу и своему Отечеству помогла ему сохранить страну. С тех далеких времен прошло уже более 1000 лет, но хочется верить, что эти «уроки прошлого» смогут помочь людям выбрать правильный путь в жизни, полный любви, христианского прощения и уважения друг к другу.
Max10 ноября 2012, 10:44
Спасибо.
Григорий 8 ноября 2012, 23:51
Ссылка на статью "Дмитрий Лапа. Святая Хильда из Уитби, игуменья английского народа" не работает.
Дмитрий 8 ноября 2012, 20:19
Уважаемый Max,
вот ссылка на оригинал:
http://orthodoxengland.org.uk/athlifea.htm
Max 8 ноября 2012, 10:05
Где же ссылка на оригинал?
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×