Двойные стандарты христианской морали. Благословенные и святые

    

Есть такое выражение: «двойные стандарты». Оно часто употреблялось в советские времена, особенно в годы «холодной войны». «Двойные стандарты буржуазной морали», например. Но не утратило это словосочетание своего значения, равно как и актуальности, и в наши дни.

С двойными стандартами сталкиваться приходится, увы, на каждом шагу. «Один пишем, два в уме» – чем не двойной стандарт? Или бухгалтерия – «черная» и «белая». Или отношение, и подход, и требования – совершенно различные – к своим и чужим, к власть имущим и не имущим вообще ничего, к тем, кто может что-то дать, и к тем, с кого нечего взять. Или: одно думаем, а другое говорим, одно – дома, за стенами, за дверями, а другое – на людях; в сердце – горькая зависть и злоба, а на устах – елей…

А как с двойными стандартами у нас, христиан? Миновала ли нас эта беда? К сожалению, не миновала…

Ряд этот долгим получится, если продолжать. И малопривлекательным. И не стоит, пожалуй, – какой в этом смысл! Мало ли в мире зла? – Да он вообще во зле лежит! Что с него, мира, взять и с людей мирских…

Лучше вопросом, который куда важней, задаться: а как с двойными стандартами у нас, христиан? Миновала ли наше общество эта беда, или мы и тут как все, не лучше ничем?

К сожалению, не миновала… Причем у нас плюс к общим еще и свои симптомы данной болезни, особенные. Какие? Да вот хоть… Есть люди как люди, обычные, а есть мы, православные. Мы, может, по качествам и проявлениям своим человеческим и не хороши, но все равно самые замечательные – именно потому что православные.

    

Или еще. Идет женщина на службу. На голове платочек, на лице косметики ни грамма, взор кроткий, в землю обращенный, весь вид выражает смирение и покорность – Богу, людям, доле своей женской. В храме она – само благоговение. «Батюшка, благословите… Сестрица, не передадите ли свечу к празднику…» А вот служба кончилась. Платочек – в сумочку, взгляд по сторонам, до работы добежит, а там уж и макияж, и перемывание косточек коллегам, и прочая, прочая… И у мужчин – то же почти, без платочка только и макияжа. Не про всех, конечно, речь, но такой уж это изъян, вполне оформившийся, жизни нашей христианской – деление на «в храме» и «вообще».

И еще. Православная семья: папа, мама, дети подрастают понемногу, иногда не слушаются, иногда вопросы разные сложные задают, иногда вообще с родителями спорят. Спорят, потому что видят: учат их папа с мамой хорошим, правильным вещам, а сами… А сами по-другому поступают. Совсем.

А иногда и не семья это, а приход. И не папа с мамой, а мы, батюшки. И не дети, а прихожане. И все то же – непослушание, вопросы сложные, споры опять-таки. И причина этого – вышеназванная.

Все это – те же двойные стандарты, которых вообще бы быть не должно, а уж у нас, учеников Христовых, тем паче. Хотя… Хотя нет, на какие-то двойные стандарты, на определенный их вид право мы имеем, даже более того – долгом в отношении их связаны. Это то, что нашего отношения к людям касается и к себе самим.

Как ведь бывает? Читаешь Евангелие, читаешь святых отцов и радуешься: вот она, истина о Боге, жизни, о человеке. Все тут сказано о том, как надо жить, поступать, думать и чувствовать даже. И как этому научиться. И как совершенствоваться. Потом закрываешь книгу, смотришь: а вокруг-то не так все! Что делается! Как люди живут, что творят, что себе позволяют! И причем не безбожники только, но и свои, единоверцы то есть. Как же не стыдно им!

Мы о них все знаем, все механизмы действия их страстей ясны для нас. Почему он так выразился, из-за чего так поступил: по гордости, по зависти, по памятозлобию – мы в этом сразу разберемся. Вот что об этом Господь говорит… А вот что апостол Павел пишет… А вот что Лествичник с аввой Дорофеем разъясняют…

Ну, и что о них сказать, как их оценить – тоже прекрасно знаем: в Писании находятся совершенно четкие критерии для того, чтобы можно было отличить доброе дерево от худого, от того, которое близко к посечению.

Мы должны всем, и никто не должен нам. Вот они, двойные стандарты евангельские. Благословенные и святые.

Верно все. Только чудно как-то, шиворот-навыворот. Нам Евангелие дано, чтобы мы в нем самих себя, словно в зеркале, увидеть могли. И ужаснуться. И раскаяться в том, каковы есть. И взяться за себя всерьез – за работу над собой, за самоисправление. А творения святых отцов, которые сами этим путем прошли, – в помощь нам, во вразумление, во облегчение наших трудов: всегда проще, когда есть чей опыт к своей жизни приложить.

Мы же все эти дары не по назначению используем, не себя, но других изучаем и судим, не себя, но их «исправляем». И именно из-за этого зачастую на свое «бревно» ни внимания, ни времени, ни сил не остается. Все на чужие «соринки» уходит.

Тоже своего рода «двойные стандарты». Но это не те, конечно, о которых я говорю, что они одновременно и право наше, и долг. Те – другие.

«Самих себя испытывать и самих себя исследовать» (ср.: 2 Кор. 13: 5), себя осуждать и охуждать, а на чужие недостатки не смотреть даже, не заниматься ими, не притуплять тем самым зрения и чувствования духовного своего.

«Искать пользы не своей, но ближнего своего» (ср.: 1 Кор. 10: 24), собственной же того ради нередко пренебрегая.

«Прощать друг друга, как и Бог во Христе простил нас» (ср.: Еф. 4: 32), не требуя такого же отношения к нам ото всех, да и вообще – от кого бы то ни было.

Любить, не ожидая ответной любви, помогать, далеко не всегда надеясь на подобную помощь, миловать, даже если люди немилосердны по отношению к нам.

И многое, многое другое… То, что можно было бы, вероятно, в максимальном выражении сформулировать так: мы должны всем, и никто не должен нам.

Вот они, двойные стандарты евангельские. Благословенные и святые. Те, систему которых нам необходимо принять, если хотим и правда христианами быть. Бремя их – мучительное и в то же время легкое, и иго – суровое, но вместе с тем бесконечно благое. Кто возьмет на себя это бремя и подклонится сему игу, столько всего узнает, столько всего поймет! В том числе – вот удивительно! – и как той раздвоенности, двойственности избежать, которая мир наш раскалывает, разрывает, как цельности и исцеления достичь…

Игумен Нектарий (Морозов)

10 декабря 2013 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Нетолерантная» истина «Нетолерантная» истина
Свящ. Димитрий Шишкин
«Нетолерантная» истина «Нетолерантная» истина
Священник Димитрий Шишкин
Истина и следование ей именно противно идее «широкой и вольной жизни». В «Добротолюбии» даже говорится о грехе «ширения», о таком состоянии духа, которое не желает терпеть никаких стеснений и ограничений. Как же это актуально для нас! Проблема только в том, что этот грех не только не осознается у нас грехом, но считается единственной нормой, непременным условием сохранения человеческого достоинства.
Неучтенный фактор национальной безопасности Неучтенный фактор национальной безопасности
Татьяна Шишова, Ирина Медведева
Очень важно, чтобы люди поняли: защита целомудрия – это вопрос не только личного спасения, но и национальной безопасности. Вопрос ничуть не менее важный, чем защита государственных границ. «Чистой средой» должна стать вся Россия, все наше общество. Во всяком случае, основная его часть. Те, кто хотят, чтобы у нашей страны была перспектива. Причем даже не развития, а просто продолжения жизни.
Наука, материализм и нравственность Наука, материализм и нравственность
Сергей Худиев
Ошибка материалистов в том, что они путают этот методологический натурализм с натурализмом онтологическим — то есть верой в то, что в реальности не существует ничего, кроме материи. Это как если бы мы сказали, что, поскольку химия, в рамках своих методов, ничего не может сказать нам о литературе, литературы не существует. Там, где ученый говорит "в рамках моей дисциплины я этим не занимаюсь" материалист бодро заявляет "этого не существует". Это явная ошибка с точки зрения логики — но это и явная ошибка с точки зрения жизненного выбора.
Комментарии
Виктория24 мая 2017, 14:58
Понятно, что о платочке это образное сравнение. Но! Мне бы хотелось поделиться. Я вот крашусь и в храм тоже и одета не вульгарно, но модно. Поэтому я всегда "вне прихода" , меня не считают верующей эти "верующие", потому что я не одета в вытянутую футболку и без рюкзака. А я верю и молюсь, причащаюсь каждые две недели, но я чужая для этих людей, иногда бывает тяжело, я вне "коллектива"..........Просто я хочу быть тем, кто я есть и в брюках я тоже в храм хожу, лучше в брюках, чем в облегающих юбках. И я хочу, чтобы люди видели, что мы молодые христианки не зашуганные и застиранные, а красивые и опрятно, со вкусом одетые.Мы пришли на трапезу к Господу и я не хочу выглядеть плохо. А в платке я не могу на работу идти и не хочу. Лучше без платка, но плечи прикрыть.Надоела эта брючно-платочная тема.Мы не в секте.
Людмила17 февраля 2014, 22:30
Вы знаете,я тоже снимаю платок, выйдя из храма. Но ведь это внешнее.В душе моей ничего не меняется со снятием платка. Стараюсь жить по заповедям Божьим.Прости нас,Господи,мы слабые,грешные люди,но мы Твои.
Мария 17 января 2014, 13:29
Спасибо, уже которую статью Игумена Нектария читаю, и благодарю Бога за помощь.
Николай15 декабря 2013, 06:03
Благослови Господи.
"сняв тот же платочек"-это не двойной стандарт,это двойственность человека.Такими Он нас создал, а "Мы должны всем и никто не должен нам"-это идеал к которому мы должны стремится.И чтобы его достигнуть мы должны молится и просить,просить и ещё раз просить,многократно даровать нам такую милость.И если нам отказывают,мы плохо и не искренне молимся.
"Спаси Господи Люди Твоя.Аминь."
Маргарита12 декабря 2013, 11:20
Как сказал схиархимандрит Иоаким Парр, настоятель монастыря преп. Марии Египетской: "Мы верим так, как мы живем".
Укрепи нас Господи, по-настоящему исповедывать православную веру. А самое главное очистить сердце и мысли обрести добрые.
Как сказал старец Фаддей Витовницкий :"Каковы твои мысли, такова и твоя жизнь". Если прежде очистятся сердце и мысли, то и внешний облик человека непременно изменится на целомудренный. А чтобы стяжать чистоту надо сначала Бога сильно полюбить, ведь мы для Него живем и Им дышим.
Вероника11 декабря 2013, 21:37
..."Бремя их – мучительное и в то же время легкое, и иго – суровое, но вместе с тем бесконечно благое. Кто возьмет на себя это бремя и подклонится сему игу, столько всего узнает, столько всего поймет!"...
Эх, ну хоть как нибудь скажите, отец Нектарий, знаете ли Вы конкретно (конечно же не про себя:)), как Святой Павел учил рассказывать...:))подвижника, которому Господь посылает силы по настоящему искренне не злобиться и с любовью относиться ко всем (или многим (или близким))?
И что это "столько всего узнает, столько всего поймет!"? Вот с этим то знанием и милует других людей? По божьему научается их любить, прозревая за обыденность и суету?
Внимательно читая ваши статьи, уж кажется, что про себя отчаянно пишете, взывая к нам о нашем старании в деле спасения, как бы говоря: ах, если бы вы знали...
Ответьте пожалуйста!!
Marike11 декабря 2013, 13:00
Прошу у всех прощения, если мои слова покажутся резкими, но статья не раскрывает тему и не объясняет смысл понятия "двойные стандарты". Потому что так любые огрехи человеческие, не то, что грехи, можно назвать "двойными стандартами". Двойные стандарты - это не когда я в храме один человек, а в житейских ситуациях, особенно искусительных, - другой. Двойные стандарты - это когда я требую от других того, чего не делаю сам и не собираюсь делать. В политике это выражается в том, например, что на одного диктатора закрываются глаза (если он "свой"), а на другого такого же обрушивается весь гнев мира (если он не "свой"). Вот это двойные стандарты. Или когда в Турции по закону женщину за супружескую измену сажают на 2 года в тюрьму, а для мужчин за подобное действие никакого наказания не предусмотрено. Или как те фарисеи: я в субботу своего ребенка вытащу из колодца, если он туда упадет, а чужого - нет, суббота же - нельзя!! Вот это двойные стандарты. А когда человек хочет быть благочестивым, но греховность, помноженная на миллион внешних раздражителей, приводит подчас к обратному - это не двойные стандарты. Это по-другому называется.
Елена.Украина10 декабря 2013, 20:59
Если бы мученики за Христа жили двойными стандартами,и их сердца раздваивались бы в отношении добра и зла,белого и черного,то они никогда бы не стали мучениками,Господь не дал бы им такой венец. Они были такими как мы,но отличались тем,что не шли на компромисс со своей совестью,с этим неподкупным голосом Божьим в их душе. И они для нас - очень хороший пример. Особенно новомученики и исповедники. Господь ревнив,в хорошем смысле слова. Он всегда взирает на наше сердце,насколько оно верно Ему и Его заповедям. А мы никуда не спрячемся(даже если бы очень хотели) от Его любящего и праведного взора.
Мила10 декабря 2013, 20:43
А почему мы называем двойными стандартами наши "родные" человеческие грехи - маловерие и лицемерие? Я согласна с обличением большого количества воцерковлённых христиан отцом игуменом Нектарием. А теперь о главном - как бороться? Годы идут, жизнь выталкивает тебя в "бушующий океан" мирской жизни, где работают противоположные христианским законы. Где взять силы. чтобы больше не валяться в этой грязи? Мир неправильно трактует смирение, незлобие, "подставление другой щеки", бескорыстную помощь. Он бьёт тебя за это по морде и считает слабым. Я слабая - ропщу...
Антоний Киселёв10 декабря 2013, 19:40
Двойные стандарты ещё проистекают из рассуждения сердца,говорящего:"Не скоро придет господин мой". И как следствие:"Придет господин раба того в день,в который он не ожидает,и в час,в который он не думает,и РАССЕЧЕТ его,и подвергнет его одной участи с ЛИЦЕМЕРАМИ;там будет плач и скрежет зубов." Лицемерие-взаимозаменяемое понятие с двойными стандартами.И эта раздвоенность приводит к этому адскому РАССЕЧЕНИЮ.Откроем себя перед взором нашего Господа Иисуса Христа,"у Которого очи,как пламень огненный",Который"и смиренного видит,и гордого узнаёт издали".И тогда это раздвоенность лицемерия исчезнет.Будем помнить,что мы не знаем времени возвращения Господа нашего,а потому будем бодрствовать во всякое время так,как если бы Он пришел сейчас.Бог есть свет.И если мы позволим Свету этому осветить темные глубины нашей души-не будет более никакой раздвоенности,"ибо всё,делающееся явным-свет есть".И ещё-исчезнут двоящиеся мысли и мотивы неверия."Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих."Бог есть свет,и нет в Нем никакой тьмы." Так будем сынами Света! (Мф24:44-51;Откр2:18;Пс137:6;Иак1:8;1Ин гл1)
Алексей10 декабря 2013, 19:35
Тончайшую струну Вы затронули отец Нектарий! Спасибо.
Не согласен с формулой "мы должны всем и никто не должен нам". Позволю себе поЯкать.
"Я должник своего Господина и никто не должен мне, ибо я есть раб своего Царя, но все должны Ему". Мне заповедано Господином всех любить, миловать, помогать безусловно. Но выпить 100 грамм в пост с человеком, ради поддержания его в трудную минуту я не обязан и могу сделать это только с благословения батюшки-ставленника моего Господина. Как пример. Долг это очень сугубое дело.
Раздвоенность для христианина неизбежна. Духом мы со Христом, а телом и душой в падшем мире-под влиянием князя мира сего. Проход по миру и выход из мира в Царствие небесное очень узок. Потому и ходим мы опасно и смотреть должны как ходим. И падаем часто, но и поднимаемся во славу Господина нашего. А также,: "то доброе, что хотим не делаем, а то злое которое не хотим, делаем."
Потому и "бедные мы бедные", то-есть раздвоенные. Справимся, жила бы Церковь Христова.
Отец Нектарий молите Бога о мне.
Александр10 декабря 2013, 16:40
Нине
2013-12-10
12:50
Мы не батюшке а Господу Богу исповедуемся, батюшка просто "ухо Божие", он и поставлен на исповедь рядом с нами для того чтобы покаяние через сердце, через труд шло. Ведь согласитесь как было бы легко исповедоваться если бы никто не слышал. А так, приходится принуждать себя говорить о себе мерзости в присутствии человека, вот и начинает гордыня в ухо нашёптывать о батюшке "Меня исповедует а сам то какой". Вот только нам за батюшкины грехи не отвечать, а ему за наши ответ перед Господом держать. А наша задача стремиться к тому чтобы не показывать себя "истинными христианами" а чувствовать что мы ни на что не годны без Божьей воли, чувствовать что хуже меня и нет на свете никого, вот если это почувствуешь то и осуждать уже никого не будешь, даже если из его глаза действительно бревно торчать будет. Простите великодушно если чем обидел. Дай нам Бог укрепления нашей веры.
Геннадий10 декабря 2013, 15:23
все дела наши от гордости и тщеславия, а всё благое через нас Бог творит. Воистину, благ только Господь!
Владимир10 декабря 2013, 14:20
Нине.
"...мучаемся, каемся. Но вот выходит на амвон батюшка..."
Как-будто мимо сердца прошла статья. Сколько раз сталкивался с обвинением батюшек во всех тяжких, и каждый раз - клевета. Только Господь может быть Судиёй, только он зрит на сердце человека, мы чужого сердца боли и заботы не ведаем, а судим по внешнему облику и по своей греховности.
Как-то, один товарищ мне после службы сказал: "Понял я, почему люди в церковь не ходят. Видел я глаза батюшки, когда он исповедывал молодую женщину. В глазах - сплошной блуд." На самом деле в глазах священника, мой товарищ видел свой блуд, батюшка был тут ни при чём. Хорошо, что товарищ это быстро осознал, потому как для православного осуждение священника - страшный грех. И лукавый тут тоже не дремлет.
А исподаемся мы самому Господу. Священник же "...точию свидетель есмь." И как только это понимание наступит, приходит потихоньку и чистота помыслов, и батюшки уже не кажутся такими плохими.
Ольга10 декабря 2013, 14:05
Всё правильно, о. Нектарий. Всё про меня. Но хочу сказать, что знаю одну пожилую женщину, которая пользуется косметикой. Но дай Бог всем нам быть такой христианкой как она. Она уже 36 лет ухаживает за больной лежачей дочерью. Когда девочка не встала после одной "невинной прививочки", папа сделал ноги, устраивать свою жизнь. И устроил. А она вот несет свой крест. Да еще вот таким легкомысленным дамам как я дает добрые наставления, прививает веру в Бога. И все это с таким смирением делается, с любовью. Думаю, что здесь нет двойных стандартов. Они у таких вот как я. Спаси Господи!
Анатолий10 декабря 2013, 13:25
Написано поучительно и правильно.Нужно начинать исправление с себя.Однако,тут нужно разделить две вещи: 1)применение Евангелия для своего исправления и 2)проповедь и обличение греха. На таких основаниях любого христианина можно обвинить в "двойных стандартах". Ведь не должен любой христианин проходить с закрытыми глазами мимо творящегося рядом греха и проповедовать о Спасителе тоже должен, а ему на этом фоне ответят - "давай исправляйся сам,а потом меня будешь учить". Все мы грешные, но обе эти вещи должны выполнять одновременно со смирением и Божией помощью!
Нина10 декабря 2013, 12:50
Да, грешны. И очень. Понимаем, мучаемся, каемся. Но вот выходит на амвон батюшка. И проповедует, по книге. Слова идут не от сердца, глаза бегающие, сам вконец осуетившийся, обмирщенный, хотя иеромонах, игумен даже, а в глазах блеск суетный. Ценность людская для него прежде всего зависит от того, с каким достатком человек, да какой пост в миру занимает: все по мирской мерке.Вопиющий двойной стандарт. И куда идти? Живем в селе, другого священника нет, а у этого к исповеди отношение, как к простому разговору. Боимся умереть без покаяния, а от такого "батюшки" сердце отворачивается даже у самого грешного. И как быть7
Елена10 декабря 2013, 12:09
Все верно написано, но когда пытаешься жить так "мы должны всем, и никто не должен нам" и реально счастлив этим,чаще слышишь и раз и два, "что ты себя не жалеешь" и еще , что " все равно тебе спасибо никто не скажет" и что ты и наивная и т.д. и т.п. И как объяснить,что тебе и не надо благодарности, и чем меньше жалости к себе, и желания себе благ, тем душе легче и она радуется и ты жить начинаешь и краски другие и люди другие и зима и слякоть и жара---все в радость... А если вдруг допускаешь помыслы о своей выгоде или мысль о благодарности или жалость к себе, руки опускаються и ты как бы прилипаешь к земле и все вокруг плохо и то не так и это не этак и сердце каменеет. Самое безнадежное дело: жалеть себе и винить других и состояние "революции" в душе...
ТаняСем10 декабря 2013, 11:31
"Мы должны всем и никто не должен нам"-вот Евангельская Истина,непреложная и простая!Но как же тяжело ее принять в миру "сняв тот же платочек"....и как объяснить придя на работу в офис,что я стараюсь быть христианкой и ходить в Храм по возможности и не приставайте ко мне со своими разговорами,коллеги....Незнаю как это возможно соблюсти и церковные правила,и мирскую жизнь,прости меня Господи,грешную!Я не сторонница осуждения и пр.,и уверена,что любой верующий человек стремится не грешить и в душе кается,если вдруг грех овладел им,но есть ли такие "непогрешимые" люди?Разве только святые и Сам Господь!Конечно надо самоисправляться,и каяться,каяться в своих грехах,но на все воля Божья,и каждому свое время исправления!!!
Людмила10 декабря 2013, 11:02
Полностью согласна с игуменом Нектарием (Морозовым).
Артем Ильин10 декабря 2013, 10:05
Ну а разве "у них Содом,а у нас Святая Русь"-не двойные стандарты...?Или когда пять человек собрались где нибудь в Папауа Новой Гвинее "протестовать против" и об этом трубят на всех каналах,а когда "против" собрались 500 человек в Арзамасе-об этом на этих же каналах молчат-это не двойные стандарты.Ежели уж кому то дано право воспитывать детей в надлежащем поведении,тогда уж и пусть этот кто то ведет себя ,как ответственный родитель,тем более нося с ребенком одну и ту же фамилию...А тем,что "у них Содом" мы вряд ли оправдаемся.Ведь- « Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною - как Содом, и жители его - как Гоморра»-Иеремия 23:13-14. "Как Содом"-это значит "очень похоже"-ежели не ошибаюсь?"Перемывание косточек,сняв платочек"-не самое смелое открытие в современной Росс ...сийской Федерации. И статус "Святого" не спас Иерусалим от разрушения.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×