Три недели назад закончился праздник Богоявления. Совсем недавно афонские монахи вернулись на Святую гору с Дарами волхвов. Тысячи людей, готовых прийти в храм за крещенской водой или же выстоять на морозе многочасовую очередь к привезенной святыне, сделали новую «передышку» от посещения храма. Кто-то до ближайшей Пасхи, кто-то до следующего Богоявления, кто-то до приезда новой святыни. В чем причина этого явления, стоит ли по этому поводу сильно сокрушаться, а главное – можно ли и как привести этих людей в храмы на будничные и воскресные службы, рассуждают священники России, Украины и Белоруссии.
***
«Раньше в храм на праздник собиралось
столько народу,
что, стоя в толпе, я мог поджать ноги и не
упасть»
Протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве:
– Нельзя осуждать тех, кто приходит прикоснуться к святыням, но не спешит в храмы на службу. Придя к Поясу Богородицы или Дарам волхвов, эти люди уже делают первые шаги к Небесному. К ним нужно относиться с пониманием и терпением, надеяться на Бога, Который укажет им дорогу к Церкви. Постепенно люди поймут, что нужно ходить в храмы, потому что только там человек начинает общаться с Господом Иисусом Христом, Спасителем нашим, во всей возможной полноте, в Причастии святых Христовых таин. К сожалению, не все люди сразу это понимают, поэтому к ближним нужно относиться с терпением, мягче.
Рядом с храмом Христа Спасителя находится храм святого пророка Божия Илии, что в Обыденском переулке, где тихо и спокойно, где нет такого количества народа. Если человеку хочется спокойной помолиться, чтобы его не толкали с разных сторон, то в этот храм стоит зайти. В нашей стране сегодня, слава Богу, много храмов. Если набирается большое число людей в одном, то всегда можно пойти на службу в другой. Во времена Брежнева в один храм со мной ходил седой дедушка, который не чувствовал праздника, если в храме его хорошенько не потолкают, в чем он мне не раз признавался.
А когда я был юношей, в храм на праздник собиралось столько народу, что, стоя в толпе, я мог поджать ноги и не упасть. Сегодня такого уже нет. Апостол Павел говорил: «Можем жить в изобилии, можем жить и в нищете». Так и здесь: если хочешь уединения и тишины, можешь пойти в храм, куда приходит меньше людей, а если хочешь быть там, где большинство, тогда потерпи и порадуйся, что ты молишься с православным народом.
***
«Каждому из нас нужно разрушить ту
стену,
за которой, как нам кажется, прячется Бог»
Протоиерей Евгений Свидерский, клирик минского Свято-Духова кафедрального собора:
– Ответ, по-моему, лежит на поверхности: потому что люди всегда в своей массе одни и те же, несмотря на то, что нас друг от друга может разделять время, расстояние, языковой барьер и многое другое. Вспомним Евангелие: за Христом следовали толпы людей. Пока Господь совершал видимые чудеса, народ вокруг Него всё более прибавлялся. Как только Он заговорил о Хлебе Жизни, даже некоторые ученики смутились и покинули Его. Вопрос веры – качественного характера. По-настоящему верующих людей всегда немного. Они и составляют «соль земли».
Многие люди не хотят труда. В духовности они ищут расслабления
Насколько сильной и глубокой или же слабой и поверхностной может быть вера человека? На мой взгляд, это зависит от его личных качеств, воспитания, ментальности, исторического пути его родины, привитых ему культурных традиций и многих других факторов. И всё же среди прочего есть то, что зависит от нас самих и что напрямую питает наше врожденное религиозное чувство. Это стремление к познанию Бога путем повседневного труда. Чтобы обрести живое общение с Христом, не обойтись без аскезы. Конечно, она будет не столь строгой, какова она была у светильников Христовой веры. Здесь речь не идет о монашеском посте, предложенном всем мирянам. Каждый должен сам найти ту меру духовных упражнений, которая будет ему под силу и которая будет давать результат. К этому возможно прийти только через опыт. А многие люди не хотят труда. В духовности они ищут, наоборот, – расслабления. Поэтому, попробовав однажды призывающей благодати, даром подаваемой человеку, многие ищут именно ее всю жизнь. Не Источника благодати, а лишь Его энергию, хоть скудно питающую духовно иссохшую душу. И как ни странно, такие люди называют себя истинно верующими православными христианами.
Нужно упрекнуть и нас самих, священнослужителей, в таком положении вещей. Для многих нужен пример. Верующие от нас ждут более того, чему нас учат в духовных семинариях и академиях. Конечно, радостно, что растет научный потенциал Церкви, но духовному опыту только по книжкам не научишься. Батюшка-молитвенник всегда востребован, его всегда любят и вокруг него сплачиваются. Такие священники способны своим словом и личным примером исправить некоторую кривизну духовной жизни прихожан. Но и здесь сделаю оговорку, на мой взгляд, существенную. Да, можно сетовать, что нет сейчас в городах таких подвижников, как народный батюшка Иоанн Кронштадтский. Но если бы такой сейчас и нашелся (а они есть, просто, может быть, не такого духовного роста и силы пока), всё равно не многие бы сами исправились. Народу хочется, чтобы кто-то за них работал. «Я грешу, но есть батюшка, который отпустит грех… Я болею, но зачем самому искать лекарства, если есть чудотворец?..» И если батюшки нет, его может заменить любая религиозная реликвия, святыня, которую привезли откуда-нибудь. В принципе, это примерные стереотипы поведения людей нашего времени.
Нужно искать Христа, а не только Его даров
Священник понимает, сколь мучительно состояние, когда Бог уже довольно давно не отвечает на твои молитвы, когда ты не слышишь Его голос. Тогда начинаешь просыпаться, ищешь причины, работаешь усердней. И когда снова слышишь Христа – наступает настоящая жизнь. Но ведь к этому призваны все мы. Нужно искать Христа, а не только Его даров.
Общение с Богом действительно требует тишины. Только внутренней. Большинству людей свойственно поверхностно воспринимать духовные истины, поэтому в их общении с Богом немаловажную роль играют естественные органы чувств. Ничто не должно им мешать. Здесь замечается некий буквализм евангельского изречения: «вера от слышания». Упрекать таких людей нельзя. Им нужно помочь поскорее преодолеть этот начальный этап в духовной жизни. Ведь, следуя святоотеческой литературе, мы можем заметить, что учиться молитве нам советуют с произношения ее вслух. Свое ухо должно слышать свой голос. Этим духовным упражнением мы как бы приводим в гармоничное состояние то, что у нас расстроено с течением времени. Слово Божие выступает здесь неким камертоном. Когда человек не настроил свой ум к пониманию до сей поры незнакомых ему слов, ему сложно не отвлекаться на посторонние звуки и движения вокруг него. Нередко при этом человек раздражается, когда что-то или кто-то ему мешает. Вспомните тот пример, который приводил митрополит Антоний (Блум). Одна старушка сетовала на то, что, несмотря на свой многолетний «церковный стаж», она ни разу не почувствовала, что Бог есть и слышит ее. По совету духовника в свой монолог она наконец дала возможность вставить слово Богу. Именно в абсолютной тишине она и почувствовала то, о чем опытно говорил святой Силуан Афонский: Бог к нам ближе, чем вдыхаемый нами воздух. То есть важно не останавливаться на том, что уже пройдено, как это случилось с упомянутой старушкой. Ведь от вычитки всех молитвенных правил, стояний на Литургиях, соблюдении всех постов можно закостенеть, и всё это мало будет походить на живое общение с Богом.
И всё же человеку не следует пренебрегать посещением храма Божиего. Во-первых, того требует одна из заповедей декалога. Во-вторых, личный пример исполнения этой заповеди нам подал Спаситель. Обличая невежество учителей веры, в субботу Он неизменно находился в храме на молитве. Но это аргументы, которые обязывают человека, принявшего Крещение в Православии, приходить в храм. Есть другие, которые должны побуждать его участвовать в церковной молитве. Именно тогда человек может позиционировать себя христианином, когда его не принуждает что-то или кто-то идти в храм, а когда он делает это по велению своего сердца. И здесь всё очень просто: когда человек осознает, что Бог его любит, когда он ответит взаимностью, тогда всё становится на свои места. На это уходят порой годы. Человеку с улицы сложно понять, что Церковь – это Тело Христово, это Невеста Агнца, это Богочеловеческий организм… Человеку нужно почувствовать свое родство Богу.
Идя в храм, нам кажется, что мы идем в гости. Но когда приходим, то ощущаем себя дома. Это ли не чудо?
Господь открывает Свою любовь к нам через Воплощение, Распятие и Воскресение. А любовь, как говорил тот же митрополит Антоний Сурожский, делает неравных равными. Попросту говоря, каждому из нас нужно разрушить ту стену, за которой, как нам кажется, прячется Бог. И эта стена легче всего разрушается именно в храме. Потому что, идя в храм, нам кажется, что мы идем в гости. Но когда приходим, то ощущаем себя дома. Это ли не чудо?
Я не знаю универсальной формулы, следуя которой, человек пришел бы в храм. Для священника тяжелее всего, наверное, когда его близкие родственники не считают необходимым для себя посещать храм хотя бы раз в неделю. Да что там! Даже если бы раз в месяц они удосужились прийти туда, это был бы повод к ликованию. Да, не бывает пророка в отечестве своем. Но здесь, по-моему, проблема намного глубже и комплексней. Мне кажется, что одного совета для всех просто не бывает. Есть одна для всех заповедь. И кто как ее транслирует в своем сознании, от этого зависит, какие советы ему нужны. Я, например, не люблю, когда кто-либо ждет удобного момента заманить близкого ему человека в храм. Наступила проблема – бегом туда, там всё очень скоро разрешится. А если не скоро? Спешим мы часто за Бога всё решать. А человек в случае «отказа» обиду на Бога затаил и ультиматум объявил: в храм ни ногой.
Не спешите обличать других в неисполнении 4-й заповеди, а себя заставляйте усерднее молиться за них и тем самым переносить их немощи
Нужно самому быть всегда на той частоте и в той чистоте с Богом, чтобы от Него услышать совет, как помочь человеку войти в храм и возвратиться туда по собственной воле. По-моему, человека нужно сначала расположить к храму. Допустим, сначала не его самого тащить туда, а сказать ему, что я в храме за тебя усердно помолюсь. Получит просимое – в следующий раз, может быть, сам попросит помолиться за него. Если и тогда заметит помощь свыше, то и сам придет. Особенно в том случае, если человек по натуре благодарный. Можно радоваться и тому, что в конце жизни кого-то Господь привел в храм твоими молитвами и стараниями. У меня есть такой опыт. И мне казалось, что этот человек совершил подвиг. Наверняка, и радость Неба передается в таком случае тебе. Так что я бы один совет дал не тем, кто не ходит в храм, а тем, кто считает его своим домом: докажите, что вы по-настоящему любите своих ближних. Не спешите обличать других в неисполнении 4-й заповеди; пытайтесь сами оправдывать других, а себя заставляйте усерднее молиться за них, тем самым переносить их немощи. Всему этому учит нас Евангелие и апостольские послания.
Но этим советом я не хотел бы утвердить в самоуспокоении и самооправдании принявших обеты Крещения, но их не исполняющих. Им бы я напомнил, что в вечности останется только любовь, всё остальное упразднится. И только любовь к Богу соединит нас с Ним навсегда. Рассмотрите беспристрастно свою любовь к Нему и Его к вам. Любящий Бога не задает себе вопрос, сколько нужно ходить в храм. Разве ожидание встречи для любящих друг друга – это не томительное испытание? Что же можно сказать об отношениях двух сторон, если для одной из них свидание с другой – это необходимость, усилие воли или нечто подобное?
Один святой сказал, что тот, кто не встретит Бога здесь, на земле, не встретит уже никогда Его. Не может Бог Сам Себе противоречить, отменяя то, что когда-то уже передал нам в заповедях. Если бы Он не объединял всех верующих в Него через Свою Церковь, то не пришел бы на землю подобным нам Человеком, не претерпел бы страшные страдания на Кресте, не предстал бы пред Своими учениками Воскресшим. Не было бы Тайной вечери, Которую Он заповедал творить в Свое воспоминание. И не сказал бы слов, которые свидетельствуют, есть ли на самом деле Бог в нашей душе (ведь так многие «богоносцы» любят оправдывать свое не хождение в храм): «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Ведь именно Он сказал, что «Я есть путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6). О чем здесь идет речь, у всех еще есть время понять. А пока многим только кажется, что они живут. На самом деле медленно умирают. Потому что живут пока только для себя.
***
«Мы собираемся в Церкви ради любви
и ее выражения к Богу и друг другу»
Архимандрит Алипий (Светличный), настоятель храма свв. апостолов Петра и Павла на Нивках, Киев:
– Господь дал людям дар веры вместе с мудростью и совестью. Человек устроен так, что он не всегда знает, но надеется и верит. Потребность в вере созидает человека, формирует его внутреннее «я» и дает осознать, что человек в мироздании не один, не выброшен на берег существования, как в пустыню. Это держит людей в трудное время, дает продвигаться к познанию смысла жизни.
Человек, умея организовывать всё вокруг себя, приводит к порядку, к чину и свою веру. Поэтому рождается религиозность как ответ на свою способность верить. Потому естественным является потребность людей поддерживать свою религию, религию своих родителей, видеть в ней источник своей культуры, видеть начало национальной и наднациональной идеи в религиозных переживаниях по отношению к своему Творцу.
Это вызывает искренний энтузиазм в дни всплеска религиозной самоидентификации, например в большие праздники, в дни прибытия тех или иных святых реликвий. Человеку приятно из своего окна видеть храм, который становится украшением пейзажа. Церковное здание одним своим существованием делает человека соучастником того, что в храме происходит. Особенно это касается людей, которые как-то участвовали в возведении церкви.
Однако религиозность создает свои правила, свои порядки, которые требуют подчинения как ради сосуществования внутри общины верных, так и ради отношений с Богом. Человек признает в большинстве случаев, что эти правила хороши, полезны. Но чаще всего относит их к другим. Показателен пример из Евангелия святого апостола Иоанна (см. главу 21). Воскресший Христос трижды спрашивает апостола Петра, любит ли он Его. Христос зовет его за Собой: «Иди за Мной». Но Петр оглядывается на другого ученика – Иоанна – и спрашивает не о своем призвании, а об Иоанне: «Господи! а он что?» Спаситель вынужден Петра урезонить: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною». На этом примере мы видим сущность человека – даже если он ученик Христов, – осознающего, что он обязан, но по греховной сути ищущего, на кого свои обязанности можно взвалить. Если дать развиться этим слабостям, то можно породить лицемерие, лукавство. О лукавстве говорят, что это последняя дань порядочности. То есть человек стремится выглядеть в глазах других, да и в своих тоже, как бы добропорядочным, но при этом он думает: «Я, что, сумасшедший поступать так?» или «Я же не фанатик…»
Чем больше рядом оказывается инакомыслия и иного поведения, тем чаще человек склоняется к «прогрессивному» мышлению, которое якобы заботится о самом человеке, бросая вызов его порядочности
Когда Церковь была частью жизни всего общества, благодаря государственной идеологии, тогда невозможно было человеку находиться вне жизни христианской общины, иначе он чувствовал себя изгоем. Человек невольно подчинялся существовавшим в Церкви правилам. Для него они не были чем-то чуждым, не становились обузой: все так жили. Возможно, он соблюдал их формально, но от этого они не были вне его внутреннего порядка. Чем больше рядом оказывается инакомыслия и иного поведения, тем чаще человек (после возмущений совести) склоняется к «прогрессивному» мышлению, которое якобы заботится о самом человеке, бросая вызов его порядочности. Ведь порядочность – это, прежде всего, приверженность порядку – порядку в душе. И теперь оружием против веры и надежды становится сомнение, а с ним и измельчание человека, который всё более превращается в обычного потребителя с псевдорелигиозными диванными запросами. Всё! Теперь в церковь он не пойдет: у него есть всё для оправдания, почему он не идет в храм.
И чем реже человек заглядывает в церковь, тем меньше у него на это потребности. Каждый приход в храм сопровождается сложным борением и уговариванием самого себя. А потом и близкими, оставшимися верными Церкви. В конце концов человек в некоем революционном порыве разрывает «религиозные ковы», применив решительность в вопросе ходить или не ходить в церковь. И теперь он чувствует себя свободным: он раз и навсегда решил, что Церковь с ее условностями и правилами ему не нужна. Такой человек никогда не признается даже себе, что в нем победил элементарный замшелый эгоизм и примитивная лень.
Однако всплески религиозной активности будут давать о себе знать время от времени, в дни радостных и печальных событий. Такие люди всё равно будут посещать церковь для того, чтобы поставить свечу и найти повод, чтобы еще некоторое время после не ходить в храм. А для этого целое раздолье: «кто ищет, тот всегда найдет».
Господь учит: если «молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно». Это написано в Евангелии от апостола Матфея в главе 6-й. Значит, молиться Богу надо тайно. А какова цель собрания верующих?
Апостол Павел и в Послании к Коринфянам, и в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам пишет о том, что Церковь есть Тело Христово. И делается она таковой посредством единства. В 1-м Послании к Коринфянам звучат такие слова апостола Павла: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба». То есть Церковь собирается ради Литургии – общего дела. Так, собственно, и переводится слово «Литургия» – совместная работа.
Литургия – квинтэссенция чаяний Церкви, где высшее проявление единства есть Причащение Таин Христовых. Через Них в наших жилах течет Кровь Христа! Те, кто причащался, становятся братьями и сестрами по одной крови – крови Христовой. И это нас делает христианами. Единство проявляет любовь. Потому невозможно причащаться, если имеешь гнев, обиду. Ибо тогда нет любви. Мы же в Церковь собираемся ради любви, ради ее выражения Богу и друг другу.
Особо, за Соль православную!
Не судите церковный клир - требных батюшек труд очень тяжелый. Доброго всем года. Р.Б.
Конечно человеку хочется поговорить,излить душу,но батюшки всегда заняты.Может какие то встречи надо устраивать,чтоб человек не чувствовал ущербным или одиноким.Мне нравится в Израиле, -чая питие
вы знаете, мне свой пример подал священник наш. он тогда еще был молод, кажется 1-й год был у нас. как сейчас помню, ночная служба, а я пришла раз в году на Пасху ну как обычно. смотрю на него, присматриваюсь, гляжу на его лицо, как он от усталости сильной еле держится на ногах. но такой добрый, Честный, как бы настоящий труженик! спасибо ему! и сейчас он, слава Богу, укрупнил свой приход, стал популярен.. мне немного повезло, я пою в хоре, однако и там, и в храме бывает то что написали тут "базар",-приходится почаще, чтобы не раздражаться, просить Бога помилуй меня! стою и прошу, стою и прошу как бы без сил - на Него надеюсь лишь
Одним священники не угодили, не показали НАСТОЯЩИЙ пример. Других "Бог не услышал, вместо помощи послал еще скорбей". Кого-то "приход не принял, потому что чужак".
Все виноват кто-то да что-то, а сами люди бедные жертвы обстоятельств. :-(
ВЫ покажите пример священнику! Вы думаете ему легко? У него искушений, ответственности, работы и усердия больше в разы и разы, чем у нас! Почитайте о жизни приходского священника, узнайте о его проблемах, может, перестанете чего-то от него ждать да сами помочь захотите?
Бог не посылает больше скорбей в ответ на ваши молитвы. Неправда все это! Некоторые люди молятся так, словно ультиматум заяввляют: хоть и просят жалобно, да в сердце условие таится, мол, даст Бог, буду Ему доверять, а не даст просимое, обижусь на Него. Не допускается решить все так, как Бог видит решение. Нет, как просимый решил, так и подавайте...
Другие же в молитве ропот и нытье на жизнь изливают, а не Ему доверяя свои жизни. Просто приходят плакаться. Ждут ТОЛЬКО легкой жизни, категорически не хотят трудностей, не готовы проходить через искушения, препятствия, узкими вратами отсекать от себя ненужное.
Есть еще и те, кто просят у Бога, но совершенно не верят, что Он может решить их беду. Они не просят на самом деле, в душе уже все решено(что ответ будет "нет"). Молятся для того, чтоы совести сказать: "Видишь, я пробовал много раз, и не дается мне."
Есть и еще варианты перекосов в молитве, но главная ошибка - это отсутсвие доВЕРИЯ Богу, ориентир на собственные переживания или мысли, решения.
Что до тех, кто не вписался в приходскую жизнь, так не велика беда. Улыбайтесь людям, глядишь и потеплеют. На новичков многие косятся, но это еще не значит, что со зла. Бывает, в приходе бывали новички, от которых люди пострадали, так теперь побаиваются. А бывает, просто привыкли к своим, а принять еще одного - время надо, чтобы как-то сердце расположилось.
Если же вас не принимают ну никак, то и это не беда: не за тем приходят в Храм, чтобы с приходом пообщаться. В молитве все едины, а после можно и разойтись.
Во времена, когда есть интернет, вообще не проблема найти общение. Можно поискать форумы в своих и соседних городах, а можно и по скайпу/вотсапу/вайберу/хэнгаутсу... пообщаться. Мы раньше жили очень далеко от Храма, и после службы уезжали сразу, так как дорога дальняя, общения с приходом физически не выходило ну никак. Так я общалась на форуме в интернете, нашла друзей, получила много интересных советов от людей и опыта, своим поделилась.
Теперь о тех, кому служба не понятна и это отталкивает. Когда плохо поет хор, это и правда, коробит. Благо, такое не часто встречается. Но то, что служба не понятна, так это беда поправимая. Напишу, пожалуй, об этом статью у себя на сайте :-) Но там не каждый бывает, потому просто советую поискать в гугле "какие бывают церковные службы в православии", а потом особенно присмотреться к главной - к литургии. Разобраться в ней, почитав ее строй и объяснения ( все это в интернете есть), взять с собой шпаргалочку на службу и все моменты пометить для себя. Три- четыре службы так пробудьте и все, вы уже в моментах будете хорошо ориентироваться. Целый новый мир для вас откроется! :-)
С Богом!
Здоровья и спасения души желаю и встретить Рождество Христово.Людмила.
Многие не понимают, какие молитвы читают и что они значат.Не понимают, когда надо креститься, кланяться, что надо делать. Не понимают, что делают священники в тот или иной момент и каков смысл в этом заложен.А книжки с молитвами на службах зачастую написаны достаточно сложно и плохо доступны для понимания . Говорят "Придти помолиться в Храм". А как помолиться? и в какой момент службы, чтобы не нарушить порядка? Своими словами или по написанному, или вместе певчими? допустим поется Херувимская, а многие (особо недавно воцерковленные) не знают , что это Херувимская и то ли повторяют за певчими, то ли о близких думают, то ли вообще по сторонам глазеют от незнания. А спросить боятся, стесняются.
Здесь правильно сказали, основная причина нехождения в Церковь - то лень. Но и недостаток доступной информации о церковном порядке тоже имеется.
Удивительно верно написано.Спаси Вас,Господи,Леночка!
Для православного христианина помогает найти эту дорогу - Церковь.
В 1917 к власти пришли люди которых крестили в детстве, которые причащались и исповедывались, которые ходили на воскресные и праздничные службы.
Эти люди разрушали храмы, сбрасывали колокола и кресты с куполов.
Где вера этих людей?
СССР был разрушен этими же людьми уже имевшими партийные и комсомольские билеты, и которые стали нынешними олигархами.
Где убеждения этих людей?
Похвально посещать храм и считать себя воцерковленным человеком, но насколько крепка наша Вера?
Мф 18:20
19 Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного,
20 ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.
НН:
«Господи, дай мне спокойствие принять то, чего я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и дай мне мудрость отличить одно от другого».
Фридрих Кристоф Этингер (2.05.1702 - 10.02.1782)
Это все лажа несущественная.
Напрягает иное: в какой храм не приди - везде междусобойчик, и чувствуешь себя посторонним человеком, лишним.
Все такие елейные, а несчастный неофит никому не нужен, ничего толком не знает, и просто тупо не вписывается в приходскую общину...
Впрочем, такое чувство не везде, в Московских крупных храмах, наоборот, все прекрасно, чувствуется братство. Может, потому что народу много, и нет сформированной общины...А вот когда она есть, все - новопришедший это изгой.
..."Я пришел к вере уже взрослым человеком, крестился в 97. Но вот до сих пор в церковь хожу один. И я один везде- родня и семейные не ходят в церковь, в церкви тоже один, потому что приход какой либо церкви это своя компания. Если тебя никто из этой компании не приводил, то в принципе ты и не кому не нужен. Вот поэтому в основном молюсь дома и редко хожу в церковь."
Вот, вот, Сергей, вот это есть и у меня, но я вначале пожил несколько лет и можно сказать духвно воспитался при монастыре, трудником был. Сейчас я уже давно в другом городе и жизнь другая, и храм в котором я хожу такой, что мне там не с кем разговаривать совсем, я не вписываюсь в общину. Но вот, правда родня у меня уверовала и то, после того как беды их настигли. А так я 15 лет был один в своей семье со своей верой. Никто не разделял.
Терпения тебе, брат, и Божией помощи. Молитвенно желаю подвизаться и твердо стоять. А с другой стороны можно и по монастырям поездить и можно ведь и с хорошими людьми познакомиться. Можно по разным церквям походить, как вот я сейчас начал делать. Может где-то и полюбят меня)
Ты вот тоже так делай. Может тебе повезет.
И на литургию ходить не переставай.
А где нам ещё утешения взять? На литургии. Сердце вот и оттает потихоньку. Всё равно другой радости у человека нет, всё подделка, кроме Слова Божия. А литургия вот она и дает прорасти Слову в душе.
20:54Иван:
НН
"Ну и как?
Получается поменять отношение, например, ко лжи? - чужой и своей? Да, и каково другим от того, что Вы поменяли отношение к ситуации? Им легче или труднее?"
Иван, должна Вас разочаровать: это не моя крутость, а восточная мудрость.
И Вы забыли, что есть и другой путь: набраться МУЖЕСТВА и не общаться с теми, кто Вам лжёт, т.е. Вы МОЖЕТЕ изменить ситуацию. А Ваша или моя ложь - это грех, который нужно искоренять калёным железом. Да, это очень не просто, но уж если мы считаем себя и хотим быть православными христианами - то "душа обязана трудиться и день, и ночь...". Меня учили, что любой грех НЕОБХОДИМО исповедовать и просить помощи Божией в его искоренении до тех пор, пока он не уйдёт. Речь идёт только о МОЁМ или ВАШЕМ отношении... Не думете же Вы, что способны изменить всех людей вокруг себя? Самое большое, что мы можем сделать - поделиться опытом, да и то только в том случае, если нас об этом попросят. А то ведь могут и "послать"... Простите, это очень серьёзные вопросы и решать их надо с духовником на исповеди... У каждого свой уровень.
Вы круты:
"я ПРОБУЮ поступать так:
ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ - ПОМЕНЯЙ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ."
Ну и как?
Получается поменять отношение, например, ко лжи? - чужой и своей? Да, и каково другим от того, что Вы поменяли отношение к ситуации? Им легче или труднее?
19:13Софья:
Софья, я Вас и Игоря очень хорошо понимаю - сама такая. Мне очень посчастливилось: у меня был духовный отец, да такой, каких сейчас очень и очень мало (Царствие ему небесное и вечная память!). Он неустанно повторял: мало верить в Бога, нужно непременно Ему доверять.
Если очень коротко обобщить, я ПРОБУЮ поступать так:
ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ИЗМЕНИТЬ СИТУАЦИЮ - ПОМЕНЯЙ СВОЁ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ. И ещё молюсь: Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить; мужество - изменить то, что могу изменить; и мудрость - чтобы всегда отличать одно от другого. (Эту молитву я прочитала в романе К. Воннегута).
Увы, далеко не всегда получается, но пытаться надо.
В чужую душу не заглянешь... Каждый ответит за себя. Мы - за то, как паслись, а священники - за то, как пасли стадо, вверенное им Богом.
Помощи Божией Вам, Игорю да и всем нам, МАЛОВЕРНЫМ. Простите.
А что делать людям,про которых написал Игорь? Они долго ходят в церковь,никого не винят ,не ищут причины, молятся (вымаливают веру),смирились со своим положением. А Бог не внемлет их просбам и посылает ещё больше скорбей,горя.
Люди и рады понять причину такого положения, поменяться,да подсказать некому. Они просто ломаются к сожалению,а более удачливые прихожане(у которых семья ,деньги,здоровье, всё хорошо в жизни) и говорят им, как вы написали или как Наталья.
Как им быть то?
Наталье.
"Благодаря таким как вы и вашим нравоученьям, люди и бросают ходить в храм.У вас много духовной литературы, а любви и состраданья к ближнему нет.Вы её литературой заменили к сожалению".
Софья, Вы или что-то не поняли, или лукавите... По - видимому, НАТАЛЬЯ в точку попала... Мы часто забываем, что "Не вы Меня избрали, а Я вас"... Многие из нас ХОТЯТ верить, а вера не приходит... И, вместо того, чтобы просить её у Бога, ВЫМАЛИВАТЬ - мы начинаем искать причины и виноватых везде, кроме как в себе, чаще всего сознательно, но иногда и на уровне подсознания.
Легко написать как ТАТЬЯНА:
..."Слишком много священников, которые потеряли совесть, вот, что людям нестерпимо".
Но куда сложнее перечислить тех самых священников по фамилиям и именам. Татьяна, прошу Вас - назовите их КОНКРЕТНО. Вот тогда и поговорим. (Допускаю, что есть и такие, но мне не встречались, слава Богу!). Сознаю своё МАЛОВЕРИЕ, ЛЕНЬ, ОСУЖДЕНИЕ, ЛУКАВСТВО... и много-много чего другого... стараюсь избавляться, но, увы, далеко не всегда это получается. Простите.
Благодаря таким как вы и вашим нравоученьям, люди и бросают ходить в храм.У вас много духовной литературы, а любви и состраданья к ближнему нет.Вы её литературой заменили к сожалению.
Вот и перестают ходить.
Вот нет этого единства, поэтому не ходят. Я пришел к вере уже взрослым человеком, крестился в 97. Но вот до сих пор в церковь хожу один. И я один везде- родня и семейные не ходят в церковь, в церкви тоже один, потому что приход какой либо церкви это своя компания. Если тебя никто из этой компании не приводил, то в принципе ты и не кому не нужен. Вот поэтому в основном молюсь дома и редко хожу в церковь.
"Что же тут самое трагичное? То, что ты можешь находиться в Церкви – и не спастись! Мы тоже рискуем, что с нами такое может случиться. Жить блудно в Церкви – как это бывает, нам объясняет евангельский текст, на котором я хочу остановить ваше внимание, поскольку он показывает нам, как это возможно – быть в Церкви и жить блудно, и даже хуже того – оказаться отверженным Самим Богом."
Надо было, наверное, дописать, что и самых необыкновенных, чутких и милостивых людей я тоже встретила в храме.
А о цинизме в Церкви очень хорошо говорит А.И.Осипов в своих лекциях (кстати, для будущих пастырей).
На епархиальных собраниях и патриарх Алексий и патриарх Кирилл говорили о недопустимости циничного и грубого поведения клира.
Тут верю, а тут - не совсем. Но, если человек отстоял к Дарам Волхвов огромную очередь, если выстоял на морозе за Крещенской водой,значит в человека зерно веры попало. Но как будет развиваться процесс укоренения - это другой вопрос. Притчу о сеятеле все знают. А относительно священнослужителей: и по ржавому проводу течет ток (чьи слова не помню)- таинство рукоположения. Так что, прежде чем осуждать священников, "не лучше ль на себя, кума, оборотиться". Наши грехи нас в рай не пускают, а не грехи священников.
Один проклят со своими потомками, другой в аду, в самой бездне вывалил кишки там с сатаною горит вечно. Вот и думайте коего духа есте вы, прежде чем печатать "обличения".
Вот как.
И на священников не надо возлагать бремена тяжкие, а то мы требуем от них таких каких-то подвигов, и такого благочестия, которое ведь, сами знаем, - нести очень трудно, да и просто, кажется, невозможно, ибо немощен человек.
Если и находится какой-то батюшка благочестивый, молитвенник, который подает пример, проповедует, то это Милость Божия, это Сам Господь его послал, это я считаю, маленькое чудо.
Потому что, каждый знает, кто пробовал жить по христиански, как это бывает трудно.
Это не не день, не месяц, не год, - десятилетия, ЖИЗНЬ всю жить по христиански, православно как воин Христов. Вот попробуй-ка. А батюшки у нас хорошие.
Покупка-то сё, а как же твоя жертва? А на что жить клиру, а на что храм украшать? Эта свечка и пожертвование ТЕБЕ нужно, Татьяна, не Богу и не батюшке, ты ещё помолись, чтоб в пользу пошло, а то Господь может и не принять твое подаяние
Когда у человека духовный голод, он всему святому рад, вон в советское время люди из атеистической литературы вырезали ножницами Божественные слова и вклеивали в тетрадки, я ещё помню молитвословы от руки переписанные. Уже было так, что верующие думали - " ну и что, что поп носит погоны, во-первых не доказано, не пойман не вор, а во вторых Таинство всё равно совершается" и шли. И я таких людей видел. А вы просто злые и вам не надо верить Богу, а надо хулить и осуждать и завидовать и ссорить. Вот вы и ищите "черную точку на белом листе".
1. Настоятель косо посмотрел.
2. Тётка нагрубила.
3. Старуха наколдовала.
4. Ребёнок заплакал.
5. Свечка дорогая, а коптит.
6. Все припёрлись и мешают.
7. Я и без вас всё знаю.
8. Просто лень.
Но всё равно вопрос остался к комментаторам - вы что, только заголовок читаете, а потом сразу комментарий пишете?
Это не "наезд". Не хотел никого обидеть. - Судя по комментам люди такого натерпелись... Какие уж тут "наезды"...
Держитесь, люди.
Можно, Анна, если в глазах наших батюшек будет сиять Божественное слово - ЛЮБОВЬ! Вот только у нашего Святейшего Патриарха глаза светятся Любовью. Редкость большая. Наверно очень интересный человек.
Люди! Бог есть и он помогает нам,это все с опытом осознается, а опыт - это раз в неделю ходить в Церковь, слушать проповеди и потихонечку будешь копить знания о вере.
Я , например,никогда не осуждаю новичков в церкви. Не нужно стесняться, нужно больше спрашивать в Церкви у самих прихожан.
Каждый видит вокруг себя прежде всего то, что он хочет видеть...
Так что хождение в храм - условие необходимое, но не достаточное для того, чтобы быть христианином.