16 июня 2014 года исполнился год со дня кончины великого румынского духовника архимандрита Иустина (Пырву). В день памяти старца мы опубликовали его изречения, посвященные Богу и человеку. Сегодня читателям портала «Православие.ru» предлагается беседа с отцом Иустином о Церкви Христовой.
Монастырь и приход
– Какие духовные отношения должны быть между монастырями и приходами?
– У них общая миссия, и усилия тоже должны быть общими, а отношения – гармоничными. Не знаю, легче ли жизнь в монастыре, чем в общине, то есть приходская жизнь!.. Приходской священник больше монаха должен бороться за ценности Церкви, его окружает множество соблазнов, у него больше искушений.
– Отец Димитрий Бежан[1] говорил: «Демон бьет из большой пушки, из тяжелой артиллерии прежде всего по монастырям. Из всех христиан прежде всего держат на мушке монахов! Они ведут ближний бой. У сатаны очень мощная артиллерия. Возможно, время от времени кто-нибудь и упадет…» Как вы прокомментируете это?
– У монаха трудная миссия, он как солдат, сражающийся на передовой линии веры!.. Он должен быть подготовлен к тому, чтобы побеждать, но также и к тому, чтобы падать, по необходимости. Всё зависит от силы молитвы, от его нравственной крепости.
– Всё тот же отец Бежан говорит еще: «Монастыри должны вернуться к полному соблюдению правил святителя Василия Великого. Все монахи должны идти к совершенству, оставив позади себя все проблемы социальной жизни. У них только одно дело и один путь – старание светлыми достигнуть ворот рая». А что делать с теми монастырями, в которые проникла цивилизация со всеми ее искушениями, которые судятся за земли, за собственность? Что делать с теми монахами, которые демонстрируют себя в обществе больше, чем мирские звезды? Многие христиане со слабой верой, очевидно путающие Церковь и христианскую жизнь с замашками некоторых ее представителей, судят обо всем Православии по подобным, хочется надеяться, исключениям…
– Рвение и благодать священника, монаха скорее становятся видимы среди множества людей, чем в пустыне. В пустыне ты сам за себя ручаешься пред лицом Бога, а среди множества людей ты делаешься поручником за каждую душу в отдельности.
– Есть ли разница между нынешним монастырским послушником и послушником тех лет, когда вы поступали в монастырь? Достаточно ли сейчас образцов для молодых людей, поступающих в монастырь?
Первым по времени образцом должен стать приходской священник, открывающий глаза ребенку, юноше на духовную жизнь.
– Образцом для любого молодого человека, желающего поступить в монастырь, остается Иисус Христос. Затем святые отцы, а потом у нас есть множество монахов и священников, могущих служить образцом для молодых. Первым по времени образцом должен стать приходской священник, открывающий глаза ребенку, юноше на духовную жизнь. Священник, раскрывший душу и сердце молодого человека для монашеской жизни, для служения Церкви, приобрел себе свидетеля во спасение.
– Как вы смотрите на духовное обновление румынского богословия?
– Его не надо обновлять, его надо сохранять. Румынской Церкви свойственен прекрасный рост, у нее есть история, традиция, жизнь, полная образцов, святых людей, мучеников!.. Высший образец жительства заключен в Иисусе Христе. Обновление означает размывание этого жительства.
– В опросах, проводимых в нашем обществе, Церковь пользуется самым высоким доверием румын. Сказывается ли это доверие на уровне веры нашего народа?
Высший образец жительства заключен в Иисусе Христе. Обновление означает размывание этого жительства.
– Живую Церковь Иисус Христову не одолеть, пока есть молитвенники и постники, известные и неизвестные. Если об этой Церкви идет речь, тогда, если человек выражает доверие Церкви, это значит, что мы на верном пути!.. А если речь идет об институции с людьми и их грехами, тогда будем молиться Богу, чтобы Он всё поставил в правильное русло, чтобы сохранил нас от множества искушений, обуревающих нашу традиционную Церковь.
Экуменизм
– Вы верите, что когда-нибудь христианские церкви объединятся вокруг Православия?
– Это политический вопрос – шанс других церквей вернуться к первоначальным корням, хранящимся в Православии. Но судя по тому, как ведут себя сейчас другие христианские церкви, они не хотят идти в Православие. Престиж Православия мешает им. Они хотят ослабления Православной Церкви, которая чудесным образом хранила свою мощь две тысяч лет, а временами даже умножала ее в результате испытаний, которым подвергалась.
– Вы верите, что Румынская Церковь как институция уступит перед экуменическим соблазном, пропагандируемым современными течениями, идущими с Запада? Является ли экуменизм решением проблемы противостояния «исламскому фундаментализму», наводящему страх на Европу?
Простой христианин жалуется, что уже не видит Бога за величием Его иерархов!
– Не исламский фундаментализм представляет опасность для нашей Церкви, а политиканские тенденции, проявляющиеся в ее верхах и структурах. Простой христианин жалуется, что уже не видит Бога за величием Его иерархов!
– Какое зло может причинить экуменизм Православию?
– Изменить то, что хранилось нетронутым в течение двух тысяч лет. Если ты лезешь в фундамент дома, разве ты не подвергаешь его опасности рухнуть? Вместо того чтобы заниматься судьбой наших верующих, верой каждого, жизнью нашей Церкви, мы строим планы по расширению… И однажды окажется, что мы хорошо сорганизовались, построили планы и привели их в исполнение, но нам уже не к кому обратиться. Ибо христианин, сбившийся однажды с пути, потерявшийся, заблудшим и остается.
– Что потеряла бы практически Православная Церковь в том случае, если бы приняла это решение?
– Дорогой мой, Православие – это врачевство для возрождения западных церквей. Наша Церковь представляет духовную силу и энергию Европы без всяких оговорок. Вот стоят друг перед другом православный христианин и христианин-католик – из Испании, Италии, Германии. И спрашивает католик православного: «Ну, и к чему вам этот пост? К чему вам эти праздники? Вы поститесь и сохнете, соблюдаете праздники и стали нищими!» – «Да, – мог бы ответить ему православный, – воздержание посредством поста является врачевством и для тела, и для души, это испытание характера, это наша связь с первыми христианами. Если мы лишимся этой связи, мы лишимся всего. Если мы не будем жертвовать ничем, то как же мы поймем, что такое спасение?»
Если мы не будем жертвовать ничем, то как же мы поймем, что такое спасение?
Впрочем, Православие стало миссией в Европе теперь. Каждый православный румын, уезжающий на Запад, совершает миссию. И католицизм у нас тоже сильнее, чем на Западе. Всё, что было в контакте с Православием, сохранило свою первоначальную энергию и силу.
– Какие слова вы обратили бы к тем представителям нашей Церкви, которые приняли бы экуменическое решение, мотивируя это тем, что, мол, этого требует «исторический момент», глобализация, присоединение к Европе?
– Пусть они возвратятся к слову Христову, к советам святых отцов – там содержатся ответы на все их инициативы.
Мать и Церковь
– Николай Йорга[2] сказал: «У нас есть две сущности, сохраняющие душу румынского народа: Церковь и сёла». И, говоря о Церкви, уточнял, что речь идет в первую очередь о монастырях.
Женщины растили детей в уважении к Церкви, в страхе Божием независимо от эпохи, руководства, идеологий
– Да. И матери этого народа!.. Женщины растили детей в уважении к Церкви, в страхе Божием независимо от эпохи, руководства, идеологий. Женщины своей самоотверженностью, заботой о детях и будущем своей семьи победили и Сталина, и Дежа, и Чаушеску[3]. Конъюнктурные диктаторы хотят за несколько лет разрушить то, что народ созидал два тысячелетия. Все бури проходят. Они оставляют раны, но проходят. Поэтому человек, румын, должен быть уверенным в том, что правда в конце концов всегда оказывается на стороне мудрых и терпеливых. Пример терпения румынских матерей должен стать уроком для всех людей, политики ли они, интеллектуалы или обычные труженики.
А село! Село было очагом, в котором завязалась ткань народа, в селе румын чувствовал себя дома. Города были населены самыми разными народами, а в селе, где и работа была тяжелее, жил румын, трудясь в поте лица своего, причем очень редко – на себя одного.
– Ион Сырбу, великий и забытый писатель[4], бывший политзаключенный, писал в одном из своих писем, отправленном из Крайовы 18 июня 1985 года: «Пристал ко мне на улице один мой стукач, говорит: “Ты веришь в Бога?” – “Верю!” – “Веришь, что Он существует?” – “Существует”, – сказал я. “Откуда ты это знаешь?” – “Мне сказала это мама. А мама никогда не лжет”».
– Прекрасно, прекрасно!.. Мама делает из младенца человека, она указывает ему путь, открывает ему Бога. Красивая семья, сплоченная, благоразумная в своем поведении – вот что создает завтрашнюю смену любому обществу. Молитва матери о ребенке сильнее и слышнее даже молитвы священника. К одному священнику всё время ходила одна женщина и платила за молебны, чтобы вернулся ее сын, ушедший из дому и пропавший где-то. Священник сказал ей: «Ты уже столько денег оставила в церквах, сколько весит он сам! Лучше молись о нем, и он вернется. Молитва матери не имеет себе равных в этом мире».
– Современная мать уже не рожает много детей, как в былые времена. Это умная позиция или проявление эгоизма, грех?
От подвига матерей зависит настоящее и будущее нации
– От подвига матерей зависит настоящее и будущее нации. Некто спросил священника: «Чего нам не хватает, чтобы дать человеку должное воспитание?» А он ответил: «Матери! Потому что помимо того, что дает человеку общество, первое семя посевает в душе мать».
– Существенно ли изменилось нынешнее румынское село по сравнению с тем, что было пять, шесть десятилетий тому назад? Что хорошего в нынешнем селе, что плохого?
– Румынское село было колыбелью христианской духовности. И остается им, впрочем. Однако утрачена семейственность – состояние, которое ты ощущал, особенно в праздники, что всё село – это одна семья, как было раньше!
Власть Церкви – во власти каждого человека, входящего в нее
– Является ли изгнание бесов испытанием для монаха? Кто может бороться с диаволом на его поле?
– Всякий священник, всякий монах уполномочен бороться посредством молитвы с диаволом. Но человек не является «полем диавола», человек – это Божие существо, которое на время оставлено во власти зла. Душа обожествлена благодатью, тело обожествляется через рождение и крещение. Сила молитвы велика, и это фундаментальная проблема веры, нашей Церкви.
– В храмах, монастырях действительно видишь народ, больше или меньше – в зависимости от события, праздника. Однако что можно наблюдать – так это то, что в храме вообще собираются бедные люди, больные, те, кто не имеет таланта жить. А кому хорошо живется, кто успешен и в карьере, и в бизнесе, те приходят в храм так, только для галочки, как будто желая этим сказать, что у них и в этом плане «всё схвачено». Или приходят, только когда им нужно создать имидж для выборных кампаний, когда хотят, чтобы их видели в «гуще народа». Как вы оцениваете это?
Из славы Церкви все крадут по кусочку! Но каждый будет судим по своим делам, своей вере
– Из славы Церкви все крадут по кусочку! Но каждый будет судим по своим делам, своей вере. Человек, исполняющий свой долг там, где он находится, со страхом Божиим и уважением к закону, с уважением к себе подобным, – настоящий христианин. В храм приходят и богатые, и бедные, и живущие во Христе, и люди сомневающиеся, и ищущие. Всё дело в том, чтобы их встретили тепло, помогли, если они нуждаются в помощи. В этом роль Церкви – чтобы верующий находил ее [помощь], когда испытывает нужду.
– Вы думаете, в тот момент, когда решится проблема насущного хлеба, работы, жилья, денег, люди в меньшем количестве будут ходить в церковь?
– Это не только проблема верующего, это и проблема приходских священников, монахов, церковных иерархов. Если упадет интерес к вере, вина будет общей, а авторитет ослабнет. Но румын именно во времена испытаний, когда приходили турки, татары, брал алтарь церкви, брал Библию и прятался в лесу, спасался таким образом. Румын найдет ответ на все испытания, а испытание, успешно пройденное, делает человека крепче.
– Мне говорил один норвежский интеллигент, которого я возил в паломничество по нашим монастырям, что в Норвегии церковь по большей части декоративна, она скорее музей. Процент ходящих в храм для молитвы ниже десяти. Родители ведут своих детей за ручку в церковь, чтобы показать ее как место, в котором воспитывались их деды. Тем не менее, говорил мне тот же норвежец, человек у них не лжет, не крадет, сдерживает данное слово, преступление у них редкость, нарушение прав собственности – нечто неслыханное, и прочее в том же роде. Они больше не нуждаются в законах, наказаниях, это всё вошло в норму. Считаете ли вы, что если мы будем в таких же условиях, то наша Церковь окажется в той же опасности?
– Тем более наша Церковь имеет свое предназначение и миссию, полную ответственности. Румын вышел из коммунизма таким, каким вышел: с множеством грехов, которые вошли у него в обыкновение. Он научен был врать, говорить «столько-то килограммов на гектар» там, где не делалось почти ничего, говорить, что всё отлично, когда дела у него шли плохо.
Политики первыми должны научиться говорить правду народу, затем в школе нужно ввести красивую атмосферу, которая внушала бы ребенку веру в ценности, в светлые идеалы, в патриотическую идею. Если мы не возродим патриотизм в школах, семье, если не вернем в умы молодежи прекрасные образцы из истории и румынской культуры, то будем иметь поколения всё более и более чуждые Румынии. Мы будем иметь поколения, воспитанные телевизором, выдрессированные так, чтобы не задавать никаких вопросов, принимать всё, что им ни предложат.
– Поведение многих священников, ведущих себя как функционеры от Церкви, бросающих вызов приходу своей тягой к обогащению, своими порой распутными выходками, вызывает обильную критику со стороны верующих, используется как аргумент сектантами. Каково ваше мнение на этот счет?
Крепость слабеет не из-за атак извне, а чаще всего изнутри
– Есть и такие, и такие! Но крепость слабеет не из-за атак извне, а чаще всего изнутри. В этом роль иерархов – сочетать труд по администрированию с наставлением клириков. Однако христиане могут изменить священника, если сумеют обуздать его вовремя, повернуть его к своим нуждам. Огромная ответственность ложится на священника: каждая погубленная душа вменится ему более чем в преступление.
– Как вы смотрите на отношение нынешней власти к Церкви? А на отношение церковных верхов к власти?
– Власть Церкви – во власти каждого человека, входящего в нее. Все прочие власти конъюнктурны. К политической власти нехорошо приближаться тому, кто неуверен, что сможет выстоять в этой мельнице, где многие души погибают, многие характеры меняются.