Когда я был еще студентом духовной семинарии, один преподаватель в священном сане рассказал нам такую историю. Как-то прихожанин пригласил его, еще молодого диакона, к себе домой на чай. Усадив его за стол, а дело было Великим постом, он вытащил из холодильника бутерброды с колбасой и сыром и подал их к чаю. Заметив смущение на лице еще неискушенного диакона, хозяин быстро смекнул, в чем дело, подошел к «красному» углу с иконами, расположенному над столом, и плотно закрыл иконы шторкой. Диакон, еще более изумленный увиденным, спросил его: «Ты полагаешь, Ему оттуда не видно?». «Нет, не видно, – ответил простодушный хозяин, – я проверял».
Конечно, такая наивная попытка «спрятаться» от Бога, смешна и может говорить либо о неумеренной шутливости прихожанина, либо о еще очень незрелой религиозности. Интересно в этой ситуации другое. Это замечательная, почти по юродивому пророческая иллюстрация нашего образа действий в различных ситуациях. Да и за «прообразом» далеко ходить не надо…
В общем-то, со времен Адама и Евы ничего не изменилось. Эпизод грехопадения наших праотцев, описанный в третьей главе книги Бытия, – своего рода архетип поведения всякого человека на пути от греха к Богу и (возможному) покаянию. По выражению одного современного богослова, «в каждом греховном поступке людей действует духовный механизм, однажды пущенный прародителями в раю»[1].
«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3: 8–13). Пересказ этой ситуации на современный лад не составит никакого труда.
«Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» – «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», – это Адам.
– Не грабил ли, не прелюбодействовал? – спрашивает батюшка на исповеди.
– Да, всё было, батюшка. Но в таком мире живем: «с волками жить – по-волчьи выть», – это уже наш современник, например Вася.
«Что ты это сделала?» – «Змей обольстил меня, и я ела», – это Ева.
– Аборты делала?
– Да, делала, но так сложились обстоятельства, нельзя было тогда рожать еще одного, – это уже наша современница, допустим Марья.
Знакома вам такая ситуация? Увы, знакома очень многим. Что общего в поведении Адама и Васи, Евы и Марьи? Самооправдание. Желание при наличии совершенного греха остаться незапятнанным в глазах Бога (батюшки), переложив ответственность на кого-то другого. Может, Господь не «разглядит» моей наготы, и удастся отстоять свое «достоинство»? Это, по сути, и есть та наивная «шторка», за которой мы пытаемся «спрятаться» от Бога, лишь бы не признавать себя по-настоящему грешными и, возможно, оставить за собой право на дальнейший грех.
Можно с уверенностью говорить о духовном крахе всякого, кто намерен твердо отстаивать свое право быть или казаться «неплохим человеком»
Бесспорно, это ложный путь. Даже не глядя на дальнейшую судьбу Адама и Евы (хотя неплохо бы и посмотреть), можно с уверенностью говорить о духовном крахе всякого, кто намерен твердо отстаивать свое право быть (или хотя бы казаться) «неплохим человеком». И причина тому – недоступность для такого человека покаяния. Настоящего покаяния. Если всё же вновь вернуться к Адаму и Еве, то причиной их изгнания из рая было вовсе не их прегрешение, а нежелание обратиться к Богу с покаянием. По толкованию этого места Писания святыми отцами, неоднократные вопросы Бога к Адаму и Еве имели целью обратить их к осознанию своего греха и искреннему раскаянию, что избавило бы их от дальнейших бедствий. «Если бы он (Адам) сказал: “Помилуй мя, Боже, и прости”, – то опять остался бы в раю и не подвергся бы тем лишениям, какие испытал потом. Одним словом, он искупил бы все множество лет, какие пробыл в аде»[2], – утверждает преподобный Симеон Новый Богослов. Но это, к сожалению, на тот момент оказалось для Адама и Евы неподъемным грузом. И причина тому – гордость и рожденное ею нежелание признавать за собой всю меру ответственности за содеянный грех.
Таким же неподъемным грузом искреннее «прости» становится, увы, и для современного человека. Нет, мы, конечно, готовы сказать: «Прости, Господи», особенно если речь идет об исповеди, на которой священник выпытывает у нас «ответа на многое». Но мы зачастую не готовы брать на себя ответственность за всё происходящее с нами и «прячемся» от Бога, подобно Адаму, в хрупкой «скорлупе» самооправдания.
Достаточно длительное время я, в силу данного мне послушания, окормлял больных в районной больнице. И, разумеется, здесь весьма часто встречал людей, на которых «сработала» классическая русская поговорка: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. То есть в основном приходилось беседовать с людьми, для которых этот разговор со священником – первый в жизни. Казалось бы, и хорошо, что они, хотя бы и на одре болезни, немного одумываются и просят священника поговорить с ними. Однако нередко в беседах с такими людьми я испытывал характерное затруднение. Любая исповедь – это, прежде всего, разговор о грехах. Но не просто о грехах, а о том, какие последствия грех привносит в нашу жизнь. Последствия, с которыми столкнулись оказавшиеся на больничной койке, – болезни, порой довольно тяжкие. Это и пытается донести обычно священник в разговоре с больным. Но почему-то зачастую складывалось так, что в ответ на желание разобраться и нащупать звенья той цепочки, которая привела больного на койку, я наталкивался на стандартное: «Живу, как все; никого не убивал, не воровал. А что касается мелких грехов, то у кого их нет». Или, например, в таком исполнении: «Бывает, конечно, всякое, но в общем-то человек я неплохой». А то и вовсе: «Ничем не грешна, батюшка». Спрашиваю: «Ну, значит, вы святая?» «Да, – говорит с неожиданной для себя некоторой приятностью, – святая».
Как правило, причины такой духовной слепоты довольно предсказуемы и просты. Об этом подробно писал святитель Феофан Затворник: «Что же за причина, почему мы часто думаем или, не стыдясь, говорим: что ж такое я сделал? Или: чем я худ? Причина тому очень естественная, и она есть новое порождение живущего в нас греха. Не замечаем потому, что не можем. Этого не позволяет нам грех: он очень хитер и предусмотрителен. Непокровенное древо зла с первого раза могло бы стать пред взором ума и оттолкнуть от себя каждого; потому он спешит одеть его листвием, прикрыть его безобразие, и прикрывает так, что не только корня и стволов, даже и ветвей не может различить душа, в которой растет сие древо. Эти лиственные прикрытия суть – рассеянность и многозаботливость. Рассеянность не любит жить в себе, многозаботливый не имеет свободной минуты. Один не может, а другому некогда замечать то, что происходит внутри. С первым пробуждением от сна душа их тотчас выходит из себя – и у первого уходит в мир мечтаний, у последнего же погружается в море нужных будто дел. Настоящего для них нет. Один охотнее живет в самосозданном мире и действительности касается только отчасти, ненамеренно, поверхностно; другой и мыслью, и сердцем весь впереди. Каждое дело он спешит окончить как можно скорее, чтобы приступить к другому; начинает другое и – спешит к третьему; вообще настоящим у него заняты только руки, ноги, язык и прочее, а его душа вся устремлена в будущее. Как же при таком ходе внутренних движений заметить им, что кроется в сердце?»[3].
Итак, самое главное препятствие на пути распознания истинных врагов человека, которые кроются внутри него самого, есть, по мнению святителя Феофана, рассеянность и многозаботливость. Но, может быть, приход священника и его разъяснительная беседа способны открыть глаза человеку и помогут ему взглянуть на себя другими глазами? К сожалению, как правило, эти ожидания не оправдываются, ибо «грех сам из себя создает некоторый непроницаемейший покров, наподобие стоячей мутной воды, куда погружает свое древо с его листвием. Этот покров слагается из неведения, нечувствия и беспечности. Не знаем своей опасности, потому и не ощущаем ее; не ощущаем, потому и предаемся беспечности. И что бы вы ни предпринимали для вразумления такого грешника, всё напрасно. Он глубоко сокрыт в грехе, как в море. Производите сколько можно сильнейшие звуки над водою – кто в воде, ничего не услышит. Поражайте чем вам угодно нерадивого грешника – он не смутится нисколько. Изобразите пред ним его собственное состояние – он скажет: это не я. Представляйте ему крайнюю опасность, от которой он недалеко, – он будет уверять вас, что это не до него касается; возбуждайте его от усыпления – он не устыдится провозгласить: я действую. Так крепок покров, которым закрывает наконец себя грех от взоров того, кем обладает!»[4].
Опыт доказывает правоту слов святителя! Пытаешься довести до ума и сердца человека, что аборты, измены мужу и вообще блудная жизнь суть смертные грехи, которые воздвигают «берлинскую стену» между душой и Богом, и необходимо глубокое покаяние для исцеления души, но в ответ слышишь лишь почти равнодушное «простите», а порой и вовсе – налет улыбки на лице.
Человек, привыкший небрежной поступью ходить по этой земле, действительно, почти не видит связи своей жизни с последствием, постигшим его. Он вызывает к себе священника и готов на вразумления батюшки говорить: «Грешен», но делает это скорее машинально, большей частью для формы. А священник нужен ему лишь для того, чтобы «наладил связь с небом» и помог снова ухватить за хвост «птицу счастья завтрашнего дня», взвившуюся было от него в небеса. Особенно это заметно, когда человек приходит к священнику поделиться своей скорбью. У кого-то неумолимо разваливается семья, у кого-то угасает бизнес, кого-то постигла серьезная болезнь. И очень мало кто задумывается при этом об истинном достоинстве своего жизненного пути и ищет ответа на свои вопросы в себе. В основном приходится слышать: «Это всё потому, что муж пьет и скандалит»; «Да это меня партнеры подставили»; «Да это жена всегда всем недовольна»… А когда призываешь их все-таки заглянуть в свое сердце и поискать причину в себе, то уходят с обидой, что их не поняли и им не подсказали.
Бог ждет от нас покаяния не для того, чтобы упрекнуть, а исключительно для того, чтобы с любовью простить.
Искреннее, глубокое покаяние без какой-либо примеси самооправдания – единственное средство к обретению мира с Богом и совестью. По учению отцов Церкви, Бог ждет от нас покаяния не для того, чтобы в ответ нас упрекнуть: «Ну вот, опять ты согрешил. Как же тебе не стыдно?!», а исключительно для того, чтобы с любовью простить. И это главное, что необходимо понять человеку, желающему приступить к таинству исповеди.
Арина, всё понимаю, что Вы имеете в виду. Но проблема глубже. Не спорю, что личный пример очень дорогого стоит, но и это далеко не главное... У нас в семье расклад такой: бабушка - верующая, мои родители - нет (но не атеисты), а я - маловерка...
"Не вы Меня избрали, а Я вас" - так говорит Господь.
Вера = дар Божий. Но есть необходимый шаг - ЗАХОТЕТЬ открыть своё сердце Богу. Не обращая внимания на то, как живут люди вокруг. Как это ни банально звучит, но начинать нужно с себя. Когда человек это действительно поймёт - тогда и Господь ему поможет. Я так понимаю.
Вы правы, уход и наблюдение за больными многому учит... Но ведь и больные разные: одни благодарны даже за малейшее внимание, а другим - всё не так...
Простите меня.
Не беда, что я "не поняла статью". Гораздо хуже, когда не понимают болящих и говорят с ними из своего состояния, не отвергнувшись себя, не погружаясь в их переживание. Они не врут, когда говорят " живу как все". Они говорят о том, что видят. И значит и христиане живут так, что не выделяются из этой массы. Вот это, по-моему, беда.
Чтобы они поняли, что "как все" не то, что им нужно и полезно, расскажите им о Господе и жизни с Господом. Тогда они поймут, о чем с ними говорят и почему, "как все" с 9 этажа прыгать не стоит. Только после этого они станут способными начать различать свои грехи. Если Вам доводилось хоть раз ухаживать за болящим (в чем не сомневаюсь), Вы поймете, что хотела сказать.
1) Образные сравнения. Например, про воздушный шар: чтобы подняться в небо ему нужно сбросить балласт.
2) Примеры из Патериков. Например, про блудницу, которая в глубоком покаянии решила уйти в монастырь, но умерла у его ворот, но ангелы забрали её душу на Небо (подробнее об истории: Оптина Пустынь, проповедь игумена Владимира от 20.03.2013).
1) Дойдет ли статья, написанная на Православие.ру, до большинства аудитории, с которой приходится общаться священнику? Может быть для малоцерковных людей из больниц нужны и другие каналы просвещения? Например, список основных грехов, раздаваемый незадолго до посещения священником.
2) Если посмотреть на православные СМИ, много ли внимания уделяется борьбе со страстями? Не скатываемся ли мы в западный формат, когда церковь становится по преимуществу социальным служением?
На мой взгляд, последовательную позицию здесь занимает профессор А.И.Осипов. Суровый скептик скажет: "да он просто привык все время про это говорить". Однако внимательное отношение говорит об обратном: Алексей Ильич комптентен во многих темах и несмотря на почтенный возраст очень интересно рассказывает. И самое главное: в любой теме он неминуемо касается вопроса борьбы со страстями, видения своих грехов. А то, что грех - это не только "не убивать, не воровать, не блудить", а еще и не осуждать, не раздражаться и не завидовать - пожалуй, очень важно в наше время и для воцерковленных и благочестивых прихожан)
1. Отсутствие культуры исповеди. Здесь все просто: безбожное общество, атеистическая семья, не было опыта общения со священником.
2. Психологическая. В ее основе лежит принцип "увидев брешь, ты инстинктивно хочешь ее залатать". То же и с грехом. Думаю, что любой человек интуитивно чувствует, что увидеть и назвать свои грехи - полдела, нужно еще и исправление себя. А на это уже нет сил. Что делать с этим?
"По-моему, Господь сначала лечил, потом учил, потом только обличал"...
Очень жаль,но, к сожалению, Вы не поняли...
Попробуйте прочитать статью ещё раз ни как "по-Вашему", а о чём она написана.
..."И очень мало кто задумывается при этом об истинном достоинстве своего жизненного пути и ищет ответа на свои вопросы в себе....... А когда призываешь их все-таки заглянуть в свое сердце и поискать причину в себе, то уходят с обидой, что их не поняли и им не подсказали"...
"Бог ждет от нас покаяния не для того, чтобы упрекнуть, а исключительно для того, чтобы с любовью простить".
Помощи Вам Божией.
Спасибо отцу Димитрию за замечательную статью. Да, "Не всегда мы себя узнаём"... Как говорит один замечательный сельский батюшка на проповеди перед исповедью: Только не говорите мне, какие вы хорошие и какие соседи у вас плохие! И смех, и грех! Да, как же нашим батюшкам с нами тяжело...
Потому-то ты каешься, но уже благодать отошла и не возвращается, уже начались скорби и не отпускают, уже уныние, уже не можешь молится. Значит твоё покаяние не было истинным, искренним.
Может надо милостыню подавать побольше?
Как вообще веру хранить? Ведь вера от дел, а если я так грешу, - то что это за вера такая? Это маловерие. Господь может и отнять. Стану атеистом тогда.
ибо не все сознают что творят.Помоги Боже нам и прости согрешения наши, не ведаем что творим.Детей и внуков очень
жаль.Богородица Дева помоги нам.Владимир.
помилуй мя Господи и немощи мои прости
да будет ТВОЯ воля во веки веков
Аминь
2) А кто чист душой, тот оправдывает окружающих. Прости их Господи, ибо не ведают,что творят.
Только все не так однозначно, как представляет автор. Допустим, при создании семьи один из супругов искренен в своих чувствах, а другой только умело притворяется и уже до брака знает, что будет разводиться, а из союза хочет только добыть свою выгоду. В чем же грех первого? В чем каяться? В том, что верил-доверял?
И в бизнесе аналогично.
Спаси Господи!