На страницах Ветхого Завета мы встречаем и такое. Только вот в Синодальном переводе и в славянской Библии про псалом Аввакума ничего не сказано. Книга пророка Аввакума, конечно, есть. И завершается она в третьей главе молитвой, которую надлежало петь. Вот это и есть тот самый псалом. Нет сомнений, что он когда-то звучал в Иерусалимском храме. Заглянем в греческую Септуагинту, здесь пространная молитва Аввакума делится характерным богослужебным указанием: диапсалма. Указание дано для храмовых певчих.
И в новозаветной Церкви поныне поют этот псалом, пусть и отдельные его стихи. Приведу для памяти несколько строчек из псалма Аввакума: «Господи, услышах слух твой и убояхся… Бог от юга приидет, и Святый из горы приосененныя чащи: покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв. 3: 1–3). Эти строки у многих православных на слуху.
На Пасху мы в церкви слышим, как богоглаголивый Аввакум стоял на божественной страже. Он духовно бодрствовал, когда другие спали. Чего же он ждал, что сторожил? Со страхом и надеждой он ожидал, что «Бог от юга приидет», и видел, как «покры небеса добродетель Его». А в это время вокруг пророка сгущалась тьма. Замышлялись и творились злые дела. Всё это мучило пророка.
Вот он обратил к Богу скорбный вопль: «Доколе, Господи, я… буду вопиять к Тебе о насилии, и Ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?» (Авв. 1: 2–3). В наши дни людям тоже близки и понятны терзания пророка.
Господь утешил Своего служителя. Но из Его уст прозвучали не сладенькие уверения: «Не всё так плохо, как тебе кажется. Потерпи, всё устроится. Светлое будущее не за горами». Господь видел бедствия тех дней и предвидел еще большие бедствия. О чем и открыл пророку: народу Божию предстоит пережить возвышение и нашествие колоссальной халдейской державы. Халдеи собираются с силой. Как от них отбиться? Надменные и жестокие халдеи обожествляют силу: у кого сила, тот и прав, сильнейший указывает остальным, как жить.
Однако же халдеи заблуждаются. Правда не на их стороне. Расчеты на мощь грандиозной военно-государственной машины в конце концов не оправдаются. Точно так же бессмысленны надежды язычников на помощь богов. «Кумиры немыя» (греч. идола кофа – Авв. 2: 18) не способны ответить Богу истинному, не могут противостоять крепкой руке Божией.
Бог явит Свою силу, придет на землю суд небесный. И это страшное явление видит пророк Аввакум и признает: «Во мне смятеся крепость моя» (Авв. 3: 16). Господь не сулит Своим людям бестревожной бесконечной сытости, но обещает поддержать их в трудный час. Тогда они сумеют пройти сквозь все ужасные испытания.
Посреди самых губительных бурь «праведник… от веры жив будет (греч.: зисете – в слав.: Авв. 2: 4; в греч.: Авв. 2: 5)». Вера в Бога не дает нам сгинуть. Доверие Богу и верность Богу помогут человеку выжить, сохранить человеческий облик во дни смертельной опасности. Вот и лекарство против злых сил.
Быть с Богом, опираться на Его руку важнее, чем иметь большое достояние и внутреннее довольство
Это лекарство принимает пророк Аввакум. И оно укрепляет пророка. Видя буйство греха и несправедливости, потрясение общественных устоев, разорение домов и виноградников, оскудение овечьих стад, пророк приходит в ужас от происходящего, и – вдруг из его уст звучит хвала Богу. Будучи в смятении и страхе, он находит надежную непоколебимую опору: «Аз же о Господе возрадуюся… Господь Бог мой сила моя» (Авв. 3: 18–19). Быть с Богом, опираться на Его руку важнее, чем иметь большое достояние и внутреннее довольство.
Как важно сказать правильные слова в нужное время...