Означает ли смирение слабость

Христос перед Анной и Каиафой Христос перед Анной и Каиафой
    

Иногда можно услышать, что христианское смирение означает душевную слабость. Согласны ли вы с таким взглядом? А и правда, разве не слабость подставлять свои щеки направо-налево, уступать, жертвовать чем-то своим?

Если разобраться, христианское смирение все-таки не малодушие и не внутренняя слабость. Малодушный и рад бы отомстить, да внутренняя робость не позволит, и он думает, что сил телесных и душевных не хватает, – то есть никакого смирения в этом нет, а есть констатация своего бессилия.

Напротив, смирение – подлинная сила духа, когда ты можешь ответить ударом на удар, но мужественно побеждаешь в себе гнев и обиду, проявляешь к обидчику благородство, любовь. Конечно, если есть воля Божия на проявление силы, то этому надо следовать, ведь подлинная сила духа – это твердая надежда на Бога, соединенная с личным мужеством. Но в конечном итоге подлинное мужество не в том, чтобы сокрушить врага как источник опасности, а в том, чтобы из врага сделать друга.

Так зачем же необходимо смиряться?

Святитель Николай Сербский предлагает нам следующее мудрое наставление: «Преступление – всегда слабость. Преступник – это трус, а не герой. Потому всегда считай, что творящий тебе зло слабее тебя; и как не мстишь малому ребенку, так же не мсти и сотворившему тебе зло. Ибо он злодей не по причине силы, а по причине слабости. Таким образом ты будешь набирать в себе силы и станешь подобен морю, которое никогда не выходит из берегов, чтобы топить всех людишек, бросающих в него камни».

Среди лютых истязаний Фавста молилась за своего мучителя: «Молю Тебя, Господи, просвети его верой и утверди в страхе Твоем»

В житиях святых встречается имя ныне мало известной святой мученицы Фавсты (начало IV в.). Она в совсем юном возрасте, на тринадцатом году своей жизни, была предана на мучение за веру Христову. Император велел мучителю Максиму источить над святой весь ужас своих мучений. Среди лютых истязаний Фавста, вопреки ожиданиям окружающих, только благодарила Бога и кротко молилась за своего мучителя, произнося такие слова: «Молю Тебя, Господи, возлюби Максима, просвети его верой и утверди в страхе Твоем». Эта кроткая молитва и желание блага своему истязателю так поразили его сердце, что Максим сам уверовал во Христа и вместе со святой Фавстой принял мученический венец. Так любовь и смирение всегда завершаются духовной победой.

Святая мученица девица Фавста и с нею Евиласий и Максим Святая мученица девица Фавста и с нею Евиласий и Максим
    

Итак, если вы видите, что вокруг вас кипят страсти, что на вас смотрят с гневом, а в ваш адрес раздраженно высказываются или возводят всякую клевету, то не поддавайтесь на порывы собственного раздражения. Если ваши обидчики желают гореть в огне собственных страстей, в пламени собственного негодования, то хотя бы вы сами не вступайте в этот огонь. С мирной молитвой в душе, с сочувствием к негодующим пребудьте в стороне от этих страстей. Кто знает, быть может, ваша молитва, словно обильная, чистая вода, остудит огонь, после которого в душе неприятелей останется сожаление и раскаяние.

В реалиях нашего страшного мира есть такое явление – сатанизм. Служители этого безумного культа, избрав откровенное зло и насилие как главные ценности жизни, порой не гнушаются приносить в жертву диаволу живых людей. Мало кто знает, что в этом изуверском, немыслимом по своей жестокости для здравого сознания ритуале собственно жертвой является тот момент, когда несчастный человек допускает в себе злость по отношению к истязателям. И это признается победой.

Увы, культовая интуиция сатанистов в данном случае соответствует духовным реалиям. Христос потому и побеждает на Кресте диавола, что во время невинных, несправедливых страданий являет в Себе любовь, добро и прощение, а не злобу, ненависть или жажду мести. Только так добро и побеждает зло. Своим смирением на Кресте Господь сокрушает гордыню диавола, и потому на протяжении вот уже двух тысячелетий темные силы боятся знамения креста.

В Древнем патерике приводится история о том, как в Вавилоне дочь одного из идолопоклонников имела в себе беса. Отцу ее был знаком некий монах, который сказал ему: «Никто не сможет исцелить твою дочь, кроме известных мне отшельников. Но и те, если будешь просить их, не захотят сделать этого по смирению. Вот как поступим: когда они придут на торг, то притворимся, что хотим купить у них рукоделие. Как только они войдут в дом для получения денег за купленные у них вещи, то скажем, чтобы они сотворили молитву, и я верую, что исцелится твоя дочь». Итак, они пошли на торг, где увидели инока, продающего корзины. Его пригласили в дом, чтобы отдать там деньги. Едва монах вошел внутрь, как беснующаяся выбежала навстречу и ударила его по щеке. Он тут же подставил ей другую щеку по заповеди. Демон, ощутив муку, возопил: «О беда! Заповедь Иисуса Христа изгоняет меня!» Девица немедленно очистилась. О случившемся поведали старцам, которые прославили Бога и сказали: «Обычно гордыне диавола падать перед смирением заповеди Христовой».

Авва Моисей говорил: «Имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмиряется демонами»

Еще в Древнем патерике повествуется, как один человек, мучимый бесом и источавший во множестве пену от действия жившего в нем демона, ударил по щеке старца-отшельника. Старец подставил ему другую щеку. Демон, не вынеся действия смирения, тотчас вышел из беснующегося. А древнехристианский подвижник авва Моисей говорил: «Имеющий смирение смиряет демонов, а не имеющий смирения осмиряется демонами».

Итак, почему же мы говорим о важности смирения? Если ответить просто, то потому, что мы христиане, а Христос явил в Своей жизни смирение. «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10: 45). Путь к славе, явленной Христом, пролегает через смирение, явленное также Христом.

Архимандрит Софроний (Сахаров) раскрывал эту истину образно. Человеческое общество подобно пирамиде, на вершине которой находится лидер – царь, президент, какой угодно правитель. Далее, на приближенных к вершине слоях, находятся люди, имеющие власть, близкую к царской, а в основании пирамиды располагаются люди подвластные. Обыкновенно в миру сильнейшие подчиняют себе слабейших, царства падших людей основаны на эксплуатации и насилии. Однако Христос перевернул эту пирамиду. Он Сам, возглавив обновленное человечество, является основанием пирамиды, а по отношению к подчиненным Сам стал слугой. Поэтому в Царстве Христа больший служит меньшему, сильнейший смиряется перед немощным. Соответственно, прийти к подлинной высоте можно, лишь следуя примеру Христа, а не примеру Его распинателей.

Значение добродетели смирения невозможно передать рационально. Ее ценность постигается опытом духовной жизни, когда сердце не разрывается страстными помыслами мести, обиды, вражды, а ощущает мир и свободу. Да укрепит Господь каждого христианина к искреннему исполнению заповеди смирения, столь значимой для обретения подлинной духовной силы.

Священник Валерий Духанин

23 декабря 2014 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Немощное мира избрал Бог» «Немощное мира избрал Бог»
Митр. Месогейский Николай
«Немощное мира избрал Бог» «Немощное мира избрал Бог» (1 Кор. 1: 27)
Митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай
«Если это вечер, ангел-хранитель меня будит. Если это день, он сам открывает дверь мне».
Глубина смирения Христова. Слово на Обрезание Господне Глубина смирения Христова. Слово на Обрезание Господне
Архим. Иакинф (Унчуляк)
Глубина смирения Христова. Слово на Обрезание Господне Глубина смирения Христова
Слово на Обрезание Господне
Архимандрит Иакинф (Унчуляк)
Сегодня Законодавец делается исполнителем закона, чтобы научить нас совершенному послушанию; Сын Божий делается Человеком ради человека и являет Себя подзаконным Младенцем, чтобы пристыдить человека, преступающего закон.
Из чего рождается смирение и какова его польза Из чего рождается смирение и какова его польза
Архим. Клеопа (Илие)
Из чего рождается смирение и какова его польза Из чего рождается смирение и какова его польза
Архимандрит Клеопа (Илие)
Смирение одно, и без другой добродетели, может открыть нам двери Царства Небесного. Смирение – это единственная добродетель, которой не могут подражать бесы.
Комментарии
Дмитрий Баранов31 июля 2018, 04:00
"Малодушный и рад бы отомстить, да внутренняя робость не позволит, и он думает, что сил телесных и душевных не хватает, – то есть никакого смирения в этом нет, а есть констатация своего бессилия" - вот это как раз многие и путают со смирением
Тимофей 3 апреля 2017, 16:28
В синодальном издании Библии славянское Смирение переведено как русское Унижение.

Церковнославянский
и́же бо воз несéт ся, смири́т ся: и смиря́яйся воз несéт ся.

Синодальный
ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится
Евангелие от Матфея, 23:12
андрей шалимов30 сентября 2015, 15:27
Смирение это когда человек видит свои греховные страсти и ощущает себя ниже всей твари даже хуже самих бесов.
Людмила17 апреля 2015, 12:11
Елене
Анна- это мужчина, к нему привели Христа иудеи как врага, затем уже к Пилату Понтийстему.
Yekaterina Kartasheva29 декабря 2014, 00:09
Человек по-настоящему смиряется, когда находится в присутствии Божием.
Катя24 декабря 2014, 14:15
Читаю некоторые комментарии и удивляюсь, человека, не чувствующего свою причастность ко всему миру в целом, называют "недочеловеком".
Вот это любовь!!!

Насколько я знаю, человек, который чувствует свою причастность к миру в целом, чаще именуется космополитом и как раз к христианству отношения не имеет.

Умудри нас, Господи!
Ларешин Дмитрий24 декабря 2014, 13:52
Воспримется бесстрастие как небыль.
Представится прощенье как позор...
Но если злобу не возьмешь на небо,
Зачем же ветхий человек так зол?

Со всех сторон заботливость обложит
И на сугробы ветер будет скор...
На крестике нательном ,ох,как сложно
Нащупать волю божью на отпор.

Но даже слабость в силах подитожить
Рукопожатьем вражеский запал.
Ведь даже снегу купол солнцекожий
На заповедь смиренья указал.
Николай24 декабря 2014, 03:18
Подлинное смирение есть познание своей меры от Бога и пребывание в ней. Оно зрело,просвещено,иерархично,благодатно. Без него добродетели не имеют фундамента и бывают вредны из-за подпитывания гордыни и тщеславия.
Ольга Кузнецова23 декабря 2014, 15:43
Как здорово наполнять себя христианскими добродетелями. часто в жизни ввиду своей греховной сущности не поступаешь по христиански. Должно работать над собой неустанно чтобы в нужный момент эта истина пробудилась сама собою как сущность своего Я.
Наталья23 декабря 2014, 14:14
"Смиренный" значит "с миром в душе". Тот, у кого в душе сосредоточение Всего Мира. Тот, кто в ответе за весь мир. То есть это и есть качество Самого Бога, данное Человеку, как своему творению. Недочеловек думает только о себе, у него действует только животный инстинкт, поскольку он не чувствует свою причастность ко всеми миру в целом.
Елена23 декабря 2014, 13:01
Добрый день, прошу прощения за свою безграмотность. Но на первом фото (Христос перед Анной и Каиафой) я не смогла найти Анну..
Спасибо, да благословит Вас Господь!
Елена23 декабря 2014, 12:11
Слава Богу! Замечательная, сильная статья! Помогай нам Господь со всеми Святыми укрепляться в добродетели смирения!
Катя23 декабря 2014, 12:08
Насколько я понимаю, смирение означает "быть с миром в душе". Если так, то человек будет каждое действие совершать со спокойствием. Добавим к этому обязательное рассуждение (основанное прежде всего на знании и стремлении исполнения Евангелия) и получим совокупность поступков, определяющих христианское поведение.
Правильно я полагаю?
Умудри нас, Господи, и спаси!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×