Как была написана эта книга Священник Павел Гумеров Ключи от семейного счастья: Семейная жизнь в вопросах и ответах. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 240 с.
Выступая с лекциями о семье и браке или просто беседуя с людьми на эту тему, почти всегда приходится отвечать на вопросы. Я стараюсь запоминать или даже записывать наиболее интересные из них. Однажды у меня возникла идея составить из вопросов и ответов на них некий цикл о семейной жизни, разбив вопросы по темам и каждый раздел предварив статьей, помогающей наиболее полно раскрыть тему. На некоторые вопросы я старался ответить подробно, особенно когда видел, что развернутые ответы на них будут представлять интерес для широкого круга читателей. На другие отвечал более кратко. Поэтому прошу прощения, если не смог до конца раскрыть некоторые темы.
Первоначально я разместил некоторые части из будущей книги в интернете, на сайте московского Сретенского монастыря Православие.ru. Благодарю читателей, которые прислали отклики. Эти отзывы, а также новые вопросы были использованы в окончательном варианте книги, которую вы держите в руках.
Также в книжке — мои интервью на семейные темы, данные в свое время журналам «Нескучный сад», «Виноград» и порталу «Православие и мир».
Все это я предлагаю вашему благосклонному вниманию. Надеюсь, кому-то это принесет пользу, поможет со стороны взглянуть на проблемы, близкие каждому.
Введение
Счастья ключи в своих руках ищи.
Русская пословица
Недавно я всерьез задумался: много ли среди семей моих друзей, родственников, прихожан или просто знакомых благополучных и счастливых? Где и муж, и жена довольны своей семейной жизнью?
Эта проблема сильно меня «зацепила», и я даже составил список известных мне супружеских пар, а потом разделил их на три категории: счастливые, несчастливые и нейтральные (где супругов нельзя отнести ни к счастливым, ни к несчастным). Результаты моего маленького исследования меня утешили. Есть еще семейное счастье! Примерно половину известных мне семей однозначно можно отнести к счастливым. Одну четверть можно назвать нейтральными, а четверть — неблагополучными. Конечно, любое такое самодеятельное социологическое исследование весьма относительно и субъективно. Кто-то среди своих знакомых назовет больше счастливых людей, кто- то меньше, а кто-нибудь вообще не найдет ни одной счастливой пары. Приходской священник общается со многими людьми, в том числе семейными, а значит, видит проблему изнутри. Выслушивает рассказы о семейных проблемах, принимает исповедь.
Но главной моей задачей были не статистические подсчеты. Гораздо интереснее было понять: что общее можно найти у счастливых семей, что лежит в основе счастья этих людей? Всем известную сентенцию Л. Н. Толстого о том, что «все счастливые семьи счастливы одинаково, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», цитируют сплошь и рядом, к месту и не к месту. Но с классиком не поспоришь в том, что в основе семейного счастья всегда лежит одно и то же. Со второй частью утверждения Льва Николаевича я не соглашусь: несчастны семьи бывают также по одним и тем же причинам. Об этом мы поговорим позже.
* * *
Занимаясь подсчетом счастливых пар, я обнаружил, что в основном это люди за сорок, прожившие вместе двадцать лет и более. Старшее поколение в целом гораздо серьезнее и ответственнее относилось к браку. Семью люди начинают ценить и беречь, как правило, уже с возрастом. С годами приходит мудрость, появляется опыт. Молодости более свойственны эгоизм и максимализм. Молодежь мало ценит настоящий день, им кажется: «Вся жизнь впереди, надейся и жди». А люди постарше понимают: надо беречь и ценить то, что есть, часы и даже минуты счастья, ведь они уже не повторятся.
Как бы в подтверждение своих мыслей, недавно прочел о том, что американские ученые на основании опроса трехсот пятидесяти тысяч жителей США установили, что семейные люди старше пятидесяти лет более удовлетворены своей жизнью по сравнению с молодыми. При этом социальные условия — отсутствие работы или совместное проживание с детьми — мало влияют на внутреннее состояние этих людей.
Для меня как человека семейного образцом, примером бережного, трепетного, трогательного отношения супругов всегда были люди старшего поколения. Вспоминается один знакомый мне протоиерей. Этот человек был убелен сединами и награжден уже, кажется, всеми священническими наградами. После службы он имел обыкновение позвонить своей супруге, просто так, справиться о здоровье, сказать что-нибудь хорошее. И с какой же нежностью он обращался к ней: «Любочка, ну как ты там?» У другого моего знакомого, ныне покойного пожилого священника, матушка, по слухам, характером была не сахар, но он все равно очень любил ее. Им нравилось путешествовать вместе, и батюшка потом во всех подробностях описывал эти поездки. У его супруги было больное сердце, и он переживал за нее. Он купил им двоим участок на кладбище. Когда она умерла, батюшка каждый раз, отправляясь на службу в храм (кладбище находилось рядом с церковью), неукоснительно навещал ее могилу. А вскоре и сам лег рядом, совсем ненамного пережив супругу.
Вспоминаю, как много общались, разговаривали друг с другом мои дедушка и бабушка. Казалось бы, люди прожили долгую жизнь, вышли на пенсию, целыми днями вместе, ну что им можно еще обсуждать, о чем беседовать? Но нет, им было просто хорошо вдвоем и всегда находилось, о чем поговорить.
Из известных мне относительно молодых пар тоже немало счастливых, но, как правило, путь их к счастью был довольно тернистым. Есть у меня знакомые из Санкт-Петербурга. Сейчас глядя на них можно подумать, что это идеальная пара и так было всегда, настолько они нежны, ласковы и внимательны друг и к другу, просто как два голубка. Но десять лет назад их брак был под угрозой. Муж ушел из семьи, снял квартиру и стал жить с любовницей. Только молитва и любовь его супруги сделали чудо, теперь они снова вместе. Потрясение заставило их полностью пересмотреть свою жизнь, о многом задуматься, заново обрести любовь.
Другой муж, мой ровесник, расстался с женой на время, по обоюдному согласию. Ситуация в их семье была невыносима из-за постоянных ссор и конфликтов. Дело доходило до рукоприкладства. Уйдя от жены, супруг через две недели понял, что не сможет жить без нее.
Знаю и просто чудесные примеры воскрешения семьи. Ко мне обратились молодые люди из Волгограда. Они прошли через очень многое, были и неоднократные взаимные измены. Признаться, я не очень-то верил, что они смогут воссоединиться, тем более что брак был расторгнут. Но они захотели, пройдя через Таинство покаяния, начать все заново. И Господь сотворил чудо. Теперь они счастливы.
Но неужели, чтобы обрести семейное счастье, нужно пройти путем нечеловеческих скорбей и искушений? Конечно, нет.
К сожалению, очень часто простая истина — что любовь, семья, чувства супругов являются величайшей в мире ценностью — доходит до людей не сразу. Большинство находят свое счастье, пройдя через испытания. Недаром говорят: «Пока гром не грянет — мужик не перекрестится». Ведь и в церковь многие приходят через скорби. И еще известно: «Что имеем не храним, потерявши плачем». Но чтобы понять, что любовь нужно хранить и беречь, совершенно не обязательно ее терять. Путь ошибок и потерь чреват тем, что однажды можно навсегда потерять обретенное.
Давайте вернемся к началу нашего разговора, где я обещал рассказать, что же общего у всех счастливых семейств.
У святителя Феофана Затворника прочел о счастье: «Я так понимаю, что счастлив тот, кто чувствует себя счастливым». Очень просто сказано, но какая мудрость! И правда, если человек сам не чувствует себя счастливым, хоть осыпь его благами с ног до головы, счастливым он не будет. Все знакомые мне счастливые семьи имели это чувство счастья, считали себя счастливыми людьми и были довольны своей жизнью. Хотя их жизнь вовсе не была лишена испытаний и скорбей. Итак, счастья, радости не достичь без правильной настроенности, устроения души. И об этом свидетельствует Священное Писание. В Евангелии сказано: Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). То есть Царство Божие, рай начинается в первую очередь в сердце человека, в его душе. Быть настроенным на радость, на счастье, уметь радоваться тому, что дает Господь, не очень просто, это своего рода искусство. Кто-то рождается с таким счастливым свойством во всем видеть хорошее, а кто-то должен учиться этому. Но умение ощущать радость и счастье доступно всем без исключения. Бог хочет, чтобы мы были счастливы. В Новом Завете слова, происходящие от существительного «радость», то есть «радуйтесь», «радоваться» и подобные им, употребляются очень часто, а точнее — двести одиннадцать раз, ведь христианство — религия любви и радости.
Так что построение счастья нужно начать не с изменения внешних условий жизни, а с внутренней настройки. Марксисты считали, что бытие, условия обитания человека определяют его сознание.На самом деле правильный взгляд на вещи способен определить и бытие. На многочисленных примерах из жизни убедился, что позитивно настроенный человек, имеющий мир в душе и мир с ближними, будет счастлив даже в тяжелых условиях. И наоборот, вечно недовольный, ворчливый не сможет быть счастливым даже в раю. Был у меня один знакомый, общаться с ним было очень не просто, он был постоянно всем недоволен и всех вокруг обвинял в своих несчастьях. Свою тещу считал колдуньей и все свои болезни связывал с ее происками; о жене слова доброго не сказал; если заговаривал о единственном ребенке, то лишь для того, чтобы рассказать, какой он оболтус и разгильдяй (спрашивается: «Кто его таким воспитал?»). Такое хроническое недовольство называется «психологией неудачника», и правда, такие депрессивные личности будто притягивают неудачи. Они не могут построить ни с кем хороших отношений, считают, что все вокруг им что-то должны и даже виноваты в их несчастьях. Причина их невезения в том, что психологические неудачники заранее настроены на неудачу, провал, поражение, они изначально не верят в свой успех. Если бы эти люди просто изменили свое отношение к людям и к жизни, им стало бы гораздо легче и радостнее жить.
Вторым условием семейного счастья и благополучия является, конечно, супружеская любовь. Снова обращусь к святителю Феофану. Он пишет одному супругу: «Берегите с женой взаимную свою любовь. В этом источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился».
Почему в Евангелии так много говорится о любви к ближним и даже о любви к врагам? Почему заповедь о любви к Богу и людям является главной, ключевой в Новом Завете (см., например, Мф 22, 36-40)? Почему Господь говорит: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13, 34)? Потому что Бог хочет, чтобы мы были счастливы. А без любви счастье невозможно. Можно, конечно, достичь на некоторое время удовольствия, комфорта и без любви. Но это состояние имеет свойство очень быстро заканчиваться или приедаться, да и счастьем это назвать сложно. И только Господь указывает на постоянный, приснотекущий источник счастья и радости — любовь. Если человек никого не любит, он несчастен.
В семейной жизни нам даются огромные возможности для любви. Счастливые супруги знают, какой ценностью является любовь, и стараются беречь ее, как советует святитель Феофан, и он же предупреждает, что этот источник счастья не существует без должного ухода, может «засориться». Любовь поддерживается нашими усилиями, ежедневным трудом.
Итак, третье условие семейного благополучия — бережное отношение к тому счастью, которое дал нам Бог. Потому что и правильный, позитивный взгляд на вещи, и любовь приобретаются нашим личным трудом (конечно, с помощью Божией), но эти чувства нужно хранить, беречь и поддерживать. Ведь «счастье, оно как птица — упустишь и не поймаешь...» За наше нерадение счастье может быть у нас отнято.
Почему вы решили, что о.Павел - монах? Он женат, и у него двое детей. Во всех его работах чувствуется собственный опыт, бережное отношение к семье, а не сторонний опыт.
Отец Павел, спасибо Вам за Ваши труды!