Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.

Русский солдат

Прихожане Кировского храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи с любовью и уважением называют Михаила Александровича Шемякина «белым батюшкой». И не потому, что у 83-летнего Михаила Александровича волосы и борода молочно-белы, как речной туман, а за душу его — белоснежно-чистую, сострадательную. А батюшкой — потому что так уважительно и ласково испокон веку на Руси называли достойного отца семейства, главу рода. А Михаил Александрович и есть глава православной общины Предтеченского храма: именно он более десятка лет тому назад создал её, став председателем двадцатки. Ныне он — опора настоятеля храма протоиерея Станислава Малиновского и мастер на все руки. Сегодня мы в гостях у «белого батюшки».

Без корня и полынь не растёт

А корни у Михаила Александровича кемляцкие: родился он в Вологодской губернии, в деревне Кема. Семья была верующей, и хотя мама, Анна Леонтьевна, в церкви бывала нечасто — от колхозной работы и домашнего хозяйства не было возможности отлучиться, — зато бабушка каждое воскресенье водила внуков за три километра в Никольский храм в соседнее село Никольское. Это был праздник. В остальное время дети работали наравне со взрослыми.

— Детство в деревне заканчивалось в пять лет, — вспоминает Михаил Александрович. — А дальше надо было помогать по дому и на скотном дворе. В шесть лет мальчонку уже сажали на лошадь, прикрепляли борону — и в поле. Пахать, конечно, не пахали — силёнок ещё маловато было, но боронить, полоть, лён рвать, околачивать его, семена добывать да на гумне зерно ворошить — это всё детские руки делали. Но больше всего нравилось мне священнику помогать — настоятелю Никольского храма о.Сергию Соболеву. Мы с ним часто по деревням ходили — где крестить, где отпевать, где венчать, где новую избу освящать надо было. Но в 1935 году церковь закрыли, часть под зерносклад использовали, в другой половине МТС устроили — трактора ремонтировали. Ну, мы дома молились, иконы-то в каждой избе были. Правда, их прятали, когда уполномоченный повадился по избам ходить. Ведь уполномоченными-то да начальниками кто становился? — Бывшие лодыри деревенские. Как коллективизацию провели, так бывшая беднота, кто от работы отлынивал, в начальниках оказалась. Наш-то бывший пастух председателем колхоза стал.

Жить потруднее стало. Изысков особых на столе не было, но, слава Богу, молоко, сметана, масло — своё было, настоящее. Хранили всё в погребах, куда весной снег набрасывался, который так и лежал до осени. Творог в пятивёдерных кадках в погребе на снегу. Яйца, правда, редкое было лакомство — куры не каждый день неслись. Но хорошо жили — грех жаловаться.

— Ощущение, что, несмотря на то что не сытно ели и работали сызмальства, детство было счастливее, чем у нынешних детей.

— И сомневаться нечего. Мы же свободны, как птицы, были: лес, река, поле, синее небо над головой, пахнущий разнотравьем ветер — всё наше было. По земле-матушке босиком бегали до самых заморозков, подошва на ногах была крепкая, как резина, — ни стекло, ни камешки не страшны. И зимой из избы в избу друг к другу в гости бегали босые по снегу, а там — шмыг на печь — и ни чиха, ни кашля. И мылись раньше в русских печах, печи-то огромные делались — четверть избы занимали. Вот вечером туда, где днём караваи пеклись, солому ржаную вместо подстилки натрусят, сядут на неё и ну охаживать себя веником. По шесть человек в печи помещалось. И рожали бабы там же. А то ещё мать с детёнком в печь залезет, напарит его, намоет, потом в люльку положит, так он и спит до утра — не шелохнётся.

Война — гостья незваная

Война всё смяла, перевернула — жизнь стали делить — что было до войны и после. Мне было 18 лет, когда на фронт призвали. Всю нашу сельскую компанию молодых парней направили в командное училище в Череповец. Вот только до-учиться не довелось: война требовала людей, и вместо положенных трёх лет оту-
чились мы наскоро шесть месяцев — и на передовую. Тогда, в 1944-м, уже всех подряд брали — и молодых и старых. Последний призыв… Так старшим сержантом я и отвоевал отведённый мне срок, а в апреле 1945-го ранило меня под Кенигсбергом — полплеча отстрелило артиллерийским снарядом. В Хайнерикс-вальде сделали операцию, потом ещё в Муромском госпитале восемь месяцев отлежал — и домой. А там голод, разруха, безлюдье…

На всякий роток не накинешь платок

— В современных учебниках истории пишут, что не мы, а Америка выиграла войну. А наших, мол, в атаку поднять и сдержать массовое бегство с передовой можно было, только если сзади заградотряд стоял.

— Теперь что угодно можно говорить, но кто был на передовой, знают, что если поступал приказ идти вперёд — мы шли и брали пункт ценою жизней, — на глаза Михаила Александровича навернулись слёзы, то ли от воспоминаний горестных, то ли от обиды. — Русских не надо было подпирать сзади штыками. Шли лавиной и свернуть в сторону, убежать было невозможно, да и не думал никто об этом. Заградотряды были только для заключённых со сроками до 25 лет, которых отправляли на фронт прямо из колоний. А за простым солдатом стояли матери, жёны, дети, земля Русская. Быть под германцем никому не хотелось — о предателях разговор не веду, они всегда были среди всех народов.

— Много нынче желающих принизить значение нашей Победы над фашистской Германией. Как-то услышала оскорбление, что мы только потому выиграли, что русская водка крепче немецкого шнапса: наши были пьянее и потому безстрашнее. Надо, чтобы отвечали на эти наветы, говорили правду русские солдаты, пока живы ещё.

— Так ведь русские не из-за угла в противника стреляли, как тот, кто это говорит. Мы стреляли прямо и всегда шли прямо. Так и до Германии дошли. Что касается водки… если речь о 100 граммах фронтовых, то это же смешно: что такое 100 граммов для русского человека, да ещё в военных условиях? Мы ж не немцы. Да чтобы русского напоить, надо по пол-литра на каждого, где взять-то? Ну, представьте себе — тысячи и тысячи людей на фронтах, тысячи поднимаются в атаку — и всех надо напоить. Значит, на фронт вместо оружия и продовольствия нужно было составами спиртное гнать… Эти 100 граммов зимой для сугреву хороши были да руки-ноги отмороженные растереть, раны промыть… А храбрости русским не занимать, немцы это до сих пор помнят.

Я слушала старого солдата, а перед глазами плыли строчки стихотворения иеромонаха Романа (Матюшина) «Русский солдат»:

Если б не был монахом — стал бы Русским Солдатом.
Это слово звучит, будто грозный набат.
В этом звуке — Победа! В этом звуке — Утрата.
Вы прислушайтесь: Русский Солдат!

Ты за всех воевал, делал дело святое,
И куда ни пойди — твои кости лежат.
Пусть клевещут враги — не покрыть клеветою
Имя славное — Русский Солдат!

Перепишут историю волки в шкурах овечьих
И дороги твои осмеют, исказят.
Что тебе горевать? Что суды человечьи?
Ты пред Господом — Русский Солдат!

— Один человек рассказывал, что немцы якобы говорят: «Да, русских много полегло, но нам их не жалко, потому что есть в русском характере дикость и жестокость неоправданные — русские бомбили наши санитарные поезда с ранеными». А разве немцы наши поезда с ранеными не бомбили? А сжигать живьём женщин, стариков и детей — не дикость, не жестокость?

— Так это ветер откуда дует? Бандеровцы много пакостили, переодевшись в форму советских солдат. Я сам был очевидцем, как идущий перед нашим составом немецкий санитарный поезд они пустили под откос. Это было в 1945-м, перед самым нашим выходом из Германии.

Русский не шутит с мечом, да делится калачом

В 150 км от Великого Устюга, угол Кологривы, в лесах содержались пленные немцы. Так они даже разбогатели, будучи в плену, потому что им за работу выплачивали деньги, а русским колхозникам рисовали палочки в счёт трудодней. Вы обратите внимание, что мы пленных не истязали, не ставили над ними опыты, голодом не морили, не убивали. Работать заставляли? — Ну, так простите, не знаю, как у них на неметчине, а у нас на Руси кто не работает, тот не ест. Жили у нас немцы, как у Христа за пазухой. Русские — великодушный, светлый народ — делились с пленными всем. Кстати, интересный штрих — шибко немец себя уважает: когда их, пленных, стали размещать по хатам, они требовали(!), чтобы хата была попросторнее, чистая, чтобы хозяйка еду им готовила, чтобы на постели — чистые простыни. Во как!

Мы никогда не унижаем, не глумимся над побеждённым врагом. Так было на протяжении всей истории: русские не превращали пленных в рабов, но приставляли к работе, а потом отпускали. Многие уходить не хотели, среди русских селились. Так и эти немцы: иные по прошествии лет, оставшись в Германии без наследников, отписывали своё состояние кому-то из русских сельчан или сельской церкви. Если бы им плохо здесь жилось, стали бы они так поступать? А русских пленных как содержали в немецких концлагерях? — В холодных бараках или земляных ямах, и кормили мороженой картошкой. Я знаю, что говорю…

— В вашу деревню многие мужчины вернулись с фронта?

— Дай Бог, если половина. Часть поубивало, кто-то сгинул без вести, другие не решились вертаться в колхозное хозяйство, где-то осели. Из деревенской молодёжи моего возраста — 23-25-го годов рождения — почти все погибли… Три человека нас только вернулось. А деревня-то на 62 дома была, да в каждом дому народу невпроворот — семьи-то раньше большие были.

Вера без дел мертва

Как с фронта вернулся — туго было по первости. Землю знаете, как обрабатывали? Впрягали двенадцать баб — и айда пахать. Я за обыкновенной сохой стоял, техники никакой не было. Но выжили. В 1962 году перебрались с женой в Ленинград, там уж к тому времени моя старшая сестра обжилась. А теперь вот в Кировске век доживаем. Мне уж 83 года на Архангела Михаила будет, а я при деле — работаю при храме и столяром, и истопником, и сторожем, и садовником.

И впрямь, садик перед храмом небольшой, но ухоженный. Тут и цветы, и смородина, и малина. Как ягоды созреют, Александр Михайлович щедро оделяет ими маленьких прихожан.

А как пришли сюда — запустение было. Это здание ведь не храмовое было — разным организациям раньше принадлежало: часть магазину, часть сапожной мастерской, которую держали нерусские. Но потом, когда они изнасиловали русскую девушку, разразился скандал — местные сожгли их машину, разбомбили мастерскую. Пришлось заезжим сапожникам убраться отсюда… А здание отдали верующим. Начинали всё ещё с первым священником — о. Алексеем Амбарцумовым. Работы было много: котлы в мастерской прорвало и весь пол залило битумом, потолок был чёрный от копоти мазутной. Местные организации и жители много нам помогали и стройматериалом, и деньгами. Мы заказали на окна новые рамы, потом новую дверь хорошую сделали. Стали обустраиваться помаленьку. Теперь вот какая церковь получилась — уютная, светлая, так хорошо молиться здесь. А я буду трудиться, сколько Господь веку отмерит, без работы не могу — помру.

Адрес: 187362, Ленобласть, г.Кировск, Набережная ул., 6а. Тел. 8 (813-62)28-198.

Записала Ирина Рубцова

Источник: Православный Санкт-Петербург

17 апреля 2008 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×