Православный календарьПравославный календарь
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.

Митрополит всея Америки и Канады Иона: «Мой духовный дом – на Валааме»

На этой неделе ожидается интронизация Митрополита всея Америки и Канады Ионы. Накануне интронизации в Свято-Николаевском соборе в Вашингтоне корреспондент ИТАР-ТАСС специально для «РГ» взял у него интервью.

Митрополит всея Америки и Канады Иона. Фото www.oca.org
Митрополит всея Америки и Канады Иона. Фото www.oca.org
– Владыка, как православие попало в Америку? Сколько православных в США? Как Вы оцениваете общее состояние американского православия?

– Православие было принесено в Америку русскими миссионерами. Мы бережно храним их духовное наследие, и влияние русской традиции у нас очень сильно.

По-настоящему активных членов Церкви у нас менее миллиона. На всех приходится около 2500 приходов и сотня монастырей. У ПЦА – 650 храмов и 20 монастырей. У Московской патриархии – около 30 приходов, у Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ) – около ста. Самостоятельных церковных юрисдикций в стране полтора десятка. Православная церковь Америки (ПЦА) – вторая по величине после греческой. Активных прихожан у нас около 100 тысяч человек.

В целом я бы сказал, что православие здесь все еще в какой-то мере «переводное»: в ПЦА – с русского, в греческой церкви – с греческого. Оно еще не вошло в полноту самостоятельного бытия как чисто американское явление. Но ведь дело и не в конкретных культурных формах выражения веры, важна полнота духовных традиций. Это и есть суть соборности. И я хочу, чтобы наша церковь оставалась частью этого единого целого и в то же время приобретала специфически американские черты.

– Расскажите, пожалуйста, об отношениях ПЦА с Русской православной церковью.

– Наша Церковь приходится РПЦ «дочкой». У нас очень тесные отношения, особенно со времени их восстановления в 1970 году и тем более после упразднения советской власти. ПЦА стала тогда крупным источником финансовой поддержки РПЦ.

– Я читал, что Вы лично собрали крупную сумму для российских монастырей…

– Я собрал около 150 тыс. долларов. После краха вашей банковской системы в 1998 году. Собирал конкретно для Валаамского монастыря, но они поделились с другими. Почему именно для Валаама? Потому что там мой духовный отец и мой духовный дом, там я ступил на путь монашеской жизни.

– Расскажите, как это получилось.

– В 1993 г. я жил и работал в Москве, в издательстве «Русский паломник». Познакомился с архимандритом, а ныне епископом Панкратием, наместником Валаамского монастыря. В нем обрел духовного отца, брата – человека, чьей жизни мне хотелось подражать. Он отвел меня к своему старцу Кириллу, в Троице-Сергиеву лавру. Отец Кирилл сыграл ключевую роль в моей жизни, благословил меня принять монашество и священный сан. До этого я не знал, какой путь избрать – жениться или уйти в монахи. Спросил его. И по послушанию ему принял монашество. После его благословения у меня появилось внутреннее понимание его правоты.

– А с покойным Патриархом Алексием II вы тоже встречались?

– И не раз. Первая мимолетная встреча была в 1993 г. у него на дне рождения, в Елоховском соборе. Бывал тогда же на Патриарших литургиях. Позже произошли две важные встречи. В 1994 году я собрал группу примерно из 50 молодых американцев, чтобы восстановить скит на Валааме. А тогда как раз был монастырский праздник и приезжал Патриарх. Он встречался с нашей группой, а я ему служил переводчиком. А в 1999 году, после сбора средств для Валаамского монастыря, он меня приглашал в Москву – поблагодарить.

Это, конечно, было незабываемо. К тому времени я уже был монахом, настоятелем маленького монастыря (в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в Калифорнии. – Прим. авт.). И мне выпало счастье служить с ним вместе – в храме Христа Спасителя.

– Какое он на Вас произвел впечатление как человек, как личность…

– Впечатление отеческой теплоты, безграничной доброты, глубокой духовной жизни. Мне понятно было, что ему можно во всем полностью довериться – еще и из-за его отношений со старцем Кириллом. Уход Патриарха – это колоссальная утрата. И не только для Русской православной церкви, но и для всего православного мира.

Я бы поехал на похороны, но за день до кончины Патриарха отправил на продление свой паспорт. И он где-то там находился, в недрах почтовой службы. У нас здесь получить паспорт – дело нескорое.

– Теперь предстоят выборы нового патриарха. Если я не ошибаюсь, при восстановлении патриаршества в России первого предстоятеля избирали по жребию, а теперь голосуют. Как Вы полагаете, можно ли говорить о провиденциальности такого выбора?

– В каком-то смысле – да. Я надеюсь, что это все проявляется больше через дар духовного рассуждения. Всероссийский собор выдвинет кандидатов, затем Синод изберет одного человека. Епископов избирают только епископы.

– И круг претендентов более или менее известен. Но ведь как раз Вы-то сами в такой круг в своей Церкви не входили, Вы и епископом-то были без году неделя. И все же Вас избрали. Многие на вашем церковном соборе были убеждены, что дело не обошлось без вмешательства Святого Духа. Вы знакомы с теми, кого называют потенциальными претендентами на патриарший престол в России?

– С большинством встречался, но по-настоящему я их не знаю.

– И, разумеется, предпочтений у Вас быть не может?

– Нет, конечно. Это решит Русская церковь. А я рад буду… я очень хочу поддерживать самые тесные отношения с новым Патриархом. Обе наши церкви действуют в условиях светской, материалистической культуры. Взывают к людям, чья жизнь и взгляды сформированы светским материалистическим образованием. Как правило, не имеющим реального религиозного опыта.

– А как так получилось? С нами при нашем недавнем советском прошлом, допустим, понятно. Но Америка была основана людьми, искавшими религиозной свободы. Американцы, по общему мнению, гораздо более набожные люди, чем, скажем, западноевропейцы. Но Вы пишете и говорите о трагической бездуховности здешней жизни.

– Я действительно считаю, что это трагедия. Удовлетворение материальных потребностей имеет свои пределы. И некоторые люди, в том числе совсем молодые, впадают в отчаяние. Думаю, семена разрушения христианской культуры Америки изначально содержались в протестантизме, включавшем этику радикального индивидуализма. Свобода понимается как тотальное своеволие, превращается во вседозволенность.

Если говорить об интеллигенции, на мой взгляд, США сейчас начинают напоминать Россию 1840-1850-х годов, когда у вас укоренялся нигилизм.

– Вы сами родились в 1959 г. в протестантской семье. Что Вас привело к православию?

– Первым моим соприкосновением с православной культурой было чтение Достоевского. Потом в возрасте 14 лет я пережил опыт глубокого духовного преображения, ощутил призвание к служению Церкви. После этого у меня начался сознательный духовный поиск, к моменту окончания школы я был очень близок к переходу в католичество. А уже в колледже мне попалась работа Владимира Лосского «Очерк мистического богословия Восточной Церкви». И эта книга перевернула мою жизнь. С первого же абзаца я понял, что это правда и что иного выбора у меня нет.

Но кроме книг были и люди. После перехода в 1978 г. в православие я долгое время находился под большим влиянием епископа Марка Ладожского и Сан-Францисского и его друга архимандрита Дмитрия Егорова. Оба они – бывшие старовалаамские монахи.

Беседовал Андрей Шитов

Источник: «Российская газета»

25 декабря 2008 г.

Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×