Наше время похоже на Константиновскую эпоху

Источник: Милосердие.Ru

17 февраля в храме св. мц. Татианы прошло заседание секции «Опыт и возможности миссионерской деятельности молодежи: православие и молодежная субкультура» протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мч. Татианы при МГУ им. М. В. Ломоносова прочитал доклад «Актуальные проблемы миссионерства среди молодежи».

«Наш приход называют миссионерским, но на самом деле он никакой не миссионерский, а самый обычный приход. Так может быть на каждом приходе», – начал о. Максим свое выступление и затем поделился своими миссионерскими ноу-хау. Среди них такие::

«Хорошая вещь панихида в ночь начала Великой отечественной войны. Для молодого человека романтично, когда светает, подойти к могиле неизвестного солдата или придти в храм.

Хорошо, устраивая летний лагерь, приглашать представителей РПЦЗ. Во-первых, можно английский язык подучить, во-вторых, присутствие гостей дает возможность вести себя строго, не расслабляться».

Особо о.Максим отметил успех лекций по основам вероучения и основам православной семьи, устроенных в Политехническом музее Сретенским монастырем. В течение семестра, на две пары в неделю приходило по 500 человек. Это стало возможно благодаря информационной поддержке проекта.

После доклада о. Максим рассказал нам как сделать, чтобы молодежь, однажды придя в храм, осталась в нем навсегда.

Центром прихода должно быть богослужение

– Отец Максим, какие трудности возникают у молодежи, которая, поверив проповеди, приходит в Церковь?

– Церковь наша есть в абсолютном большинстве собрание новообращенных – это люди, которые пришли в Церковь 5-15 лет назад, принеся с собой непреодоленные страсти, немощи, и, в отличие от верующих советской эпохи, ничего особенно Христу не жертвуя, ничем не рискуя. То есть мы находимся в ситуации, похожей на Константиновскую эпоху, когда после издания Миланского эдикта императором Константином Великим в 313 г., отменившим гонения на христиан, в Церковь пришло большое количество новых людей, бывших язычников. До того Церковь была маленькая и внутренне единая, а стала большая и аморфная, состоящая из очень разных людей по мировоззрению и уровню нравственной жизни.

Очень часто люди с искренним сердцем, с горячей душой, на основании прочтенных книг или значимых жизненных встреч придя в Церковь, знают о Ней теоретически, или не знают вовсе ничего. Но ожидают от нее очень много. Не только от Церкви Небесной, но и от того реального прихода или монастыря, куда они будут ходить. И они видят, что здесь люди не сильно отличаются от тех, которых они видят в обычной жизни. И если на соседей они уже привыкли не обижаться, и по отношению к ним нет завышенных ожиданий, то здесь, из-за того, что эти ожидания есть, столкновение представления о Церкви идеалистически настроенного молодого человека, как о сообществе святых, с тем, что он видит, бывает довольно жестким.

И это сегодня более важно, чем отсутствие молодежных чаепитий, поездок для строительства монастырей, паломнических поездок, катехизаторских школ и так далее. Впрочем, я без иронии, а очень положительно отношусь ко всему этому, хорошо, чтобы это все было и прямой грех, когда этого нет, по лени ли духовенства или по нежеланию что-то предпринять для исполнения заповеди Спасителя, для обращения в Церковь новых чад. Но только программы не заменят главного – качества духовной жизни.

– А как этого качества духовной жизни достичь?

– Центром прихода должны быть богослужение и молитва. Если будет по-другому, если на службу приходят только потому, что потом будут различные кружки, виды общения и деятельности, то это будет неправильно.

Но надо также, чтобы требованием архиерея были обязательные институции на приходе. Библиотека – обязательно! Приходская школа (или межприходская для маленьких приходов) обязательно! Подготовка и катехизации взрослых людей перед крещением – обязательно! Венчание только воцерковленных людей – обязательно! То, что всегда требовалось к исполнению просто начать исполнять. Будет больше ясности и порядка в церковной жизни. И тогда будет легче найти свое место в Церкви вновь приходящим.

Специальные молодежные Литургии не нужны

– Какие особенности участия молодежи в богослужении?

– Я думаю, что не надо специально подстраивать богослужение для молодежи. Потому что может получиться так, что приходы разделятся на продвинуто-миссионерские и на косно отcталые. И прихожане первых будут думать, что они «не якоже прочии человецы».

В отношении миссионерской Литургии, я думаю, что здесь может быть выходом добогослужебное объяснение Литургии в течении 15 минут. У нас в храме люди стоят с текстами, на Литургии – со служебниками, на всенощном бдении – с часословами или с толкованиями служб. Можно выпустить комментированное издание служебника, где можно напечатать перевод на русский язык для понятности молитвословий Литургии и другим шрифтом дать комментарий. Его можно использовать для занятий и, если нужно, самому следить за службой.

Главное, чтобы было желание что-то искать и неравнодушие к тем людям, которые пришли в храм и стоят на молитве. А будет неравнодушие, образуется и форма.

– У вас на приходе практикуются такие 15-ти минутные объяснения?

– Нет, потому что у нас прихожане, в основном, либо получающие, либо получившие высшее образование. Большая часть из МГУ, много из других вузов, около половины, те, кто воцерковились в нашем храме.

У нас есть дежурство духовенства, когда шесть дней в неделю, в любое время человек может задать любой волнующий его вопрос, поговорить со священником. Есть школа духовного пения, необходимой частью которой являются вероучительные дисциплины и часть молодых людей ходит только на эти предметы. А потом, всё естественно расходится от человека к человеку. Они же все общаются друг с другом. И тот конспект, по которому готовился, или притча, или рассказ о богослужении, или книга, которая помогла что-то понять, становятся известны широкому кругу людей. Нужно, чтобы было активное ядро. И поэтому у нас на приходе нет людей, которые не знают о богослужении вообще ничего.

Есть еще такие формы, как ответы священника в интернете и закрытый приходской форум, для регистрации на котором необходимы рекомендации двух прихожан. Это дает другую свободу общения и там обсуждаются, в том числе, околобогослужебные вопросы и вопросы, которые нам, духовенству не заметны. В результате есть обратная связь.

– Подводя итог, сформулируйте, какие должны быть основы миссионерской работы с молодежью?

– Нужно, что бы людям было видно, что этот храм и эти люди, здесь собравшиеся, какие они есть, для священника важны и дороги. Нужно, что бы священник понимал, что количество времени, которое он здесь проводит и время, которое он готов уделить своим прихожанам, оторвав от других интересов или семьи, что это количество переходит в качество. Если батюшка послужил, взял портфель и уехал по своим делам, и вы его больше его не увидите, и требы он совершает только в те дни, в которые он совершает богослужения, и больше вы его никогда не дозоветесь, то никакие эффективные программы и проекты эффекта не дадут. А как этого достичь, я не знаю. Это либо есть, либо нет. Это зависит от личности.

Беседовал Александр Филиппов

Протоиерей Максим Козлов

Источник: Милосердие.Ru

25 февраля 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×