«Остановить алкогольную угрозу!»
Выступление архимандрита Тихона (Шевкунова) на конференции «Молодежь XXI века – будущее великой России»

С таким призывом обратился к участникам научно-практической студенческой конференции в Самаре «Молодежь XXI века – будущее великой России» наместник московского Сретенского монастыря Архимандрит Тихон (Шевкунов).

30 мая в Самаре прошла областная научно-практическая студенческая конференция «Молодежь XXI века – будущее великой России», организованная совместно Самарской Епархией, межвузовской кафедрой теологии и истории религий, Самарским государственным университетом. Об этой конференции, основной темой которой стала проблема защиты молодежи от алкогольной угрозы, мы расскажем подробнее в одном из ближайших выпусков. наместник московского Сретенского монастыря Архимандрит Тихон (Шевкунов).Отец Тихон – выпускник ВГИКа, стал послушником Псково-Печерского монастыря, с 1996 года он – наместник Сретенского монастыря, а затем и ректор Сретенской семинарии Опыт работы в Издательском отделе Московской Патриархии пригодился ему, когда в Сретенском монастыре было создано крупное Православное издательство. В марте 2001 года отец Тихон возглавил еще и сельскохозяйственный производственный кооператив «Воскресение» в Михайловском районе Рязанской области – и поднял «дышавшее на ладан» хозяйство. Не зарыт в землю и талант сценариста. Фильм «Псково-Печерская обитель» получил гран-при на XII Международном фестивале Православного кино и телепрограмм «Радонеж». Большой общественный резонанс – от озлобленной ярости до восторженной похвалы, – вызвал его фильм «Гибель империи. Византийский урок». И на конференцию в Самару Архимандрит Тихон привез свою новую работу – фильм «Чижик-пыжик, где ты был?». Представляя эту публицистическую кинокартину, он сказал:

Гостем и активным участником конференции был сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы,

– Есть одна проблема, без разрешения которой никакого будущего у России не будет. Это проблема алкогольной сверхсмертности в России. И почти каждый из нас, особенно мужчины, принимает в создании этой проблемы свое участие. Давайте посмотрим этот фильм, задумаемся о конкретных фактах и, может быть, вместе поразмышляем над тем, разрешима ли эта проблема у нас сегодня.

А фильм с таким как будто бы легкомысленным названием оказался очень глубоким, тревожным. Один только факт: 92 процента россиян, употребляющих алкоголь, приобщились к спиртному в возрасте до 15 лет, а каждый третий – до десяти лет.

И это не голословное утверждение. На экране – дети и подростки, уже втянувшиеся в опасный пьяный водоворот. Искалеченные судьбы…

Что больно поразило в первые минуты – реакция зала. Взрывы хохота, когда на экране появлялись уж очень нелепые картины… Но постепенно настроение юной части публики стало меняться, смеялись все тише, а потом смех и вовсе стих. Видимо, поняли, что смеются-то над собой, над своими же сверстниками, гибнущими – или стоящими на пороге гибели..

А когда в зале вновь вспыхнул свет, Архимандрит Тихон продолжил свое выступление:

– 22 мая во всех школах нашей страны был последний звонок. Вот до какого возраста доживут мальчики и девочки, которые в этом году окончили школу?

Так вот выяснилось (есть целая система исследований, проведенных Всемирной Ассоциацией Здравоохранения), что в Англии 90 процентов мальчиков – выпускников 2009 года – доживут до пенсии. А в России знаете сколько их ровесников доживут до этих же лет? 40 процентов. Всего лишь… Конечно, эта цифра заставляет всерьез задуматься. Из сорокалетних мужчин, живущих сегодня в России, только половина доживет до пенсии. Это тоже абсолютно надежная статистическая величина. Так произойдет, если ситуация не изменится к лучшему.

Сверхсмертность – это разница продолжительности жизни между женщинами и мужчинами. Разница больше, чем 10 лет, бывает, когда страна находится в состоянии войны и мужчины умирают на полях сражений. Так вот в России сегодня – сверхсмертность. А войны нет. Именно благодаря той «веселой» истории, над который мы все сейчас так хохотали: интересно, весело, до боли знакомо. Но это – ситуация сверхсмертности. И надо понимать, что через 20 лет, то есть когда вы войдете в тот возраст, в котором люди принимают крупные государственные решения, вы будете брать руль управления страны, – ситуация в нашей стране будет совершенно другой, нежели сегодня. Потому что людей нормальных, здоровых у нас почти не останется. Если не пресечь вот эту ситуацию.

В России преждевременно от алкоголизма в год погибает по данным академика Герасименко, обнародованным в этом году, – семьсот тысяч человек. Это сопоставимо с населением всей Костромской области… Целая область вымирает в год от последствий алкогольной проблемы.

Умирают те, которые получают ранний инфаркт миокарда, циррозы печени и прочие, прочие болезни, связанные с излишним употреблением алкоголя. 80 процентов всех убийств, совершенных в Российской Федерации, совершается в состоянии алкогольного опьянения. И половина убитых в момент своей гибели были пьяны. Почти 50 процентов самоубийств тоже совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Большинство преступлений в России связаны с тем, что совершающие их находятся под воздействием алкоголя. И когда они протрезвляются, приходят в ужас, говорят, что никогда бы в жизни не сделали этого.

Надо понять, что производство и продажа алкоголя – это колоссальный бизнес, который делается на нашем и вашем здоровье. В советское время государство владело монополией на производство и реализацию алкоголя, и деньги, поступавшие в казну, были примерно такими же, как поступления от нефтяной и газовой промышленности – от 17 до 27 процентов всего валового национального продукта. В 1992 году эти огромные деньги были отданы в частные руки. Представляете, какой бешеный азарт начался у людей, когда они поняли, какие деньги они могут заработать на вашем здоровье! У молодежи есть такой термин «разводят». Вот вас как раз очень удачно и сверхэффективно «разводит» алкогольный бизнес. Ведь вы даете – за счет своего здоровья, за счет денег, которые вы сами зарабатываете или вам дают родители, – нажить колоссальные капиталы алкогольным воротилам.

Ни в какой другой стране нет такого тотального пьянства и такой зависимости от алкоголя. И мы должны знать, почему это происходит. Есть некая генетическая зависимость у нас, русских людей, россиян других национальностей. Нам говорят: «Вот, смотрите, итальянцы, французы, грузины – они же сколько пьют и ничего не случается!» Но это люди, которые выросли на виноградной культуре. В Самаре не растет виноград. В Москве тоже. А они выросли у виноградной лозы. И за столетия поколения их предков передали им свою особенность: их организм приучен к употреблению небольших доз алкоголя и к нейтрализации этилового спирта. Русские, украинцы, татары, мордва – все-все-все, живущие на территории России народы, кроме Кавказа, – они в большинстве абсолютно генетически не защищены от алкогольного яда. И мы подсаживаемся на него очень быстро, как на наркотик. А живущие на севере нашей страны чукчи, эвенки – им стоит всего несколько раз выпить, и они сразу становятся алкоголиками. В конце XIX – начале XX века скандинавские страны – Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания – полностью спивались, еще страшнее была ситуация, чем у нас. Почему? Тоже нет виноградной культуры. Но они преодолели эту беду – кстати сказать, введя не столько «сухой закон», сколько жесткие государственные ограничения. Во всех этих странах, самых развитых, с наиболее высоким жизненным уровнем жизни в мире, – госмонополия на алкоголь. И в 15 штатах США тоже государственная монополия на алкоголь. Не то что у нас.

Приведу еще одну цифру. Здесь говорилось, что 90 процентов подростков начиная с 13 лет постоянно употребляют спиртное. Так вот вы знаете, сколько процентов молодежи употребляет алкоголь каждый день? 33 процента юношей и 20 процентов девушек! Во что это выливается? В то, что смертность в нашей стране выше, чем в таких странах, как Уганда, Нигер, Камерун, Конго, Габон, Бенин, Гамбия, Судан, Мадагаскар… И список этот можно продолжать. Я специально не перечисляю мусульманские страны, где вообще не пьют. Что мы можем и что необходимо сделать?

Сейчас по благословению Святейшего Патриарха Кирилла – а у нас до такого края это проблема дошла, что уже только Церкви осталось этим заниматься! – создан церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы. Не по борьбе с алкоголизмом – безполезно! – а чтобы защитить от алкогольной угрозы. Выдвинут ряд предложений, и эти предложения будут обсуждены на ближайшем заседании государственного совета, который будет проводить Президент Российской Федерации. Если сейчас, как в этом фильме и сказано, мы не справимся с этой проблемой, то ваши дети уже – сто процентов! – не справятся. Поэтому ответственность на нас просто колоссальная. Будут, я надеюсь, введены серьезные ограничения. Это не значит – «сухой закон», не значит, что опять, как во времена горбачевской антиалкогольной кампании запретят вино на свадьбах ставить, но уровень ответственности будет, конечно, повышен. Иначе просто потеряем страну и целое поколение.

Ну и в том числе будет очень серьезная информационная кампания. Может быть, кто-то из вас видел – по первому каналу показывали ролики социальной антиалкогольной рекламы. Эти ролики были сняты с показа. Есть огромная сила, которая старается не допустить антиалкогольной кампании. Но все-таки, я думаю, с 1 июня эта кампания начнется с новой силой.

«Это наша общая боль»

После пленарного заседания конференции мне удалось задать Архимандриту Тихону несколько вопросов, и он ответил на них специально для читателей «Благовеста»:– Отец Тихон, как получилось, что боль родительская, боль за потерянных детей прошла через вашу душу?

– Ну, во-первых, моя работа по проблеме алкогольной угрозы, – это послушание Священноначалию. Но это ведь наша общая боль. Что там говорить: это все мы видим, стоит только выйти на улицу, за ворота ли монастыря – и мы видим спивающихся подростков. Это горе общее.

– В фильме было показано, что на вашем попечении находится школа-интернат в Рязанской области. Сколько там детей, какого возраста?

– Сто детишек, с первого по девятый классы.

– И как они к вам приходят?– Их приводят. Это почти все – дети алкоголиков. Очень мало среди воспитанников интерната детей-сирот, а остальные – так называемые социальные сироты, из семей, где родители лишены родительских прав.

– И здесь уже они делают первые шаги к вере?

– Ну конечно, дома их такому не научат. Дома учат совершенно другому…

– Но ведь, к сожалению, даже и в верующих, благополучных семьях и то, смотришь – эта беда и их касается…– Да не то слово! В огромном количестве семей. К сожалению, мы как-то очень снисходительно относимся к беде, которая губит и может погубить весь русский народ. Мы относимся к этому очень снисходительно, с усмешечкой, хихикая. И даже мне кто-то сказал: «Ну и ничего, что смеются! Смеясь, люди прощаются со своим прошлым». Так ведь это выражение вы помните чье – Карла Маркса. И если прислушиваться к Карлу Марксу, тем более в нашей стране, – это уж последнее дело! Смеясь, можно расстаться не только со своим прошлым, что само по себе просто ужасно, но и с настоящим и с будущим. Поэтому, конечно, усмешки по этому поводу уж совершенно несвоевременны. Во всяком случае, сегодня.

В начале фильма детишки хохотали, им было смешно. С ними просто никто на эту тему не говорил. Им говорят все что угодно: и о всяких, извините за выражение, «предохранениях», и о «планировании» семьи (с детства приучают к мысли, что не Бог, а мы сами вправе решать, родиться ли ребенку или он в семье лишний…). О том говорят, что детям вообще вредно знать, но вот о том, что они, наши дети, являются объектами агрессивной атаки алкогольной промышленности, что на них делаются деньги колоссальные, огромные, что их просто спаивают для того, чтобы выкачивать прибыль, – вот об этом, как ни горько, не говорят. Практически нигде и никто: ни учителя, ни родители – не говорят. Для детей – и здесь вот по реакции зала мы видели – все то, что они услышали об алкоголе, о его опасности – все это для них совершенно внове, это для них целое откровение.

Ну конечно, когда им показали правду, когда представили факты и статистику, когда им рассказали, к чему это в конце концов неминуемо приводит, – конечно, они были потрясены. Никто, повторяю, им об этом всерьез не говорил. Хотя это студенты, которым по двадцать лет. Вот это поразительно: почему ни дома, ни в школе, ни в университете никто с ними об этом не говорит. Хотя мы видим постоянно: дети спиваются.

– Потерянное поколение?..

– Да не потерянное оно ничего! Надо просто заняться. Что значит – потерянное. Знаете, как в поле, там полным-полно что можно сделать. Надо просто заняться. Когда мы взяли хозяйство свое – вот поле было заросшее, и сорняки сплошной стеной, и березки уже на нем росли. И казалось, потерянное поле, ничего уже с ним не сделать. Что же: взялись, распахали, выкорчевали все, что не надо, посадили на нем все, что надо и сейчас получаем урожай. Вот то же самое и здесь. Надо просто взяться.

– Но ведь в душе-то труднее корчевать!

– Так с Божией помощью все возможно! Для Бога ничего невозможного нет.

– Хорошо: а просто верующие мамы, отцы – не состоящие в каких-то обществах, – что они могут сделать в такой беде?

– Самим не пить, не подавать пример, не вовлекать детей своим примером в пьянство. Кто из взрослых, если спросить: «Хотите, чтобы ваши дети пили?», – кто скажет: «Хочу»? Зная о том, что это такое, все скажут, сто процентов: «Нет, не хотим!»

Ну тогда сами не подавайте им пример. Яблочко от яблоньки недалеко падает. Что делаете вы дома, то сугубо, то есть вдвойне, втройне, будут делать ваши дети. Вот и вся задача. А если мы не хотим исправить себя, и только сетуем, что дети живут под девизом: «Бери от жизни все что можешь», – да не дети, а родители живут под этим девизом. Вот и дети, глядя на них, тоже – берут все…

Поэтому когда дети начнут спиваться, нечего винить в этом других. Виновата в первую очередь семья. Она не смогла воспитать ребенка своим благим примером. В позу ведь встают: «А что я, себе позволить не могу?» Ну позволяй. Позволяй… Только что за этим последует, ты сам знаешь. И сам будешь виноват. И перед Богом будешь нести ответственность.

– Придем к Богу со словами, как в молитве: «Вот я и чада мои, ихже Ты дал мне еси…» И как оправдаемся?– А вот и надо сейчас думать об этом часе. И о своих детях…

Ольга Ларькина

Источник: «Благовест», Самара

5 июня 2009 г.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×