Главному редактору газеты «Соратник» Г.И. Тарханову
Копии:
Министру связи и массовых
коммуникаций Российской
Федерации;
Директору Департамента
государственной политики в области СМИ Министерства связи
и массовых коммуникаций Российской Федерации Руководству
1-го канала Центрального Телевидения;
В
отдел по связям с общественностью ОАО
«ТРК-Петербург– Пятый
канал»;
Архимандриту Тихону
(Шевкунову).
Обращаюсь к Вам в связи с ситуацией, сложившейся вокруг проблемы алкоголизации населения и пытающейся противостоять ей программы «Общее дело».
Общероссийские каналы телевидения, равно как и печатные и электронные СМИ, с непростительной частотой допускают распространение заведомо ложной информации по проблеме алкоголизации населения, что сводит на нет усилия множества общественных и государственных организаций, направленных на внедрение здорового образа жизни (ЗОЖ). Вот вопиющий пример из числа недавних.
Считаю необходимым высказать свою точку зрения по данному факту.
Этот фильм дает некорректную трактовку антиалкогольной кампании 1985-1987гг.
Главный вывод, к которому невольно приходит зритель, посмотрев фильм: «Ах, как нехорошо бороться с пьянством! А идея трезвости – ну, просто абсурдна!». Итог плачевен – если авторы фильма хотели дискредитировать саму идею отрезвления нашего народа, то у них это блестяще получилось!
Против антиалкогольной кампании 1985-1987 годов авторы фильма выдвигают ряд обвинений – аргументов:
1. официальное ограничение торговли алкоголем привело к экономическому кризису и развалу СССР;
2. людей заставили стоять в очередях за спиртным;
3. зверски вырубили виноградники в исторических зонах виноградарства в Крыму;
4. начались массовые отравления населения суррогатами;
5. стало массовым самогоноварение, вследствие чего из продажи исчез свекольный сахар;
6. главный идеологический виновник кампании – «некто» Углов, который прославился тем, что стал искать градусы в кефире;
7. единственное место, где трезвость – норма жизни, это деревня Дураково, где живут бывшие алкоголики.
Именно в это время я писала диссертацию по антинаркотическому воспитанию школьников; все упоминаемые события изучала достаточно серьезно и детально. Предлагаю совместно разобраться с каждым из этих обвинений.
1. Ограничение торговли алкоголем привело к экономическому кризису и развалу СССР
Сегодня не секрет, что Адольф Гитлер, размышляя о политике в отношении покоренных славянских народов, сводил эту политику к краткой формуле: «водка и табак».
В 1945 г., предвидя победу СССР в Великой Отечественной войне, Ален Даллес, разработав план уничтожения СССР с помощью того, что сегодня называется информационно-психологической войной.
Вот что говорил Даллес:
«Окончился война… Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти «ценности» поверить. Как? Мы найдем своих единомышленников, своих союзников в самой России. Литература, театр, кино – все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать всех, кто станет насаждать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства – словом, всякую безнравственность.
В управлении государством мы создадим хаос и неразбериху… Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, предательство, национализм и вражду народов – все это мы будем культивировать в сознание людей… Всегда будем делать ставку на молодежь… И лишь немногие будут догадываться, что происходит. Но таких людей мы будем ставить в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ их оболгать и объявить отбросами общества…».
Впоследствии был Гарвардский проект-план развала СССР и Хьюстонский проект – план развала России.
Созревали условия для экономического развала и в самом СССР Административно-командный стиль управления экономикой все больше заводил ее в тупик, а социалистический бюджет позорно зависел от алкогольных денег. Так поступления в бюджет от винной монополии доходили до 29% от общего бюджета (Аргументы и факты.-2006.-№45.-С6).
Во время ограничительных мер бюджет СССР действительно недополучил «алкогольных» денег, но они поступили в Сбербанк. Однако неэффективность социалистической экономики не позволила рационально использовать эти средства.
Не без заморской «помощи» росли противоречия между республиками СССР, приводившие к распаду связей и к кризису производства.
Каковы же истинные причины экономического развала СССР?
Антиалкогольная кампания не могла быть собственно причиной экономического кризиса и развала СССР. И эта тема давно ждет честного и беспристрастного исследования.
2. Людей заставили стоять в очередях за спиртным
Сократив производство алкоголя за два года на четверть, число магазинов, торгующих спиртным, сократили в 5 раз, а время торговли – в 2 раза. Таким образом, в среднем доступность алкоголя сократилась в среднем в 10 раз. Дальше – больше. В отдельных областях – Астраханской, Рязан-ской – число вино-водочных магазинов сократилось в 50 раз!
Господа-чиновники не умели считать? Ведь какие-то пропорции надо было соблюдать. Или кто-то очень умный догадался, как обозлить народ и настроить его против борьбы с пьянством? Самое любопытное, что каждый день находились журналисты, которые все это народное унижение снимали на пленку, а вечером показывали по ТВ, чтобы обозлить народ еще больше*
3. Вырубили виноградники
Действительно, вырубка виноградников привела к трагическим последствиям, таким как самоубийство Павла Легойды, директора института «Магарач».
Но интересно, кто давал приказы на вырубку? Только ли из «благих побуждений» отрезвить народ? Ведь в Указе не планировалось ликвидация винодельческой отрасли. Однако и представление о том, что главное применение винограда – это изготовление вина, сомнительно.
В Указе речь шла о том, чтобы частично заменить винные сорта винограда столовыми. И при разумном подходе это никак бы не сказалось на важной отрасли земледелия в южных районах страны.
Вспоминается один разговор с врачом-психиатром из трезвого Ирака. На вопрос о том, что они делают из винограда, он охотно объяснил: «Как что? Едим вволю свежий виноград, делаем соки, пастилу, джемы. Мы очень любим виноград!»
4. Начались массовые отравления суррогатами
В 1987 году СМИ раструбили сведения о том, что в 1987 году в СССР алкоголем и его суррогатами отравились 11 тысяч человек, но промолчали, что в 1984 году алкоголем и суррогатами, согласно статистическим отчетам, отравились 44 тысячи человек, т.е. в 4 раза больше, чем до антиалкогольных постановлений. Правду о том, что общее число отравлений алкоголем и его суррогатами не только не увеличилось, но сократилось в 4 раза, народ не знает до сих пор. Не знает и статистику отравлений алкоголем и его суррогатами в сегодняшней России, население которой в 2 раза меньше, чем в бывшем СССР. Сегодня мы не боремся с пьянством, и человеческие потери от отравлений алкоголем и его суррогатами значительно превышают все, что было раньше. Промолчали об этом и авторы фильма.
Статистика смертности от случайных отравлений алкоголем и его суррогатами в одной только России (численность человек) такова:
1991 г. – 16 653
1992 г. – 26 209
1993 г. – 45 425
1994 г. – 55 473 (была отменена госмонополия на алкоголь)
1995 г. – 43 461
1996 г. – 35 233
1997 г. – 27 924
1998 г. – 21 800
1999 г. – 24 100
2000 г. – 33 979 (прирост, очевидно, связан с наращиванием производства пива)
2001 г. – 37 824
2002 г. – 40 121
2003 г. – более 54 000
2008 г. – около 36 000 человек (сокращение смертности, очевидно, связано с введением акцизной марки, что несколько снизило доступность алкоголя).
Итак, только от прямых отравлений алкоголем и его суррогатами ежегодно вымирает население небольшого российского города. При этом 93 процента всех смертей вызвано не «некачественным» алкоголем, а его чрезмерным количеством. Но почему-то об этом никто шума не поднимает. Не потому ли, что сегодня алкогольный капитал добился, чего хотел: ему позволили беспрепятственно, практически без всяких ограничений наживаться на человеческих, слабостях?
5. Стало массовым самогоноварение, поэтому исчез сахар
Авторы фильма уверяют, что самогоноварение фактически полностью компенсировало государственное сокращение производства алкоголя. Из магазинов исчез сахар.
Здесь тоже не все сходится. Согласно статистическим отчетам, среднедушевое потребление сахара в 1987 году выросло всего на 2 килограмма по сравнению с 1985 годом. То есть никакого чрезвычайного роста потребления сахара не произошло. Как показали исследования тех лет, никакого чрезвычайного роста самогоноварения в годы борьбы с пьянством не было, а дефицит сахара был тщательно спланирован. (Л. Овруцкий. О сладком аргументе самогонного вызова/Трезвость и культура.-1988.-№4.-С.43-45).
Кроме того, исследователь алкогольной проблемы Д.А.Халтурина в своем интервью авторам обсуждаемого нами фильма заявила, что в годы антиалкогольной кампании сразу же снизилась смертность и резко выросла рождаемость. Ни до Указа, ни после, – таких позитивных демографи-ческих показателей не было.
В исследовании А.В.Немцова, одного из главных специалистов по проблеме алкоголизации населения, показано, что только в 1985-1987 гг. ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 3,2 года, а женщин на 1,2 года. Только за два года антиалкогольная кампания в России сберегла жизни примерно 700 тысяч человек. А к 1993 году, когда потребление алкоголя достигло уровня 1984 года, количество спасенных от гибели россиян (действием и последействием антиалкогольных мер 85-87 гг. – ред.) приблизилось к миллиону (A.B. Немцов. Алкогольная ситуация в России. – М., 1995.-С.47, 85).
В годы антиалкогольной кампании на четверть снизилась общая преступность, а по тяжким преступлениям на одну треть; снизились прогулы, аварии, пожары. Детей в те годы рождалось на 0,5 миллиона в год больше, чем прежде. Снизилось число разводов, повысилась производительность труда (Ф.Г.Углов. Трезвость строится на правде.– Соратник.-1998.-С.2).
Возникает вопрос: если народ в массовом порядке перешел на самогон, то откуда взялась трезвость в семьях и почему улучшились демографические и другие показатели? Значит, все-таки народ стал пить меньше!
И все-таки, куда исчез сахар? Ходили слухи, что с началом антиалкогольной кампании несколько крупнейших сахарных заводов страны срочно встали на капитальный ремонт. А еще ходили слухи о том, что склады ломились от сахара, но населению его выдавали по талонам (и это не слухи, а достоверные факты, подтвержденные документами и публикациями – ред.).
6. Главный идеологический виновник – Углов, который «прославился» тем, что стал искать градусы в кефире
Академик Федор Григорьевич Углов |
Федор Григорьевич Углов вошел в историю России как доктор медицинских наук, академик РАМН, действительный и почетный член Петровской академии наук и искусств, вице-президент Международной славянской академии, президент Государственного Православного фонда, почетный доктор Санкт-Петербурского государственного медицинского Университета им. академика И.П. Павлова, главный редактор журнала «Вестник хирургии» (1953), член Союза Писателей России, почетный член, многих отечественных и зарубежных научных обществ.
Он удостоен звания Лауреата Ленинской премии, имел десятки других почетных наград и был занесен в Книгу Рекордов Гиннеса как старейший практикующий хирург России и СНГ.
Федор Григорьевич Углов, ушедший из жизни незадолго до 104-летия 22 июня 2008 года (симво-лично, что он умер в день начала Великой Отечественной войны, только на антиалкогольном фронте), стоял у истоков пятого трезвеннического движения в России. Он автор книг: «Сердце хирурга», «Ломехузы», «Правда и ложь об алкоголе», «В плену иллюзий» (во втором издании – «Из плена иллюзий»), целого ряда статей об алкогольной проблеме.
Он одним из первых вслед за социологом И.А. Красноносовым заявил, что Россия спивается и ее ждут великие потрясения, если не начать немедленное отрезвление. Труды Федора Григорьевича занимают достойное место среди исследований алкогольной проблемы таких титанов мировой науки, как швейцарец А.Форель, русские ученые И.П.Павлов, И.М.Сеченов, В.М.Бехтерев, С.С.Корсаков. В их ряд можно поставить современного ученого – автора немедицинского метода избавления от алкогольной и табачной зависимостей – Г.А.Шичко.
Антиалкогольная публицистика Ф.Г.Углова прекрасно дополняет публицистическую прозу о трезвости Л.Н.Толстого (например, «Богу или мамоне?», «Пора опомниться», «Для чего люди одурманиваются?» и другие), статьи Н.Добролюбова о народной трезвости, философские эссе Ивана Ильина о культуре жизни в семье и др.
В связи с этим, почему бы Санкт-Петербургскому телеканалу не снять фильм о жизни и деятельности академика Ф.Г.Углова? Это был бы реальный вклад в дело отрезвления нашего народа и дань памяти достойному человеку. Таких людей в Японии, например, называют «человек – национальное достояние».
Не унижать академика надо было бы авторам фильма, а попытаться разобраться, какие градусы в кефире искал великий ученый. А правда такова: кефир получают на основе спиртового брожения, и содержание алкоголя в кефире может достигать полутора процентов. Если для взрослых людей это незаметно, то для грудных детей ситуация может оцениваться иначе. Странное дело, к началу 80-х годов все детское питание в СССР стало кефирным, тогда как во всем мире детей кормили и продолжают кормить йогуртами и другими кисломолочными продуктами на основе не спиртового брожения.
ПРОБЛЕМА
В современной России явно не хватает научно-исследовательского института, который бы объективно оценивал такие вещи. А ведь в дореволюционной России даже была создана специальная комиссия по изучению алкогольных проблем, которая работала в течение 17 лет и пришла к неприятным для алкогольного капитала выводам. Может быть, поэтому у нас, при такой остроте алкогольной проблемы, научно-исследовательского института по изучению этой проблемы нет, зато музей водки есть. Музеев трезвости в современной России тоже нет! Почему? Разве народу не нужна правда? И разве мы не вырождаемся от пьянства?
7. Единственное место, где трезвость – норма жизни, это деревня Дураково, где живут бывшие алкоголики
Фильм заканчивается тем, что один из бывших алкоголиков с невнятной примитивной речью дает интервью и призывает свою подружку бросить пить, потому что «хватит уже».
Чтобы развенчать образ трезвенника и саму идею трезвости, лучшего приема придумать было невозможно. Между тем, как уже упоминалось, Россия переживает пятый этап трезвеннического движения. Тысячи нормальных людей бросают пить не потому, что у них проблемы с алкоголем, но потому, что они осознали – народ спивается, это уже приводит к деградации и разрушению государства. Вот неполный список общественных трезвеннических организаций, действующих сегодня на территории России: «Союз борьбы за народную трезвость», «Оптималист», «Международная академия трезвости» (МАТр), Молодежная антинаркотическая федерация России (МАФР), общественное движение «Молодежь за трезвую Россию», «Международная лига трезвости и здоровья», «Международная независимая ассоциация трезвости» (МНАТ).
Но о них – заговор молчания, и не только в этом фильме!
В современной России сегодня издаются трезвенные газеты и журналы: «Соратник» (газета Союза борьбы за народную трезвость, издается с 1994 г., г. Абакан, Хакассия), «Трезвение» (газета Всероссийского Иоанно-Предтеченского Православного братства «Трезвение», издается с 2000 г., г. Абакан), «Мы молодые – выбираем жизнь!» (газета общественного движения «Молодежь за трезвую Россию», издается с 2001 г., г. Челябинск), «Трезвое слово» (журнал Всероссийского Иоанно-Предтеченского Православного братства «Трезвение»), газета «Оптималист» (общероссийская газета оптималистов, г. Абакан), «Феникс» (информационный бюллетень Международной независимой Ассоциации Трезвости (г. Казань) и другие. Подписаться на них по обычному почтовому каталогу, к сожалению, нельзя. Зато есть трезвенные сайты, доступные любому пользователю Интернета.
ПРОБЛЕМА
После просмотра фильма «Полусухой закон СССР» так и хотелось повторить известное сталинское: «Вы или дурак, или враг?».
Сегодня Россия находится в глубоком демографическом кризисе: на одно рождение приходится 2-3 смерти. Наш демографический кризис связан не только с низкой рождаемостью (она снизилась во всех европейских странах), а с чудовищным явлением сверхсмертности. Оно чудовищно и чрезвычайно для мирного времени. И главной причиной вымирания России исследователи считают алкоголь (Д.А.Халтурина, А.В. Коротаев. Алкогольная катастрофа и возможности государственной политики в преодолении алкогольной сверхсмерности в России. – М. 2008.-С.5-58). A.B. Немцов даже назвал алкоголь «главным убийцей россиян»!
«Русский крест» – это ситуация, когда смертность прямо пропорциональна, а рождаемость обратно пропорциональна употреблению алкоголя.
Остается удивляться равнодушию (если не сказать жестче) наших СМИ, включая Центральное Телевидение, не использующие свой информационный потенциал как важнейший инструмент отрезвления народа и поступающие «с точностью до наоборот»: постоянно прямо и косвенно пропагандирующие пьянство и курение (не телевидение, а сплошной перекур и звон бокалов).
Благое начинание с показом передачи «Общее дело» по Первому Каналу ЦТВ, в которой честно и открыто впервые за долгое время заговорили о проблеме пьянства в России, видимо, уже успели похоронить.
Да и передачи эти очень мало кто видел, ведь в отличие от мыльных опер и коммерческой рекламы, программа «Общее дело» практически не рекламировалась! Я спрашивала в большой студенческой аудитории, кто посмотрел эти передачи: не поднялась ни одна рука! Они о них просто не знали. Прекратили показ и антиалкогольных роликов. Справедливости ради следует указать, что журнал «Фома» в майском номере поместил ознакомительный двухстраничный материал о проекте «Общее дело» (автор Игорь Павлов) со ссылками на информационные сайты для желающих, но разве по доступности такая реклама может сравниться с тем, как рекламируются все остальное?
В специальной литературе сегодня проходит много материалов о растущей алкогольной катастрофе. Однако до населения эта информация не доходит!
В интервью, показанном в фильме «Полусухой закон СССР», экс-президент СССР М.С. Горбачев заявил, что если бы начать все сначала, он «никогда бы не организовал ту антиалкогольную кампанию» (что также вызывает естественный вопрос – враг он или дурак – ред.).
ПРОБЛЕМА
Одним из главных методов информационно-психологической войны является метод доведения идеологических кампаний и лозунгов до абсурда. Кто виноват, что антиалкогольная кампания 1985-1987 годов была доведена до абсурда? Уж точно не Углов. Не он возглавил созданное тогда бюрократическими методами Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость (ВДОБТ). Ни его, ни других лидеров трезвеннического движения и близко не подпустили к официальным кругам, проводившим ту кампанию. А сама кампания и все что с ней связано – это типичный образец информационно-психологической войны, описанной в современной научной литературе (В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин. Третья мировая информационно-психологическая война. – М., 1999; Н.А.Гринченко. Методы информационно-психологической войны применительно к алкогольно-наркотической проблеме/ Основы собриологии, валеологии, социальной педагогики и алкологии. Вып.11.-Н.Новгород-Севастополь, 2002.– С.80-90).
Главными методами этой войны, кроме уже названного, являются:
* метод большой лжи;
* метод малой лжи;
* метод расчленения правды, выделение истинных, но единичных фактов и отождествление их с самим явлением;
* метод формирования моды на дурманы;
* метод замены современных проблем прошлыми;
* метод проецирования современных проблем в прошлое;
* метод подмены понятий и другие.
ВЫВОД
Все, что связано с освещением в наших СМИ антиалкогольной кампании 1985-1987 гг. укладыва-ется в рекомендацию идеологов информационно-психологической войны: «Всегда говорите правду, гораздо больше правды, чем от вас ожидают, никогда не говорите всю правду». Кому-то очень не хочется, чтобы наш народ стал трезветь, то есть изменил качество жизни с одурмани-вающего на здоровое и перспективное.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Силы тьмы больше всего боятся света. Совершенно очевидно: для того чтобы оздоровить ситуа-цию, для начала необходимо продолжить честный разговор о проблеме пьянства в России, нача-тый проектом «Общее дело», привлекая к дискуссии ведущих специалистов и население, но никак не людей, заинтересованных в дискредитации идеи отрезвления нашего народа. Программы каждого выпуска должны быть тщательно продуманы, а вести программу должны компетентные люди.
Почему реклама пива не сходит с экрана, а антиалкогольные ролики поторопились убрать?