Православный календарьПравославный календарь
Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950)
Павел Тихомиров
Иван Сергеевич попытался создать православный роман, самим фактом своего существования указывающий на возможность возвращения культуры в лоно Церкви.
Дети! Последнее время
Прот. Лаврентий Фарли
Воскресение Христово – это не столько окончание повествования о Христе, сколько начало повествования о грядущем веке.
«Я чувствую в себе мрак. Что мне делать?»
Иером. Серафим (Алдя)
Каждый человек, которого ты спасаешь, возлюбленный мой, — это твое сокровище. Твое сокровище перед Христом в день Суда.
«Каждую неделю левые грозятся меня убить»
Свящ. Франциско Сальвадор
Десятки молодых людей были готовы стать мучениками, умереть за Христа.
Духовный закон
Валентина Ульянова
Бог «меняется» тогда, когда меняются люди. Человек своим покаянием может изменить решение Бога! Это дело нешуточное.
«Закон духовной жизни таков: если я сяду, то мои дети лягут»
Прот. Василий Гелеван
Все слова меркнут, если твой личный пример противоречит тому, что ты говоришь. Я уважаю таких людей, которые говорят одно, а делают… то же самое.
Иконописец Андрей Патраков
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Андрей Александрович – член Творческого союза художников России и Международной федерации художников ЮНЕСКО.
Математик Алексей Савватеев: «Нагорная проповедь — это что-то запредельное»
В школе я постоянно думал над тем, что Ермак рисковал ради Какого-то Иисуса Христа.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 2. Отшельницы
Жизнь, незаметно протекающая в этих горах, – будто ожившие страницы древнего Патерика.
Невидимые пустынники Буковинских гор
Ч. 1. Восхождение на Джумэлэу
Традиция отшельничества в Румынии не прерывалась никогда. Она жива до сих пор, и монахи по-прежнему продолжают подвизаться в ущельях и пропастях земных.

«Осужден… за религиозные убеждения»

10 сентября в 12 часов на Воскресенском кладбище Саратова Епископ Саратовский и Вольский Лонгин совершит панихиду по убиенным и претерпевшим гонения от безбожных властей. Во время богослужения будет читаться синодик с именами пострадавших за веру на саратовской земле. Член Епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия Валерий Теплов рассказывает о тех, кто вошел в этот список, и о том, в чем безбожная власть обвиняла этих людей

— Работа по сбору сведений о саратовских подвижниках благочестия была начата в свое время Архиепископом Пименом (Хмелевским; † 1993). В 1991 году из Министерства безопасности Российской Федерации были переданы Саратовскому епархиальному управлению 19 списков на репрессированных мирян и духовенство Русской Православной Церкви. Эти списки были частично опубликованы в официальном печатном органе «Саратовские епархиальные ведомости» и послужили основой для вышедшей в 2000 году книги «Саратовские подвижники», содержащей жизнеописания выдающихся деятелей Русской Церк­ви, связанных с саратовским краем. В 2004 го­ду по благословению Преосвященнейшего Лонгина, Епископа Саратовского и Вольского, была образована Епархиальная комиссия по канонизации подвижников благочестия Саратов­ской епархии, которая тщательно собирает и рассматривает документальные материалы для прославления подвижников веры и благочестия, живших на саратовской земле, в том числе, подверг­шихся гонениям за веру в двадцатом веке.

На сегодняшний день в синодик с именами пострадавших за веру на саратовской земле нами внесены более тысячи имен — 1029 человек. В их числе 34 архиерея, 33 инока (из них 25 в священном сане), 32 протоиерея, 223 священника, 3 игумении, 176 инокинь, 27 диаконов (в том числе 4 протодиакона), 42 псаломщика, 322 мирянина, 137 мирянок. Формулировки обвинений стандартны: «за участие в антисоветской группировке церковников», «антисоветская агитация среди верующих», «клевета на колхозный строй», «участие в контрреволюционной группировке церковников», «за сбор средств на восстановление церкви», «за требования возвращения церкви верующим», «активная церковница... за организацию культов и обрядов». Священники были судимы «как служитель культа», «за распространение религиозных обрядов», «за агитацию против закрытия церквей», «за распространение религиозных убеждений». При этом нужно учитывать, что «антисоветская агитация» — это зачастую лишь высказанный протест против закрытия храма, а «контрреволюционная деятельность» наскоро создавалась протоколами лжесвидетелей… В некоторых делах прямо указывается на то, что тот или иной человек был осужден «за религиозные убеждения».

Вот примеры церковных «преступлений»: инокиня Хвалынского монастыря Ольга (Ананьева) арестована «за сбор средств на восстановление церкви в городе Хвалынске», инокиня Чагрин­ского монастыря Олимпиада (Алейникова) арестована «за распространение религиозных обрядов», инокиня Ольга (Ленючева) — «за распространение стихов религиозного содержания». Инокиня Феона (Зибарева) была осуждена по обвинению «в проведении клеветнической провокационной деятельности против СССР». Диакон Лука Бабенышев — «за антисоветскую агитацию и связь с церковниками». Староста церковного совета села Рыбное Сергей Брехов приговорен к высшей мере наказания «за открытие церкви». Диакон Павел Вертешов был расстрелян «за недонесение о контрреволюционной деятельности среди церковников», священник Владимир Веселовский осужден «за антисоветскую агитацию среди верующих», которая заключалась в протесте против снятия колокола в соборе. Супруга священника Татиана Царева была осуждена на десять лет лишения свободы «как участник нелегальных сборищ церковников и монашек». Вольская домохозяйка Евфимия Власова была расстреляна «за организацию религиозных обрядов», инокиня Антонина (Герасимова) — «за антисоветскую агитацию и пропаганду религии», монахиня Фаина (Де-Жорж) — «за антисоветскую агитацию по защите Русской Православной Церкви», инокиня Марина (Савельева-Ермилова) — «подстрекательство населения к открытию церкви». Священник Александр Кипрский был обвинен «в создании кулацко-поповской группировки, в срыве мероприятий, проводимых на селе, и распространении провокационных слухов» и расстрелян. А священник Иаков Яштайкин расстрелян «по обвинению в шпионаже в пользу Японии»…

Статья обвинения в основном одна — печально известная 58-я. Распространенные приговоры: «к высылке в Северный край сроком на 3 года», «к высылке в Казахстан сроком на 3 года»; осуждались к 5, 8, 10 или 25 годам лишения свободы. Значительная часть была приговорена к высшей мере наказания. Зачастую, не выдержав условий заключения, подследственные не доживали до вынесения приговора: некоторые личные дела заканчиваются записью о прекращении «в связи со смертью обвиняемого в следственном изоляторе». Практически все, чьи имена вошли в список пострадавших за веру, были полностью реабилитированы в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР 1989 года.

Накануне празднования Собора Саратов­ских святых на Воскресенском кладбище мы будем молиться об упокоении всех пострадавших за веру на саратовской земле — и тех, чьи имена нам известны, и тех, чьи имена ведомы только Господу.

Газета "Православная вера", № 17 (445), август, 2011 г.

Источник: Православие и современность

10 сентября 2011 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 1 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×